kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совместное рисование. Пространство творчества ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совместное рисование. Пространство творчества ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Совместное рисование. Пространство творчества ОВЗ»

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

(МБУ ДО "ДДТ")












Совместное рисование

по программе Пространство творчества

(ОВЗ )







Автор:

педагог дополнительного образования

Шалимова Наталья Александровна











Тип занятия: традиционные

  • получения новых знаний

  • закрепления знаний и формирования ЗУН

  • обобщение и систематизация - полученных знаний

  • контроля ЗУН и коррекции знаний

  • комбинированное занятие

нетрадиционные

  • творческая мастерская (это новый тип занятия, основанный на доверительных отношениях педагога и

  • интегрированное занятие

  • занятие-суд

  • театрализованное представление или занятие-концерт

  • занятие игра.

  • встреча с интересным человеком

  • диспут

  • защита творческих работ (конференция)

  • занятие-путешествие


Формы организации познавательной деятельности

  • индивидуальная

  • фронтальная

  • групповая

  • коллективная


Методы обучения: по источнику знаний

  • словесные методы

  • наглядные методы

  • практические методы

по уровню познавательной активности

  • проблемный

  • репродуктивный

  • частично-поисковый

  • объяснительно-иллюстративный

  • исследовательский


При этом используются следующие педагогические технологии:

  • информационные

  • развивающие

  • проблемное обучение

  • коммуникативные

  • исследовательские

  • личностно-ориентированная

  • здоровьесберегающая

  • модульного обучение

  • дифференцированное обучение

  • проектное обучение

  • разноуровневое обучение

  • дистанционное обучение

  • интерактивные обучение


Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие

  • познавательное развитие

  • речевое развитие

  • художественно-эстетическое развитие

  • физическое развитие


Дети с ОВЗ (расстройство аутистического спектра), имеют свои особенности. Для них свойственна общая моторная недостаточность. В том числе страдает и мелкая моторика. Отсутствуют содружественные движения, в изобилии своеобразные стереотипные движения в пальцах и кистях рук (постукивание и т.д.).


Особенности изобразительной деятельности. Характерной чертой изобразительной деятельности детей с аутизмом является отсутствие интереса к самой деятельности; затрудненность процесса узнавания в собственных рисунках реальных предметов и быстрое их забывание. Сам рисунок примитивен, упрощен и искажен. Изображение неполное, свойственна фрагментарность (отсутствуют крыша и окна у дома, «голованог» вместо человека). Целостный образ отсутствует. Таким образом, изображение получается неадекватное, схематичное. Для ребенка с аутистическими расстройствами свойственна стереотипность, проявляется в изобилии графических штампов, отсутствии сюжета.

Цветовая гамма произвольная. Все вышеперечисленные особенности связаны с недоразвитием всех сторон познавательной сферы. Один из видов коррекции данных нарушений осуществляется путем «Изобразительного воздействия» на нарушенные и ослабленные функции детей.

Одним из методов коррекции является «Метод совместного рисования». Совместное рисование - это особый игровой метод, в ходе которого, взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Совместное рисование взрослого с аутичным ребенком проходит поэтапно.



Этапы развития совместного рисования

Налаживание эмоционального контакта, привлечение к новому виду деятельности. Данную коррекционную работу следует начинать с изображений предметов, имеющих большое значение для ребенка. Процесс рисования необходимо сопровождать эмоциональным комментарием.



Рисование «по заказу» ребенка. Для закрепления интереса ребенка к совместному рисованию, изображать нужно то, что нравится ребенку, даже если это выполняется бесчисленное количество раз. На этом этапе необходимо удовлетворять интерес ребенка. Такое поведение обусловлено внутренним стремлением к постоянству (стереотипное поведение обусловлено особенностями психического развития).



Введение вариантов изображения и новых деталей в рисунке. На данном этапе можно использовать различные изобразительные средства (цветные карандаши, фломастеры, мелки и краски. Для основы можно брать не только белую бумагу, но и цветную, картон).

Вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. Приглашая ребенка в «соавторы», педагог может остановить процесс рисования. Возникает пауза. В этом случае, ребенок начинает подталкивать руку педагога, таким образом, выражая просьбу продолжить. На этом этапе можно предложить ребенку «дорисовать вместе». Инициатива переходит к ребенку, а взрослый только манипулирует его рукой.



Очень важным моментом при в процессе рисования является развитие захвата щепотью, как основы будущего конструирования, рисования и письма. Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать предметы большим, средним и указательным пальцами. Для правильной постановки пальцев рекомендую выполнить следующее упражнение: необходимо поставить карандаш на кончик, перпендикулярно столу и ухватиться за самый краешек сверху. Таким образом, уже получился «щепотной» захват. Затем медленно скользим кистью руки вниз - в результате пальчики встали на место.


Введение сюжета. На этом этапе изображения любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть близок опыту ребенка, и должен давать возможность уточнить уже сформированные знания и представления (пример: нарисовать дорогу, а на ней любимую машинку). Постепенно сюжет следует развивать и вводить новые детали (двери и окна у машинки). Таким образом, ребенок овладевает новыми знаниями и представлениями об окружающем.



Перенос полученных знаний и представлений в новые сюжеты и ситуации. Данный этап предполагает использование полученных знаний в других видах деятельности (лепке, аппликации и конструировании), а также проигрывание их в повседневной жизни.

Алгоритм метода «совместное рисование» может быть изменен на последующих занятиях. Четкое соблюдение инструкции необходимо только при знакомстве с данным методом.



Примеры занятий: «Яблоня» - педагог рисует ствол и ветки. Ребенок дорисовывает яблоки. Для усложнения задания, можно использовать на одном листе бумаги несколько видов деревьев (груша, зеленые яблоки и красные). «Дорога» - взрослый рисует дорогу, а ребенок дорисовывает машинки. «Магазин» - разнообразие товаров на прилавках магазина. «Кухня» - используемая посуда, утварь. Для облегчения работы (или ускорения создания сюжетной картинки), можно использовать наклейки. Это позволяет ребенку активно включаться в процесс совместного рисования.



Приложения (практическая часть)

Упражнение для постановки руки и формирования захвата щепотью



Скользим вдоль карандаша вниз и пальчики встают на место



Примеры упражнений: "Яблоня" - педагог рисует ствол и ветки, а ребенок дорисовывает листья и яблоки


Для облегчения работы можно использовать наклейки





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Совместное рисование. Пространство творчества ОВЗ

Автор: Шалимова Наталья Александровна

Дата: 24.02.2024

Номер свидетельства: 646253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства