Способы и формы восприятия архитектуры детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Способы и формы восприятия архитектуры детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Процесс восприятия архитектуры отличается от процесса восприятия других видов искусства. Здесь происходит углубление в более широкий круг социальных вопросов, так как сама постройка зачастую несет в себе выражение жизненных потребностей не одного человека и призму его индивидуального мировоззрения, а вкусов целой общественной группы, вводит дошкольника и младшего школьника в более широкий социально-исторический контакт с прошедшей эпохой.
Так как архитектура – пространственное искусство, то именно ощущение пространства является одним из самых основных в восприятии данного искусства. Впечатление, полученное от снимка, может создать образ иного характера. Только восприятие в реальных условиях, в натуре, когда школьник сам может ощутить масштаб здания, прочувствовать непосредственную связь со средой его обитания, интерьером, внешним окружением, может дать полноценное представление о сооружении.
Восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удалённости и направления, в котором они находятся. Восприятие формы объемности и величины предметов – это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, слухового и осязательного анализаторов.
Позднее при овладении новыми знаниями построения пространства, дети могут оценить величину, массу, масштаб, пропорции постройки, ориентируясь по понятиям (большое -маленькое, длинное - короткое, узкое - широкое, высокое - низкое). Взирая на фасад сооружения, ребенок может сказать какое это здание: красивое или нет, назвать цветовую гамму. Ощущение величины здания мысленно соотносится с величиной собственного тела. Ощущение пространственной протяженности познается при перемещении ребенка внутри здания или вокруг. В развитии «пространственного видения» существенную роль играет освоение измерения. Знакомство с метром и сантиметром «материализует» пространственные признаки предметов, ребенок учится выделять пространственные характеристики предметов и их сочетания.
Среди следующих способов восприятия архитектуры можно назвать осязание или тактильность. Тактильные ощущения возникают у человека при соприкосновении с материалом постройки сооружения. Рука касается перил, подоконника, плечо поддерживает тугую дверь, скользит под ногами натертый паркет. Осязая камень, дерево, ребенок может дать характеристику тому или иному материалу (теплое, холодное).
Слуховое восприятие будь то храм, дворец, театр или простая деревянная изба по-разному возникает у человека, когда он находится внутри здания. В зависимости от размеров помещения воспринимается голос человека. Гулкие шаги в храме, поскрипывание половиц в жилом деревянном доме, приглушенное эхо голосов в просторном дворцовом зале у детей вызывает интерес, почему так происходит. На основе услышанного возникают ассоциации, например, местонахождение храма или собора мы можем определить по звону колоколов.
Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия – это наблюдение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы и формы восприятия архитектуры детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Способы и формы восприятия архитектуры детьми
дошкольного и школьного возраста
Процесс восприятия архитектуры отличается от процесса восприятия других видов искусства. Здесь происходит углубление в более широкий круг социальных вопросов, так как сама постройка зачастую несет в себе выражение жизненных потребностей не одного человека и призму его индивидуального мировоззрения, а вкусов целой общественной группы, вводит дошкольника и младшего школьника в более широкий социально-исторический контакт с прошедшей эпохой.
Впечатление, получаемое от архитектурного произведения, складывается из нескольких видов восприятия, взаимодействующих с друг другом. Рис. 1
Рис.1 Восприятие архитектурного пространства
Так как архитектура – пространственное искусство, то именно ощущение пространства является одним из самых основных в восприятии данного искусства. Впечатление, полученное от снимка, может создать образ иного характера. Только восприятие в реальных условиях, в натуре, когда школьник сам может ощутить масштаб здания, прочувствовать непосредственную связь со средой его обитания, интерьером, внешним окружением, может дать полноценное представление о сооружении.
Восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удалённости и направления, в котором они находятся. Восприятие формы объемности и величины предметов – это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, слухового и осязательного анализаторов.
Позднее при овладении новыми знаниями построения пространства, дети могут оценить величину, массу, масштаб, пропорции постройки, ориентируясь по понятиям (большое -маленькое, длинное - короткое, узкое - широкое, высокое - низкое). Взирая на фасад сооружения, ребенок может сказать какое это здание: красивое или нет, назвать цветовую гамму. Ощущение величины здания мысленно соотносится с величиной собственного тела. Ощущение пространственной протяженности познается при перемещении ребенка внутри здания или вокруг. В развитии «пространственного видения» существенную роль играет освоение измерения. Знакомство с метром и сантиметром «материализует» пространственные признаки предметов, ребенок учится выделять пространственные характеристики предметов и их сочетания.
Среди следующих способов восприятия архитектуры можно назвать осязание или тактильность. Тактильные ощущения возникают у человека при соприкосновении с материалом постройки сооружения. Рука касается перил, подоконника, плечо поддерживает тугую дверь, скользит под ногами натертый паркет. Осязая камень, дерево, ребенок может дать характеристику тому или иному материалу (теплое, холодное).
Слуховое восприятие будь то храм, дворец, театр или простая деревянная изба по-разному возникает у человека, когда он находится внутри здания. В зависимости от размеров помещения воспринимается голос человека. Гулкие шаги в храме, поскрипывание половиц в жилом деревянном доме, приглушенное эхо голосов в просторном дворцовом зале у детей вызывает интерес, почему так происходит. На основе услышанного возникают ассоциации, например, местонахождение храма или собора мы можем определить по звону колоколов.
Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия – это наблюдение.
Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной задачи:
1. Наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом, с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить самые существенные его свойства;
2. Наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета;
З. Наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между предметами или между разными этапами явления.
Наблюдение может потребовать значительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Однако могут быть ошибки, характерные для детей этого возраста: выделение не главного, иллюзии, несамостоятельность. Эти недостатки можно устранить, если вести систематическую работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходим индивидуальный подход.
Форма восприятия зависит в значительной степени от условий восприятия: -точка зрения на здание. В реальных обстоятельствах образуются различные углы зрения (ракурсы), зависящие от рельефа местности, от расположения здания (постройка находится на тесной улице или широкой площади, на возвышенности или в низине).
- освещенность здания. В одном случае она способствует выявлению отдельных деталей, рельефа поверхности (при верхнем дневном свете), а в другом – создает цельный обобщенный облик (в вечернее время на фоне неба вырисовывается силуэт здания, а его детали становятся незаметны). Все это надо объяснять младшему школьнику при показе архитектурного сооружения.
- сравнение двух сходных, но в чем-то разных предметов играет огромную роль в развитии пространственного восприятия . Такое сравнение позволяет выделить те отличительные признаки предметов, которые для них характерны.
Большое значение для восприятия архитектуры имеет «насмотренность» (запас образов), приобретенная в поездках и путешествиях. Такая база помогает не только лучше понять специфику здания, но и точнее различить в нем признаки определенного стиля, выявить художественные достоинства и недостатки. У школьника еще недостаточный запас знаний и образов, поэтому, даже прогуливаясь по городу и его окрестностям, нужно обращать внимание ребенка здания, рассказывать историю их создания, раскрывать их художественную ценность, выявлять особенности стилей, можно научить различать стили и эпохи.
Достаточно развитым можно назвать такое восприятие архитектуры, при котором человек умеет определить назначение, время создания, стиль даже незнакомой постройки, а также способен правильно оценить значение отдельных приемов в создании целостного образа, почувствовать этот образ при знакомстве с постройкой. Обучая дошкольников и младших школьников восприятию архитектуры, нужно стремиться к этому идеалу.
При восприятии данного вида искусства есть еще одно важное качество: наличие собственного отношения к образу. Это качество плохо развито у младшего школьника, который чаще всего пользуется мнением и оценкой взрослых. Педагогу нужно стремиться заложить основы объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к искусству. При нравственно-эстетическом воспитании ребенка такого возраста важно помнить, что любое отношение должно опираться на понимание общественной, исторической и художественной ценности здания, на понимание того, что архитектура является неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашего общества.
Таким образом, к особенностям детского восприятия архитектуры можно отнести нескольких способов восприятия, а именно визуальное, тактильное и слуховое. Преобладающим при ознакомлении детей с архитектурой, будет являться зрительное восприятие. Одна из форм восприятия это наблюдение. Причем наблюдение не пассивное в роли обыкновенного прохожего, а активное, как зритель, участник процесса, анализирующий информацию