kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий проект по ИЗО "Фантастика в моих рисунках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект по предмету изобразительное искусство.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по ИЗО "Фантастика в моих рисунках"»


Творческий проект "Фантастика в моих рисунках"


Содержание:


I Введение

II Основная часть

  1. Что такое «аниме»?

  2. История развития аниме.

  3. Рисунок аниме.

III Биография В.М.Васнецова.

  1. Творческое воображение. Реальность и фантастика.

  2. Работы В.Васнецова.

IV Мои персонажи.

V Заключение.

VI Литература.

                                                     

Паспорт проекта:

Наименование проекта "Фантастика в моих рисунках".

Основной  разработчик  проекта: Белоненко Венера, обучающаяся 9 «А» класса.

Руководитель: Щедрина Татьяна Григорьевна,  учитель  ИЗО.

Актуальность выбранной темы состоит в необходимости получения новых знаний, развитии собственной индивидуальности, организации свободного времени и использование полученных знаний на практике. Приобщение к творческой деятельности позволяет мне увидеть прекрасное и запечатлеть это на бумаге.

Практическая значимость моей работы заключается в нарисовании своих героев аниме, а так же помочь начинающим художникам в стиле «аниме».

Цель моей работы:

1. Познакомить   учащихся 9 класса с биографией Виктора Васнецова, рассказать о его некоторых известных произведениях. Рассказать об истории создания  Аниме и фентези, показать образцы своих работ. 

2.Опҏеделить, чем эти стили привлекают совҏеменную молодёжь;

3. Какую культурную ценность они несут;

4. Какие философские идеи и проблемы отображаются и рассматриваются в эҭих видах анимации.

5. Является улучшение навыков рисования персонажей для будущих мультфильмов. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • узнать об истории жанра;

  • разобрать все элементы аниме;

  • попрактиковаться в нарисовании разных персонажей;

  • сравнить мои старые и новые рисунки;

При подготовки моего проекта мною были использованы следующие методы научного исследования:

  • сравнительный метод;

  • изучение публикаций в книгах и интернете;

  • аналитический метод.


-Здравствуйте, я Белоненко Венера, обучающаяся 9 «а» класса,

представляю Вашему вниманию творческий проект по изобразительному искусству на тему «Фантастика в моих рисунках».

Руководитель проекта - Щедрина Татьяна Григорьевна, учитель изобразительного искусства.

 

ОБОСНОВАНИЕ.

Я выбрала эту тему по нескольким причинам: во-первых: меня всегда привлекало в работах великих мастеров реальность и фантазия, например картины Виктора Васнецова, иллюстратора – сказочника. Очень нравятся такие его произведения, как «Царевна лебедь», на которой мы видим изображение красивой девушки с огромными красивыми глазами, во- вторых: я увлекаюсь еще необычным изображение людей в технике аниме и фентези. Увлекшись этими направлениями, я сама начала пробовать рисовать людей с большими глазами, необычной внешностью, и красочной техникой изображения.

I Введение

Каких только жанров искусства нет на свете! Каждый из них по своему уникален. Аниме – один из многих жанров в мире, но в то же время неповторимо отличающийся от других своей тематикой.

Я выбрал эту тему не только потому, что она интересна лично мне, но и потому, что она становится всё более и более популярна вне Японии.

В своей работе я попытаюсь развеять распространённые мифы об аниме, как о «страшноватых японских мультфильмах».

Аниме - это искусство, которое прошло достаточно длительный путь развития, чтобы обрести ту форму, которую мы можем наблюдать последние два десятка лет.


II Основная часть.

Что такое «аниме»?

Аниме - это японская анимация. В отличие от анимации других стран, предназначаемой в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме часто (но не всегда) отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей.

История развития аниме.

Первые японские анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмы длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов.

Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» Дэкотэна Симокавы (он рисовал мелом на черной доске и снимал свои рисунки на пленку). Ни одного из первых его фильмов не сохранилось, но понятно, что их художественная ценность была невелика – это были всего лишь эксперименты, сейчас интересные только для историков кино как первые шаги японской анимации. В 1920-е годы обычная длина анимационного фильма в Японии не превышала 15 минут. Практически вся анимация тогда делалась в крошечных домашних студиях художниками-одиночками и финансировалась кинематографическими и кинопрокатными фирмами в обмен на право проката.

В 1940 году вышел первый японский научно-фантастический комикс – «Путешествие на Марс» («Касэй Танкэн») Таро Асахи и Нобору Осиро. Он рассказывал о маленьком мальчике, который во сне вместе с собакой и кошкой отправился на космической ракете к Марсу. Комикс был нарисован в три цвета, в нем подробно показывались марсиане и ракеты, и даже были вклеены настоящие фотографии Луны.

В 1969 году вышли два хорошо известных в России фильма студии «Тоэй Дога» – «Кот в сапогах» и «Корабль-призрак». Оба эти фильма сейчас считаются классикой японского детского кино.

1970-е годы в истории аниме без преувеличения можно назвать эрой телевидения. Происходило изменение аудитории аниме. Если ранее ее основой были маленькие дети и младшие подростки 10-12 лет, то теперь поколение зрителей первых аниме уже подросло, но все еще интересовалось «мультиками». Поэтому начинают появляться и сериалы, рассчитанные на зрителей среднего и даже старшего подросткового возраста.

Аниме 1970-х было технически и эстетически совершеннее, чем аниме 1960-х. Аниматоры «набили руку», а продюсеры вкладывали все большие деньги в отрасль, приносящую прибыль.


Рисунок аниме.

Малознакомые с аниме люди среди признаков аниме обычно в первую очередь упоминают неестественно большие глаза персонажей. На самом деле, существующий стиль возник под сильным влиянием западных традиций мультипликации. Аниме-персонажи выделяются не столько размером глаз, сколько вниманием, уделённым детализации глаз по отношению ко всему остальному лицу. Нос и рот обычно изображаются несколькими волнистыми линиями, за исключением моментов, когда персонаж говорит. Тем не менее существуют произведения, в которых используется «реалистичный» рисунок — нос, рот и скулы равно с прочими деталями лица изображаются и затеняются с большей точностью.

При рисовании глаз обычно одновременно применяются светлые и тёмные оттенки. По глазам часто можно сделать вывод о персонаже в целом. Они обычно отражают возраст и открытость персонажа. Положительные, весёлые, дружелюбные главные герои часто изображаются с большими, блестящими, полными жизни глазами; замкнутые, мрачные или отрицательные имеют глаза суженные, иногда полузакрытые или оттенённые чёлкой — часто их рисуют похожими на глаза какой-нибудь зоркой хищной птицы или змеи; хитрые или подчёркнуто-вежливые персонажи имеют глаза лисицы — как бы всё время закрытые, будто персонаж постоянно улыбается, однако примерно такие же по форме могут иметь и обыкновенные сони; если персонаж не является романтическим, но при этом не злой, хитрый или замкнутый, художники могут снабдить его достаточно большими глазами, но с маленькими зрачками-точками; кроме того, если персонажа вдруг лишают магическим способом воли или даже души, его глаза теряют блеск и становятся безжизненными — из них исчезают все блики. У детей глаза обычно изображены очень большими, старики же (за крайне редким исключением) имеют глаза маленькие, с маленьким зрачком. Очки являются дополнительным средством выразительности. Очки чёрные, цветные или нарочито-блестящие, всевозможных форм и размеров, украшают лица, пожалуй, одной четверти всех известных аниме-персонажей, являясь их самой изюминкой.

Волосы в аниме обычно состоят из прядей. Причёски персонажей могут иметь самые разные, порой диковинные формы и цвета. Волосы, а также детали одежды персонажей, зачастую подчиняют ветру или инерции, заставляя их несинхронно двигаться при перемещениях персонажа. Кроме того, цвет волос часто отражает характер персонажа. К примеру, рыжие волосы являются характерным индикатором вспыльчивости. Светлые волосы также указывают на иностранное происхождение героя, поскольку большинство японцев имеют тёмные волосы.


III Биография В. М. Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович – живописец, график. Художник – сказочник, иллюстратор. Портретист, монументалист, автор жанровых картин, театральный художник.

Родился в селе Лопьял Вятской губернии. Сын сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны. Всего в семье было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов – художник, известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.

Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика. Как и многие русские художники того времени, стремился выйти за границы канонов академического искусства.

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и т.д.

Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».

Творчество В.М. Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т.д.

В 1885-1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т.д.

Был женат на Александре Владимировне Рязанцевой. Имел сыновей: Бориса, Алексея, Михаила, Владимира и дочь Татьяну.

Умер в Москве в своей мастерской во время работы над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище. Позднее его прах был перенесен на Введенское кладбище Москвы.

Васнецов является основоположником «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в развитии российского изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн.


Творческое воображение. Реальность и фантазия.

Творческое воображение не­обходимо для того, чтобы сочинять, но не менее — для того, чтобы видеть и понимать окружающий мир и самого себя. Занятия искусством развивают эти качества.


Когда мы смотрим на картины художников, нам трудно определить, реальность или фантазия то, что изобразил мастер.

Фантазия — это не просто нереально сочетание реальных элементов, а обострённое видение сути реальности.

Мощное творческое воображение узнаётся: не столько по тому, что человек может придумывать, а скорее потому, как он умеет преобразовывать реальную действительность, обременённую случайными, лишёнными выразительности штрихами, в ещё более подлинный мир, в художественный мир. Некоторые тонкие и хрупкие переживания- значимые факты внутренней жизни —часто как бы заслоняются и затемняются в условиях; обыденной жизни. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к отклонению от некоторых сторон действительности или к их обострению, с тем чтобы придать образную наглядность той стороне реальной действительности, которая для художника наиболее важна.

Творческое воображение необходимо мастеру для создания произведения. Порой художник изображает не действительность, а именно фантастический мир вещей для того, чтобы передать нам - зрителям - свое настроение.

Реальность и фантазия — два крыла художественного творчества. Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фанта­зировать. Он может сочинять, изобра­жать то, чего нет, — небывалые страны, иные миры, неведомое прошлое и дале­кое будущее. Он может рассказать нам о придуманных событиях, о жизни лю­дей, которых никогда не было, может изображать небывалых чудовищ и не­мыслимые механизмы. А мы, понимая это, не считаем его обманщиком — мы радуемся и огорчаемся вместе с ним.

Такое право на вымысел решительно отличает искусство, например, от науки, даже от обыденного общения. Там всякое несовпадение с реальностью есть обман, ложь или ошибка, заблуждение. А в искусст­ве, даже тогда, когда оно убедительно показывает нам то, что ре­ально существует, художник ведет отбор существенных для него сторон реальности. В созданном произведении раскрывается явле­ние жизни, пропущенное через фантазию автора, его отношение. Реальность в произведении повернута к зрителю теми ее сторона­ми, которые выбрал художник, которые взволновали его.


Правда искусства — это реальность, пережитая человеком. И художнику требуется мастерство владения художественным языком, средствами выразительности, чтобы передать свои пережи­вания зрителю. Чувства и мысли, которые выражены в произведе­нии искусства, должны быть подлинными. Цель искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за са­му реальность. Все подлинные художественные образы создаются именно как воплощение правды. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником.

Все, о чем мы здесь говорили, относится не только к картинам со сложным сюжетом, но и к портрету, пейзажу, натюрморту.

В истории изобразительного искусства есть множество примеров, когда не только на исторические и сказочные, но и на современные сюжеты пишутся картины по воображению, т. е. искусство — это образное, а не зеркально точное отражение действительности. 

Сущность художественного воображения заключается в том, чтобы создать не копию реальности, а творческие образцы, но, что очень важно путем не нарушения, а сохранения и даже обострения основных впечатлений от жизненной реальности. При этом явно ошибочным является утверждение, что чем причудливее диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует.

Ещё одна важная мысль: ценность произведения искусства не в том чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за реальность, а в подлинности чувств и переживаний, передаваемых художником зрителю. Чем реалистичнее художественное произведение, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание которым оперирует художник, пластическим выражением художественного замысла. Соблюдение жизненной реальности отнюдь не означает фотографического воспроизведения; или копирования непосредственно воспринятого. И.И. Левитан часто повторял: «Из непосредственного снимка природы выйдет жалкая, бессмысленная копия. Она позволяет приблизиться к себе только путём творческой фантазии. Иначе было бы слишком просто быть художником».

То, что мы воспринимаем в жизни, в повседневном опыте, по большей части случайно, мы далеко не всегда выделяем характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Художник видит по-иному: его зрение, сознание ведут отбор значимого, характерного. Задача художественного произведения — передать зрителям то, что видит художник, с такой убедительностью, чтобы и они это увидели и почувствовали.

Работы В.Васнецова.

Картина "Сирин и Алконост"- написана маслом на холсте в 1896г. "Сирин и Алконост"- это два неразлучных символа, две противоположности. Горе и радость, печаль и счастье, чёрное и белое, ад и рай. Эти девы - птицы похожи, как двойники и одновременно совершенно разные. Сирин - это чёрная вестница печали, тоски и горя, а Алконост - это светлый вестник радости и счастья.

Согласно славянским поверьям, девы - птицы прилетают в яблоневый сад накануне Яблочного Спаса. Сирин оплакивает - уходящее лето. А Алконост - наделяет плоды магическими, лечебными свойствами. У Васнецова Виктора Михайловича - яркие, красочные образы этих птиц. Если у Сирина - чёрное оперение, бледное, усталое лицо, полные слёз глаза в чёрных глазницах. То у Алконоста - светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья.

У славян "левая" сторона всегда была - "дурной". Воплощение печали и увядания.

А "правая" сторона у славян всегда была - воплощением надежды, радости и удачи.


IV Мои персонажи.

У меня тоже есть несколько похожих персонажей. Это ДАРК И БЛЭК.

Они тоже являются близнецами, но в тоже время они полные противоположности друг друга. Дарк и Блек являются олицетворением дня и ночи. Блэк является олицетворением дня, солнца, хороших снов и эмоций. Имя Блэк было дано ему из-за его тёмного цвета волос и тёмной одежды, хотя несмотря на грозный вид, на самом деле он по характеру добрый и хороший. Его сестра близняшка совсем другая. Дарк - это олицетворение ночи и тьмы, и страшных снов.

Картина "Жар-птица" неизвестного художника. Жар - птица - это наш аналог птицы "Феникс" из европейского фольклора. Прототипом изображения жар-птицы послужил обычный - павлин. И действительно все эти птицы очень похожи.

Это символ - огня, света, возрождения. Символ - жизни, её повторения и бесконечности. Птица Феникс в мифологии имела отношение к двум богам. Богу солнца - Яриле и богу грозы - Перуну. У обоих - это главный атрибут. По легендам и жар - птица и феникс питались молодильными яблоками, а яблоки даровали бессмертие.

Я считаю, что из-за этого она могла восстать из пепла, т.е. быть бессмертной! Эти красивые птицы вдохновили меня нарисовать свой аналог птицы Феникс!

ФЕНИКС.

Его внешность срисована с тела человека, но это только основа, всё остальное взято с птицы. Пушистый красивый хвост, крылья, которые немного объединены с руками и огненное оперение. Находясь рядом с ним, чувствуешь жар как от огня! Он так - же восстаёт из пепла, после того как сгорает в своём же пламени. Он воспитанный, вежливый, в его речи всегда мелькают вежливые слова, а в поведении и движени есть грация.

Есть у меня ещё один персонаж - аналог дракона.

КАМИ.

Ками – это персонаж - дракон. В переводе с японского – «Бог». Но не просто Бог, а Бог - дракон. Этот дракон всегда следит за природой, лесами, полями, и всей землёй. Иногда он может принимать облик человека. Если говорить о характере, то она добра и мила со всеми. Она любит проводить время не как богиня, а как человек. Узнавая больше нового в нашем мире.

Все эти картины и вдохновили меня на создание своих персонажей, и я решила нарисовала свои аналоги. У меня есть несколько персонажей, не похожих, ни на кого из сказочных персонажей, но живущих в моей фантазии.

РЕЙКАН.

Рейкан - это вдохновение. Я дала ему это имя, как раз из-за того, что это и есть моё вдохновение или же моя фантазия. Если присмотреться, на поясе у него - сумочка с карандашами. Не удивительно, если он моё вдохновение, значит он любит рисовать. Унего есть одна особеннось - цвет его глаз меняется в зависимости от настроения.

ВИРУС.

Этот персонаж созданный на основе компьютерного вируса. Его цветовая гамма связана с моими ассоциациями. Так - как чёрный, зелёный, жёлтый цвета у меня ассоциируется с компьютерным вирусом. От его присутствия выходят из строя все электрические приборы. Не смотря на всё это, он любитель компьютерных игр, но чаще всего, из-за него и происходят проблемы и неполадки. Из-за этого он предпочитает наблюдать из далека, как кто-то играет в игры.

ХЭТЧЕР.

Думаю все слышали о сказке, "Алиса в стране чудес"? Образ одного из персонажей я взяла из чеширского кота, только он опять напоминает строение человека. С необычными ушами на голове, они кошачьи, как и пушистый хвост. На лице, волосах, ушах и хвосте видны узоры и окрас, какой был - бы у него, если б он был настоящим котом. На его голове видна и шляпа, своей окраской и изображением похожая на карты. Это и говорит нам о том, что он любитель таких игр. А именно - карты, шахматы, лото, шашки и другие подобные игры. Он довольно неугомонный, очень энергичный, и не сидит на месте. Сидеть на месте его могут заставить любимые игры и интересный соперник.

Это только часть всех моих персонажей и идей.



Рисование – дело такое,
Что фантазии не удержать...
Нарисуй мне зарю над рекою,

Поспеши кисть к листочку прижать.

Рисовать – это так интересно,
Подперев подбородок рукой!
И поверь, будет всем интересен
Мир, что создан твоею душой.

С.Болдышев


 Для того чтобы быстро и качественно выполнить работу мне понадобилось:

-     Составить план работы

-     Найти информацию об истории аниме

-     Проанализировать материал, отобрать текст для сообщения

-     Проконсультироваться с учителем ИЗО

-     Нарисовать рисунки в стиле «аниме»

    Рассказать материал ученикам 9 класса в увлекательной форме

 

Практическая значимость.

На основе собранного материала подготовлена серия рисунков к проекту по ИЗО.

Ресурсы.

 - Для доклада использовался материал, предоставленный в свободном доступе в сети Интернет - сайт Википедия.

- Для рисунков:

Альбом, цветные  карандаши, фломастеры, бумага А4, карандаш простой, ручка, компьютер.


V Заключение

Актуальность моей работы заключается в том, что на данном этапе развития аниме является феноменом японской культуры, распространяющееся во многих других странах


Итак, аниме - это анимация, созданная в Японии около 1917 года. Современное поколение японцев фактически «выросло на аниме», оно формировало их мировоззрение с раннего детства. Теперь японская анимация дошла и до нас, люди открыли для себя совершенно новый вид мультипликации, отображающий восточный тип мышления, порой непонятный, но тем и привлекательный.

Мы с осторожностью относимся к явлениям, формирующим наше сознание и мировоззрение, стараемся выбрать по нашим понятиям самое лучшее. Просмотр аниме не проходит бесследно, каждая заинтересованная личность пытается вобрать в себя мысли, идеи, проанализировать впечатления после просмотра, таким образом, получается, что аниме тоже начинает воздействовать на наше мировоззрение.

Аниме мне помогает расслабиться, снять напряжение, забыть о каких-то неприятностях, приводит в душевное равновесие. Когда ты слушаешь японскую музыку или смотришь мультики, это очень расслабляет. Каждый человек должен чем-то увлекаться, интересоваться, получать позитивный заряд. Кто-то находит себя в спорте, кто-то в творчестве, кто-то в музыке, а я вот – в аниме.


Я являюсь поклонником стиля «аниме», так как этот стиль помогает лучше отражать в моих рисунках эмоции. Создавая своих персонажей, я мечтаю, о том, что когда -нибудь все мои герои соберутся в мультфильме.


VI Литература.


1. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — 2-е изд. — М.: Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2001.

2.      Ивасаки Акира, «История японского кино», М., 1966.

3.      "Япония навсегда!" (Обзор 34-го фестиваля японского кино) - журнал "Premiere", декабрь 2000 - январь 2001.

4.  http://animag.ru/?cid=5 – сайт журнала «Anime».

5.  http://anime.dvdspecial.ru/index.shtml -сайт посвящен современной японской массовой культуре, а именно: аниме и манге.

6.  http://www.animemanga.ru -сайт посвящен современной японской массовой культуре, а именно: аниме и манге.

7.  http://www.animanga.ru/ -русские переводы манги.



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческий проект по ИЗО "Фантастика в моих рисунках"

Автор: Щедрина Татьяна Григорьевна

Дата: 12.10.2020

Номер свидетельства: 559787


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства