kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в детском объединении «Изостудия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка для педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в детском объединении «Изостудия»»

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в детском объединении «Изостудия»

( из опыта работы педагога дополнительного образования Ольги Николаевны Гусаровой, МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» )

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

(В.А.Сухомлинский)


Опыт многих поколений нашей страны показывает, что дополнительное образование создает наиболее благодатную и комфортную среду для раскрытия творческого потенциала и дальнейшего развития талантов одаренной личности ребенка.

Однако, как педагогу узнать, что перед ним творчески одаренный ребенок? Для этого надо определиться с понятием одарённости. Одаренность – это развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности. Художественная одаренность – способность выдвигать новые идеи, изобретать, исполнять, а также использовать то, что уже было сделано.

Одарённый ребёнок сразу показывает яркие и выдающиеся способности, но иногда они скрытые, потенциальные, которые базируются на следующих психологических особенностях;

- неравномерность психического развития;

-значительное опережение сверстников в умственном и художественно-эстетическом развитии;

-особая система ценностей и личных приоритетов;

-доминирование направленности на усвоение знаний.

Весь педагогический процесс проходит поэтапно.

1 этап – диагностика и выявление одаренности обучающихся.

В детское объединение «Изостудия» (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение изобразительному искусству») приходят дети, демонстрирующие разный уровень способностей, каждому уделяется внимание, ставятся разные цели.

С первого занятия в объединении «Изостудия» обучающиеся рисуют на свободную тему доступными и привычными для них материалами изоискусства (карандаши, акварель, гуашь) с целью уровневой диагностики способностей.

При выявлении одаренности у новых обучающихся я использую следующие критерии:

- оригинальность замысла рисунка;

- гармония цветового и композиционного решения;

- правильное ритмическое построение;

- лёгкость ассоциаций;

- способность к переносу личного опыта в рисунке;

- разработка замысла;

-тщательность проработки рисунка (для имеющих графические способности);

- эксперименты с материалами.

Затем привлекается к работе педагог-психолог, который проводит диагностику творческих способностей по тесту Э.П.Торренса. По этому тесту обучающиеся превращают абстрактные линии в конкретные образы. Психолог составляет карту по результатам тестирования.

По итогам диагностики и педагогического наблюдения я делаю первоначальные выводы об уровне способностей каждого обучающегося, разрабатываю индивидуальную стратегию обучения.

В работе с одаренными детьми я ставлю цель - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, самоопределения в соответствии со способностями, а также создания оптимальных условий для развития этих детей.

Из цели вытекают задачи:

- выявление одаренных детей и создание системы работы с ними;

- отбор средств обучения, способствующих развитию;

- организация проектной деятельности;

- психолого-педагогическое сопровождение и поддержка.

2 этап - подготовка деятельностно-практической базы для дальнейшего творческого саморазвития.

В начале обучения применяются развивающие технологии, в дальнейшем индивидуально задания могут усложняться. Для мотивации детей к развитию творческих способностей все задания проводятся в игровой форме.

Дети выполняют задания на развитие цветовых рецепторов, чувства композиции, ритма, выполняют упражнения «Разноцветные квадраты», «Геометрическая композиция», «Тональные контрасты». Известно, чем «богаче» используемая ребенком цветовая палитра, тем он более талантлив.

Например, в своей практике я наблюдала, как один из обучающихся смог из несложного задания «Осенние листья» сделать цвето-тональный шедевр. Он решил с помощью краевых контрастов изобразить листья не на голубом или сером фоне, а на разноцветном.

В практике работы с одаренными детьми я стараюсь сочетать различные традиционные формы организации обучения:

1. групповая - обучение в группах. Способствует подражательности в учебной деятельности с использованием репродуктивного метода обучения;

2. коллективная - обучающиеся создают совместные проекты, делятся своим опытом с другими;

3. индивидуальная - используется личностный подход педагога к каждому ребенку.

3 этап - самореализация обучающихся, самораскрытие их таланта и мотивация к самосовершенствованию

Одаренные дети более успешно проходят этот этап. Здесь я активно применяю проектные, интерактивные, личностные и другие технологии.

В учебный процесс я чаще ввожу такие формы занятий как экскурсия, пленер, презентация, интегрированное занятие, создание печатного продукта (иллюстрирование художественных произведений) и др.

После посещения картинной галереи, выставочного зала, краеведческого музея обучающиеся продолжают изучать шедевры мировой живописи методом копирования. Таким образом, выполняется коллективный проект «Копируем мировые шедевры живописи».

Реализация этого проекта решает не только учебные задачи, но и воспитательные: усвоение историко-культурного наследия страны и мировой культуры, формирование патриотических основ личности.

Обучающиеся «Изостудии» охотно откликаются на участие в проектах совместно с курскими литераторами:

- «Ходить по радуге» - совместно с курским поэтом Юрием Асмоловым,

- «Дом в колыбели» - совместно с доцентом кафедры дошкольного, начального образования и коррекционной педагогики ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», кандидатом филологических наук Ольгой Олеговной Барышниковой,

- «Лесной красавец» - совместно с курской поэтессой, прозаиком Надеждой Винокуровой и другие.

В сотрудничестве с музыкальным отделом Дворца пионеров и школьников ребята участвовали в музыкально-художественных проектах «Музыка космоса» и «Цвет в музыке».

На этом этапе обучения талантливые дети раскрывают свой потенциал наиболее полно и показывают высокие конкурсные результаты разного уровня. Одаренные обучающиеся постепенно приобретают свою манеру рисования, свой «творческий почерк», способны «конкурировать» со студентами художественно-графического факультета Курского государственного университета.

4 этап - совершенствование художественных навыков.

Данный этап является итоговым в обучении одаренных детей в рамках «Изостудии», когда начинается профессиональная ориентация обучающихся. Как правило, возраст обучающихся уже подходит к возрасту выпускных классов школы. Ученикам предоставляется больше свободы в выборе тем изображения, техники, стиля, художественных материалов. Обязательным является создание индивидуального проекта и его самопрезентация посредством мини - выставок, персональных выставок, интернет-проектов, демонстрация продуктов своего творчества в соцсетях.

Персональные выставки во Дворце проводятся достаточно редко и являются итогом обучения и личного творческого опыта юного талантливого автора. Ребёнок выставляет свой труд на суд зрителей, ему приходиться столкнуться не только с восторженными похвалами, но критическими замечаниями, которые необходимо воспринимать как стимул к творческому развитию.

Такие выставки в нашем объединении состоялись у двух выпускниц Екатерины Кочуры и Дианы Валуйской и были представлены в Центральной городской библиотеке им. Ф.А. Семёнова города Курска. На этой выставке, кроме картин, Екатерина Кочура представила иллюстрированные книги в жанре «сказка». Картины Дианы Валуйской порадовали гостей разнообразием выбранных изобразительных средств и ярко выраженным декоративным стилем. На открытии присутствовали обучающиеся школ города, учителя, представители различных организаций города и СМИ.

Персональная выставка еще одной талантливой ученицы Ульяны Толстых под названием «Мир фантазий юного художника» недавно открылась в нашем учреждении. Живопись Ульяны выразительна и по-детски непосредственна. Особенно интересны Ульяне портреты, которые она любит дополнять фантазийными деталями и образами, а также она любит природу, которую изображает в различных жанрах и видах (пейзаж. морской пейзаж). Представленные работы Ульяны отличаются высоким качеством изображения, неординарной творческой фантазией, несмотря на юный возраст автора, 14 лет. Благодаря художественным способностям и трудолюбию, юной художнице удалось создать целостные картины, отличающиеся легкостью, «воздушностью» и цветовой гармонией. Даже их названия говорят о нестандартном творческом подходе юной художницы к изобразительной деятельности, например, «Цветочный блюз», «Незнакомка (Летние грёзы)».

Некоторые обучающихся детского объединения «Изостудия» выбрали себе профессии, связанные с изобразительным искусством, закончили художественно-графический факультет Курского государственного университета и работают учителями по изобразительной деятельности или дизайнерами: Богоутдиновы: Лилия и София (дизайнеры, работают в Москве), Ильинова Любовь (учитель изо - г. Курск), Петрова Ника (окончила художественное училище в Великобритании, в Лондоне), Скрипкина Ирина (окончила художественно-графический факультет КГУ, работает дизайнером в г. Москве),

Конечно, не все из моих обучающихся, отзанимавшихся несколько лет, выбирают путь художника и решают продолжить обучение по художественной специальности. Но умения и навыки изобразительного творчества, чувство цвета и гармонии, творческий подход к выбору образа, по их отзывам, помогают им в дальнейшей жизни. Например, Завалишина Ксения выбрала для себя путь актрисы, Юркин Стас закончил Суворовское военное училище в г. Санкт-Петербург, Растороцкая Лидия окончила университет в г. Киев по специальности «переводчик», но все они с удовольствием в свободное время продолжают создавать живописные полотна.

Немаловажным фактором в работе с одаренными детьми является работа с родителями. С каждым ребенком в присутствии родителей мы просматриваем домашние творческие рисунки, выясняем мотивацию выбора сюжетов, интересы и предпочтения, затруднения и пути их решения.

При работе с родителями я активно использую консультирование, размещение важной информации на страничке детского объединения в группе в ВКонтакте, организую совместную практическую деятельность (семейные проекты, участие в экскурсиях, праздниках-презентациях), поддержку и поощрение родителей одаренного ребенка посредством вручения благодарностей, устной похвалы.

В последнее время появилось в обществе мнение о том, что в скором будущем искусственный интеллект заменит человека не только на производстве, но и в искусстве. Якобы художники не смогут конкурировать с картинами, созданными нейросетью. Со своими обучающимися мы обсуждали эту тему, дискутировали и пришли к выводу о том, что подобное мнение в истории искусства уже бытовало, когда предрекали гибель театру после появления искусства кино. Совместно с ребятами мы пришли к выводу о том, что человек во все времена имел, и будет иметь потребность в самовыражении, самореализации посредством различных видов искусства. Сравнительный анализ картин, созданных человеком и нейросетью, показывает, что искусственный интеллект при всей своей высокой технологичности, обобщает уже созданные ранее человеком произведения искусства, но не может создать новое, оригинальное и неповторимое. А талантливый художник выделяется индивидуальным почерком, стилем, видением и нестандартным подходом.

И в наше насыщенное гаджетами и высокоскоростным интернетом время, занятия искусством в целом и изобразительным искусством, в частности, остается востребованным, что мы наблюдаем на примере выпускников нашего учреждения.


Педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска» Гусарова О. Н.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гусарова Ольга Николаевна

Дата: 12.09.2023

Номер свидетельства: 636495


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства