kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные тенденции книжной иллюстрации

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Современные тенденции книжной иллюстрации

Современные полиграфические базы отвечают самым высоким требованиям к качеству издаваемых детских книг– полки магазинов забиты изданиями в ярких обложках. Однако, найдется немного книг отвечающих самому главному требованию в иллюстративном оформлении издания – наличию художественности, не говоря уже о хорошем вкусе и индивидуальности художественного стиля.

Работа с детскими книгами всегда отличалась своей спецификой и тонкостью. Очень сложно представить полиграфию без литературы, предназначенной для детей среднего и дошкольного возраста. Оформление книжек для детей – очень трудоемкий и требующий определенных навыков процесс.

Во все времена появление нового материала ознаменовало соответствующее усовершенствование техники его использования. Если изобретение бумаги сопровождалось появлением графики, то в наше время появление дешевого и доступного материала как линолеум говорит о появлении такой техники как линогравюра.

Гравюра на линолеуме — самая молодая из всех графических техник, в последнее время стала очень распространена. Появилась в первом десятилетии XX века. Принцип гравирования и печати сходен с процессом работы в обрезной гравюре.

Современное время располагает множеством способов механического воспроизведения оригиналов графики. Поэтому современным художникам не нужно заботиться о материале, который позволит в больших тиражах печатать свою работу. Сегодня художнику достаточно создать работу, а полиграфисты фотомеханическим способом сделают печатные формы. Таким образом, можно сказать, что все виды гравюры сегодня отходят на второй план. Их место занимают работы выполненные карандашом, акварелью, гуашью, тушью (размывкой, пером заливкой, неразбавленной тушью). Особенно хорошо это можно увидеть в книжной иллюстрации 20 и 21 века. Обязательно стоит сказать, что сегодня художники не останавливаются на использовании только одной техники. Они сочетают несколько техник, сочетают различные материалы, пользуются смешанными техниками.

С момента появления компьютерной графики упор делался на создание фото-реалистичных изображений. Методы создания таких изображений очень сложны и в результате получается изображение, которое выглядит неестественно, хотя детали прорисованы очень точно.

Главная задача «не фото-реалистичной визуализации» состоит в совмещении красоты и эмоциональности художественных произведений со скоростью и гибкостью компьютерной графики. «Не фото-реалистичная визуализация» предоставляет новые возможности для творчества, как художникам так и дизайнерам, они могут использовать преимущества компьютерной графики, не теряя при этом визуальной привлекательности и эмоциональной выразительности иллюстраций, выполненных традиционными средствами.

Большинство методов этого направления моделируют традиционные художественные формы. Например, живопись и акварель, имитируют мазки краски различной конфигурации. А в рисовании: чернила, карандаш, пастель, уголь.

Для создания таких иллюстраций используют цифровые средства и графические редакторы, такие как, Adobe Photoshop и Painter, аппаратные средства – графические планшеты дифференцируемых конфигураций разных производителей. Графические планшеты ощутимо облегчают процесс цифрового рисования, позволяют создавать эффект силы нажатия и наклона пера. Наиболее профессиональными считаются диджитайзеры фирмы Wacom.

Отсюда следует, что такие иллюстрации отличаются синтезом яркости и сочности цветов, характерным для компьютерной графики, с материальностью и живостью художественных техник, которые свойственны традиционным видам рисования. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные тенденции книжной иллюстрации »

Современные тенденции книжной иллюстрации

Современные полиграфические базы отвечают самым высоким требованиям к качеству издаваемых детских книг– полки магазинов забиты изданиями в ярких обложках. Однако, найдется немного книг отвечающих самому главному требованию в иллюстративном оформлении издания – наличию художественности, не говоря уже о хорошем вкусе и индивидуальности художественного стиля.

Работа с детскими книгами всегда отличалась своей спецификой и тонкостью. Очень сложно представить полиграфию без литературы, предназначенной для детей среднего и дошкольного возраста. Оформление книжек для детей – очень трудоемкий и требующий определенных навыков процесс.

В наше время процесс верстки вышел на новый уровень в связи с развитием технологий. Это отобразилось и на детской книге, которую стали производить по новым шаблонам с использованием более новых печатных материалов.

Во все времена появление нового материала ознаменовало соответствующее усовершенствование техники его использования. Если изобретение бумаги сопровождалось появлением графики, то в наше время появление дешевого и доступного материала как линолеум говорит о появлении такой техники как линогравюра.

Гравюра на линолеуме — самая молодая из всех графических техник, в последнее время стала очень распространена. Появилась в первом десятилетии XX века. Принцип гравирования и печати сходен с процессом работы в обрезной гравюре. [1].

Видное место линогравюра занимает в советском изобразительном искусстве. Наши мастера старшего поколения: В. Фалилеев, А. Остроумова-Лебедева, И. Павлов, И. Соколов, П. Староносов, М, Маторин, С. Юдовин, П. Ванеев и другие, создали очень интересные, значительные по своей тематике и творческим достоинствам линогравюры. Многие советские художники, смело экспериментируют и непрерывно расширяют возможности техники (И. Голицын, Л. Ильина, Г. Захаров, В. Смирнов, Я. Манухин, В. Литвиненко, В. Ветрогонский, А. Ушин, Г. Молчанова). И добиваются серьезных успехов в искусстве линогравюры. [3].

На сегодняшний день линогравюра очень популярна среди художников, так как с материалом легко работать, он легко режется, и работы можно делать не только черно-белые, но и цветные, используя все богатство палитры. Современные художники одинаково много работают как в черной, так и в цветной линогравюре. Лучшие произведения в этой технике созданы в наше время.

В отдельных случаях линогравюра удачно используется в плакате, так как сам материал (линолеум) позволяет делать гравюры больших размеров.

Современное время располагает множеством способов механического воспроизведения оригиналов графики. Поэтому современным художникам не нужно заботиться о материале, который позволит в больших тиражах печатать свою работу. Сегодня художнику достаточно создать работу, а полиграфисты фотомеханическим способом сделают печатные формы. Таким образом, можно сказать, что все виды гравюры сегодня отходят на второй план. [5]. Их место занимают работы выполненные карандашом, акварелью, гуашью, тушью (размывкой, пером заливкой, неразбавленной тушью). Особенно хорошо это можно увидеть в книжной иллюстрации 20 и 21 века. Обязательно стоит сказать, что сегодня художники не останавливаются на использовании только одной техники. Они сочетают несколько техник, сочетают различные материалы, пользуются смешанными техниками.

Подводя итоги можно сказать, что сегодня художники не только максимально используют материалы легкие, доступные и простые, с помощью которых можно сделать работу выразительной, но и максимально используют резервы самой графики. На данный период в выборе техники художники могут быть максимально свободными. Если раньше художника загоняла в рамки сложность в исполнении работы, независимо оттого, что это гравюра на металле или на линолеуме, то сегодня такой проблемы нет. А свобода у художников заключается в свободе выборы. Они могут выбирать между пластикой, динамикой, ритмом, композицией и тд. Например, всю работу можно построить на ритме линий, как в иллюстрациях Врубеля к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Примеров таких можно привести множество. И в конце хочется сказать, что накопленный опыт предшествующих поколений и доступность материала позволяет нам сегодня больше экспериментировать в графике, чем раньше. [2].

Компьютерная графика позволила художникам реализовывать идеи, которые при ручной работе были бы или затратны, или трудно выполнимы. Хотя говорить, что классические техники графического рисунка (тушь, акварель, темпера, акрил, аппликация, силуэт и др.) уходят на задворки истории, по меньшей мере, некорректно. Наоборот, постмодернистские наклонности нашего времени позволяют книжным иллюстраторам использовать смесь всех направлений и техник, при этом свободно интерпретируя свое визуальное видение текста. [4]. Но, несмотря на это, компьютерная графика всё более плотно интегрируется в сферу книжной иллюстрационной индустрии, находясь в наши дни на одной ступени с традиционными техниками рисования. Помощником здесь становится пресловутая глобализация, в мировом масштабе таким образом ломающая стереотипы в книжной графике.

С момента появления компьютерной графики упор делался на создание фото-реалистичных изображений. [6 ]. Методы создания таких изображений очень сложны и в результате получается изображение, которое выглядит неестественно, хотя детали прорисованы очень точно.

Перед нами встает вопрос: в чем же отличие изображения полученного в результате работы компьютерной графики от традиционной иллюстрации художника?

Используя художественные возможности традиционных средств рисования, текстуры и направления движения кисти, штриха, кроме того что художник определяет форму, он еще и наделяет картину особой энергией и ритмом. В иллюстрациях, выполненных от руки, есть энергия, настроение, видна живая линия. Всё это отсутствует в изображениях, созданных на компьютере. [7].

Это главное отличие и повлекло за собой развитие нового направления в компьютерной графике, применяемого в книжной иллюстрации. Это направление получило название «не фото-реалистичной визуализации» , то есть это могут быть любые методы, не связанные с физическим моделированием объектов на изображении. Либо это могут быть лишь методы имитации традиционных художественных материальных стилей и средств.

Главная задача «не фото-реалистичной визуализации» состоит в совмещении красоты и эмоциональности художественных произведений со скоростью и гибкостью компьютерной графики. «Не фото-реалистичная визуализация» предоставляет новые возможности для творчества, как художникам так и дизайнерам, они могут использовать преимущества компьютерной графики, не теряя при этом визуальной привлекательности и эмоциональной выразительности иллюстраций, выполненных традиционными средствами. [8].

Большинство методов этого направления моделируют традиционные художественные формы. Например, живопись и акварель, имитируют мазки краски различной конфигурации. А в рисовании: чернила, карандаш, пастель, уголь.

Для создания таких иллюстраций используют цифровые средства и графические редакторы, такие как, Adobe Photoshop и Painter, аппаратные средства – графические планшеты дифференцируемых конфигураций разных производителей. Графические планшеты ощутимо облегчают процесс цифрового рисования, позволяют создавать эффект силы нажатия и наклона пера. Наиболее профессиональными считаются диджитайзеры фирмы Wacom.

Отсюда следует, что такие иллюстрации отличаются синтезом яркости и сочности цветов, характерным для компьютерной графики, с материальностью и живостью художественных техник, которые свойственны традиционным видам рисования.






Список литературы

1. Адарюков В.Я. В мире книг и гравюр. – М.: Агар, - 1984. – 305 с.

2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. – М., Просвещение, 1968. – 202 с.

3. Библер В.С. Мышление как творчество. – М.,; Политическая литература, 1975. – 399 с.

4. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. – М.,: АПН РСФСР, 1950. – 508 с.

5. Герчук Ю.Я. История развития графики и искусства книги. - М.: Агар, 2000. – 460 с.

6. Грек В.А. Рисую штрихом. – Минск,: Флинта, 1992. – 45 с.

7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. – М.,: Вопросы психологии, 1988. – 253 с.

8. Макарова Н.С. Мир картины. О знакомстве школьников с основными понятиями в изобразительном искусстве.//Литература в школе, 1998. №1






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Современные тенденции книжной иллюстрации

Автор: Закурдаева Юлия Юрьевна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205967


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства