Развитие творческих способностей учащихся с проблемным методом преподавания и интегрирование в курсе "Изобразительное искусство"
Развитие творческих способностей учащихся с проблемным методом преподавания и интегрирование в курсе "Изобразительное искусство"
Педагогический опыт доказывает, что эффективное влияние на развитие творческих способностей, формирование интереса учащихся к творчеству, оказывает деятельность с определением проблемы, в которой необходима интеграция знаний, умений и навыков различных областей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся с проблемным методом преподавания и интегрирование в курсе "Изобразительное искусство"»
"Развитие творческих способностей учащихся с проблемным методом преподавания и итегрированием в курсе
"Изобразительное искусство"
В XXI веке человек получил возможность выбора альтернативных путей решения теоретических и прикладных задач практически во всех сферах деятельности. Деятельность становится сложнее, системные связи в ней устанавливаются между более широким спектром смежных дисциплин. Технологии производства, бизнес и общественная жизнь развиваются быстрее, чем естественные способности сознания обрабатывать увеличивающиеся потоки информации в различных областях. Для решения профессиональных задач в современных условиях необходим творческий подход, базирующийся на интеграции научно-поисковых, технических, художественных и других видов деятельности. В связи с этим перед казахстанской школой стоит сложная и актуальная проблема развития творческих способностей учащихся, подготовки выпускников, готовых к творчеству на стыке различных видов деятельности.
Решению этой проблемы в условиях общеобразовательной школы мешают объективные трудности: ценностная дезориентация, снижение заинтересованности в обучении, перегруженность содержания образования, нарушение; системы межпредметных связей и т.д. Указанные трудности связаны с несформированностью мотивации в необходимости получения знаний. Они предопределены отсутствием или недостаточной широтой поля применения знаний, умений и навыков в практической творческой деятельности.
Педагогический опыт доказывает, что эффективное влияние на развитие творческих способностей, формирование интереса учащихся к творчеству, оказывает деятельность с определением проблемы, в которой необходима интеграция знаний, умений и навыков различных областей. Такая деятельность в школе возможна в рамках интегративных (т.е. объединяющих на основе системного холизма знания, умения и виды деятельности других областей) и интегрированных (т.е. включающего таковые в себя) методических систем с применение проблемного метода обучения.
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством, рассматривают проблему с позиции интегрирования его положений с содержанием курсов изобразительного искусства, технической графики и технологии. Есть основания утверждать, что такая интеграция способствует повышению уровня общей художественно-графической подготовки учащихся, оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей.
Теоретическую и методологическую основу составляют: учения о сущности и закономерностях развития личности и творческих способностей; положения теории и практики изобразительного искусства.
Создание подобной методической системы решает актуальную проблему казахстанской средней школы - проблему развития творческих способностей учащихся, подготовки выпускников, готовых к творчеству на стыке различных видов деятельности.
Оптимальные условия для комплексного развития творческих способностей учащихся могут быть созданы при особом построении образовательного процесса в форме итегрирования.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выделить несколько основных направлений формирования интегрирования:
а) понимание структуры интеллекта и механизмов творчества в целом и в конкретных областях;
б) понимание развития способностей как интеллектуального развития;
в) развитие способностей вне рамок определенной деятельности;
г) понимание возрастных особенностей психофизического развития детей;
д) понимание наибольшей продуктивности развития способностей в деятельности комплексного, интегративного, творческого типа.
е) интегрирование может быть создано на основе применения проблемного метода, имеющих социальную, групповую или индивидуальную значимость, которые требуют для своего выполнения коммуникации знаний, умений и навыков всех образовательных областей.
В процессе изучения изобразительной деятельности, как основы для формирования интегрирования выявлен ее пробленый характер, требующий для выполнения теоретических, практических и учебных задач привлечения в комплексе знаний, умений, навыков и использования форм деятельности смежных областей.
На основе анализа психологического механизма творчества, выявлены психологические возможности развития личности на его этапах:
-пробуждение интереса к широкому спектру интеграггивно-взаимосвязанных с предметом областей;
-формирование различных познавательных и деятельностных потребностей;
-выполнение социально или индивидуально значимых направлений на творческое преобразование социальной и предметной среды;
-развивитие дивергентного и ассоциативного мышления, способностей переноса свойств, мыслительной трансформации, оценки и т.п.
Существующие методические системы преподавания изобразительного искусства обладают психолого-педагогическими возможностями для создания интегрирования, что позволяет создать новую педагогическую технологию развития творческих способностей учащихся.
На основании изученной психолого-педагогической, методической и специальной литературы, посвященной проблемам изобразительного искусства, а также личного педагогического опыта преподавания изобразительного искусства и смежных предметов создана экспериментальная методическая система интегрирования, разработано содержание и программа интегративного учебного курса "Изобразителного искусства", отработан комплекс интегративных заданий и форм организации образовательного процесса.
Главной целью экспериментальной методической системы является подготовка образованной, всесторонне, гармонически развитой творческой личности ребенка, носителя высокой культуры, способного принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и экономической жизни страны, в решении задач на стыке различных форм и направлений деятельности.
Содержание курса "Изобразительного искусства" основано на теоретических положениях проблемного метода интегративного характера, позволяющих устанавливать в образовательном процессе связи со всем школьным курсом, а также на интегративных формах художественно-конструкторской деятельности, создающих оптимальные условия для развития творческих способностей.
Основным принципом построения методической системы является принцип проблемного метода для интегрирования. Этот принцип заключается во включении учащихся в постоянный, единый творческий процесс, в котором в комплексе применяются знания, умения и навыки всего школьного курса в деятельности, имеющей социальный, групповой или личный интерес для учащихся.
Построение образовательного процесса в качестве интегрирования требует применения нестандартных форм построения урока. Такой формой может быть "ИЗО студия". Важнейшей ее характеристикой является постоянное пребывание учащихся в динамически развивающейся проблемной ситуации, требующей для своего разрешения привлечения интегративных материалов. В различных фазах проблемы разрешаются методами, индивидуальными и коллективными, аналогичными изобразительной творческой деятельности в реальных студиях и агентствах.
В методической системе интегрирования используются прогрессивные методы педагогического воздействия, прежде всего, проблемный метод, метод интегративного обучения.
Основными дидактическими средствами обеспечения комплексного развития творческих способностей учащихся в курсе "Изобразительного искуства" являются интегративные творческие задания. Их отличие от обычных заданий состоит в необходимости применять для решения интегративно взаимосвязанные материалы, а также комплексные виды деятельности (мыслительных и прикладных операций).
Наглядные учебные пособия и технические средства обучения в экспериментальной методической системе несут интегративную нагрузку и являются комплексными (плакат-диапроекция-карточка и т.п.).
Важной задачей являлось определение уровня развития творческих способностей на различных этапах обучения.
Нетрадиционная система оценки, состоящая из трех компонентов: оценки развития творческих способностей, критериальной базы оценки продуктов учебной творческой деятельности, оценки эмоциональной аффектации в деятельности.
Данная система оценки позволяет преподавателю получить исчерпывающие сведения о динамике развития способностей учащихся на различных этапах обучения, прослеживать их динамику, возможность объективной оценки сложных изобразительных разработок учащихся, для которых традиционная система недостаточна или не применима.
Преподавание предметов эстетического и технологического типа выявлена тенденция к продуктивному применению учителями элементов художественного конструирования. Используются возможности художественного конструирования в качестве интегрирующего элемента. При этом возрастает интерес учащихся к изучению отдельных базовых предметов, предопределенного отсутствием понимания необходимости их изучения.
На основании анализа творческих работ учащихся и их деятельности в рамках проблемного метода и интегрирования можно констатировать развитие у них способностей в решении задач на стыке различных теоретических дисциплин и форм деятельности, а также наличие интегративного подхода к решению творческих задач. Творческий и художественный уровень работ учащихся значительно повысился.
Стимулирующее воздействие интегративного деятельностного поля на пробуждение и поддержание интереса учащихся ко всему комплексу школьных дисциплин, повышение за счет этого эффективности образовательного процесса школы в целом.
Анализируя преподовательскую деятельность с применение проблемного метода и интергрированнием, сформированы окончательные выводы:
1. Изобразительную деятельность следует рассматривать на основе системного холизма, как интегративную, включающую в себя элементы теоретических положений и видов деятельности всех типов.
2. проблемный методи интегрирование - новая педагогическая технология. В рамках изобразительной деятельности в процессе решения проблемных и интегративных творческих задач, имеющих социальную, групповую и личностную ценность создаются оптимальные условия для развития творческих способностей учащихся.