СтатьяВоспитание духовно- нравственных качеств личности младшего школьника на уроках изобразительного искусства на основе изучения народной культуры
СтатьяВоспитание духовно- нравственных качеств личности младшего школьника на уроках изобразительного искусства на основе изучения народной культуры
Наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Народные русские традиции стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СтатьяВоспитание духовно- нравственных качеств личности младшего школьника на уроках изобразительного искусства на основе изучения народной культуры »
Н.И. Гахова,
учитель изобразительного искусства,
МБОУ «Гимназия № 1» (г. Бийск)
«Воспитание духовно- нравственных качеств личности младшего школьника на уроках изобразительного искусства на основе изучения народной культуры»
Наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Народные русские традиции стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность. Отторжение подрастающим поколением отечественной культуры, исторического опыта своей страны – это серьезная проблема нашего времени.
Очень обидно, что многое из того, что знали и умели наши предки, утеряно их потомками. Ведь не секрет, что именно эти знания и умения делают современников ближе к истории как своей земли, так и всей страны, формируют у них чувство гордости и уважения к своей «малой родине».
В настоящее время работаю над темой по самообразованию: «Использование элементов народной культуры во внеурочной деятельности по изобразительному искусству».
Сделать процесс обучения доступным, интересным, творческим, результативным, то есть значимым для ребенка – это основная идея опыта. Реализация этой идеи осуществляется через использование следующих взаимосвязанных компонентов: учет возрастных особенностей учащихся; формирование познавательной мотивации; развитие нравственно-духовных качеств личности; обучение использования при подготовке к урокам дополнительной литературы, фондов библиотеки, компьютера, материалов музея; развитие личности на национальной основе; приобщение к наследию отечественного искусства.
Новизна моего опыта заключается в том, чтобы обращаться к теме «Народная культура» не от случая к случаю, а ввести изучение произведений русских художников и народных умельцев в программу, тематические планы; в каждом поурочном плане должен присутствовать материал по теме «Народная культура России».
Основная цель моей работы – приобщить младших школьников к народной культуре, вернуть им их великое прошлое, обратив их к своим корням, истокам и лучшим традициям русской нации, помочь им проникнуть в глубину русской души, русского характера, а значит самого себя. Что полностью соответствует стандартам нового поколения.
Для достижения цели необходимо решение целого ряда задач:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- внедрение в работу следующих педагогических принципов:
- культуросообразности, предполагающей, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях, ценностях культуры;
- расширения связи ребенка с окружающим миром, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края;
- приоритетности регионального культурного наследия, воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края, образцам национального, местного фольклора, народным художественным промыслам, национально культурным традициям, произведениям местных писателей, художников;
- опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Первым моим шагом для реализации поставленной цели было проведение в 2009-2010 учебном году анкетирования детей на выявление их художественного уровня. В анкету были включены вопросы о русских умельцах, убранстве крестьянского жилища, известных российских художниках. Всего было опрошено 253 учащихся. Обработав данные анкеты, я выявила, что при наличии знаний по общим вопросам, 80% от общего числа опрошенных детей практически ничего не знают об умельцах, художниках и об архитектуре родной страны (памятниках деревянного и каменного зодчества).
Используя богатый материал, накопленный в краеведческом музее имени В. Бианки, материалы кабинета изобразительного искусства, библиотечный фонд я направила свою педагогическую деятельность на воспитание у детей любви к народной культуре. Изучение литературы и искусства России необходимо ученикам, чтобы они не выросли «Иванами, не помнящими родства».
Для занятий по изучению народной культуры было необходимо так организовать образовательное пространство, чтобы было удобно вести диалог с учащимися и между ними. В частности, расположить столы для групп так, чтобы стало возможным объединить детей в малые группы. Далее потребовалось обеспечить занятия определенным количеством учебно-методических и наглядных пособий, разработать задания, упражнения и формы занятий.
В результате появились методические разработки занятий, проверочный материал по темам, особые формы занятий (конференция, игра-путешествие и т.д.). Кроме того совместно с учащимися собираем коллекция поискового материала и их исследовательских работ.
В качестве ведущих применяются как традиционные, так и современные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, практический, метод стимулирования и поощрения, погружение в прошлое, его реконструкция.
История народной культуры – благоприятный материал в работе учителя изобразительного искусства, доступный уже первоклассникам.
Так, с первого класса во все разделы программы и дополнительные занятия включается изучение произведений Российских художников, в частности живопись, графика, рисунки.
Следующее направление – памятники архитектуры деревянного зодчества нашей страны.
Богатство народных художественных традиций, разнообразие художественных промыслов, их развитие, современные народные игрушки развитие художественных промыслов в России раскрываются в исследовательской работе учеников. Исследовательские работы способствуют формированию личностных универсальных учебных действия.
Очень любят дети встречи с художниками, походы в художественную мастерскую, в выставочный зал, музеи.
Прекрасным дополнением таких занятий становятся стихи поэтов о родной земле. Ребята с удовольствием слушают, выразительно читают эти произведения, а затем делают к ним свои иллюстрации.
Обращение к истокам делает учеников духовно богаче, мудрее, помогает ощутить связь с землей, на которой они живут. Повышается их воспитанность и увлеченность изобразительным творчеством.
В результате мои ученики являются постоянными активными участниками конкурсов и выставок изобразительного и декоративно-прикладного творчества самых различных уровней
Библиографический список
Лопуховой И.В. «Духовное воспитание на уроках изобразительного искусства» /И.В. Лопухова/, Изобразительное искусство в школе – 2005 -№ 2 – С 49-67
Кокуева Л.В. Духовно нравственное воспитание школьников на традициях своего народа: Методическое пособие/ Л.В. Кокуева – М.: АРКТИ, 2005