Просмотр содержимого документа
«Тема доклада: «Роль наглядно – дидактического материала на уроке прикладной композиции»»
КГКП «Боровская детская школа искусств»
Тема доклада:
«Роль наглядно – дидактического материала на урок прикладной композиции»
Педагог ДО: Медведева С.М.
2022 год.
Введение
Школьный период- время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. В этот период закладываются, можно сказать, фундаментальные знания для ребенка, которыми он будет пользоваться в дальнейшем развитии и становлении личности.
Обучение проходит и значительно легче и намного интереснее, если у ребенка есть возможность во время занятий увидеть, ощутить, пощупать предмет. Для этого и существуют методы и приемы обучения. Наглядно-дидактический материал имеет главную роль на уроке прикладной композиции, на уроках труда и т.д.
Когда мы пытаемся кого-то чему-то научить, в первую очередь мы обращаемся к органам чувств ученика, являющимися его «окнами в мир». Слушает ли обучающийся нашу лекцию, смотрит на готовый изготовленный предмет, прежде всего в работу включаются его ощущения и восприятие, и только затем — запоминание, установление ассоциаций, осмысление. В ИЗО деятельности мы обращаемся к визуальным органам восприятия. Если рассмотреть процентное соотношения восприятия всех органов чувств, мы увидим, что по большей части информация воспринимается через огран зрения: 1%-осязание, 9%-слух, 88% -зрение.
Наглядности считается самым распространённым принципом дидактики, а так же данная область восприятия является самым древнейшим принципом в обучении. К наглядности обращались и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы.
Первым ученым, кто разработал достаточно стройную теорию наглядности как принципа успешного обучения, был великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592–1670). Он обобщил эмпирический опыт предшественников и впервые теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Ян Амос Коменский понимал наглядность как привлечение всех органов чувств к лучшему восприятию вещей и явлений. Принцип наглядности Я.А. Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Для осуществления наглядности он считал необходимым использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно – модели или копии предметов или явлений. Дальнейшая разработка теоретических положений принципа наглядности и их проверка в практике обучения тесно связаны с именами Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А. Дистервега, Р. Оуэна, М.В. 4 Ломоносова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, а в наше время Л.В. Занкова и других. По мнению Ж.-Ж. Руссо, наглядность – сама природа, сами жизненные факты. По И.Г. Песталоцци наглядность – это путь, средство, ведущее к , ведущее к развитию мышления. Сочетание слова с наглядностью у К.Д. Ушинского направлено на то, чтобы выработать у детей навыки «наблюдать верно», обогащать духовный мир ребенка «полными, верными, яркими образами». Принцип наглядности актуален и в наше время, Леонид Владимирович Занков писал: «…смысл принципа наглядности заключается в том, что в обучении надо основываться на непосредственном восприятии учащимися предметов и процессов объективной действительности и их изображений». Определение понятие наглядность по И.Г. Песталоцци «наглядность – это путь, средство, ведущее к развитию мышления». Суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.
Главная причина использования наглядных методов в обучении изобразительной деятельности детей заключается в том, что принцип наглядности позволяет сделать изучаемый материал интереснее, доступнее детям. С помощью наглядного материала занятие становится ярче, результативнее. Использование наглядного материала позволяет проверить качество усвоенного материала, способствует развитию активности обучающихся, визуальной памяти, творческому развитию, стимулирует мышление ребёнка, воспитывает интерес к предмету.
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Существуют несколько видов работы с наглядностью:
Работа с натурой. «Натура как наглядно-дидактический материал».
Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь будет зрительное восприятие, причем при изображении на плоскости (рисунок, аппликация) предмет воспринимается только с одной стороны; при лепке и конструировании дети должны иметь возможность поворачивать натуру, анализировать объемную форму в различных поворотах. Способность воспринимать предмет в совокупности его качеств, свойственна уже ребенку младшего дошкольного возраста. Однако необходимость изобразить предмет с натуры предполагает умение анализировать соотношение частей, расположение их в пространстве.
Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет. Несмотря на способность детей 4—5 лет делать несложный анализ объектов изображения, работа с натуры в этом возрасте имеет свои отличия от использования натуры школьниками и художниками. Воспринимая предмет, ребенок должен показать его объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости), что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, показом сложных ракурсов. Натура помещается так, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. Воспитателю следует детально рассмотреть с детьми натуру, направляя и облегчая словом и жестом процесс анализа. Этот процесс требует определенной культуры восприятия, развитого аналитического мышления. Такие навыки начинают развиваться у детей 5—6 лет. В этом возрасте они учатся при изображении сравнивать и исправлять свою работу в соответствии с натурой.
Образец как прием обучения.
Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности (чаще в декоративных и конструктивных работах), образец применяется как метод обучения. Так, основная цель занятий декоративным рисованием и аппликацией — обучение приемам создания узора и развитие художественного вкуса. Дети рассматривают красивые предметы: ковры, вазы, вышивки и т. п., что повышает общую эстетическую культуру. На занятиях ДПИ и прикладной композиции рисованием дети не только отражают свои впечатления от этих предметов и повторяют виденные на них узоры, но и учатся создавать узор самостоятельно, давать красивые сочетания форм и красок. Поэтому на начальном этапе обучения возможно срисовывание элементов узора с образца, заимствование принципов расположения элементов и сочетания цветов. Иногда может быть внесено несколько образцов для выбора, если дети уже овладели каким-нибудь умением. Использование образцов определяется задачами, стоящими на данном занятии. Так, образец может быть предложен без специальных указаний учителя, ученики рассмотрев его, выполняют работу самостоятельно. В этом случае применение образца будет способствовать развитию аналитико-синтетического мышления ребенка. Иногда образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании или лепке образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете.
Практическая работа педагога на занятиях.
Показ изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Жестом поясняется расположение предмета на листе.
Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки. Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма несложна (мяч, книга, яблоко), или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали учитель демонстрирует в рисунке или лепке. Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе. Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия.
В обучении детей старших групп чаще используется частичный показ — изображение той детали или отдельного элемента. Педагог индивидуально показывает как выполнить тот или иной шов, как обработать края различной фактуры ткани (кожа, шелк и т.д.)
Самостоятельный и коллективный анализ работы.
Развитие аналитического мышления, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам. В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности. В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько прлвильно изображен предмет, помогает развитию сознательного отношения к выбору средств и приемов работы активизации всей творческой деятельности. После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, аккуратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вылеплен лыжник» и т. д. Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить, как можно их исправить. Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми детьми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше проанализировать в индивидуальной беседе. В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка. Анализ детских работ можно вести в различных планах. Чаще всего для экономии времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии работ одного и того же ребенка, даже если они действительно выделяются среди других. В результате постоянных похвал у него может развиться неоправданная самоуверенность, чувство превосходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразительных навыков. Иногда выбор работы для анализа учитель поручает детям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем учитель подробно анализирует с детьми отобранные работы. Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготовительной группе, дети уже интересуются результатами труда товарищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 минут в конце занятия недостаточно. Детям можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.
Заключение
Наглядность является одним из главных средств обучения на протяжении всего учебного процесса. Использование наглядности на занятиях обусловлено психофизиологическими особенностями детей . Наглядные средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них учебной деятельности.
Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. Демонстрационные учебные картины, маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ учителя , его объяснения, показать ребенку то, что стоит за словом и не доступно пока его наблюдению. Применение наглядного материала мобилизует активность психики школьника, прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения. Хорошо подобранный наглядный материал привлекает детей эстетически, вызывает у ребят желание заниматься с ним, способствует организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала, закреплению знаний в свободное от занятий время а главное выполнить самостоятельно своими руками изделье, будь то игрушка сувенир, скульптура и т.д.