kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий проект "Лубок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта :

1.Выяснить  что такое лубок?

2.Создать и проиллюстрировать  книжку о в лубочных картинках.

Задачи:

 1. Исследовать как и откуда в Россию пришла традиция иллюстраций в печатных изданиях

             2.Исследовать  роль лубка  в русской культуре.

             3.Подобрать материал для создания книжки.

 

Гипотеза :

Русский лубок – это одна из граней проявления живого народного искусства. Здесь воедино сплетены яркая картинка и живое народное слово, внутреннее представление народного художника о мире и понятный человеку любой социальной группы речевой образ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Лубок" »



Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 34











ПРОЕКТ

Тема проекта : «Лубок – живое народное искусство»









Авторы проекта :

Красникова Виктория

Ученица 7 А класса

Руководитель проекта:

Учитель изобразительного искусства

Вакуленко Дина Сергеевна







Томск – 2015 год.











Содержание









  • Введение

  • История возникновения и развития лубочной картинки

  • Сюжеты лубочных картин

  • Типы лубков

  • Технология производства лубка

  • Современность и лубок.

  • Как мы работали над книгой

  • Заключение

  • Список литературы

  • Приложение : фотоальбом лубочных картинок, пословицы о чтении книг























Цель проекта :

1.Выяснить что такое лубок?

2.Создать и проиллюстрировать книжку о в лубочных картинках .

Задачи:

1. Исследовать как и откуда в Россию пришла традиция иллюстраций в печатных изданиях

2.Исследовать роль лубка в русской культуре.

3.Подобрать материал для создания книжки.


Гипотеза :

Русский лубок – это одна из граней проявления живого народного искусства. Здесь воедино сплетены яркая картинка и живое народное слово, внутреннее представление народного художника о мире и понятный человеку любой социальной группы речевой образ.



















Введение

Как прекрасна наша Россия – своими полями, лесами, реками! Как богата наша Россия – драгоценными камнями, золотом и серебром. Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия – это наш народ. Славится русская земля своими мастерами. В каком бы уголке нашей родины ты не оказался, везде встретишь чудо-мастера, прославляющего красоту нашей земли!

Одним из древнейших народных ремёсел на Руси является лубок.

История возникновения и развития лубочной картинки

С середины XVII в. на Руси впервые появились печатные картинки, эти картинки называли «потешными листами», именно юмористические народные картинки, продавались на ярмарках и считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Во второй половине XIX в. их стали называть лубками.

Кто и почему назвал их «лубочными картинками, лубками» – неизвестно. Может, потому, что картинки вырезали на липовых досках (а липу тогда называли лубом), может, потому, что продавали их в лубяных коробах коробейники, или, если верить московскому преданию, все пошло с Лубянки – улицы, на которой жили мастера по изготовлению лубков. 

В XVII столетии Московское царство налаживает всё более и более объёмные торговые связи с Европой. Среди прочих товаров, на Русь попадают европейские печатные книги, чьё оформление отличалось высоким качеством и технической новизной, в Европе уже давно использовалась гравюра на меди, позволяющая изготавливать иллюстрации, карты, богато украшать титульные листы. В России же использовали ксилографию, либо рисованные изображения, для иллюстрирования книг. Состоятельные россияне покупают западные книги с иллюстрациями, гравированные портреты, карты неведомых земель. В 1692 году в Москве издаётся "Букварь словенороссийского племени". Все страницы в нём нарисованы и выгравированы на меди, каждая посвящена отдельной букве кириллицы, украшена её стилизированным изображением, многочисленными рисунками предметов на эту букву и стихотворным её описанием. "Букварь" первоначально предназначался для царевича Алексея Петровича. В петровскую эпоху Россию ждали многочисленные реформы, на стыке веков страна преображалась. Вместе со страной преображались и её книги. Лубочная картинка переживала расцвет в петровское время, и самые известные картинки, которые затем переиздавались на протяжении нескольких столетий, были связаны с эпохой Петра .



Петр I приглашает в Россию мастеров гравёров из Голландии. В середине XVIII века светская литература начинает появляться уже в виде лубочных книжек. В XIX появляется множество мелких типографий. Один из владельцев типографии был Иван Дмитриевич Сытин, русский предприниматель в области издательского дела и книготорговли, начавший свою карьеру помощником торговца в лубочной лавке, в 1876 в кредит открыл небольшую литографию для издания лубочных картин, в 1883 — книжную лавку и тогда же учредил книгоиздательское товарищество “И.Д. Сытин и К°”. К концу жизни стал крупнейшим негосударственным издателем, направленным, в первую очередь на народное просвещение. Типография Сытина выпускала огромными тиражами дешёвые книги для народа, учебники, календари, энциклопедии, научная литература, газеты, журналы, собрания сочинений русских классиков. Сытин делал попытки «облагородить» лубок, приглашая профессиональных художников, выпуская своеобразные «лубки–плакаты» с портретами писателей и иллюстрациями к их произведениям. Просветительская деятельность Сытина, связанная с пропагандой отечественной литературы, стала ярким явлением в развитии лубка, который существовал в русском обществе вплоть до 1920–х ггВ это время в дешёвых вариантах выходят многочисленные переделки Гоголя, Лермонтова, отдельные произведения Пушкина, Тургенева, Салтыкова-Щедрина.

Во время Великой Отечественной воины лубок как вид народной графики был вновь использован Кукрыниксами. Злые карикатуры на фашистских главарей (Гитлера, Геббельса) сопровождались текстами острых фронтовых частушек, высмеивавшими «косого Гитлера» и его приспешников.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет. Постепенно помимо религиозных сюжетов, появляются иллюстрации к русским сказкам, былинам, переводным рыцарским романам , историческим сказаниям (об основании Москвы, о Куликовской битве).

Лубки были про все на свете: про разные страны и великие сражения, про крестьянское житье и знаменитых людей, про большие города и причуды природы, про диковинных зверей и важные события. Необыкновенно нарядными картинками люди украшали свое жилье. Типы лубков
  • Духовно-религиозные —. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.

  • Философские.

  • Юридические — изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Ёрш Ершович Щетинников».

  • Исторические —Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.

  • Сказочные — сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.

  • Праздники — изображения святых.

  • Конница — лубки с изображением всадников.

  • Балагурник — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Технология производства лубка А делалось это так: сначала на доску наносили рисунок. потом специальными резцами вырезали его, на контуры рисунков наносили черную краску. Поверх доски накладывали лист бумаги, прокатывали между валов печатного стана, и рисунок отпечатывался на бумаге. Рисовали и вырезали лубочные доски мастера из народа. Обучались этому чаще у своих же родителей, родственников и соседей. а вот раскрашивали лубки матери, жены и дочери. Красок употребляли четыре - пять,не больше, но зато самые полыхающие: малиновую, зеленую, красную, желтую. И клали эти краски обязательно контрастно: малиновую с зеленой,  желтую с черной, отчего они казались еще ярче, а картинка нарядней. художницы работали только широкими кистями и не соблюдали никаких контуров.













Современные мастера лубочных картинок

Прошли века, и художники, сочетая в своем творчестве традиции древнерусской живописи и народного промысла, создают произведения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.

Современный художник живописец - Марина Русланова создаёт очень яркие позитивные работы в виде лубочных картинок . Её работы находятся в галерее "Славянский Дом", в Московском Музее Народной графики, в музее "Царицыно", в интерьере кафе Московского филиала Всемирного банка, а также в частных коллекциях в

России и за рубежом.

2015 год назван годом литературы . В рамках Года литературы ,26 января 2015 года , в Санкт-Петербурге состоялась выставка «Русская литература в зеркале лубка»

На экспозиции представлены уникальные образцы лубочной картинки середины XIX - начала XX веков по произведениям русских писателей. Выставка рассказывает об истории лубка, популярных сюжетах, авторах, техниках исполнения.

Среди экспонатов - самое популярное произведение в русском лубке за всю историю его существования - стихотворение «Романс», написанное пятнадцатилетним Александром Пушкиным.

Посетители смогут увидеть лубки, созданные анонимными авторами, многочисленными московскими мастерскими. Среди сюжетов лубочных картинок, представленных на выставке, наиболее востребованные среди простого народа произведения литературы - стихотворение Пушкина «Смерть князя Олега», поэма Лермонтова «Песня про купца Калашникова», басни Крылова, песни на стихи Батюшкова, Некрасова, Кольцова...

Один из разделов выставки посвящён работам издательства Ивана Сытина, в чьих руках сосредоточилось к концу XIX века лубочное производство…













Как мы работали над книгой

Книга обогащает наши знания о жизни, развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создает писатель.

Я тоже решила попробовать себя в роли иллюстратора и создать иллюстрированную книгу с пословицами и поговорками о книгах и чтении в лубочных картинках.

Этапы работы над книжкой:

  1. Нашла и исследовала материал о лубке.

  2. Подобрала пословицы и поговорки о книге.

  3. Проиллюстрировала странички.

  4. Оформила книжку так, чтобы можно было добавлять страницы.

  5. Книга готова.

Заключение

Лубок — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств. В целом можно сделать вывод о том, что рисованные лубочные картинки уникальное историческое и художественное явление, объединившее в себе искусство городской и крестьянской культуры, светского и религиозного начала. Именно этим можно объяснить способность рисованного лубка к творческой переработке художественных приемов книжной миниатюры, иконописи, народного декоративно-прикладного искусства .













Приложение
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Творческий проект "Лубок"

Автор: Вакуленко Дина Сергеевна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181193


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства