Влияние средств изобразительного искусства на воспитание эмоционального отношения к природе у обучающихся старших классов художественной школы.
Влияние средств изобразительного искусства на воспитание эмоционального отношения к природе у обучающихся старших классов художественной школы.
В статье рассматривается вопрос о роли изобразительного и декоративно прикладного искусства в восспитании эмоционального отнашения к природе. А так же говорится о том, что надо способствовать формированию мировозрения ребенка, учить любить и ценить природу. Что можно с успехом реализовать на занятиях рисования, дпи в художественной и общеобразовательной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние средств изобразительного искусства на воспитание эмоционального отношения к природе у обучающихся старших классов художественной школы. »
Особое внимание уделяется проблемам эстетического, нравственного, эмоционального воспитания как важному средству воспитания эмоционального отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, вообще к формированию всесторонне развитой, духовно богатой личности. Человек оценивает действительность по личностным смыслам, носителями которого являются эмоции - психические образования, которые формируются на основе множества жизненных впечатлений, как результат долгого общения с различными факторами. Заниматься формированием личности и эстетической культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Понимание красоты природы, людей, вещей способствует созданию в ребенке особого эмоционального и психического состояния, которые вызывает интерес к жизни, проявляется любознательность, так же развивается мышление, воля, память.
Большую часть времени ребенок проводит в школе и школа играет огромную роль в формирование личности будущего человека. И поэтому на школе, учителях лежит ответственность за формирование будущей всесторонне развитой личности. Во время учебного процесса на наш взгляд необходимо уделить внимание теме природы, той среде, которая нас окружает, а если точнее сказать тому, где мы живем. Так как уже много лет большое количество внимание уделяется экологии планеты вообще и в частности природе каждого уголка земли, потому, что это стало необходимостью с развитием человечества, с развитием всевозможных структур, которые в разных количествах наносят вред природе. Не только технологический процесс, но и сам человек своими руками засоряет природу. И главной целью учителя, является, показать ребенку прекрасный мир вокруг себя. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим". Слова Б.М. Неменского как можно ярче характеризуют мысль о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.
С педагогической точки зрения так же очень ярко подтверждает наши мысли идея В.Н.Мясищева о том, что отношения развиваются и превращаются в черты характера личности: «...воспитание человека есть, прежде всего, воспитание его отношений». Наряду с другими видами отношений, эстетическое отношение определяет характер эмоций и чувств личности, особенности восприятия искусства и действительности, специфику поступков и поведения. Поэтому и формирование эмоционального отношения у ребёнка определяется развитием его способности эстетического восприятия предметов и явлений действительности и произведений искусства.
Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.
Встречу с прекрасным, могут организовать занятия в художественной школе, так как все виды искусства тесно соприкасаются с природой и ее явлениями. Живопись – в ярких красках отображает всю красоту природы, каждого уголка, цветка, дерева, всех времен года, художник пытается донести своему зрителю, что это и есть прекрасное и неповторимое то, что дарит нам природа и нужно научиться беречь и ценить этот дар. Другие предметы художественного цикла, такие как скульптура, предоставляют возможность напрямую прикоснуться к природе, например работа с глиной, которая доставляют большое удовольствие школьникам и вызывает бурю эмоций. Занятия рисунком на природе не менее увлекательны, научится передавать строение дерева, цветка, бабочки, животных, это тоже накладывает эмоциональный отпечаток на ребенка. И хотелось бы остановиться именно на декоративно прикладном искусстве, так как в нем раскрывается вся история России, заложено духовное наследие народа..
Народное творчество опирается на явления природы и всех ее составляющих. Является неотъемлемой частью эмоционального воспитания и отношения к природе. Декоративно прикладное искусство близко по своей природе к творчеству ребенка, это: простые завершенные формы, красочные и яркие привлекающие глаз. Выполняя изделия, учащиеся напрямую прикасаются к природе будь - то роспись, так как все сюжеты или элементы относятся к числу биоморфных, зооморфных и других, конечно же, они стилизованны, но остаются так же узнаваемы.
Программа по Декоративно прикладному искусству должна включать такие разделы как: Традиционная кистевая роспись – изучение всевозможных росписей, а так же лепка и роспись народных игрушек; Художественная обработка волокнистых материалов – вышивка, аппликации из ткани; Работа с природным материалом – это соломенная игрушка, резьба по дереву; Художественная роспись по ткани – выполнения батика.
Может возникнуть вопрос, как занятия учащихся батиком, могут способствовать формированию эмоционального отношения к природе? Если выполнения резьбы, вышивки, росписи имеет прямую связь с эмоциональным воспитанием и на самом деле способствует формированию, которое осуществляется через образы природы, русского народного искусства, и связанно с деятельностью ремесленников. А вся деятельность человека в то время была связанна с природой. Вышивка на платье у крестьянки изображала символически конечно, деревья, солнце, землю, и многое другое. Обряды, проводимые народом в честь матушки земли, так же показывают связь людей с природой. А так же изучение декоративно прикладного искусства соприкасается с историей русского народа, что не менее важно в процессе формирования эмоционального отношения к природе. Но какую роль играет батик в эмоциональном воспитании, он не имеет прямой связи с народным искусством России, так как батик пришел с Востока. Хотелось отметить, что сам батик на прямую ни как не связан, ни с историей, ни природой, хотя целью нашей является воспитание эмоционального отношения к природе у школьников средствами искусства. Но какую роль играет батик в эмоциональном воспитании, он не имеет прямой связи с народным искусством России, так как батик пришел с Востока. Но в этом и есть свобода действий, так как рамок и ограничений в изображении на ткани нет. И поэтому суть уроков так же, будет заключаться в познании природы и самое главное донесении до учащихся того что человек и природа одно целое, не только это будет эмоционально воздействовать на учащихся. Сама техника батика вызывает у учащихся восторг, а все это в совокупности способствует достижению нашей цели. Во время занятий декоративно прикладным искусством дети будут наблюдать природу, стилизовать и воплощать свои образы в изделиях.
Произведения народных мастеров, всегда веет любовью к родному краю. Мы не будем доказывать, что такой вид декоративно прикладного искусства как, батик, сам по себе, как техника, как вид, имеющий свою историю, истоки, которые не касаются нашего народного искусства, способствует воспитанию эмоционального отношения, так как ему присущи общие между всеми видами средства изобразительного искусства, это - линия, пятно, штрих, цвет, пластика и т.д.,. Техника батик будет только средством выражения эмоций, фантазий, которые дети получат во время экспериментальных занятий декоративно прикладным искусством, а способствовать этому будут создаваемые педагогические условия и насыщенность урока разными формами и методами, которые будут способствовать воспитанию у учащихся эмоционального отношения к природе.