Одним из направлений народно-декоративного искусства является лепка из глины. Оно имеет многовековую историю. Из поколения в поколение создавались глиняные игрушки с характерными национальными чертами, отрабатывались узоры и орнаменты росписи игрушек. В начале XX века секреты лепки из глины передавались от родителей детям. Сейчас эта связь утрачена.
Широкая пропаганда народного искусства имеет немалое значение в самых разных аспектах. Здесь можно говорить о мощном факторе патриотического воспитания. Изучение прошлого нашей родины, постижение красоты национального искусства вселяет в нас чувство гордости за свой народ, уважение к его истории.
Народное творчество вообще и малая скульптура в частности – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебная программа "Чудо-глина"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №10»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Учебная программа по предмету
«ЧУДО-ГЛИНА»
Для детей 7-10 лет
Разработала: преподаватель отделения
ИЗО и декоративно-прикладного искусства
О.А. Демьянкова
Брянск 2016
1. Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство-удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни. Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным. Когда-то А. С. Пушкин по этому поводу сказал так: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому». Исстари в деревнях, где было много хорошей, легкой в работе глины, вертели мастера на гончарном круге посуду: крынки, горшки, квасники, миски, а для души и на продажу лепили игрушки и свистульки, ведь на ярмарку без них не поедешь, детишки обидятся. Игрушки для детей созданы тысячи лет тому назад. Задача игрушки дать в руки ребёнку часть познаваемого им мира коня, куклу-дитя, зверя из сказки, красивую птичку, пса, охранителя дома. Игрушка-это мост в сознании ребёнка между реальной жизнью и его воображением; это материал для игры, для самостоятельного творчества с помощью конкретных вещей и путь к познанию жизни. У игрушек есть ещё одна функция радовать детей, воздействовать на их ещё неосознанное эстетическое чувство и укореняться в их памяти на долгие годы, окрашивая воспоминания о детстве. В долгие зимние вечера занимались игрушкой и женщины, да и ребятки мастерство перенимали. Удачные находки передавались из поколения в поколение, отрабатывались приемы лепки. Интересно наблюдать, как в руках мастера один маленький комочек глины вдруг превращается в рогатую коровушку, другой оказывается нахохлившимся петушком, а третий косолапым мишкой. Сотни лет мастера над игрушкой трудятся, хорошее добавляя, от плохого избавляясь. Вот почему до сих пор живы народные промыслы, вот почему и сегодня у многих на полке в квартире красуются и радуют глаз весёлая жар-птица, барашек, зайчик. А какой обзор для творчества открывается детям, фантазируй и твори. Создавай свой маленький мир своими руками. Ведь всё, что изготовлено своими руками ценнее во много раз, чем купленные в магазине игрушки. Как приятно получать из детских ручек подарок, который они сами сотворили. Все чаще и чаще мы слышим об угрозе национально-культурной деградации молодого поколения россиян, о его не патриотичности, и понимаем что необходимо активизировать процесс серьезного изучения народного искусства.
Одним из направлений народно-декоративного искусства является лепка из глины. Оно имеет многовековую историю. Из поколения в поколение создавались глиняные игрушки с характерными национальными чертами, отрабатывались узоры и орнаменты росписи игрушек. В начале XX века секреты лепки из глины передавались от родителей детям. Сейчас эта связь утрачена.
Широкая пропаганда народного искусства имеет немалое значение в самых разных аспектах. Здесь можно говорить о мощном факторе патриотического воспитания. Изучение прошлого нашей родины, постижение красоты национального искусства вселяет в нас чувство гордости за свой народ, уважение к его истории.
Народное творчество вообще и малая скульптура в частности – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации программы 3 года: 1 класс-7-8 лет, 2 класс-8-9 лет, 3 класс-9-10 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Общая трудоемкость учебного предмета «Чудо-глина» составляет 80 часов в год в каждом классе. Курс рассчитан на 39 учебные недели в год. Всего 240 часов.
3. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Занятия по предмету «Чудо-глина» осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия: 1 - 3 классы – 2 часа
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель программы: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры. Развитие творческого воображения детей, понимания красоты простых обыденных вещей, умения ценить и беречь истинные художественные произведения, бережно относиться к образцам декоративно-прикладного искусства. Помогать становлению творческой индивидуальности.
Обучение учащихся предполагает решение следующих задач:
Образовательные задачи:
обучение технике изготовления народной игрушки из глины;
знакомство с элементами декора народной игрушки и его значением;
изучение народных традиционных игрушечных промыслов России;
формирование навыков росписи игрушки;
получение знаний о жанрах детского фольклора;
изучение основных закономерностей росписи в сюжетно-тематических композициях;
Познакомить с истоками лепки и росписи, обычаями, символикой.
Научить традиционным приёмам лепки.
Познакомить с традиционной глиняной игрушкой.
Помочь приобрести элементарные трудовые навыки и необходимые практические навыки о законах композиции (стилевое единство, выбор композиционного центра, пропорциональность, масштабность).
Научить видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы и изделия.
Дать представление об импровизации как самой продуктивной форме художественного творчества и конструирования, формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Задачами обучения учащихся являются следующие:
формирование у учащихся практических умений и навыков по выполнению изделий из глины;
Изучение различных техник и приемов лепки фигурок и других изделий из глины;
Знакомство с секретами росписи различных видов глиняных игрушек;
Приобретение навыков объемного и плоского декорирования глиняных изделий;
Формирование навыков оформительской работы с учетом требований дизайна;
Знакомство с историей и этапами развития различных видов глиняных игрушек
формирование знаний и умений, необходимых для отделки и росписи глиняных изделий;
развитие познавательных способностей учащихся;
развитие художественной инициативы учащихся;
формирование способностей целесообразно планировать свою работу;
развитие пространственного мышления учащихся;
развитие воображения и творческих способностей учащихся;
эстетическое воспитание учащихся;
формирование способности объективно оценивать результаты своей работы и исправлять недостатки;
воспитание бережного отношения к используемому материалу;
воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, собранности и аккуратности;
формирование навыков общения и поведения в коллективе.
Воспитательные задачи:
Воспитывать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.
Учить радоваться общению с педагогами и друзьями.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целесообразное расходование времени на занятиях, а также доводить начатое дело до конца.
Воспитывать уважение к творчеству народных мастеров.
Воспитывать потребность в искусстве.
Работа с глиной в сочетании с лепкой, с обязательной росписью представляют собой активное развивающее начало. Она расширяет круг знаний детей не только о пластике материала, о гибкой изменчивой форме, но и позволяет овладеть полезными техническими навыками, чувством пропорции и цветного восприятия, тренирует руку и глаз, координировать движения руки сознательно воспринимаемым предметом. Трехмерное изображение объемных предметов помогает детям познавать предметы в реальной полноте их форм. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для ребенка, так же он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью различных инструментов и материалов: карандаша, красок, глины. В процессе изготовления глиняной игрушки обучающиеся применяют и закрепляют
знания, полученных при изучении таких предметов, как: литература, история, геометрия, анатомия человека, зоология. Без знаний русской и мировой литературы, фольклора, истории костюма, элементарного знакомства со стилями и дизайном конкретных эпох нельзя слепить ни одну глиняную игрушку.
Развивающие задачи: Глиняная игрушка дает большие возможности для эстетического и художественного воспитания, общего развития и расширения кругозора обучающихся.
Развивать понимание искусства, способности к художественному творчеству.
Развивать самосознание, пробуждать творческую активность, учить самостоятельно и образно мыслить.
Посредством участия в выставках, дать возможность оценивать преимущества и слабые стороны своих работ.
Дать возможность почувствовать каждому ребенку, что он личность, которой дана свобода творческого самовыражения.
Помочь каждому индивидуально выработать хороший вкус, посредством приобретения практических навыков и художественного мастерства.
Мастерская. Требования к мастерской: просторное с естественным освещением помещение
( 36 кв. м. на группу от 4-10 человек);
В вечернее время занятий дополнительное электро – освещение.
Воздушная среда – температура воздуха в помещении – 18 – 20 градусов по Цельсию.
рабочий учебный стол в соответствии с возрастом учащихся 7 – 10 лет;
табурет с пластиковым покрытием верхней части;
стеллажи для сушки и хранения работ;
умывальник
Материалы и инструменты:
Глина
Салфетки.
Пищевая плёнка.
Необходима для хранения пластики и для вырезания с использованием формочек.
Белая бумага, Краски – гуашь
Необходима для создания эскизов, разработки проектов в данном материале.
Емкость для воды.
Скалки для раскатывания глиняного теста и придания ему нужной толщины.
Губка для увлажнения и высушивания изделий.
Стеки различной конфигурации.
Рабочая поверхность.
Досточки для лепки из пластики (оргстекло, стекло), вощёная бумага (пекарская), кафельная плитка. Легко чистить и отклеивать от них готовые изделия из пластики.
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Чудо-глина» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание основных элементов скульптурной пластики, закономерностей и последовательности работы при создании глиняного изображения;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
умение находить пластические решения для каждой творческой задачи;
навыки работы с глиной (от приготовления и замеса глины, лепки, сушки, грунтовки до росписи)
художественная роспись глиняной игрушки
8. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Формы контроля Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива, наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Этапы педагогического контроля
Стартовая и итоговая диагностика
Контрольные занятия за полугодия;
Итоговые выставки.
Основные формы проверки уровня знаний, умений и навыков:
- выставки детских работ в начале, середине и конце учебного года;
- открытые занятия в присутствии родителей
- контрольный срез или устный опрос для выявления усвоения терминологии.
2. Критерии оценки
Оценка 5 «отлично»
ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом, умением работать с материалами для лепки, согласно возрасту
Умение самостоятельно исправлять ошибки и неточности в создаваемой скульптурной композиции
Качественное и аккуратное выполнение всех практических работ
Оценка 4 «хорошо»
ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
Некоторая небрежность в работе
Оценка 3 «удовлетворительно»
ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
Неумение самостоятельно вести работу
Незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе
Предложенные в настоящей программе темы заданий по глиняной игрушке следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения глиняной игрушки:
Обзорная беседа о предлагаемых темах.
Выбор сюжета и техники исполнения.
Тщательное изучение натуры.
Пластическое исполнение по этапам или самостоятельно в материале.
Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.
После выбора основной темы начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Для восприятия и развития навыков творческой работы программой предусмотрены основные методы:
творческий (импровизация по мотивам народной глиняной игрушки исследовательский (исследование свойств глины).
Формы проведения занятий могут быть различными:
традиционное учебное занятие;
занятие-игра;
занятие-экскурсия;
мастер-класс.
Программа построена на принципе:
от простой до более сложной формы;
от простейших приемов лепки до комбинированных;
от натурных игрушек до фантазийных форм как объемных, так и рельефных.
Образовательная программа создает свободу творчества, стимулирует воображение и фантазию.
Использование технологии ТРИЗ.
теория решения исследовательских задач.
Метод «Мозгового штурма». Все предложения, фантазии, решения принимаются. Например: придумывание коллективной композиции
Интерактивные игры, загадки.
Придумывание сказок, изменение начала или конца знакомых сказок
Моделирование сказочных героев, моделирование характера героев. Эскизы игрушек.
Алгоритмы - последовательность лепки пустотелой формы игрушки и колоколообразной формы игрушки.
Символическая аналогия "Мифы и легенды древних славян", "Истоки образов глиняных народных игрушек"
Для качественного развития творческой деятельности учащихся программой предусмотрено:
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы;
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Дидактические материалы
Для успешного результата в освоении программы «Чудо-глина» необходимы следующие учебно-методические пособия:
таблица поэтапного построения глиняной игрушки согласно выбранной тематике заданий;
репродукции работ классиков русского прикланого искусства; работы учащихся из методического фонда школы;
таблицы, иллюстрирующие основные законы пластической выразительности;
интернет-ресурсы;
презентационные материалы по тематике разделов.
Формы обучения
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Содержание обучения потребовало включения в учебно -воспитательный процесс игровых моментов обучения, загадок по теме, проведения викторин, конкурсов.. При завершении изучения каждой темы, предусмотренной программой, проводятся выставки работ учащихся, конкурсы на лучшую работу.
Педагогические принципы с точки зрения М. Монтессори
Полное доверие педагогу.
Ребенок видит примеры добрых отношений.
Помочь ребенку сделать все самому.
Дать опыт достижения цели.
Не торопить, у каждого свои сроки созревания.
Создание эмоционального комфорта.
Насыщение жизни детей положительными эмоциями (музыка, развивающая среда).
Структура программы: знакомство с материалами, правилами работы; организация рабочего места; освоение основных способов и приемов лепки игрушки, способов соединения деталей в одно целое, простейших способов декорирования; лепка по мотивам народной глиняной игрушки (знакомство с традиционными способами и приемами лепки, воспроизведение несложных форм), роспись глиняной игрушки.
10.Учебно-тематический план
№
Наименование темы
Всего часов
1 год обучения (7-8 лет)
1
Введение в образовательную программу. Беседа по охране труда и технике безопасности. Знакомство с предметом лепки и росписи игрушек из глины. Инструменты и материалы на уроках лепки.
2
2
История глиняной игрушки. Свойства глины, приемы лепки глиняных игрушек
Волшебный мир глиняной игрушки. Лепка звуковой глиняной игрушки-птички свистульки.
2
3
Дымковская игрушка , история возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек.
Последовательность изготовления дымковской игрушки. Лепка дымковского козлика или лошадки. (на выбор) Знакомство с «Дымковской росписью». Роспись козлика или лошадки в стиле «Дымковская роспись»
4
4
Индюк или петушок (на выбор)
4
5
Дымковская барыня
4
6
Композиция на тему «русских народных сказок»
8
7
Филимоновская глиняная игрушка. История возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек. Лепка петушка или курочки и роспись готовых изделий.
4
8
Козлик, лошадка, барашек или олень (на выбор)
4
9
Филимоновская барышня
4
10
«Веселая карусель»
8
11
«Чудо-Юдо рыба-кит» Лепка крупногабаритной рыбы или черепахи.
8
12
Каргопольская глиняная игрушка. История возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек. Деревенский двор. (лепка домашних птиц и животных)
4
13
«Животные-персонажи из русских сказок» (лепка костюмированных лесных животных)
4
14
Лепка людей, семьи за работой и на отдыхе.
8
15
Композиция на тему русской сказки
8
16
Сувенир-шкатулка
4
Итого:
80
2 год обучения (8-9 лет)
1
Тверская глиняная игрушка. История возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек. Лепка и роспись лошадки, козлика или барашка (на выбор)
4
2
Лепка и роспись птички, петушка или индюка (на выбор)
4
3
Старооскольская глиняная игрушка. История возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек. Изготовление свистульки и ее роспись. Корова или барашек (на выбор)
4
4
Лепка и роспись медведя «Старооскольского»
4
5
Лепка и роспись барыни
4
6
Сюжетная композиция (Люди, животные)
8
7
Романовская глиняная игрушка. История возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек. Лепка и роспись птички, уточки, индюка или курочки с птенцами (на выбор)
4
8
Лепка и роспись козлика «Романовского»
4
9
Лепка и роспись женской фигурки-романушки
4
10
Сюжетная композиция. Сцены из жизни. ( ярморка, вокзал, домики, башенки, ж/дорога, люди)
10
11
Декоративное пано. Лепка на плоскости. Цветочный орнамент в круге. Декор в цвете.
4
12
Декоративное пано. Лепка на плоскости. Птицы, животные, цветы (на выбор) в прямоугольнике или квадрате. Декор в цвете.
6
13
Композиция на тему «Русских народных сказок» Пано декоративное.
6
14
Декоративное пано «Хохлома». Хохломские узоры и роспись изделия в стиле «Хохломы»
6
15
Пасхальный сувенир «Яйцо на подставке» Декор в цвете.
8
ИТОГО:
80
3 год обучения (9-10 лет)
1
Лепка из глины. «Тарелка». Лепнина. Роспись тарелки красками после высыхания.
4
2
Чашка «Хохломская»
4
3
Матрешка. Лепка. Роспись в стиле «Хохлома», «Полхов-Майдан», «Гжель» (на выбор)
6
4
Лепка «Родные мотивы». Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки животных нашего округа (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.) Воспитывать любовь к родному краю.
Лепка «Богородский медведь». Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность.
6
11
Лепка из глины. «Медальон «Цветок». Изготовление медальона из глины. Использование лепных украшений на медальоне. Роспись красками.
4
12
Лепка из глины. «Золотая рыбка». Чтение отрывка сказки А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Обсуждение форм изготовления поделки. Практическая работа по лепке и росписи изделия.
8
13
Лепка «Гжельский чайный сервиз для кукол» (коллективная работа).
Обобщить и расширить знания детей о гжельском промысле. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться.
6
14
«Гжелевские фигурки». Лепка. Роспись.
4
15
«Мир глазами детей»
8
ИТОГО:
80
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Введение в образовательную программу. (2 часа) Теория. Встреча с детьми, введение в образовательную программу. Правила безопасной работы на занятии. Практическое знакомство с материалом. Рабочее состояние глины. Выявление особенностей материала.
Практика. Выявление начальных знаний и навыков детей. Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание. Положение рук. Работа пальцев.
Тема 2. История глиняной игрушки. Свойства глины, приемы лепки глиняных игрушек (2 часа) Теория. История глиняной игрушки. Волшебный мир глиняной игрушки . Способы лепки: пластический (из целого куска), конструктивный (лепка по частям), комбинированный.
Практика. Свойства глины, приемы лепки «пустотелых» глиняных игрушек. Способы изготовления свисткового приспособления. Лепка звуковой глиняной игрушки-птички свистульки.
Тема 3. Способы лепки. (4 часа) Теория. Дымковская игрушка , история возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек. Последовательность изготовления дымковской игрушки.
Практика. Лепка дымковского козлика или лошадки. (на выбор) Знакомство с «Дымковской росписью». Роспись козлика или лошадки в стиле «Дымковская роспись»
Тема 4. Дымковский Индюк или петушок (на выбор. (4 часа)) Теория. Приемы декора путем наложения одного глиняного элемента на другой.
Практика. Лепка дымковского петушка или индюка, роспись изделия.
Тема 5. Дымковская барыня (4часа) Теория. Последовательность лепки женской фигуры. Методы изготовления купола-подола для юбки женской фигуры а, также кружева и рюшей на платье.
Практика. Лепка и роспись дымковской барышни.
Тема 6. Композиция на тему «русских народных сказок» (8часов)
Теория. Вспомним русские народные сказки ( «По щучьему велению», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» и .т. д…
Практика. Лепим персонажей из сказок в стиле «Дымковской игрушки»
Тема 7. Филимоновская глиняная игрушка (4 часа)
Теория. История возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек.
Практика. Лепка петушка или курочки и роспись готовых изделий.
Тема 8. Козлик, лошадка, барашек или олень (на выбор)(4 часа)
Теория. Особенности и отличия «Филимоновской игрушки».
Практика. Лепка Козлика, лошадки, барашка или оленя (на выбор)
Тема 9. Филимоновская барышня(4 часа)
Теория. Особенности «Филимоновской игрушки» и отличие росписи и формы от «Дымковской» и «Каргопольской».
Практика. Лепка барышни.
Тема 10. «Веселая карусель» (8 часов)
Теория. Особенности лепки качелей или карусели (на выбор)
Практика. Лепка Животных, людей на качелях или каруселях.
Тема 11. «Чудо-Юдо рыба-кит» (8 часов)
Теория. Методы и способы лепки крупногабаритных форм.
Практика. Лепка крупногабаритной рыбы, кита или черепахи. Роспись изделия в стиле «Филимоновской игрушки».
Тема 12. Каргапольская глиняная игрушка. (4 часа)
Теория. История возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек.
Практика. Деревенский двор. (лепка домашних птиц и животных)
Тема 13. «Русские сказки» (4 часа)
Теория. Изобразительные мотивы. Особенности игрушек: пластический способ лепки, традиционные приемы (лепка из «катушки», «цилиндра»); цветовой строй, орнамент
Практика. «Животные-персонажи из русских сказок» (лепка костюмированных лесных животных)
Практика. Лепка людей, семьи за работой и на отдыхе.
Тема 15. «В гостях у сказки» (8 часов) Теория. Сюжеты и образы. Отличительные особенности: пластический способ лепки.
Практика. Композиция на тему русской сказки
Тема 16. «Сувенир-шкатулка»
Теория. Изобразительные мотивы. Особенности игрушек: пластический способ лепки, традиционные приемы (лепка из «катушки», «цилиндра»); цветовой строй, орнамент
Практика. Лепка костюмированных животных-персонажей из русских сказок» с небольшой емкостью-вазой в форме дерева, пенька, грибка и т.п…
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Тверская глиняная игрушка.
Теория. История возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек.
Практика. Лепка и роспись лошадки, козлика или барашка (на выбор)
Тема 2. Тверская глиняная игрушка. Индюк.
Теория. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек.
Практика. Лепка и роспись птички, петушка или индюка (на выбор)
Тема 3. Старооскольская глиняная игрушка.
Теория. История возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек.
Практика. Изготовление свистульки и ее роспись. Корова или барашек (на выбор)
Тема 4. Медведь «Старооскольский»
Теория. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек.
Практика. Лепка и роспись медведя «Старооскольского»
Тема 5. Барыня «Старооскольская»
Теория. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек.
Практика.Лепка и роспись барыни.
Тема 6. Сюжетная композиция «Старооскольская»
Теория. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек.
Практика. Лепка сюжетной композиции (люди, животные)
Тема 7.Романовская глиняная игрушка.
Теория. История возникновения и развития. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек.
Практика. Лепка и роспись птички, уточки, индюка или курочки с птенцами (на выбор)
Тема 8. Козлик «Романовский»
Теория.. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек.
Практика. Лепка и роспись козлика «Романовского».
Тема 9.«Романушка»
Теория.. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек.
Практика. Лепка и роспись женской фигурки-романушки
Тема 10.«Ярмарка»
Теория. Отличительные особенности по форме, лепке и цветовой характеристике от других игрушек.
Практика. Сюжетная композиция. Сцены из жизни. ( ярмарка, вокзал, домики, башенки, ж/дорога, люди)
Тема 11. Цветочный орнамент в круге..
Теория. Приемы лепки при плоскостном изображении. Положение рук. Работа пальцев. Способы декорирования.
Практика. Лепка на плоскости. Декоративное пано. Цветочный орнамент в круге. Декор в цвете.
Тема 12.Орнамент в прямоугольнике.
Теория. Приемы лепки при плоскостном изображении. Положение рук. Работа пальцев. Способы декорирования.
Практика. Лепка на плоскости. Декоративное пано. Птицы, животные, цветы (на выбор) в прямоугольнике или квадрате. Декор в цвете.
Тема 13. «Русская народная сказка»
Теория.Приемы лепки при плоскостном изображении. Положение рук. Работа пальцев. Способы декорирования.
Практика. Композиция на тему «Русских народных сказок» Пано декоративное.
Тема 14. Декоративное пано «Хохлома»
Теория.Приемы лепки при плоскостном изображении. Положение рук. Работа пальцев. Способы декорирования.
Практика. Декоративное пано «Хохлома». Хохломские узоры и роспись изделия в стиле «Хохломы»
Тема 15.Пасхальный сувенир «Яйцо на подставке»
Теория. Способ лепки - пластический (из целого куска). Положение рук. Работа пальцев. Способы декорирования.
Практика. Пасхальный сувенир «Яйцо на подставке». Декор в цвете.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. «Блюдо декоративное».
Теория. Приемы лепки при плоскостном изображении. Способы декорирования.
Практика. Лепка из глины. «Блюдо». Лепнина. Роспись глиняного блюда гуашью после высыхания.
Тема 2. Чаша «Хохломская».
Теория. Приемы лепки при плоскостном изображении. Способы декорирования.
Практика. Лепка из глины чаши. Лепнина. Роспись глиняной чаши в стиле «Хохлома».
Тема 3. Матрешка.
Теория. Способ лепки- пластический (из целого куска)
Практика. Лепка объемной фигуры-матрешки. Роспись в стиле «Хохлома», «Полхов-Майдан», «Гжель» (на выбор)
Тема 4. «Родные мотивы».
Теория. Побуждение детей к самостоятельному поиску способов лепки: пластический (из целого куска), конструктивный (лепка по частям), комбинированный. Воспитывать любовь к родному краю.
Практика. Лепка животных нашего округа (заяц, лиса, медведь, волк и т.д ). Способы лепки: пластический (из целого куска), конструктивный (лепка по частям), комбинированный.
Тема 5. Чаша с фруктами.
Теория. Способы лепки объемного изображения. Положение рук. Работа пальцев. Способы декорирования.
Практика. Лепка фруктов в чаше.
Тема 6. «Времена года». Пано.
Теория. Приемы лепки при плоскостном изображении. Способы декорирования.
Практика. Плоскостная лепка пано «Времена года». Зима, весна, лето, осень (на выбор). Состояние природы, погоды.
Тема 7. Подарочные сувениры.
Теория. Способы лепки объемного изображения. Положение рук. Работа пальцев. Способы декорирования.
Практика. Лепка подарочных сувениров (объемных фигурок животных, людей, птиц, предметов на выбор).
Теория. Приемы лепки при плоскостном изображении. Способы декорирования.
Практика. Плоскостная лепка стилизованных рыб, бабочек, цветов (на выбор).
Тема 9. «Персонажи из мультфильмов».
Теория. Способы объемной и плоскостной лепки.
Практика. Лепка мультипликационных персонажей на плоскости или объемной композиции (на выбор).
Тема 10. «Богородский медведь».
Теория. Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность.
Практика. Лепка «Богородский медведь».
Тема 11. Медальон «Цветок».
Теория. Способы плоскостной лепки. Декорирование.
Практика. Изготовление медальона из глины. Использование лепных украшений на медальоне. Роспись красками.
Тема 12. «Золотая рыбка».
Теория. Чтение отрывка сказки А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Обсуждение форм изготовления поделки.
Практика. Практическая работа по лепке и росписи изделия.
Тема 13. «Гжельский чайный сервиз для кукол»
Теория. Обобщить и расширить знания детей о гжельском промысле. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться.
Практика. Коллективная работа.
Тема 14. «Гжелевские фигурки».
Теория. Способы лепки объемного изображения.
Практика. Лепка и роспись фигурок в стиле «Гжель».
Тема 15. «Мир глазами детей»
Теория. Способы плоскостной и объемной лепки.
Практика. Свободная тема.
Словарь терминов
Композиция – построение художественного произведения, его структура, соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое. Цветоведение – наука о цвете, она рассказывает о том, как правильно сочетать цвета в композиции.
Имитация – изображение под конкретный образец, обманка, подделка.
Динамика – изображение предмета в движении.
Статика – изображение предметов в состоянии покоя, равновесия и лучше всего это состояние реализуется с помощью правильных симметричных геометрических мотивов.
Контур – внешние очертания предмета. В технике рисования контуром называют совокупность внешних линий, обозначающих важнейшие очертания изображаемого.
Контраст – противопоставление и взаимное усиление двух сравнимых свойств, качеств, особенностей. Показателен пример цветового и светотеневого контраста. Контраст – важнейшее специальное средство в композиции практики изобразительного искусства.
Фактура – характер поверхности предмета, его обработки. Ощущается зрительно и осязательно. Фактура как метод позволяет передать материальность изображаемого предмета.
Пропорция – это определённая соразмерность частей произведения между собой и целым. Пропорционально верное решение помогает точно выразить замысел произведения.
Пластика – определённый автором ритмический рисунок, организующий пластически композицию. Художник в ДПИ не может обойтись без приёмов пластической организации пространства. Пластика придаёт контрастность сопрягаемых форм, организует гармоничные переходы композиционной структуры.
Вычерпывание - техника изъятия глины изнутри изделия, до того как его пластичность не перешла в твердое состояние.
Глина - материал полученный из силиката алюминия. Мягкий природный материал.
Деформация- изменение формы глиняного изделия во время сушки.
Жижель - склеивающая масса для соединения приставных деталей с изделием.
Инкрустация - способ декорирования - не сквозное вырезание узоров на поверхности, которые заполняют окрашенными массами, ангобами, глазурями.
Кисть - используется для нанесения глазури и рисунка. Раствор глины так же может быть нанесен при помощи кисти.
Орнамент - живописное, графическое, рельефное украшение, узор из сочетания элементов.
Полосы - кусочки, отрезанные от пластины глины; не должны быть шире 3 см.
Пористость - способность впитывать влагу или пропускать ее.
Разглаживание - выравнивание поверхности изделия при помощи соответствующих инструментов.
Размешивание - работа с глиной руками, пока она не достигнет нужной консистенции.
Раскатывание - процесс приготовления пласта глины раскатывания скалкой.
Ручная лепка - использование пластичных материалов с целью придания изделию определенной формы.
Сжимаемость (усадка) - уменьшение объема глиняной массы во время высыхания или обжига.
Стека - металлический или деревянный инструмент для ручной лепки. Используется для придания изделию формы, объединения частей, укрепления швов, разглаживания поверхностей и т.д.
Сырое изделие - не обожженное изделие.
Укрепление - объединение двух частей глины при помощи нанесения надрезов на местах оединения деталей. Шов должен быть укреплен тонкой полоской глины, прижатой к месту соединения стекой.
Холст - грубая ткань из хлопка или пеньки.
Шпатель - инструмент с открытыми краями, предназначенный для отрезания кусков глины, а так же для разглаживания, создания текстуры и надрезов.
Шликер - концентрированная водная сиспензия, содержащая мелкие частицы керамической массы, не оседающие в течении длительного времени.
Штампованный орнамент - орнамент на керамике, полученный путем вдавливания мягкой поверхности глины каким - либо предметом.
Перечень учебно – методического обеспечения или необходимые условия
Мастерская. Требования к мастерской: просторное с естественным освещением помещение.
В вечернее время занятий дополнительное электро – освещение.
Воздушная среда – температура воздуха в помещении – 18 – 20 градусов по Цельсию. Рабочие столы и полки для сушки. Умывальник.
Материалы и инструменты:
Глина разных цветов.
Картон.
Салфетки.
Пищевая плёнка.
Необходима для хранения пластики и для вырезания с использованием формочек.
Белая бумага, Краски – гуашь
Необходима для создания эскизов, разработки проектов в данном материале.
Скалки для раскатывания глиняного теста и придания ему нужной толщины.
Губка для увлажнения и высушивания изделий.
Скалки для раскатывания глиняного теста и придания ему нужной толщины.
Губка для увлажнения и высушивания изделий.
Стеки различной конфигурации.
Выпускаются специальные ножи для работы с полимерной глиной, обычно в комплект входит: гибкое лезвие, 2 фигурных лезвия и классическое лезвие. Можно работать с канцелярскими ножами (ножами для бумаг).
Шило.
Используется для прокалывания бусин и придания фактуры изделия.
Скалка.
Специальная акриловая скалка: лёгкая, без швов, прозрачная. Можно использовать стеклянную бутылку.
Гвоздики разного диаметра, вязальные спицы тонкие и толстые, зубочистки.
Используются для придания фактуры, чтобы делать узоры.
Набор инструментов для пластики:
стеки, петли, проволочные резаки, губки.
Рабочая поверхность.
Досочки для лепки из пластики (оргстекло, стекло), вощёная бумага (пекарская), кафельная плитка. Легко чистить и отклеивать от них готовые изделия из пластики.
Список использованной литературы
Н. Церетелли «Русская крестьянская игрушка» Академия 1933 г. Заметки об игрушках воронежского района Центрально-черноземной области.
Богуславская (альбом) Русская народная игрушка. Зарисовки воронежских Барынь. Начало 20 века. Данные в библиотеке им. Никитина г. Воронеж.
Г. Федотов «Послушная глина». Основы художественного ремесла. Москва «Аст-пресс» -199г.
Глиняная игрушка 17-18 вв. из фондов ЛОКМ 2001г. Н.Е. Чалых, г. Липецк. Археологические находки, зарисовки и описание.
Методические статьи и рекомендации об игрушке. Черняева М.И. Воронежский центр народного творчества.
Г.М. Жуменко «народная мудрость и знания о ребенке» Москва. Центрполиграф 2001г.
Г. Науменко «Народные праздники. Обряды и времена года в песнях и сказках»
Г.М. Науменко «Русские народные детские песни и сказки с напевами». Москва 2001г.
М. Аксенов «Веснянки». Методическая литература, сценарии к проведению обряда «Закликание весны» г. Брянск 1996г.
И. Морозов, И. Слепцова «Забавы вокруг печки». Русские традиционные народные игры. Москва. Роман газета 1994г.
И. Морозов, И. Слепцова «Не робей, воробей!» Детские игры, потешки, забавушки. Москва 1995г.
С. Жегалова «Русская народная живопись» Москва. Просвещение 1984г.
В. Аникина «Русский фольклор» Москва 1986г.
Г. Блинов «чудо-кони, чудо-птицы». Москва 1977г.
В. Аникина «Русские пословицы и поговорки» Москва 1988г.
Русские народные сказки.
Р. Андреева «Славянский мир» Воронеж 2001г.
А.Г. Кулешов «Русская глиняная игрушка, как вид народного творчества», Москва, «Наука», 2012г.
Д.Г. Фицпатрик «Диалог с ребенком», Аквариум, Москва 1996г.
Т. Лаптева «Большие игры маленьких детей», Дрофа-Плюс, Москва 2005г.
В.В. Васильев «Психологические эффекты при различных психологических подходах». Учебно-методическое пособие. Институт инновационных технологий в образовании и управлении. Воронеж 2009г.
Анохин Ю., Минаева Н. В музее игрушек «МАЛЫШ» М.: 1986
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.- метод. Пособие/Под. Ред. Т.Я. Шпикаловой. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с.- (Воспитание и дополнительное образование школьников).
Горяева Н.А. Декоративно прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. 2-е изд.- М.: Просвещение 2001.
Детям о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. Пособие: В 2ч. /Под. Ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос,2001.-ч.2.- 272с. - (Воспитание и дополнительное образование школьников).
Дедуник В.П. Орнамент «МАЛЫШ» 1990.
Жегалова С.К., Пряник, прялка и птица Сирин: Кн. Для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1983.-192 с.
30. Наина Величко. Энциклопедия 200 подарков. Роспись. М.: АСТ Пресс, 1999. 31. Основы художественного ремесла: Практ. пособие для руководителей школ. кружков/Под ред. В.А Барадулина. М.: Просвещение, 1979. 320 с., ил.,16 л. Ил.