kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Роспись матрешки. Праздничный традиционных костюм Воронежской губернии XIX века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит информацию об истории и особенностях матрешки Воронежской губернии, а также описание выполнения практической творческой работы на данную тему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Роспись матрешки. Праздничный традиционных костюм Воронежской губернии XIX века"»


муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА






Методическая разработка

«Роспись матрешки. Праздничный традиционный

народный костюм Воронежской губернии 19 века».









Выполнила: педагог дополнительного образования Лихобабина О. Н.














Город Воронеж



СОДЕРЖАНИЕ


  1. История появления русской матрешки

  2. История появления воронежской матрешки.

  3. Роспись матрешки Воронежской губернии19 века

  • Выбор костюма

  • Смысловое и обереговое значение костюма

  • Цветовая палитра Воронежского края 19 века

  • Последовательность выполнения росписи.

  1. Биография и география Воронежской матрешки.

  2. Используемая литература





























Данная методическая разработка может использоваться педагогами дополнительного образования по ИЗО.


Тема: «Роспись матрешки в традиционном народном костюме

Воронежской губернии».

Цель:

– способствовать формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру; развитие творческих способностей и задатков через освоение народных рисунков, орнаментов и узоров.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование представлений о развитии мировоззрения наших предков.

  • Формирование знаний: состава традиционной народной одежды Воронежского края, технологии ее изготовления ,символики элементов русских узоров и их оберегового значения; взаимосвязи цветовой гаммы с природой родного края и символического смысла цветов.

  • Знакомство с технологией изготовления костюма, народным мастерством (золотная вышивка, ткачество и т. п.) последовательностью выполнения росписи по дереву.

Формирование навыков кистевой росписи, самостоятельного составления узора, подбора и компоновки предметов и аксессуаров комплекса крестьянской одежды.

Развивающие:

развитие умений учебного труда, приемов работы, инициативы, умения преодолевать трудности, владения собой.

Развитие познавательных умений, кругозора, речи, внимательности, творческого воображения и памяти.

Развитие наблюдательности и эстетической отзывчивости на красоту традиционной одежды наших предков.

Воспитательные:

воспитание уважения к культурному наследию своего народа.

Воспитание любви к своим предкам , к своему роду, к своей малой и большой Родине.

Воспитание уважения к труду народного мастера.

Воспитание мотивов труда, эстетических взглядов.

Воспитание уважения к традициям, народному искусству.

1.История появления русской матрешки

Матрешка-кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как произведение народного творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века. Это время характеризуется периодом бурного экономического и культурного развития, Большая заслуга в этом принадлежала брату С.И. Мамонтова – А.И. Мамонтову. Его семья владела мастерской-магазином "Детское воспитание", где создавали и продавали различные детские игрушки. Среди них особенно выделялись так называемые этнографические куклы, одетые в народные костюмы жителей различных уездов и губерний России.

А.И. Мамонтов приглашал в свою мастерскую высококвалифицированных мастеров-игрушечников, от которых требовал изобретательности и большой фантазии в создании игрушек. Чтобы расширить кругозор мастеров, в мастерскую выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно популярным в то время было искусство стран Востока, в частности японское изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Так, с острова Хонсю была завезена знаменитая предшественница и прообраз русской матрешки – фигурка добродушного и веселого старичка – буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым такую игрушку выточил безвестный русский монах.Фигурка Фукуруму в настоящее время хранится в Художественно - педагогическом музее игрушек в Сергиевом Посаде.Эта японская игрушка была забавная, она как-то уж очень подходила к русскому вкусу, напоминая пасхальные деревянные яйца, которые точно так же вкладывались одно в другое.

Именно в мастерской А.И. Мамонтова родилась первая русская матрешка. Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику В.П. Звездочкину, а роспись первых образцов матрешек была поручена С.В. Малютину, который в то время по поручению А.И. Мамонтова иллюстрировал детские книги. Не случайно иллюстрации и росписи первых матрешек очень близки по стилю.

Вероятно, С.В. Малютин и В.П. Звездочкин и не подозревали, что рожденная их совместными усилиями русская матрешка через некоторое время заполнит весь мир, неся в себе некую магическую тайну, скрытую душу России.

Созданная в конце 1890-х годов, первая матрешка – легкая, изящная, непосредственная – изображала крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом, серпом и хлебом в руках. Ее украшала роспись по выжиганию изысканно-бледных тонов и деликатный рисунок узоров и деталей. Бледноликий утонченный образ первой матрешки, выведенный профессиональной рукой, вобрал в себя характерные черты рубежа веков – черты модерна и русского стиля.

Русскую деревянную куклу прозвали Матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена считалось одним из наиболее распространенных женских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие.

Первая матрешка была восьмиместная. За девушкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга.

Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с легкостью. Первая русская матрешка была раскрашена гуашью и покрыта лаком самим С.В. Малютиным.

2.История появления воронежской матрешки.

В 1969 году родилась воронежская матрешка. В мастерской воронежского художника П.Д. Пономарева токарь Леня Голованов делал заготовки для матрешек. В этой мастерской четверо юношей и две девушки обучались различным народным приемам художественной обработки и росписи дерева.

Из-под рук учеников Петра Денисовича выходили изделия веселые, яркие, традиционные и одновременно проникнутые духом нового времени. Эго были первые изделия с воронежской тематикой. Из деталей Голованева собирались деревянные куколки и расписывались в мастерской, используя элементы народного костюма. Одна из заготовок, похожая па яичко, оказалась с сучком, но выбрасывать ее Е.Г. Матевеевой было жалко.

И вот, куклы собраны, расписаны, а бракованная деталька стоит у нее па столе. Она постоянно перед глазами Матвеевой, а форма такая, что хочется взять в руки, погладить, покачать па столе, как неваляшку. Эти прикосновения дали толчок ее фантазии. В памяти всплыла фигурка Ваньки-встаньки, а необычная форма сучка в верхней сужающейся части, похожа па волосы, расчесанные на прямой пробор и выглядывающие из-под платка. Рука сама невольно дорисовывает глаза, нос, рот, узел платка под подбородком. И вот появилась смеющаяся, круглая как яичко куколка в воронежском костюме в четыре сантиметра величиной.

Учителю нашему идея показалась занятной. Он предложил всерьез продолжить работу над ней». Назвали куклу традиционно - Матрешка. Воронежская матрешка имеет свои отличия от традиционных, широко известных матрешек, таких, как семеновская или сергиево-посадская.

Наша матрешка имеет форму близкую к яйцу, но с более острым концом. Вытачивается матрешка из сухой древесины липы, на токарном станке.

3.Роспись матрешки Воронежской губернии

Выбор костюма

Для росписи выбрана празднечная одежда крестьян Воронежской губернии конца 19 -начала 20 века. За малым исключением, вся праздничная одежда по покрою была такой же, как и будничная, и отличалась только обилием украшений в виде вышитых и вытканных узоров, художественной отделки всевозможными материалами

Самая большая матрешка, сваха, знакомит нас с Клеповским костюмом Бутурлиновского района. Суреновская рубаха из дорогой ткани с вышивкой на рукавах, понева сплошная с кумачами, покромка с концами, мягкая сорока, барановский платок с махориками и женские украшения : круговое манисто и каскад бус.

Жених одет в клеповскую праздничную рубаху, подпоясанную поясом с махориками, домотканные портки, на шее крест подвешен на гайтан.

Невеста - в костюме Острогожского района. Рубаха с золотыми ферботами с красными брыжжами, каскад бус, завеска с дорогой лентой, кокошник, украшенный цветами, покрыта дымкой.

Для росписи матрешек выбраны старинные праздничные костюмы Воронежской губернии, так как они поражают своей красочностью и рациональностью , знакомят с духовным богатством и единством формы и цвета. Роспись выполнена по мотивам рисунков и зарисовок воронежских художников Матвеевой Е.Г. и Пономарева П.Д., истинных знатоков народных промыслов и художественных ремесел. Празднечные костюмы матрешек знакомят с обереговым смыслом орнамента. Даже в бедной семье выдавая дочь замуж, находили возможность справить ее наряд, который будет оберегать молодую женщину в ее новой жизни.

Смысловое и обереговое значение костюма

Рубаха матрешки может быть белой, красной, оранжевой, зеленой, реже - синей. По гладкому фону прописываются контуры пышных рукавов с широкими оборками по манжетам («брыжжами»). Брыжжи зачастую пришивались из красного ситца и украшались цветными ленточками, золотым галуном, «вилючим гарусом», кружевом и блестками. На уровне плеча матрешки, поперек рукава, выписываем полосу геометрического орнамента, т. н. «палик», который вышивался счетной гладью или ткался на станке. Орнамент «паликов» часто состоял из чередования «репьев» и «столбушек». Репей, арепье - солярный знак, представляет собой ромб, с продолжающимися за его углы, линиями. Ромб, одно из языческих изображений солнца. Линии, выходящие за его углы, символизируют лучи. В промежутке между репьями возникал сам собой элемент орнамента «столбушка», своеобразная балясинка-столбик. Этот элемент символизировал мужчину, крепкую опору, основу, столп в жизни семьи.

Орнаменты на рукавах могут быть как черно-белые, так и цветные. Костюм и орнамент не были едиными для всей губернии. Они изменялись в зависимости от традиций данного села или деревни, тем не менее, оставаясь выдержанными в рамках цветовой гаммы, присущей воронежской губернии.

Клетчатая тканая юбка-понева, своим глубоким черным цветом рассказывала о богатых черноземах, а красные клетки изображали межи на полях. Существует мнение, что по величине клетки можно было судить о величине земельного надела крестьянина. Подол юбки украшался окладом-каймой, состоящей из тканых и вышитых богатым геометрическим орнаментом полос, золотого галуна и шерстяной тесьмы-пояса по краю подола.

Женская одежда, поверх рубахи и поневы, подпоясывалась кушаком или поясом-покромкой. Такой пояс состоял из широкой, (10-12 см.) плотной домотканой ленты, длиной до 2,5 метров, к которой пришивались богато украшенные концы. Они могли иметь лопатообразную, прямоугольную, трапециевидную или круглую форму. По нижнему краю, а иногда и по всему периметру, концы обшивались шерстяной, разноцветной бахромой украшенной бисером.

Поверх одежды женщины одевали запан - красивую, туникообразную одежду, которая предназначалась для защиты платья и выполняла функцию фартука. Запан мог быть с рукавами и без рукавов. Он закрывал плечи, верх спины и переднюю часть одежды. Существовала еще одна разновидность передника -- завеска, которая защищала одежду только спереди. Она одевалась на шею и завязывалась на спине. Постепенно вошел в обиход укороченный вариант завески, передник, который завязывался вокруг талии.

Завеска и рубаха представляли собой своеобразный гарнитур и украшались согласованными между собой орнаментами.

Передники шились из домотканых и из «дорогих» - покупных тканей и украшались не только вышивкой, но и шелковыми узорными лентами, различными цветными тесемками, галуном, машинной строчкой и кружевом. По подолу пришивалась или оборка из белой кисеи, которая называлась «дымка», или пучки цветной шерсти, или золотая канитель. Белые, домотканые передники, отделывались по краю гладкой красной полосой или какой-либо лентой, что еще больше подчеркивало красоту и графичность умелой, черно-красной вышивки.

Костюм настолько красив и ярок, что делает женщину похожей на Жар-Птицу.

Орнаменты одежды всегда имели смысловое, обереговое значение. Каждая женщина, создавая свой костюм, вкладывала в него свои мысли и надежды, придавая ему индивидуальность и неповторимость. Так и художник, расписывая матрешку, вкладывает в нее частицу своей души, настроение и знание материала, получая в результате каждый раз, новое, отличное отдругих, изделие.

Матрешка - символ продолжения рода - слилась с формой яйца, которое олицетворяет собой начало всех начал, бесконечность продолжения жизни. Совершенная форма яйца делает матрешку еще более приятной для осязания. Одетая в воронежский костюм, она вполне достойна, быть символом воронежского края.

Во время росписи матрешки нужно учитывать все эти особенности воронежского женского костюма. Особенно нужно обратить внимание на любимую в воронежском крае цветовую гамму. Все оттенки красного цвета присутствуют здесь.

Цветовая палитра Воронежского края 19 века

Красный - любовь, красота, тепло, символ вечного союза с землей.

Алый - грусть о неразделенной любви.

Красно-оранжевый - цвет солнечного цвета и тепла.

Ярко-малиновый и нежно-розовый - цвета восхода и заката. Эти цвета в сочетании с ультрамарином и зеленью действительно напоминали закаты и восходы солнца.

Зеленый - растительный мир во всей своей красе, цвет изобилия, надежды, спокойствия и свободы.

Желтый - кратковременная разлука.

Синий (ультрамарин) - вода, небо, верность.

Голубой - цвет холода, страха, считался бескровным и использовался мало.

Черный - цвет земли и вечного покоя. Этот цвет особенно любили жители черноземной зоны. Он символизировал черноземы - залог урожая и благополучия жизни. Черный цвет поневы или любой другой фон черного цвета называли землей.

Белый цвет - цвет горя, одиночества, смерти, вдовства и сиротства.

Коричневый цвет не признавался. Его считали линялым («булысым»), грязным, чумным и относились к нему пренебрежительно.

В росписи воронежской матрешки нужно так же учитывать традицию чередования теплых и холодных цветов. Теплые цвета могут соседствовать друг с другом, а холодные обязательно должны перемежаться теплыми цветами.

Последовательность выполнения росписи.

До росписи заготовка матрешки проходит несколько операций. Сначала нужно устранить возможные дефекты дерева, такие, как мелкие сучки, щербинки трещинки. Устраняются дефекты при помощи шпатлевки с последующей зачисткой шкуркой. В дальнейшем заготовка грунтуется и снова шлифуется.

Перед росписью нужно сделать разметку заготовки. Карандашом наносим основные линии. Сначала проведем линию контура лица, размечая глаза, нос и губы. Отведем линию края платка от подбородка до угла на спине, узел с концами платка под подбородком, форму головного убора под платком, рукава рубахи, руки, фартук. Все детали наносятся контурной линией без проработки элементов орнамента.

Прокрываем краской кисти рук. Тем же цветом прописываем лицо, оставив нетронутыми глаза и губы. Цвет глаз выбираем произвольно. По разметке прорисовываем белки глаз и радужную оболочку. На боковой поверхности носа и под ним, вокруг глазниц, в местах преломления плоскостей добавляем лицу тон. Волосы матрешке (жених) прокрываем общим цветом. Прописываем зрачки и губы. Плавной дужкой проводим брови и веки. На внешней части век выписываем 3-4 реснички. Добавляем блики. Прописываем пряди волос. Волосы изображаем только в том случае, если мы будем одевать матрешку в девичью или детскую одежду. Углубляем тон кистей рук в местах преломления плоскости.

Элементы костюма прокрываем локальным цветом (например: рубаха, понева.) Прорабатываем цветом мелкие элементы (например: покромка.) Карандашом намечаем разметку узора костюма (например: клетку на поневе). Тонкой кистью выполняем деталировку узора (например: узор на портках) Проводим обводку по контуру (например: рука.) Прокрываем готовое изделие акриловым лаком.

Для росписи используем акриловые краски, акриловый лак, кисти беличьи № 1, 3, 4.

4.Биография и география Воронежской матрешки.

Воронежские матрешки живут в разных странах мира: Англии, Франции, Голландии, Германии, Швеции и Швейцарии, а так же и в других странах Европы. Они освоили Америку, Китай, Индию, Аравийский полуостров и Африку. Матрешки приобретены Воронежским областным краеведческим музеем. Так же находятся во многих частных коллекциях России и зарубежья. В этом, 2014 году, Воронежской матрешке исполняется 45лет. Она еще совсем молода, но традиции, в которых она выполнена, уходят в глубину веков. В душе каждого человека есть место для своей культуры, но из-за отсутствия информации оно остается заполненным не полностью или пустым. Современный человек, как путник в пустыне истомленный жаждой, хочет напиться из родника наших предков.

Нам есть чем гордиться за свой народ, за его многовековую историю и культуру. Важно грамотно донести ее до людей

Хочется верить, что глубокие корни народного искусства, питающиеся от родников своей, воронежской земли, дадут ей долгую жизнь. Воронежская матрешка будет знакомить потомков с обычаями предков, радовать глаз красками и орнаментами, воспитывать любовь и уважение к родной земле. Нужно только заботиться о сохранении и чистоте народных традиций нашей области.

5.Используемая литература:

П. Д. Пономарев. «НАРОДНЫЙ КОСТЮМ воронежской губернии» Воронеж Центрально-Черноземное книжное издательство 1994.

C. Васин. Живописная Россия» №5 2005.

 Матвеева Е. Г. Воронежский народный костюм сёл Пузево, Клеповка, Гвазда Бутурлиновского района (бывший Павловский уезд) // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: сб. ст. : материалы науч. регион. конф. 2008 г. – Воронеж, 2009. –41. Ожерельева О. В. Из истории народной одежды Воронежской губернии : [конец 19 – начало 20 вв.] // Губернский стиль : рус. провинц. журн. лит. и публицистики. – 2009.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Роспись матрешки. Праздничный традиционных костюм Воронежской губернии XIX века"

Автор: Лихобабина Оксана Николаевна

Дата: 07.06.2019

Номер свидетельства: 513785


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства