kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние цвета интерьера на эмоциональное состояния школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить влияние цвета как фактора, воздействующего на умственную работоспособность школьников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние цвета интерьера на эмоциональное состояния школьника»

Акмолинская областьБурабайский район

Школа – интернат общего типа г. Щучинска








Влияние цвета интерьера на человека




Направление: Здоровая природная среда - основа реализации стратегии Казахстан 2030

Секция: Охрана окружающей среды и здоровья человека


Руководитель: Афанасьева Наталья Юрьевна, учитель ИЗО








г. Щучинск, 2016 г.




Абстракт

Цель: изучить влияние цвета как фактора, воздействующего на умственную работоспособность школьников.

Задачи: 1. Изучить научные литературные источники для выяснения существующих методик определения концентрации внимания у школьников.

2. Спланировать и провести эксперимент по изучению влияния цвета на внимание.

3.Обработать полученные данные с помощью математического анализа и составить таблицы и диаграммы.

Гипотеза: Если изучить силу воздействия цвета на умственную работоспособность школьников, то можно влиять на их самочувствие и трудоспособность.

Методы исследования:

  1. Проведение эксперимента с использованием корректурных буквенных

проб (таблицы Анфимова).

2.Статистический метод анализа данных.

3.Математический анализ данных.

4.Построение таблиц и диаграмм.

Новизна исследования:

Сегодня, к сожалению, еще нет ни одной исчерпывающей теории о физиологическом процессе восприятия цвета, которая могла бы объяснить все многообразие вопросов, связанных с влиянием цвета на человеческий организм. Цвет оказывает влияние на человека, разные цвета могут воздействовать на наше эмоциональное состояние по-разному. Есть цвета активные, возбуждающие наше эмоциональное состояние, или успокаивающие, есть цвета, которые влияют на умственную активность человека и его настроение.

Практическая ценность работы:

Настоящая работа посвящена проблеме влияния цвета на умственную активность школьников. Учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние школьников. Таким образом, данная работа найдет конкретное применение на практике. Полученные результаты можно использовать в образовательных учреждениях с целью повышения умственной продуктивности учащихся.







ABSTRAKT

Problems:

1. Study the scientific literary sources for clarification existing methodses of the determination to concentrations of attention beside schoolboy.

2. Plan and conduct the experiment on study of the influence of the colour on attention schoolboy in group by amount 25 persons.

3. Process got given by means of mathematical analysis and form the tables and diagrams.

The Hypothesis: If study power of the influence of the colour on mental capacity to work schoolboy, that possible influences upon their general state and ability to work.

The Methods of the study:

1. Undertaking the experiment with use корректурных alpha tests (the tables Anfimova).

2. The Statistical method of the analysis data.

3. The Mathematical analysis data.

4. The Building of the tables and diagrams.

Novelty of the study:

Today, regrettably, else no nor one exhausting theories about physiological process of the perception of the colour, which could explain all variety of the questions, in accordance with influence of the colour on human organism. The Colour influences on person, colour miscellaneous can act upon our emotional condition differently. There is colour active, agitating our emotional condition, or becalming, there is colour, which influence upon mental activity of the person and his(its) mood.

Practical value of the work:

The This work is dedicated to problem of the influence of the colour on mental activity schoolboy. The Teacher must take into account the influence of the colour on emotional condition schoolboy. Thereby, given work will find concrete using in practice. The Got results possible to use in educational institutions for the reason increasing of mental productivity uchaschihsya.










Введение

Первым фактом, с которым мы столкнулись при исследовании отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Почему это так? "Все живое стремится к цвету", - так сказал когда-то великий Иоганн Вольфганг Гете. В своём «Учении о цвете» он писал, что «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом.

Цель нашего исследования: выявить, какое воздействие имеет цвет на человека и как влияет цвет на эмоциональное и умственное состояние школьника.

Нами проведены ряд исследований, в которых мы убедились, что цвет имеет главенствующую роль в жизни человека. установили, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека.

Используя классическую методику в виде опроса, тестирования и тренингов, мы выявили, что наиболее приятное влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, способствуют нормальному кровенаполнению сосудов, повышают работоспособность руки. Красный цвет действует противоположно. Длительное действие красного создает цветовую усталость. Зеленый цвет помогает быстро снять неприятные ощущения, вызванные красным цветом. Ежедневное восприятие "зелени" – важный гигиенический фактор. Гигиенисты показали, что светлые (бежевые, салатные) тона повышают освещенность, благоприятно влияют на работоспособность.

Человек давно заметил действие каждого цвета на его состояние и систематизировал виды цвета по их психофизическому воздействию, выделив наиболее благоприятные, а также отвергаемые, способствующие изменять его состояние. Мы попытались найти такой цвет в интерьере, который вызывал бы благоприятный эмоциональный отклик у учащихся.



1. Литературный обзор

1.1 Влияние цвета на эмоции

Мир вокруг нас окрашен во все цвета радуги. Но практически никто из нас не знает, ни смысла цвета, ни сущности.

Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние, настраивая его в унисон с окружающим миром.

Ещё философы и учёные Древней Греции пытались проникнуть в глубины восприятия цвета. Известный древнегреческий ученый Аристотель одним из первых написал трактат, специально посвященный вопросу о цвете и носящий название "О цветах". В китайской «Книге перемен» рассматривались через 64 гексаграммы цветовых композиций, дающие объяснение тайнам Вселенной. Особенно ярко семантические направления цвета развивались в эпоху средних веков. В V-VI веке в Византии сложилась система символики цвета, связанная с религиозными представлениями. Каждый цвет рассматривался как одна из форм материализации духовного, прекрасного, божественного и воспринимаемого по средствам цветового зрения. Позже многие исследователи, такие как Пальмер, Юнг, Гельмгольц, Гейл, Люшер и другие внесли существенный вклад в изучение действия цвета на физиологическое и эмоциональное состояние человека. То есть еще в XIX веке знали, что цвет воздействует на эмоции, а те, в свою очередь вызывают изменения артериального давления (АД), пульса, дыхания, скорости реакции, силы и других составляющих здоровья человека. Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса центральной нервной системы. Известны случаи «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации (повышенная утомляемость). У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития. Таким образом, присутствие цветов также вызывает различные эмоции, некоторые усиливают чувство удовлетворения жизнью и воздействуют на социальное поведение, а некоторые наоборот. Все это говорит о прямом действии цвета на тело и разум человека.

Существует мнение, что отношение к цвету является врождённой особенностью у человека. У каждого имеются устойчивые предпочтения, составляющие "личную цветовую шкалу" как одно из проявлений своей индивидуальности. Имеется в виду так называемый цветовой тест М. Люшера. Показана зависимость предпочтения цвета от социального положения испытуемых, их образовательного ценза и возраста. Менее образованные слои населения и дети предпочитают более яркие цвета: малиновый, желтый, красный. Взрослые образованные испытуемые (средний класс) и люди пожилого возраста предпочитают более холодные цвета: серый, синий, сине-зеленый. Установлено, что процент предпочтения малинового цвета увеличивается в группах умственно-отсталых детей, а также больных истерией и беременных. Женщины, страдающие избыточным весом, чаще предпочитают синий и сине-зеленый цвета и отвергают желтый и оранжевый.

Таким образом, темно-синий цвет покоя и пассивности, ярко-желтый цвет активности, надежды. Эти цвета по М. Люшеру, символизируют условия существования человека, поэтому они являются детерминирующими. Красный цвет – является символом охоты, нападения, агрессии. Зеленый цвет символизирует действия самосохранения, цвет окружающей среды (трава, кустарники) служит символом защиты. Все четыре цвета связаны с воздействием, поведением и самоощущением человека. Серый цвет, как отсутствие цвета, символизирует разделение, отгораживание. Черный цвет символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.

На рисунке (рис.№1) показано, какие цвета дают более благоприятное воздействие, а какие нет. Зелёный цвет, как видно занимает самое нейтральное положение, чем другие цвета. Фиолетовый имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее, как например голубой цвет, поэтому он должен находиться в стороне.







Рисунок 1. Благоприятные цвета.

Таким образом, определённые цвета влияют на человека по-разному. 
Если цветовой круг разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые, а в другую – зеленые, голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета, то они будут составлять две группы цветов. Первые из них называются теплыми цветами, вторые – холодными. Холодными считаются цвета, которые по нашим ассоциациям связаны с прохладой, тенью деревьев, холодной водой, морозом. Теплыми считаются цвета, связанные с жарой, огнем, летом, солнцем (рис.2)














Рисунок 2. Холодные т тёплые цвета.

Березницкас А.И., Бажин Е.Ф., Эткинд М.А. изучали цветовые соответствия эмоциональным состояниям. Эткинд А. получил цветовые профили основных эмоций, и эмоциональные профили теста Люшера (табл. 1).

Цвет

Эмоции

Синий

Интерес, грусть, страх

Зеленый

Интерес, удивление, радость

Красный

Гнев, радость

Желтый

Удивление, радость, интерес

Фиолетовый

Отвращение, утомление, стыд

Коричневый

Утомление, стыд

Черный

Страх, гнев

Серый

Утомление, грусть











Таблица 1. Цвето - эмоциональные соответствия (Эткинд А.М.)


Разумнее считать, что нормальный, уравновешенный человек находится в гармоничном отношении со всеми цветами. А случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной неприязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности.

Предпочтения тех или иных цветов определяются в функциональной психологии путем тестирования. Каждый цвет определённой функциональной группы влияет на конкретную эмоциональную область человека (табл. 2).

Функциональная группа

Цвет

Область влияния


Возбуждающие, 
стимулирующие

Красный

Чувство собственного достоинства,самоутверждение, доминирование

Красно-оранжевый

Страстные чувства, раздражимость, агрессивность

Желто-оранжевый

Честолюбие, потребность в сочувствии, стремление к участию

Золотистый

Самовозвышение, слава

Желтый

Подвижность, коммуникации, усиленная связь с окружающим миром

Зеленовато-желтый

Сосредоточенность внимания, повышение способности к восприятию



Успокаивающие, восстанавливающие

Ультрамариновый

Рациональное управление собой и другими

Васильково - синий

Душевное смягчение, примирение, приглушение половых инстинктов

Зеленовато-голубой

Приглушение двигательных функций, выравнивание эмоциональных колебаний,
снижение агрессивности, избавление, освобождение

Зеленый

Сохранение ровного эмоционального состояния, успокоение двигательных процессов

Активизирующие рефлексию, концентрирующие
внимание на внутренних переживаниях

Пурпурно-розовый

Покой мыслей, созерцательность

Фиолетовый

Медитативная восприимчивость, понижение способности к восприятию внешнего мира

Сиреневый

Потребность в защищенности, восприятие окружающего мира как обременительного

Стабилизирующие

Охряно-желтый

Социальная стабилизация

Коричневый

Укоренение, верность место -положению

Оливково-зеленый

Уменьшение личных притязаний, потребность в поддержке

Пастельные

Сублимация

Не способствующие жизненной силе

Черный (принуждающий, формализующий)

Отрицание, схематизация, возведение в абсолют

Белый (гасящий, отменяющий)

Забвение, опустошение, прекращение (мнимый мир)

Таблица 2. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека.


То есть в психологии каждый цвет влияет на сознание по-разному и имеет свое значение. Когда мы видим какой-либо цвет, у нас возникает определенная эмоция, повышается или понижается настроение. В таблице 3 показано, как цвета влияют на эмоции человека по 55 бальной шкале.

Цвет 

Эмоции

Серый

6

4

2

27

1

15

18

12

53

Синий

27

4

2

27

5

7

13

15

8

Зелёный

26

10

26

13

8

7

19

8

7

Красный

16

52

23

4

55

4

4

17

2

Желтый

20

24

55

1

9

19

12

15

1

Фиолетовый

5

12

14

12

6

22

16

7

12

Коричневый

10

8

3

14

4

27

17

3

23

Черный

10

2

2

22

38

18

13

43

24

Таблица 3. Влияние цвета на эмоции.

Изучая литературу о психологической характеристики цветов, мы выявили, как цвета влияют на эмоциональное, физическое и психическое состояния человека (Приложение 1, 2 3).








2. Экспериментальная часть

2.1 Восприятие цветовой гаммы человеком

Общая схема и методы экспериментального исследования:

  1. Посещение заведений города для выявления цветового влияния на человека.

  2. Отбор экспериментальных методик исследования, отбор оптимальных методов статистической обработки данных.

  3. Реализация эксперимента.

  4. Качественный анализ выявленных в результате проведенных исследований и закономерностей.

  5. Разработка рекомендаций по использованию цвета в учебном процессе, а также для оптимизации жизненного пространства учащихся в целом.

2.1.1 Исследование покупательной способности покупателей в продуктовых магазинах

Наше исследование мы начали с восприятия цвета человеком. Мы посетили такие заведения города, как магазины, кафе, рекламное агентство.

Посетив магазины «Караван», «Кристалл», «Ак желкен», «Гранд», мы получили информацию о потребностях покупателя (Приложение 4).

Были заданы такие вопросы:

  1. Примерно сколько человек проходит в день?

Ответ: около 1500 – 2000 человек.

  1. Опрос обслуживающего персонала магазинов: «Как вы считаете, по каким параметрам покупатель выбирает товар: по сроку годности; по составу продукта; дорогую продукцию; по эстетическому виду продукции?»

Ответ: около 32% выбирают товар и (т.е. по качеству); примерно 20% - по цене, из них 47% выбирают, считая ее более качественной, 53% - по возможности; 48% - выбирают товар.

Мы побеседовали с покупателями, опросили 100 человек.

категория опрошенных людей

по сроку годности

по качеству

дорогую продукцию

по эстетическому виду продукции

обслуживающий персонал

магазинов «Караван», «Кристалл», «Ак желкен», «Гранд» (по 1500-2000 покупателей в день)

17 %

10 %

20 %, из них половина по качеству

53 %

Потребитель (100 чел.)

20 %

23 %

13 %

44 %

Таблица 4. Опрос населения в магазинах.

  1. По каким параметрам вы выбираете товар? Ответ: около 22,4% выбирают товар по сроку годности и составу продукта (т.е. по качеству); примерно 38,6% - по цене, из них 47% выбирают дорогую продукцию, считая ее более качественной, 53% - по возможности; 44% - выбирают товар по эстетическому виду продукции. Мотивируя тем, что каждый изготовитель заинтересован в успешной реализации своей продукции, соответственно упаковка должна быть яркой, и качество в такой упаковке должно отвечать стандартам.












Диаграмма 1. Опрос населения в магазинах.

Вывод: Как мы видим доминирует этетический вид продукции, значит производитель руководствуется влиянием цвета на эмоциональное состояние человека (Диаграмма 1).

2.1.2 Исследование выбора одежды по цветовым предпочтениям

При выборе одежды цветовые прежпочтения делятся по возрастам:

- младший возраст (с рождения – до 8-10 лет) – более нежные теплые тона, кторые предпочитают сами родители;

- представители среднего возраста (с 10-11 примерно до 18-20 лет) предпочитает более яркие, контрасные расцветки;

- взрослые люди (с 20-25 лет до 55-60 лет) выбирают цвета однотонные в основном (50%) черные, коричневые, синие;

- примерно 20% красный, зеленый, фиолетовый;

- 30% комбининации контрасных цветов;

- люди пожилого возраста - серый, сиреневый, оливковый, охряный. (Диаграмма 2)













Диаграмма 2. Опрос населения в магазинах.

2.1.3 Исследование рекламных проектов агентства «Мандарин»

Следующим объектом нашего исследования была рекламная компания «Мандарин». Приложение 5

Вопросы, которые мы задали дизайнерам:

  1. Сколько у вас клиентов в месяц?

- В среднем 20 человек.

  1. Вы сами предлагаете рекламные проекты или клиенты приходят уже со своими проектами?

- В основном мы сами предлагаем им варианты проектов.

  1. Чем вы руководствуетесь при выборе цветового решения для создания проекта?

- В основном в рекламе мы используем яркие, контрастные тона, чтобы потенциальный клиент той или иной организации обратил внимание на рекламу. Также стоит учитывать , что в большом количестве контрастных пятен, основной текст рекламы будет нечитаемым , поэтому текст должен быть более ярким, чем фон, и рисунки.

  1. Какую цветовую гамму предпочитают заказчики?

- В основном , как мы уже говорили в предыдущем ответе, но где-то, около 15% предпочитают более спокойное цветовое решение. Например, фон и рисунки одного цвета, только с разной тональностью, и текст такого же цвета, обрамленный контрастной линией.

2.1.4 Исследование влияния дизайна кафе и ресторанов на посещаемость

Продолжая наше исследование мы посетили кафе и рестораны нашего города, где провели беседу с посетителями заведения, и обслуживающим персоналом (Приложение 6).

Кафе: клиенты (50 человек):

  1. Почему вы выбрали именно это кафе?

Недорого, (25 человек); по дизайну (25 человек).

  1. Вам понравился дизайн интерьера, чем? Своим друзьям и знакомым вы бы порекомендовали это кафе, почему?

Здесь уютно, Цветовая гамма теплых, пастельных тонов, расслабляет, проходит усталость, здесь можно отдохнуть, пообщаться.

Обслуживающий персонал:

У вас есть постоянные клиенты?

- Да, в основном это студенты, и так как мы находимся в центре всевозможных предприятий, их работники, вечером собираются студенты и молодежь города.

Как вы считаете, почему к вам идут ваши клиенты?

- Ну, во-первых, у нас недорого, удобный зал, и просто потому, что им здесь нравится.









Диаграмма 3. Исследование посещаемости в кафе и ресторанах.

Вывод: Как мы видим из диагностики нашего исследования, дизайн интерьера занимает не последнее место. Цветовое решение в оформлении также важно при выборе мест для отдыха.

2.1.5 Исследование истории оформления дизайна интерьера

Продолжая наше исследование, нас заинтересовал вопрос, о том, какое значение имел интерьер в прошлом. Объектом нашего исследования стали, музеи г. Кокшетау. Мы побывали в Краеведческом музее и музее города, где получили много полезной и интересной информации (Приложение 7).

Нам посчастливилось побывать на выставке местного художника Зульхайнара Кожамкулова «Энергия цвета». В его работах была использована различная цветовая гамма, которая определяла его характер, настроение. Он нам рассказал, что с помощью цвета можно передать любые человеческие ощущения (Приложение 8).

Также для того чтобы правильно подобрать предметы интерьера, мы посоветовались с преподавателями Государственного университета им. Ш.Уалиханова. Лузина О.И. провела экскурсию по университету, познакомила нас с преподавательским составом факультета ИЗО и дизайна. Также было организовано занятие по цветоведению и цветовосприятию. Здесь нас познакомили с законами цвета, о психологическом воздействии цвета на человека и дали нам советы по декорированию интерьера комнат спального корпуса (Приложение 9). Много информации мы получили, посетив КИТиС г. Щучинска (Приложение 10).

Вывод: Учитывая все результаты наших исследований, мы частично приступили к «переделке» (Приложение 11).

2.2.1 Экспериментальное исследование влияния некоторых цветов

Практическая часть исследования реализовывалась нами с привлечением

учащихся 7-9-х классов. Всего в проекте приняли участие 9 ученика

Для проведения эксперимента использовалась классическая методика, заключающаяся в предъявлении испытуемому цветового поля формата А с предварительным и последующим замером частоты сердечных сокращений. Для второго этапа экспериментальной работы мы выбрали методику «Корректурная проба», 9 субтест теста структуры интеллекта Амтхауэра (исследование оперативной логической памяти на частоту сердечных колебаний).

До начала эксперимента было установлено, что все испытуемые примерно одинаково различают  цвета, средняя частота сердечных сокращений 80-83удара в минуту. Эксперимент  проводился   в  комнатах в  течение  шести  дней   приблизительно в  одно   и  то   же   время  15.00-16.00 часов (учеными установлено, что максимальное цветоразличие приходится на 13 -16 часов). Исследование умственной работоспособности (внимания) осуществлялось  при помощи корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Эти таблицы помогают изучить  особенности: внимания  при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Таблицы были размещены нам на бумаге разного цвета: белого, красного, светло-зеленого.

Испытуемым   предлагалось   задание: по возможности быстро и   точно   вычеркнуть заданную букву в течение четырех минут.

При этом для определенного цвета бумаги предлагалось использовать определенную букву для вычеркивания, что исключает привыкание испытуемых к букве.

Концентрация внимания  оценивалась  (в условных  единицах)  с  помощью  количественных показателей коэффициентов точности и умственной продуктивности. Коэффициент точности рассчитывали по формуле:

А= М/N

где М- количество вычеркнутых букв;

N - общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть, в просмотренном тексте.

Коэффициент умственной продуктивности:   P=AS, где    S - общее    количество просмотренных буквенных  знаков. Результаты исследования помещены в таблицы I,II,III и диаграмму I (Приложение 10,11,12,13). При выполнении задания мы измерили частоту сердечных колебаний. Результаты исследования представлены в диаграммах. Как видно на диаграмме 1, у 69% обследованных в ответ на воздействие желтым цветом произошла активизация частоты сердечных сокращений более чем на 8 единиц.

Такое изменение считается в психофизиологии значимым и при большой длительности эффекта стрессогенным. Вообще же желтый цвет активизирующе подействовал на 96% испытуемых не зависимо от возрастной категории.










Диаграмма 4. Влияние цвета на ЧСС.

Успокаивающий эффект оказал зеленый цвет.











Диаграмма 5. Влияние цвета на ЧСС.

Он значительно уменьшил частоту сердечных сокращений у 88% учащихся. А вот у учащихся 6-х классов обнаружилась неожиданная реакция (Диаграмма 6).

На предъявление зеленого цвета после желтого у 63% из них частота сердечных сокращений не уменьшилась, а увеличилась более чем на 8 единиц.











Диаграмма 6. Влияние цвета на ЧСС шестиклассников.

Эта особенность воздействия цвета на младших подростков остается для нас пока загадкой, которой мы посвятим отдельное исследование.

Красный цвет оказал на испытуемых активизирующее воздействие (Диаграмма 7).

Хотя и менее выраженное, чем желтый. При этом здесь есть и ученики, у которых пульс наоборот замедлился, или не изменился.










Диаграмма 7. Влияние цвета на ЧСС.

Синий цвет значимо уменьшил частоту сердечных сокращений у 94% учащихся, т.е. оказал похожее воздействие так же, как желтый и красный.











Диаграмма 8. Влияние цвета на ЧСС учащихся.

2.2.2 Нахождение букв на листах разного цветового фона

При проверке заданий по нахождению букв нами получены следующие данные (Таблица 5).

Цвет бумаги

количество ошибок

белый

2

красный

3

светло-зелёный

0.7

синий

3

Таблица 5. Выявление ошибок.

Вывод: цветовой фон влияет на внимание учащихся.

2.2.3 Эффективность запоминания слов на цветовом фоне

С этой же группой испытуемых мы провели тест на эффективность запоминания слов на цветном фоне. Мы раздали карточки со словами, напечатанными на листах разного цвета. Результаты исследования влияния цветного фона на запоминание школьниками информации показали, что наиболее эффективным оказывается запоминание слов, напечатанных на желтом фоне. 63% испытуемых воспроизвели главным образом «желтые» слова. На втором месте стоит красный цвет- 24 % (Диаграмма 9).










Диаграмма 9. Эффективность запоминания слов на цветовом фоне.

С интервалом в один и два часа мы попросили участников эксперимента вновь воспроизвести запомнившиеся слова. По устойчивости запоминания вновь впереди оказался желтый цвет. 76 и 82% (соответственно) испытуемых воспроизвели в основном «желтые» слова (Диаграмма 10).










Диаграмма 10. Эффективность запоминания слов на желтом фоне.

Вывод: Эффективно запоминаются слова учащимися на желтом фоне.

2.2.4 Оформление помещений спального корпуса школы - интерната

При оформлении помещений мы учитывали результаты нашего исследования, что наиболее благоприятно воздействует на зрение и нервную систему человека оказывают желтые, желто-зеленые, зеленые, зеленовато-голубые и серебристо-серые цвета. Хорошо сочетаются бежевые стены и светло-коричневый пол. Их и рекомендуется применять в качестве основных.

В интерьере может быть использовано множество разнообразных гармоничных цветовых сочетаний. Мы остановились на тональном и контрастном композиционном приеме. (Приложение 11).

Отдельные предметы обстановки или убранства (изделия из керамики, диванные подушки и т.д.) могут быть другого более интенсивного цвета. Эти предметы внесут в интерьер яркие цветовые пятна, не нарушая общей спокойной гармонии его доминирующих тонов. (Приложение 12)

Результаты работы
  1. Большинство исследований влияния цвета на человека, главным образом, затрагивают взрослых людей, в то время как проблема возрастных аспектов психофизиологических реакций на тот или иной цвет остается малоизученной. В литературе практически нет данных о том, как влияют различные цвета и их сочетания на детей и подростков, а тем более на представителей разных периодов. Именно это и побудило нас организовать практическое экспериментальное исследование.


  1. Значительный импульс исследованиям влияния цвета на человека придало развитие психологии рекламы. Цвет для специалистов рекламной сферы стал мощным средством решения задач влияния на потенциальных потребителей рекламируемых товаров и услуг. По итогам исследований составлены рекомендации.


  1. Влияние цвета на человека привлекало внимание науки с давних времен. Так, хорошо исследовано влияние основных цветов на частоту пульса и кровяное давление. Психология располагает серьезными знаниями о свойствах цветов в плане их использования для релаксационных сеансов.


  1. Изменив и добавив предметы интерьера в комнате отдыха с применением цветовой гаммы, которая благоприятно действует на эмоциональное состояние учащихся, по результатам нашего исследования. Воспитанники стали чаще собираться в комнате отдыха, именились взаимоотношения, ребята стали больше общаться друг с другом.


  1. В процессе исследования нашей работой заинтересовались несколько педагогов и работников интерната, а так же включились в работу для создания интерьера, группа учащихся, которые хотят воплотить идеи в оформлении своего жилища и продолжить обучение в профильных учебных заведениях. Некоторые свои творческие работы применили у себя дома (Приложения 11, 12).

Рекомендации
  1. При оформлении товаров и помещений следует учитывать, что надписи, символы и формы предметов должны привлекать внимание. Определенную роль играет здесь контрастное и раздражающее размещение предметов.

  2. Учесть контрастное и раздражающее размещение предметов, т.к. оно вызывает у человека состояния напряжения, пробуждающее интерес к предмету.

  3.  Рекомендуем записывать наиболее важную для учебы информацию (формулы, даты, алгоритмы и т.д.) на листах желтого цвета. А при подготовке к экзамену на столе расположить картинку, содержащую желтый цвет для активизации интеллектуальной работы.

  4. Рекомендуем окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудования, где есть значительное выделение тепла и где много шума.

  5. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале.

  6. При окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая торможение.

  7. Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности.

  8. Цвет в помещении не должен носить гнетущий, казенный вид, способный усилить тревогу и волнение. Вестибюли, холлы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными, когда их оживляют произведения изобразительного искусства. Художественно выполненные и умело подобранные по тематике картины способны поднять настроение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряжение, снять утомление и т. д. 

  9. При подборе картин необходимо проявлять максимум требовательности к их художественному совершенству и тщательно учитывать соответствие их содержания тем или иным условиям.

  10. В кабинетах не должно быть картин (натюрмортов), вызывающих отрицательные эмоции: кровавые битвы, узники в темницах, драматические бытовые сцены.

  11. Более значимый результат на положительные эмоции производят работы, выполненные самими учащимися.


 

Заключение Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Говоря простым языком, цвет - это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. И для каждого из них цвет будет разным. Цветовое окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние. Даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, вызывает у нас положительные или отрицательные эмоции. А наш глаз способен различать 1,5 млн. цветов и оттенков.

Мы провели исследование, цель которого заключалась в выявлении того, как влияет цвет на эмоциональное состояние подростков. Для достижения цели провели анализ психологической литературы, посвященной данной проблеме. А так же подобрали диагностический инструментарий для определения уровня эмоциональности, умственной активности и эмоционального состояния у учащихся. Проанализировав данные, полученные в результате исследования, сделали выводы, что подростки очень восприимчивы к цвету. У них меняется настроение, эмоциональное состояние, умственная активность. 

Наша экспериментальная работа по изучению влияния цвета на школьников подросткового возраста только началась, но мы уже уверенно можем говорить о том, что выдвинутая гипотеза подтверждается. Цвет влияет на частоту сердечных сокращений подростка, активизируя, или замедляя их. Так, желтый и красный увеличивают ее, а синий снижает. Выяснилось, что воздействие цвета на разных подростков может оказывать различный эффект. Например, в нашем эксперименте зеленый цвет успокаивающе подействовал на старшеклассников и резко активизировал сердцебиение у семиклассников. Причем оба этих эффекта подтверждаются статистикой.

Как показало исследование, подростки лучше реагируют на зелёный и желтый цвета и более способны к работе. Поэтому рекомендуется применять зеленый и желтый цвета в оформлении интерьера.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что цвет влияет на уровень умственной активности и эмоционального состояния подростков, подтвердилась. 







Список литературы:
  1. Агапитова Ю.П. Метод. разраб. «Душа человека и ее отражение в искусстве». Фестиваль 1-е сентября, № 4, 2004.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просв.,

  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Уче. для вузов. – СПб.: Питер, 2000.

  4. Проблемы формирования личности. Изб. Тр../ Под ред. Д.И. Эльконина. – Воронеж: 1995.

  5. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Соб. Соч. в 6 ., Т.2, - М., Педагогика, 1982.

  6. Давыдов В.В. Психологический словарь. – М., Педагогика, 1983.

  7. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания. – М.: 1979.

  8. Лихачев Б.Т. Избранные труды. – М.: Аст, 1999.

  9. Макаренко А.С. Избранные педагогические труды. – М.: Пед. книга, 1982.

  10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., Академия, 2000.

  11. Неменский Б.М. Эстетическое воспитание. – М.: Искусство, 1985.

  12. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Т. 3. – М.: Просвещение, 1999.

  13. Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985.

  14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1974.

  15. Фокин Ю.Г. Общие сведения о дидактике высшей школы. Курс лекций. –

  16. Фридман Л.Н., Кулагина И.Ю. Псих-кий справочник учителя. – М., 1991.

  17. Аллавердов М.В. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. С-пб.: ДНК, 2001, 200 с.

  18. Бажин Е.Ф. Изучение эмоционального значения цвета. – Л., 1978. с. 162.

  19. Бехтерев В.М. Охрана детского здоровья. – М., Воронеж, 1997. с. 82.

  20. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех

  21. Бэббитт Э.Д. Принципы света и цвета. Киев. София. 1996, с.103.

  22. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. Л., 1989.

  23. Гете Ф. Учение о цветах. – М., 1994.

  24. Дериберс М. Цвет в деятельности человека. М., Стройиздат, 1964.

  25. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980. с.55-56.

  26. Ильин Е.П. Эмоции и чувства, Питер 2002 г., 749 с.

  27. Кандинский В. О духовности в искусстве. – Л., Фонд Ленинградская галерея. 1990. с.84.

  28. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета М., Эксмо-Пресс, 2001. 144 с.

  29. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии, Москва: «Смысл», 2001, с.

  30. Люшер М. Цветовой тест Люшера, М.; Изд-во Сова 2005. 187 с.

  31. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., Знание 1990., 176 с.

  32. Мэтьюз А., Купер М. Язык цвета. – М.; Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. 144 с.

  33. Орехова О.А., Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб.: «Речь», 2002. – 112 с. (Практикум по психодиагностике).

  34. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии. – М., 2001. с.479.

  35. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Paris: YMCA-PRESS, 1965.

  36. Хримли А. Эстетическое восприятие цвета и формы. – М., МГУ, 1969.

  37. Цойгнер Г. Учение о цвете. – М., Стройиздат, 1971



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Влияние цвета интерьера на эмоциональное состояния школьника

Автор: Афанасьева Наталья Юрьевна

Дата: 23.11.2016

Номер свидетельства: 362038


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства