Статья по теме самообразования: Формирование положительной мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства.
Статья по теме самообразования: Формирование положительной мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства.
Успех поддерживает интерес ученика к учению, писал К. Д. Ушинский. На мой взгляд, эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности, в том числе и к изобразительной, у школьников за последнее время заметно снизилась. Особенно это видно среди учащихся среднего звена. Почему так происходит? Ученики в этом возрасте сравнивают более развитые формы изображения со своими рисунками. Их не всегда устраивает конечный результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворенность своими работами приводит некоторых ребят к наиболее легкому пути, например – отказу от изобразительной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья по теме самообразования: Формирование положительной мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства.»
Статья по теме самообразования учителя изобразительного искусства Аксеновской Елены Михайловны, МБОУ «СОШ № 9» город Иркутск, Иркутской области.
Тема статьи: Формирование положительной мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства.
Одна из главных целей учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» в силу своей специфики имеет благоприятную почву для того, чтобы ребенок мог на уроке почувствовать себя успешным, что способствует в свою очередь повышению мотивации к познавательной деятельности в целом.
Успех поддерживает интерес ученика к учению, писал К. Д. Ушинский. На мой взгляд, эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности, в том числе и к изобразительной, у школьников за последнее время заметно снизилась. Особенно это видно среди учащихся среднего звена. Почему так происходит? Ученики в этом возрасте сравнивают более развитые формы изображения со своими рисунками. Их не всегда устраивает конечный результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворенность своими работами приводит некоторых ребят к наиболее легкому пути, например – отказу от изобразительной деятельности.
Вот почему очень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным и цель педагога – создать все условия для успешной деятельности.
Для повышения мотивации к творческой деятельности школьников уроки изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль, быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.
Что дает высокая мотивация учения ребенку:
·Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
·Повышение собственной значимости;
·Признание учителей и сверстников;
·Развитие творческих способностей;
·Гордость собой и своими успехами;
·Статус успешного человека.
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни? Уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок. Большое значение для проведения современного познавательного урока имеет правильный выбор всех видов деятельности. Уроки изобразительного искусства могут быть представлены в различных видах: урок - виртуальная прогулка, урок художественная викторина, урок – импровизационного изображения, урок – ролевой игры. На уроках вводится игровая методика по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом, изобразительным искусством.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной, региональной, международной выставках. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники, школьные мероприятия.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением.
На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, непохожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.
Стараюсь творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы, выстраиваю систему уроков таким образом, чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного.
Не буду останавливаться на важности проведения интегрированных уроков, хочется только отметить, что при интеграции уроков изобразительного искусства происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации в уроке и мыслительной деятельности учеников по усвоению этой информации. Пример такого урока – «Русская матрешка», где можно интегрироваться с уроками русского языка, на котором дети узнали об истории русской матрешки, выполнили рисунки и написали мини-сочинения по теме.
Интересна и, на мой взгляд актуальна, такая проблема как развитие познавательной активности на уроках изобразительного искусства с применением информационно – коммуникационных технологий. Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, познавательным и интересным если при объяснении определенных тем будет использованы мультимедийные презентации. За годы работы у меня накопилось много презентаций по различным темам, которые я создала сама. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, являются дополнительным стимулом повышения мотивации к занятию творчеством обучающихся.
Мы учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума: он становится философом, считая себя только ремесленником. Жан-Жак Руссо