Реализация творческих заданий по формированию цветовосприятия у обучающихся на занятиях изобразительным искусством
Реализация творческих заданий по формированию цветовосприятия у обучающихся на занятиях изобразительным искусством
Основная задача занятий изобразительным искусством в школе является формирование чувства зрительной гармонии. Восприятие цвета, умение ребенка передавать оттенки цвета в живописных работах многие учителя считают важной составляющей содержания уроков изобразительного искусства. В начальных классах на эту проблему следует обращать особое внимание, так в это время закладываются все психические познавательные процессы и мышление школьника. Качество цветовосприятия натуры во многом определяет качество развитие сознания школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация творческих заданий по формированию цветовосприятия у обучающихся на занятиях изобразительным искусством »
Реализация творческих заданий по формированию цветовосприятия у обучающихся на занятиях изобразительным искусством
Основная задача занятий изобразительным искусством в школе является формирование чувства зрительной гармонии. Восприятие цвета, умение ребенка передавать оттенки цвета в живописных работах многие учителя считают важной составляющей содержания уроков изобразительного искусства. В начальных классах на эту проблему следует обращать особое внимание, так в это время закладываются все психические познавательные процессы и мышление школьника. Качество цветовосприятия натуры во многом определяет качество развитие сознания школьника.
Цветовосприятие - прижизненное формирование, поэтому, мы полагаем, что целенаправленное педагогическое воздействие на этот процесс может оказать благотворное влияние. В связи с этим мы предположили, что занятия живописью должны органично входить в ткань содержания уроков изобразительного искусство с первого класса. На занятиях, проходящих в виде изобразительных игр, теоретических лекций, практического написания живописных этюдов, мы стремились сформировать у школьников перцептивное цветовосприятие. В ходе экспериментальной работы с учащимися 1 класса была апробирована система кратковременных упражнений, позволяющая сформировать некоторые аспекты цветовосприятия. школьника. В данной статье мы приводим эти упражнения.
Упражнение 1. Различение основных цветовых тонов: красный, желтый, синий.
Данное упражнение выполняется детьми на основе работы с готовыми формами, окрашенными в основные цвета. Детям предлагается поиграть в игру на цветоразличение.
Оборудование игры: 1. Карточки с изображением трех осьминогов: красного, желтого, синего цвета. 2. Много маленьких карточек с изображением маленьких осьминогов аналогичных цветов.
Условия игры: осьминоги потерялись, помогите им быстрее найти своих.
Правильное решение поставленной задачи говорит нам о том, что ребенок правильно воспринимает основные цвета.
Цель задания: способствовать выявлению умений детей различать составные цветовые тона: оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Содержание задания: перед ребенком раскладывается набор из 7 цветовых эталонов (кружочки). Затем экспериментатор просит выбрать 3 кружочка, которые являются составными цветами спектра. Например: "Дай мне кружочек оранжевого цвета. Найди кружочек зеленого цвета. Выбери кружочек фиолетового цвета". В процессе занятий педагог объясняет, почему данные цвета называются составными. для этого учащиеся выполняют дополнительное упражнение на смешивание двух основных цветов. В процессе этого упражнения практически осваивается понятия «основные» и «составные» цветовые тона.
Серия заданий была направлена на выявление умений различать цвета спектра. Практическое задание: «Составь радугу из 7 цветов».
Цель задания: способствовать выявлению умения узнавать цвета по предъявленному цветовому эталону.
Содержание задания: школьникам выдается раздаточный материал, состоящий из полосок, окрашенных в различные цвета и принимаемые за «эталоны». Мы, имея такой же комплект на доске, выкладываем цветовой ряд, представляющий собой последовательность цветовых эталонов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». После этого ребенку дается инструкция: «Разложите полоски как у нас».
Вторая серия заданий направлена на выявление умений различать цветовые оттенки по светлоте и насыщенности.
Упражнение 4. Различение светлоты ахроматического цвета от черного до белого
Упражнение 5. Различение оттенков одного цветового тона по светлоте.
Красный в диапазоне от черного до белого в количестве 17 оттенков.
Упражнение 6. Различение оттенков одного цветового тона по насыщенности. От Красного до белого (акварель разбавляется водой).
Упражнение 7. Различение цветовых тонов по теплохолодности.
Методика проведения 4-7 упражнений может быть построена на разных вариантах игры, но смысл каждого упражнения заключается в том, чтобы сформировать у детей способность к различению оттенков ахроматических и хроматических цветовых тонов. Например, в упражнении 4 учащимся может быть предложено выполнить раскладку закрашенных ахроматическим цветом карточек разной светлоты от белого до черного цвета.
Цель задания: способствовать выявлению сформированности умения различать по светлоте хроматические и ахроматические цвета.
Содержание задания: на некоторое время вывешиваем на доске таблицу с подбором квадратов черного и белого цвета, которые расположены в ряд по принципу постепенного затемнения от белого к черному.
Инструкция учащимся: "У нас на доске показан ряд квадратов. Внимательно рассмотрите, как расположены квадраты в ряду».
Далее необходимо убрать с доски наглядное пособие и предложить детям выполнить следующее: «Возьмите карточки белого и черного цвета и положите их по краям. Остальные карточки, окрашенные в промежуточные оттенки ахроматического цвета разложите, постепенно наращивая степень затемнения от белого к черному.
Следующая серия упражнений (8 - 10) посвящена цветовосприятию цветовых отношений в натурной постановке. Данная серия заданий направлена на формирование перцептивного цветовосприятия на основе наблюдения натуры.
Упражнение 8. Цветовосприятие натурной постановки (лимон на фоне драпировки) с передачей предметного цвета в живописном этюде.
Упражнение 9., Цветовосприятие натурной постановки (лимон на фоне драпировки) с передачей в живописном этюде светлоты цвета с учетом освещения.
Упражнение 10. Цветовосприятие натурной постановки (лимон на фоне драпировки) с передачей в живописном этюде активных цветовых рефлексов. Данные упражнения выполняются в виде кратковременных живописных этюдов, в которых учащийся стремится передать те цветовые оттенки, которые он видит непосредственно в натуре. Для полноценного выполнения этих упражнений, перед началом каждого из них необходимо провести подробный анализ натурной постановки. При этом необходимо назвать каждый оттенок цвета и указкой показать его на натурной постановке. Учитель должен помнить, что с разных точек зрения цветовые оттенки в натюрмортной постановке могут выглядеть по-разному.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в разработанной нами серии упражнений у детей формируется способность к перцептивному цветовосприятию. Они получают первоначальные сведения о цвете и некоторых закономерностях живописного изображения. Цвет является мощным средством познания окружающей действительности, правильное восприятие которого позволяет обеспечить адаптацию человека к условиям жизни, поэтому формирование цветовосприятия является важной проблемой художественно-эстетического воспитания младших школьников.
Процесс обучения цветовосприятию необходимо строить на основе развития у школьников "детального видения", заключающегося в вычленении и дифференцировании тонких градаций оттенков цвета. Процесс формирования представлений о цвете у младших школьников должен быть основан на следующих положениях:
- на уроках изобразительного искусства должны учитываться сенсорные задатки, заложенные в ребенке от рождения, которые могут иметь индивидуально-психологические и физиологические различия, суть которых составляют особенности зрительного анализатора;
- обучение детей необходимо строить на тесной взаимосвязи процессов цветовосприятия и цветовоспроизведения;
- для формирования цветовосприятия и знаний о закономерностях живописного изображения следует использовать игровые моменты и дидактические игры. В процессе выполнения упражнений формируется тонкая чувствительность к восприятию цветовых оттенков. Учащиеся знакомятся с терминологией, осваивают закономерности живописного изображения.