Оборудование и материал: интерактивная доска, презентации: «Красота неба в творчестве художников», рисунки учащихся, магнитофон, запись музыки и видеоролик из мультфильма «Трям», ноутбуки, картинки с изображением животных.
Тема | Волшебные облака |
Автор | Смирнова Татьяна Анатольевна, учитель ИЗО МБОУ Гимназии № 10, г. Луховицы, Московской области. |
Цель темы |
Закрепление полученных ранее знаний и проверка знаний по использованию Программы Paint при работе с компьютером. Обучение умению выполнять несложные рисунки с помощью ноутбука, используя программу Paint |
Задачи:
учебные
развивающие
познавательные
воспитательные |
Формирование представления о сказочном мире декоративно-прикладного искусства, о его роли в жизни людей. Обучение умению рисовать животных на основе ассоциации с плывущими по небу облаками. Совершенствование умений применять программу Paint на уроках ИЗО.
Развивать ассоциативное мышление, умение видеть причудливые формы, угадывать в них силуэты разнообразных животных. Формировать умение работать в программе Paint в определенной последовательности. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ.
Познакомить с помощью презентацией с творчеством художников, чьи пейзажи показывают красоту неба Углубить знания о возможностях программы познакомить с характерными особенностями данной программы при изображении облаков причудливой формы.
Научить видеть и ценить красоту неба, привить интерес к творческой деятельности, воспитывать любовь к творчеству художников, уметь прогнозировать итог своей работы, моделировать новые формы, использовать своё право выбора сюжета и способа изображения по заданной теме, прививать аккуратность, усидчивость. |
Основное содержание темы, термины, понятия | Особенности художественного творчества: рисонавание с помощью ноутбука, с использованием программы Paint, работа парами, (наставник-ученик), ассоциативное сравнение облаков на небе с образами разнообразных животных, выявление их характерных особенностей, поиск вариантов изображения на основе овалов, сравнение, анализ последовательности выполнения практической работы, составление совместного плана действий (работа парами). Термины и понятия: программа, Paint поле, экран, инструменты, композиция, масштаб изображения, линейный рисунок, рисунок от пятна, цветовой ряд, выбор цвета, заливка. |
Планируемый результат |
Предметные умения | Метапредметные УУД |
Углубить познания в области изобразительного искусства и ИКТ продолжить формирование у детей навыков в рисовании животных; знать особенности и приёмы в работе с ноутбуком; Углубить познания в области изобразительного искусства и ИКТ продолжить формирование у детей навыков в рисовании животных; знать особенности и приёмы в работе с ноутбуком; уметь работать в программе Paint умение анализировать форму, выделять элементы, обобщать, соединять в единое целое, передавать в рисунке простейшую форму с помощью линий разной конфигурации, определять общее пространственное положение, подбирать правильно цвет, исходя из поставленной задачи, собственной задумки. выполнить рисунок (работа парами) животные, на основе ассоциации с облаками, плывущими по голубому небу. | Личностные: формирование эстетического отношения к миру прекрасного; развитие потребности в творчестве, освоение способов работы в программе Paint с помощью ноутбука. Регулятивные: составление плана и определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; формирование умения удерживать учебную задачу при помощи учителя; сверка своих действий с целью и при необходимости исправление ошибок. Познавательные: формирование понятия знакомство со словами: ассоциация, программа Paint, поле, экран, инструменты, композиция, масштаб изображения, линейный рисунок, рисунок от пятна, цветовой ряд, заливка. Коммуникативные: освоение способов взаимодействия в коллективе, при выполнении практической работы в паре, взаимопомощь, определение степени успешности и оценка работы. Социальные: ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
История изобразительного искусства (знакомство с творчеством художников, чьи пейзажи рассказывают о красоте и необычном виде неба, изобразительное искусство, информатика (рисуют с помощью ноутбука в программе Paint, музыка (музыкальная пауза - поют песенку), окружающий мир (животные: домашние, дикие, экзотические). |
Фронтальная, коллективная (в парах (работают в паре за одним ноутбуком, более опытный является наставником для менее опытного учащегося) и группах (по рядам – 1 – ый ряд рисует домашних животных, 2- ой ряд - диких животных, 3-ий – экзотических животных), индивидуальная, дифференцированная, частично-поисковая (домашнее задание – сбор наглядного материала (изображения животных). Беседа, слушание, просмотр презентации,наблюдение, анализ формы, поиск информации с помощью раздаточного материала, дискуссия, подводящий диалог, практическая деятельность, самостоятельная работа. |
Наглядный демонстрационный материал (картинки с изображением животных) Наглядный материал: изображение облаков разной формы (округлые, вытянутые, удлиненные, маленькие и большие...) и разными способами (плавными, округлыми линиями, зигзагообразными, острыми, ломанными линиями) ИКТ (презентация: «Красота неба в творчестве художников»); Интерактивная доска (демонстрация учителем последовательности работы в программе Paint ). Интернет для учителя ( подготовка презентации). |
Тип урока | Комбинированный |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный этап. Эмоциональный настрой учащихся Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию; Предлагает проверить настроение учащихся с помощью смайликов. Удостоверившись, что почти все ребята пришли на занятие с хорошим настроением, учитель делится своими воспоминаниями из детства (очень любила в детстве смотреть на яркое, голубое небо и любоваться, плывущими по небу облаками). Спрашивает ребят: -Любите ли вы ребята рассматривать облака и фантазировать? Давайте это делать вместе. А помогут нам в этом картины известных художников. Учитель представляет презентацию «Красота неба в творчестве художников». | Эмоциональный настрой учащихся Работа со смайликами. Фронтальный опрос. Отвечают на вопрос, аргументируя ответы. |
II . Актуализация знаний. Удостоверившись, что почти все ребята пришли на занятие с хорошим настроением, учитель делится своими воспоминаниями из детства (очень любила в детстве смотреть на яркое, голубое небо и любоваться, плывущими по небу облаками). Спрашивает ребят: -Любите ли вы ребята рассматривать облака? Давайте вместе с вами рассматривать облака. А помогут нам в этом картины известных художников. -Что напоминаю вам облака, кого вы увидели, рассматривая эти причудливые формы. Учитель хвалит ребят за то, что они очень наблюдательные, что у них очень хорошая фантазия. Учитель предлагает вместе определить тему занятия, о чем будем говорить, что будем рисовать? Тема нашего занятия ««Волшебные облака». Исходя из темы занятия, постарайтесь определить, почему облака, могут быть волшебными? Предлагает учащимся вспомнить разные способы рисования, с помощью каких материалов можно нарисовать облака. Похвала - Молодцы, вы назвали очень много способов изображения Мотивация -Знаете ли вы еще какой – нибудь способ изображения? Учитель обращает внимание, что еще можно рисовать с помощью компьютера, используя программу Paint. Обращает внимание, что сегодня ребята будут рисовать с помощью ноутбука, учащиеся будут работать в парах (ученик-наставник+ученик-ученик). - Что значит работать в паре? - Какую программу будем использовать в работе с ноутбуком. | Отвечают на вопрос, аргументируя ответы: - Можно рисовать разными красками (акварелью, гуашью, фломастерами, цветными карандашами, выполнять изображения с помощью аппликации, рисовать с помощью пластилина). Рассматривают изображения неба на репродукциях картин художников (Н. Рерих, И. Левитин,и др.)с помощью презентации. Анализируют изображения, дают характеристику: -Облака бывают мягкими, пушистыми, колючими, грозными, хмурыми. Отвечают на вопрос, аргументируя ответы: -увидели силуэты животных, птиц, необычных существ. Учащиеся отвечают на вопросы - Они имеют причудливую форму, они необычные, из них может идти дождик, падать снег, а еще их фора может напоминать каких-нибудь животных или птиц, фигуры разных существ. - Узнаем, как можно рисовать с помощью компьютера. - Познакомимся с работами художников. - Научимся рисовать животных с помощью компьютера. Отвечают на вопросы: - Работать в паре, значит дружно, учитывать мнение друг друга, распределять обязанности). - Продолжим осваивать программу Paint. |
III. Постановка целей урока, мотивационная деятельность учащихся. Вспомним задание, что вам надо нарисовать? Каких животных вы знаете, кого из них можно нарисовать? Какие способы вы будите использовать, чтобы нарисовать животных? | Отвечают на вопросы: -Надо нарисовать животных в виде облачков, плывущих по небу. - можно нарисовать: лошадок, слона, жирафа, котика, собачку и т.д. -будем рисовать с помощью компьютера, используя программу Paint. Учащиеся закрепляют полученные на уроке знания, называют способы, приемы, используемые при изображении животных: Отвечают на вопросы: - изображать можно линией, от пятна |
IV Первичное усвоение новых знаний на основе анализа имеющихся ранее знаний формулировка новых понятий, выводов Учитель задает вопросы: - Что значит рисовать линией? -Что значит рисовать от пятна? -Назовите самый простой способ изображения - Какие геометрические фигуры вы знаете? -Как вы думаете, какие геометрические фигуры больше всего подойдут для изображения животных в виде облачков? Учитель напоминает, что для изображения животных с помощью компьютера необходимо использовать программу Paint. Напоминает и показывает специальный значок, обозначающий данную программу. | Отвечают на вопросы: - рисовать линией, значит рисовать с помощью линий разной формы и разной толщины. -рисовать от пятна, значит представлять форму в виде разных пятен разной формы и величины). -Самый простой способ изображения: на основе геометрических фигур. - Нам известны геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг, овал. треугольник... - Для изображения животных в виде облачков больше подойдут овалы разной величины, потому, что облака чаще имеют форму овалов. - В компьютере есть специальная программа, с помощью которой можно рисовать. Из программы мы будем использовать: карандаш, кисточку, ластик, заливку. |
V Пауза Музыкальная пауза. Песенка «Облака, белогривые лошадки» (слова С. Козлова, композитор Владимир Шаинский) Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Эмоциональная разгрузка учащихся. Поют песенку, весело улыбаются, могут встать, в такт сделать какие-нибудь движения, на пример разводить руками, поднимая их к небу, кружиться в одну в другую сторону, раскачивать руками в одну, в другую стороны (лучший вариант сидя, поют, раскачиваясь влево, вправо, руки на коленях, наклоняя голову, то в одну, то в другую сторону). |
YI Повторение ранее полученных знаний и закрепление новых знаний Учитель восхищается способностями детей в пении и предлагает проявить себя в творчестве. - Отдохнули, предлагаю пофантазировать с помощью компьютера. - Как рисуют с помощью компьютера? -Каким значком обозначается программа для рисования? -Какие инструменты из программы Paint мы будем использовать? Рисуя шарж, вам понадобятся ранее изученные знания, последовательность работы над изображением животных. -Каких животных вы знаете, обратимся к вашему домашнему заданию (принести картинки с изображением животных) -Вспомним последовательность работы. -Какими линиями выполняется предварительный рисунок? -Какие виды линий бывают? Какие приемы и способы вы будете использовать при изображении животных? Учитель демонстрирует на интерактивной доске , как легко с помощью инструментов программы можно быстро и интересно проводить самые разные линии: прямые, волнистые, зигзагообразные, острые плавные, тонкие и тонкие ит.д. Учитель, рекомендует соблюдать формат изображения, подобрать правильно величину изображения к формату листа. Получившееся изображение животного, мы оставляем белым, а фон, за животным с помощью заливки превращаем в голубой цвет, цвет неба, по которому плывут причудливые, волшебные облака. | Отвечают на вопросы: - В компьютере есть специальная программа, с помощью которой можно рисовать. - Программа обозначается значком (нарисован стаканчик с кисточкой) - Из программы мы будем использовать: карандаш, кисточку, ластик, заливку. - Вспоминаем образ изображаемого животного Ребята выходят по очереди, называют животное и прикрепляют с помощью магнита, изображение животного к доске. - Выделяем характерные особенности изображаемого животного. - Выделяем части, составляющие животное: -Голова, туловище, шея, лапы, хвост, уши. -Намечаем самый большой элемент-туловище, затем – голова, лапы, хвост, уши, дополняем мелкими деталями: нос, глаза, усы. |
VII. Первичное применение новых знаний на основе практической работы Закрепление новых знаний и применение ранее полученных знаний в практической работе. Практическая работа Задание: Нарисовать животных в виде облачков, плывущих по небу. Придумайте сказку про облачка, которые сначала были одинокими, потом повстречались и вместе составили образ доброго котенка, храброго щенка, быстроногого оленя и т. д. Выберите образ животного, нарисуйте его с помощью компьютера, дайте характеристику созданного вами образа. Учитель контролирует процесс работы с помощью ноутбуков, рекомендует учащимся правильную посадку, соблюдать расстояние от глаз до монитора. Учитель создает музыкальный фон (детские песенки о разных животных) с помощью компьютера или магнитофона. | Отвечают на вопросы, рисуют парами животных на основе облачков (совместная творческая деятельность). Более опытный в рисовании ученик, обладающий большим опытом в рисовании с помощью программы Paint, направляет и подсказывает менее подготовленному, совместно выполняют рисунок, выбрав образ, составив план действий. |
VIII. Первичное закрепление Учитель собирает информацию с помощью флешки. Размещает на рабочий стол своего компьютера, составляет единую выставку работ, в режиме «автопросмотр»учащиеся смогут увидеть свои работы и своих одноклассников. Учитель предлагает защитить свой мини творческий проект. | Любуются своими творческими достижениями. Защищают свой творческий мини –проект: придумывают название рисунку, рассказывают: кого нарисовали, что удалось передать, с помощью каких линий удалось передать характер животных. |
1X Подведение итогов урока. -Ребята, что было необычного у нас на занятии? -Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наше занятие подходит к концу. - Ребята, вам прекрасно удалось обычные облака превратить в волшебные и передать в рисунках некоторое сходство и характер животных. Надеюсь, что вы еще не раз захотите нарисовать что – либо дома или во время занятий в нашей «Мастерской чудесных превращений», используя программу Paint, желаю вам творческих успехов! | Отвечают на поставленные вопросы, анализируют собственную работу и работу учащихся на уроке, дают оценку деятельности своей пары на уроке: - Мы рисовали с помощью компьютера. |
X.Рефлексия. -Понравилось ли вам рисовать с помощью компьютера? Расскажите об этом с помощью смайликов, проверим с каким настроением вы уйдете с занятия. -Как вы думаете, что можно ещё нарисовать с помощью компьютера. | Работа со смайликами. Оценивают свою работу, работу одноклассников и свое настроение в конце урока. |