"Роспись деревянных женских украшений по мотивам цветочных узоров Городца и Барановского платка"
"Роспись деревянных женских украшений по мотивам цветочных узоров Городца и Барановского платка"
В данном материале содержится информация об истории народных промыслов, а также описание выполнения практической работы на основе традиционных русских узоров.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Роспись деревянных женских украшений по мотивам цветочных узоров Городца и Барановского платка"»
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
Методическая разработка
Тема: «Роспись деревянных женских украшений по мотивам цветочных
узоров Городца и Барановского платка».
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования Лихобабина О. Н.
город Воронеж
Данная методическая разработка может использоваться педагогами дополнительного образования по ИЗО.
Тема: «Роспись деревянных женских украшений по мотивам цветочных узоров Городца и Барановского платка».
Цель:
– развитие интереса к народной культуре, дать представление о развитии народных традиций в современном декоративно-прикладном искусстве –в процессе выполнения орнаментальной росписи.
Задачи:
Обучающие
Формирование умения составлять орнамент с использованием мотивов Городца , разрабатывать последовательность выполнения кистевой росписи по мотивам цветочного орнамента Барановского платка, технологии составления бус.
Формирование знаний: элементов росписи, поэтапного выполнения мотива(цветок),(лист) и вариантов оживок, традиционной цветовой гаммы Городца и варановского ситца.
Знакомство оберегового значения украшений и символического смысла знаков древнерусского орнамента.
Формирование навыков самостоятельного составления узора, построения орнамента в круге, квадрате, прямоугольнике, подбора и компоновки бусин.
Развивающие
Развитие умений сравнивать, анализировать, синтезировать свои знания, учебного труда, приемов работы, инициативы, умения преодолевать трудности, владения собой.
Развитие навыков создания художественного образа интереса к народным промыслам, познавательных умений, кругозора, речи, внимательности, творческого воображения и памяти.
Развитие наблюдательности и эстетической отзывчивости на красоту росписи народных мастеров.
Воспитательные.
Воспитание уважения к культурному наследию своего народа;
Воспитание любви к народным промыслам России , к своему роду.
Воспитание уважения к труду народного мастера;
Воспитание мотивов труда, эстетических взглядов;
Воспитание уважения к традициям, народному искусству.
СОДЕРЖАНИЕ
Роль украшений в создании образа.
История появления росписи по дереву.
Выбор вида росписи для женских украшений.
Из истории промыслов
Техника мастеров
Секреты городецкой росписи
4.От полена до заготовки.
композиционный поиск
выбор формы и размера бусин для создания единой композиции сборки
определение основных цветовых пятен каждой бусины
выбор сюжета для росписи
подготовка под роспись
5. Используемая литература
1.Роль украшений в создании образа.
Для современной женщины и девушки украшения являются важным дополнением к созданию образа. Распространение фабричных изделий разрушило самобытность и символическое значение женского украшения.
Использование ручного творческого труда позволяет создавать самобытные и эстетически значимые изделия, отражающие культурное наследие нашего народа.
Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая дерево современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре качеств личности. Возрождение искусства росписи, является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре качеств личности.
Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет чувствовать необходимость обращения к народному искусству ,наследниками своей культуры, впитать в себя традиции, мироотношение предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.
2.История появления росписи по дереву.
В нашей стране расписывать дерево, это одно из самых живописных и древних промыслов. Корни этого промысла уходят глубоко в архаические времена. В эти времена наши далекие предки верили в языческих богов и поклонялись им. Художественная роспись по дереву началась ещё с давних времён, наши предки были язычниками и верили в пять элементов, на которых держится земля. Они всем известны – это вода, воздух, земля, огонь и небо.
Люди наносили роспись на украшения, им казалось, что именно живопись может защитить их от злых духов.
Все изделия расписанные древними мастерами несут в себе отпечатки древних символов. Желают здоровье, удачи, мир и покой в дом.
Каждый элемент рисунка как будто закодирован и раскодировать их удалось только в наше время с помощью старых книг. К примеру, символом счастья была птица – свастика, которую все сейчас считают символом зла, тогда же она олицетворяла движение жизни. Изображённый на рисунке конь, означал богатство. Символом солнца были красиво нарисованные круги. Цветы - означали здоровье и успех, а женское начало олицетворял единорог.
Но со временем, магия стала терять свою актуальность, и люди стали задумываться о том, что на своих рисунках можно ещё и заработать. Вот тогда то и начала зарождаться профессиональная роспись по дереву. Тогда и появились авторские работы, которые выполнены с особой тщательностью, так как денег за некрасиво выполненную работу никто платить не будет. Такие работы выполняли действительно профессионалы своего дела. Мастера обычно находились в городах и выполняли заказы на роспись и резьбу. Но были люди, которые занимались резьбой и росписью в деревнях, но такой вид искусства уже назывался традиционным. Его так называли, потому что работу выполняли не с таким энтузиазмом, это были более простые рисунки, близкие к сельским традициям.
Актуальность проблемы
Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая дерево современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. В любой праздник для самого дорого вам человека будит отличный подарок, сделанный своими руками.
Причиной развития искусства росписи по дереву было желание обогатить предмет, сделать его красивым и нарядным. Но одной из причин введения окраски в предметы из дерева была необходимость облагородить некоторые виды древесины или замаскировать ее природные дефекты (синева ,сучки и т.п .) Традиционное наследие края живой нитью отражается в духовном поиске создания современного женского украшения.
3.Выбор росписи для женских украшений.
Роспись женских украшений цветочными узорами Городца и барановского ситца - обращение к народному искусству. Богатство цветовой гаммы создает радостное настроение, а украшения имеют непросто утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры от прошлого до наших дней.
Городецкая роспись - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц.
Современный человек утрачивает связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. В Воронежской губернии роспись по дереву не была развита в достаточной степени. На основе геометрических орнаментов свободную кистевую роспись строить нерациональньно. В Воронежской губернии в селе Шубном Острогожского уезда на мануфактуре производились барановские платки. Эти платки назывались также французскими, кумачовыми или ализариновыми (по названию красителя).
Популярность этого платка была повсеместной. Как на севере, так и на юге Воронежской области, невзирая на разницу в обычаях, говоре, и костюмах, женщины красовались в барановских платках. Платок как бы объединял четкую геометрию орнаментов северной части области с растительными украинскими мотивами юга.
Барановский платок - яркое явление в текстильной промышленности. По яркому красному фону распускаются диковинные фантастические цветы и листья. Рисунок набойки выполнен в синих кобальтовых, зеленых, желтых тонах. Большая контрастность рисунка достигается добавками черного и белого цветов.
В росписи платка присутствуют крупные орнаментальные детали, мелкие букеты и другие не крупные элементы – цветы (символ здоровья и успехов в делах.)
Дополняют рисунок контурные линии.
Изучив цветовую гамму и принципы построения рисунка можно попробовать кистевую роспись. Орнамент платка позволяет разработать последовательность наложения красок, создав систему приписок и оживок и, самое главное, сохранить эффект активно работающего внутри элементов росписи, фона. В такой росписи удобно применять кистевые приемы. Она не является подделкой, и имеет свои неповторимые черты.
Подобная роспись угадывается в декорировании деревянного блюда Елены Геннадьевны Матвеевой. Ее удивительная работа вдохновила к поиску изделий под роспись. За основу была взята фотография барановского платка. Цветовой облик строится по принципу сопоставления ярких, контрастных и насыщенных красок, образующих между собой полную гармонию. Яркость цвета ,его контрастность и насыщенность перекликается с радостным многоцветьем Воронежской земли, создает радостное настроение.
Из истории промыслов
История неповторимой сюжетной росписи насчитывает уже более полутора веков. В своих композициях крестьянские художники открывали уникальный образный мир.
Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Недаром один из французских искусствоведов сказал, что такие вещи должны находиться в Лувре.
Среди самых распространенных сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники.
Роспись, которая носит название городецкой, впервые появилась в Поволжье, именно там, на берегу красивой и чистой реки Узоры расположились несколько деревень. Эти поселения носили названия Хлебаиха, Курцево, Савино, Косково, Боярское, Репино и прочие. Уже в восемнадцатом столетии здесь возник центр росписи прялок и деревянных игрушек. Крестьяне отвозили свои шедевры на ярмарку, которая проходила в селе Городец. Именно поэтому роспись на игрушках и прядильных донцах носит название Городецкая.
Согласно толкованию словаря В.И. Даля, слово «донце» – это дощечка, на которую пряха садится и втыкает гребень. После того, как работа окончена, она вытаскивала гребень, а донце за ненадобностью вешала на стену, после оно служило украшением дома. Вот почему крестьяне уделяли большое внимание украшению донец росписью или резьбой по дереву. Каждый хотел выбрать красочное и необычное донце, чтобы оно бросалось в глаза. Прялку передавали из поколения в поколение, поэтому ее хранили и бережно обращались.
Техника мастеров
Чтобы украсить дерево, у мастеров была своя особая техника, инкрустация, в народном искусстве она встречается крайне редко. Вырезанные из другого дерева фигурки вставлял в повторяющие их форму углубления. Такие вставки, созданные из мореного темного дуба, выделялись рельефно на светлом дереве, из которого было выполнено донце. Поскольку древесина была двух оттенков и, используя нехитрые инструменты, мастера могли превратить донце в истинный шедевр.
После мастера усовершенствовали свое искусство и стали использовать и подкраску донец. Желтый фон отлично сочетался с темным дубом, прибавляли яркие зеленые, сини и красные цвета и получалось красивое и цветное донце.
Начиная со второй половины девятнадцатого столетия, мастера отказались от инкрустации, а стали использовать резьбу скобчатую с подкраской, на смену которой вскоре пришло живописное украшение.
Секреты городецкой росписи
Прежде всего, стоит позаботиться о кистях, их нужно как минимум три: беличья художественная, флейц и колонковая художественная. Флейцем называют плоскую кисть из мягких волос, ее используют для подкраски и наведения рамок.
Краски - гуашь, желательно 12 цветов, из них нужно восемь: белая, вишневая, алая, черная, кобальт синий, желтая, красная и окись хрома. Еще нужна такая краска как киноварь (очень яркая, красная), но в набор она не входит.
Если вы хотите получить такие же цвета, как и в Городецкой росписи, то нужно произвести смешение красок.
К примеру, если хотите получить светло-голубой цвет, то в белила нужно добавить синий кобальт. Светло-розовую краску получают путем добавления киновари в белую краску. Светлая охра – это результат смешения светло - желтой и железно - окисной красок. Чтобы получить настоящую Городецкую краску, нужно довести смесь до консистенции сметаны.
От полена до заготовки.
Для росписи используются готовые заготовки бусин, выточенных на станке или выпиленные лобзиком.
1.композиционный поиск (выполнение на бумаге эскизов для сборки украшений в традициях росписи).
выбор формы и размера бусин для создания единой композиции сборки
определение основных цветовых пятен каждой бусины
выбор сюжета для росписи
2.подготовка под роспись
Готовим заготовки - основу отшлифовываем шкурками с различным зерном, для того чтобы выровнять все неровности на поверхности, по которой будет вестись роспись, грунтуем и прокрываем общим цветом.
Затем мы наносим этот же рисунок карандашом на “белье”, то есть на изделие, чтобы нам легче было его расписать.
начинаем расписывать, то есть выполняем “подмалевок”. Подмалевком пишем основные цветовые пятна.
Следующим этапом после подмалевка идет “оттеневка” или моделировка.
Более темными цветами наносим мазки на цветы, выделяя тычинки, прописываем прожилки листочков.
Последний этап в росписи является “разживка”. Она выполняется белым цветом, которая способствует оживлению росписи, объединяет все мотивы в целостную композицию.
Используемая литература: Барышников А.А. Основы композиции. М., 1951. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. Ленинград, 1976. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. М., 1986. Горячев В.А. Городец. М., 1993. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М., 1984. Журавлева Л. С. Резное и расписное дерево. М., 1985. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький, 1988.