Статья: Индивидуально-коллективная проектная деятельность как активный метод художественно-эстетического развития личности ребёнка.
Статья: Индивидуально-коллективная проектная деятельность как активный метод художественно-эстетического развития личности ребёнка.
Увлечение изобразительным и прикладным искусством формирует практические умения и навыки в проектной художественно творческой деятельности, развивает качества интеллекта человека, которые являются условием для творчества в любой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: Индивидуально-коллективная проектная деятельность как активный метод художественно-эстетического развития личности ребёнка.»
Индивидуально-коллективная проектная деятельность как активный метод художественно-эстетического развития личности ребёнка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования четко определено, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Современная школа призвана создавать все условия для личностного роста учащихся. В учебной деятельности у ребёнка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки — создаёт необходимую базу для всего своего последующего обучения. На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения.
Неоценимое значение в формировании личности ребенка имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из бумаги, природных материалов и т.д. Данные виды деятельности формируют у учащихся такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, синтез, обобщение, обеспечивают развитие таких сторон личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. У детей развиваются наблюдательность, образное, пространственное и логическое мышление, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Эти качества проявляются уже у детей младшего школьного возраста, постепенно они становятся потребностью развивающейся личности. Увлечение изобразительным и прикладным искусством формирует практические умения и навыки в проектной художественно творческой деятельности, развивает качества интеллекта человека, которые являются условием для творчества в любой деятельности.
Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие средствами уроков изобразительного искусства и технологии, необходимо строить свою работу на основе следующих принципов и подходов:
ребёнка надо принимать таким, каков он есть, уважать его индивидуальность, мысли, чувства, ожидания.
ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и возрастным особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая.
необходима интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Большое значение в передаче впечатлений имеет способ изображения, позволяющий передавать цвет, форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет.
На уроках, где интегрируются изо и технология, особое внимание уделяется народному творчеству, традициям, промыслам. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла разных национальностей, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.
Самоопределение обучающихся формируется в различных видах и формах проектной деятельности. Для индивидуально-личностного развития школьников организуется теоретическая и практическая работа, построенная по принципу проблемности, а именно через разработку и постановку перед учащимися или отдельным учеником конкретной проблемной ситуации, требующей актуализации всех имеющихся у них знаний. В связи с этим очень важно дать нужное направление творческому мышлению учащихся, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы.
Проектная деятельность обучающихся успешно интегрируется в образовательном процессе. Наш город многонационален, находится в среднем Поволжье, поэтому на уроках мы изучаем культуру русского, чувашского, татарского и мордовского народов. В городе много памятных мест, связанных с Н. Карамзиным, И. Гончаровым, В. Ульяновым и др.
Дети работают над проектами об историческом прошлом нашего города, о замечательных архитекторах, которые создавали облик Симбирска.
Метод проекта используется как в классно-урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся. Привитие интереса к преподаваемому предмету и повышение мотивации обучения у учащихся – цель внеурочной деятельности, организованной учителем изобразительного искусства. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации его познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.
Позволяет формировать исследовательские умения детей, раскрывать их индивидуальные способности, воспитывать самостоятельность, способствовать саморазвитию и самореализации, социализации личности в современных условиях и сетевое взаимодействие с различными организациями: с детскими школами искусств, детской городской библиотекой, с городскими музеями.
Проектная деятельность позволяет заменить традиционный урок уроком по созданию индивидуального или коллективного проекта. Кроме традиционных видов изобразительной и прикладной деятельности на занятиях я использую новые, нетрадиционные техники и виды работ. Один из видов проектной деятельности – изготовление праздничной открытки к какому-либо событию в жизни каждого человека в технике «скрапбукинг».
Главная цель занятия – формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и применять новые способы рукотворческой деятельности, создавать вполне реальный продукт, оформленный по своему желанию и имеющий практическое применение.
Виды работы, используемые на уроке, направлены на поддержание познавательной активности учащихся во время выполнения на протяжении всего урока самостоятельной работы, являющейся эффективным видом учебной деятельности. С воспитательной точки зрения такие проекты способствуют формированию у детей положительного отношения к людям и желание дарить радость.
Такая работа позволит сформировать у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями и систематически пополнять эти знания через самостоятельную работу.
Художественно-эстетическое развитие личности ребёнка происходит посредством приобщения его к красоте, полученной в результате индивидуальной творческой деятельности.
Литература.
1. А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
3. Серебренников Л.Н. Концептуальные аспекты модернизации технологической подготовки школьников // Материалы XII Международной конференции по технологическому образованию школьников "Технологическое развитие в условиях модернизации образования" / Под ред. Ю.Л.Хотунцева. М., 2010.
4. Атутов П.Р., Хотунцев Ю.Л., Симоненно В.Д., Кожина О.А., Овечкин В.П. Концепция формирования технологической культуры обучающихся в общеобразовательной школе // Школа и производство. 2009. № 1.
5. Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы. Изд. 2-е, доп. М., 2011.
6. Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды // Педагогика. 2010. № 10.