Просмотр содержимого документа
«Совместное рисование. Пространство творчества ОВЗ»
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
(МБУ ДО "ДДТ")
Совместное рисование
по программе Пространство творчества
(ОВЗ )
Автор:
педагог дополнительного образования
Шалимова Наталья Александровна
Тип занятия: традиционные
получения новых знаний
закрепления знаний и формирования ЗУН
обобщение и систематизация - полученных знаний
контроля ЗУН и коррекции знаний
комбинированное занятие
нетрадиционные
творческая мастерская (это новый тип занятия, основанный на доверительных отношениях педагога и
интегрированное занятие
занятие-суд
театрализованное представление или занятие-концерт
занятие игра.
встреча с интересным человеком
диспут
защита творческих работ (конференция)
занятие-путешествие
Формы организации познавательной деятельности
индивидуальная
фронтальная
групповая
коллективная
Методы обучения: по источнику знаний
словесные методы
наглядные методы
практические методы
по уровню познавательной активности
проблемный
репродуктивный
частично-поисковый
объяснительно-иллюстративный
исследовательский
При этом используются следующие педагогические технологии:
информационные
развивающие
проблемное обучение
коммуникативные
исследовательские
личностно-ориентированная
здоровьесберегающая
модульного обучение
дифференцированное обучение
проектное обучение
разноуровневое обучение
дистанционное обучение
интерактивные обучение
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
Дети с ОВЗ (расстройство аутистического спектра), имеют свои особенности. Для них свойственна общая моторная недостаточность. В том числе страдает и мелкая моторика. Отсутствуют содружественные движения, в изобилии своеобразные стереотипные движения в пальцах и кистях рук (постукивание и т.д.).
Особенности изобразительной деятельности. Характерной чертой изобразительной деятельности детей с аутизмом является отсутствие интереса к самой деятельности; затрудненность процесса узнавания в собственных рисунках реальных предметов и быстрое их забывание. Сам рисунок примитивен, упрощен и искажен. Изображение неполное, свойственна фрагментарность (отсутствуют крыша и окна у дома, «голованог» вместо человека). Целостный образ отсутствует. Таким образом, изображение получается неадекватное, схематичное. Для ребенка с аутистическими расстройствами свойственна стереотипность, проявляется в изобилии графических штампов, отсутствии сюжета.
Цветовая гамма произвольная. Все вышеперечисленные особенности связаны с недоразвитием всех сторон познавательной сферы. Один из видов коррекции данных нарушений осуществляется путем «Изобразительного воздействия» на нарушенные и ослабленные функции детей.
Одним из методов коррекции является «Метод совместного рисования». Совместное рисование - это особый игровой метод, в ходе которого, взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Совместное рисование взрослого с аутичным ребенком проходит поэтапно.
Этапы развития совместного рисования
Налаживание эмоционального контакта, привлечение к новому виду деятельности. Данную коррекционную работу следует начинать с изображений предметов, имеющих большое значение для ребенка. Процесс рисования необходимо сопровождать эмоциональным комментарием.
Рисование «по заказу» ребенка. Для закрепления интереса ребенка к совместному рисованию, изображать нужно то, что нравится ребенку, даже если это выполняется бесчисленное количество раз. На этом этапе необходимо удовлетворять интерес ребенка. Такое поведение обусловлено внутренним стремлением к постоянству (стереотипное поведение обусловлено особенностями психического развития).
Введение вариантов изображения и новых деталей в рисунке. На данном этапе можно использовать различные изобразительные средства (цветные карандаши, фломастеры, мелки и краски. Для основы можно брать не только белую бумагу, но и цветную, картон).
Вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. Приглашая ребенка в «соавторы», педагог может остановить процесс рисования. Возникает пауза. В этом случае, ребенок начинает подталкивать руку педагога, таким образом, выражая просьбу продолжить. На этом этапе можно предложить ребенку «дорисовать вместе». Инициатива переходит к ребенку, а взрослый только манипулирует его рукой.
Очень важным моментом при в процессе рисования является развитие захвата щепотью, как основы будущего конструирования, рисования и письма. Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать предметы большим, средним и указательным пальцами. Для правильной постановки пальцев рекомендую выполнить следующее упражнение: необходимо поставить карандаш на кончик, перпендикулярно столу и ухватиться за самый краешек сверху. Таким образом, уже получился «щепотной» захват. Затем медленно скользим кистью руки вниз - в результате пальчики встали на место.
Введение сюжета. На этом этапе изображения любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть близок опыту ребенка, и должен давать возможность уточнить уже сформированные знания и представления (пример: нарисовать дорогу, а на ней любимую машинку). Постепенно сюжет следует развивать и вводить новые детали (двери и окна у машинки). Таким образом, ребенок овладевает новыми знаниями и представлениями об окружающем.
Перенос полученных знаний и представлений в новые сюжеты и ситуации. Данный этап предполагает использование полученных знаний в других видах деятельности (лепке, аппликации и конструировании), а также проигрывание их в повседневной жизни.
Алгоритм метода «совместное рисование» может быть изменен на последующих занятиях. Четкое соблюдение инструкции необходимо только при знакомстве с данным методом.
Примеры занятий: «Яблоня» - педагог рисует ствол и ветки. Ребенок дорисовывает яблоки. Для усложнения задания, можно использовать на одном листе бумаги несколько видов деревьев (груша, зеленые яблоки и красные). «Дорога» - взрослый рисует дорогу, а ребенок дорисовывает машинки. «Магазин» - разнообразие товаров на прилавках магазина. «Кухня» - используемая посуда, утварь. Для облегчения работы (или ускорения создания сюжетной картинки), можно использовать наклейки. Это позволяет ребенку активно включаться в процесс совместного рисования.
Приложения (практическая часть)
Упражнение для постановки руки и формирования захвата щепотью
Скользим вдоль карандаша вниз и пальчики встают на место
Примеры упражнений: "Яблоня" - педагог рисует ствол и ветки, а ребенок дорисовывает листья и яблоки