Технические аудивизуальные средства обучения в преподавании уроков изобразительного искусства
Технические аудивизуальные средства обучения в преподавании уроков изобразительного искусства
Основной целью примениения новых технологий обучения в художественном образовании является расширение сферы творческой работы учащихся. Технические аудивизуальные средства обучения способствуют восприятию, усвоению и систематизации учебного материала. Материал построен на программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством народного художника России Б.М.Неменского с 1 по 8 классы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технические аудивизуальные средства обучения в преподавании уроков изобразительного искусства»
Технические аудивизуальные средства обучения в преподавании уроков изобразительного искусства.
Новикова Т.Н.
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа № 904, г. Москва
Современный ребенок с самого рождения попадает в мир, насыщенной «экранной информацией». Телевидение, DVD, реклама на улице, компьютеры оказывают существенное влияние на его развитие, воспитание, образование. «Пришел, увидел, победил! – слова Юлия Цезаря, а «Включил, увидел, научился!» может будет поговорка будущего. Во все времена художники живо откликались на все научные и технические достижения своего времени.
В программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством народного художника России Б.М.Неменского, все уроки ИЗО строятся таким образом, чтобы заинтересовать и максимально активизировать школьников.
Оснащение кабинета изобразительного искусства аудивизуальными средсвами обучения дает в руки учителя мощнейшие средства для эстетического и художественного образования школьников.
Основной целью примениения новых технологий обучения в художественном образовании является расширение сферы творческой работы учащихся. Технические аудивизуальные средства обучения способствуют восприятию, усвоению и систематизации учебного материала.
Начиная с начальной школы драматургия современного урока изобразительного искуссства подразумевает использование аудивизуальных средств, чтобы органично сплести все линии воздейстия, включающие в себя зрительные, музыкальные и поэтические образы.
Например, в 1 классе по теме урока «Цветы» детям предлагается придумать и нарисовать сказочный цветок. Урок пройдет наиболее продуктивно, если учащиеся внимательно просмотрят изображение разных видов цветов, причем крупным планом на экране, и обязательно в музыкальном сопровождении («Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского). Приложение 1.
Во 2 классе по теме «Украшение и реальность» учащимся нужно изобразить паутинку с росой. Вроде все просто и понятно. Но посмотрев видеофильм о том как паук плетет паутину, ученик поймет, что паутинка очень тоненькая и прочная и имеет красивый узор. А когда капельки дождя или росы находятся на ней, то переливаются всеми цветами радуги. Обязательно просмотр видеофильма нужно сопроводить музыкальными фрагментами С.Прокофьева «Утро», «Дождь и радуга» или А.Майкопара «Росинки». Приложение 2.
Одна из задач художественного развития учащихся в 3 классе - это умение видеть и ценить труд художников, создающих неповторимый облик родного города. Урок по теме «Фонари на улицах и в парках» (3 класс) подразумевает обратить внимание детей на образное решение уличных и парковых фонарей. Начать рассказ нужно с прослушивания отрывка сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» под прелюдию №7 Ф.Шопена. Презентация, сделанная учителем, продемонстрирует разнообразие конструкций, вариантов декоративно-образных решений фонарей – старинных и современных. Приложение 3.
Многие произведения изобразительного искусства, музыки, литературы посвящены героической теме. Чтобы помнить и передавать память от поколения к поколению, художники создают и ставят памятники героям. Тема 4 класса «Герои, борцы и защитники» предлагает учащимся придумать и вылепить памятник выбранному герою. Чтобы сосредоточить внимание детей на общей выразительности замысла, на идее памятника, его нужно хорошо рассмотреть со всех сторон и на разных расстояниях. Все это можно продемонстрировать на экране. Музыкальное произведение С.Никитина «Песня о маленьком трубаче». Приложение 4.
В 5 классе тема «Зачем людям украшения» дает общие представления о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества. В презентации подобраны примеры украшений человека с древних времен, начиная с разрисованных тел воинов до современных костюмов. Формы украшений, их количество и качество зависят от общественного положения их носителя. Все предметы декоративного искусства несут печать определенных человеческих взаимоотношений. Приложение 5.
Каждый художник по-своему воплощает видимый им мир в своих произведениях. В 6 классе тема «Пейзаж – настроение. Природа и художник» предлагает учащимся создать пейзаж- настроение с выбором личного впечатления. Детям необходимо показать красоту разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, солнечный день и т. д. На экране демонстрируются произведения художников и ребенок понимает, что жанр пейзажа необычайно многолик. Зрительный ряд на экране это картины К.Моне, П.Сезанна, И.И.Левитана, И.Э.Грабаря, К.Ф.Юона, К.А.Коровина и т.д. Учитель подбирает музыкальное сопровождение и картины «звучат» мелодично, тревожно, весело и т.д. Приложение 6.
В 7 классе по теме «Искусство иллюстрации. Слово и изображение» нужно выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него. Конечно иллюстрации в книгах дети видели и имеют о них представление, но показ презентации с наиболее выраженными эпизодами из знакомых им произведений очень помогут в работе над темой. Необходимо обратить внимание учащихся на выбор материала для работы и в презентации уточнить чем ( каким материалом ) работал художник. Приложение 7.
8 класс подразумевает изучение того, какую роль играет дизайн и архитектура в жизни человека. В помощь учителю создана презентация по темам 8 класса (авторы: А.С.Питерских, Г.Е.Гуров). Так как учащимся необходимо конструировать, моделировать, создавать обьемную и глубинно-пространственную композицию, то помимо художественных, графических и других материалов учащимся предлагается выполнять задание на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др. Приложение 8.
Экранно-звуковые средства обучения позволяют глубже раскрыть содержание учебных дисциплин, организовать активную деятельность учащихся, разнообразить учебные приемы, переключать учащихся с одного вида учебной деятельности на другой, тем самым способствуя развитию у учащихся внимания и интереса к изучаемому вопросу.