"Развитие творческих способностей детей младшего и среднего звена посредством языка живописи".
"Развитие творческих способностей детей младшего и среднего звена посредством языка живописи".
Каждый человек реагирует на внешний мир в соответствии с особенностями своей культуры.Осознание собственной культуры происходит в контакте с людьми, которые в своём поведении могут руководствоваться другими культурными нормами, т.к. в классе учатся дети разных национальностей.Такого рода взаимодействие связано иногда с дискомфортом в общении и порождает конфликтные ситуации. И здесь на помощь приходит искусство, а именно живопись.Назовём умение выражать себя посредством рисования языком живописи.
Язык живописи - это важнейшая категория культуры, поскольку именно с помощью языка живописи формируется и выражается миропонимание ребёнка. Язык живописи не просто зеркало, автоматически отражающее всё окружающее, а призма, через которую ученик познаёт мир.
Проблема взаимосвязи языка живописи и культуры имеет давнюю традицию в России. В самом кратком варианте эту проблему можно сформулировать так: включена ли культура в язык, если - да, то - как? В связи с этим в изучении взаимосвязи языка живописи и культуры обозначились два подхода:1) влияние культуры на живопись, когда изменения в социальной, политической, экономической, культурной жизни приводят к изменениям в этом виде искусства; 2) обратное воздействие живописи на культуру. В основе второго подхода лежит убеждение, что люди видят мир по - разному, сквозь призму своего понимания языка живописи. Поскольку живопись отражает мир различными средствами, то и картина мира у разных людей, в нашем случае учеников, отличаются друг от друга.Не вызывае сомнения факт необходимости изучения языка живописи на занятиях по ИЗО как средства развития творческих способностей учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей детей младшего и среднего звена посредством языка живописи". »
«Развитие творческих способностей детей младшего и среднего звена посредством языка живописи».
Выполнила учитель ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И МХК
Котенева Инна Юрьевна, г. Благовещенск МОАУ СОШ № 28
Каждый человек реагирует на внешний мир в соответствии с особенностями своей культуры. Осознание собственной культуры происходит в контакте с людьми, которые в своём поведении могут руководствоваться другими культурными нормами, т.к. в классе учатся дети разных национальностей. Такого рода взаимодействие связано иногда с дискомфортом в общении и порождает конфликтные ситуации. И здесь на помощь приходит искусство, а именно живопись. Назовём умение выражать себя посредством рисования языком живописи.
Язык живописи – это важнейшая категория культуры, поскольку именно с помощью языка живописи формируется и выражается миропонимание ребёнка. Язык живописи не просто зеркало, автоматически отражающее всё окружающее, а призма, через которую ученик познаёт мир.
Проблема взаимосвязи языка живописи и культуры имеет давнюю традицию в России. В самом кратком варианте эту проблему можно сформулировать так: включена ли культура в язык, если – да, то – как?
В связи с этим в изучении взаимосвязи языка живописи и культуры обозначились два подхода: 1)влияние культуры на живопись, когда изменения в социальной, политической, экономической, культурной жизни приводят к изменениям в этом виде искусства; 2)обратное воздействие живописи на культуру. В основе второго подхода лежит убеждение, что люди видят мир по-разному, сквозь призму своего понимания языка живописи. Поскольку живопись отражает мир различными средствами, то и картины мира у разных людей, в нашем случае учеников, отличаются друг от друга. Не вызывает сомнения факт необходимости изучения языка живописи на занятиях по ИЗО как средства развития творческих способностей учеников.
В методике преподавания ИЗО особая роль отводится развитию зрительного восприятия учащихся, а также формированию умения видеть красоту окружающего мира посредством языка живописи.
А основной задачей уроков изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.
Основываясь на этом, на занятиях по ИЗО я использую сказку на занятиях в начальном и среднем звене. Сказка социально обусловлена, она выступает, с одной стороны, как культурный объект – способ трансляции культуры, с другой стороны – как средство изучения языка живописи и как средство развития творческих способностей учеников. Остановлюсь на некоторых приёмах работы со сказкой:
- объёмная аппликация – мнётся аппликационная бумага, немного распрямляется, из неё вырезается контур предмета или героя сказки, слегка наклеивается, затем дорисовывается;
- пальцевая живопись – рисунок выполнятся с помощью красок пальцами. Сказка, иллюстрации к которой выполняются, может быть выбрана детьми.
- рисование на мокрой бумаге – смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской.
- волшебный рисунок – вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской. Контуры рисунка как бы проявляются, как на фотобумаге;
- монотопия – рисунок кистью наносится на целлофан, затем целлофан переворачивается на бумагу и прижимается;
- коллаж – в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природный материал.
Я называла эти методы работы «Сказки развивают руки». Не случайно говорится «Когда я слушаю – я узнаю, когда делаю – запоминаю». Сказка должна способствовать развитию воображения у ребёнка. Для этого использую кляксографию или «сказки от живых капель и клякс». Кляксография заключается в том, чтобы научить учеников делать кляксы (чёрные или разноцветные). Ученики, глядя на кляксы могут видеть различные предметы, образы или детали. Чтобы помочь им разглядеть это, задаю вопросы. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого (какого сказочного героя или образ) она тебе напоминает?». После этого переходим к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. «Живые кляксы» получаются очень просто: ученики при помощи кистей капают на бумагу краску и быстро наклоняют её в разные стороны – сразу же появляется какой-то образ. Сюжеты в результате кляксографии и образы от «живых капель» помогают сочинять сказки. В качестве домашнего задания даю сочинить и нарисовать сказку на основе сюжетов кляксографии или «живых капель». Данные методы работы использую в начальном и среднем звене. Развитию художественных способностей учеников способствует и такой прием, как работа с солью. Соль, просыпанная на влажную краску, впитывает ее, оставляя более светлые участки, результат применения соли всегда непредсказуем. Детские работы получаются абсолютно непохожие друг на друга, поэтому в конце урока мы проводим выставку получившихся рисунков. В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, рисунки по воображению. Например, если тема урока "Гжельская роспись", то после показа ряда иллюстраций по теме, я предлагаю учащимся следующее задание: расписать одноразовые бумажные тарелочки или стаканчики, используя элементы гжельской росписи. Перед выполнением некоторых работ мы ходим с детьми на экскурсии. После экскурсии в осенний лес создаём с учащимися осенний букет. Работа ведётся в группах.
1-ой группе даю задание работать непосредственно с картиной, рисовать прямо на ней и приклеивать работы других ребят. Работа очень ответственная. От учеников зависит, как будет выглядеть наша картина в завершённом виде.
- Задание для первой группы я объясняю чуть позже, после того, как дам задание всем остальным.
.2-я группа плетёт корзину и разукрашивает скатерть. Для этого раздаю ученикам фрагменты будущей картины. С одной стороны бумага чистая. На ней ребята рисуют, а с другой стороны номер, который они сообщают 1-йгруппе, чтобы они смогли их фрагмент разместить на правильном месте, т.к. каждый из раздаваемых мною кусочков соответствует конкретному месту на картине.
Фрагменты ученики разукрашивают по своему усмотрению.
Сначала они должны придумать фон для своего кусочка, а потом его украсьте каким- либо узором, орнаментом, рисунком. Говорю ученикам, что их маленькая работа должна получиться яркой, красивой и аккуратной. Техника исполнения любая (краски, фломастеры, цветные карандаши).
3-я группа рисует грибы или ягоды для нашей корзины. Прежде чем приступать к работе ученики выбирают гриб или ягоду, которые будут рисовать. Прежде, чем рисовать вспоминаем, как гриб или ягода выглядят: форма, пропорция, цвет. В помощь размещаю на доске картинки с изображением различных грибов и ягод.
4-я группа получает задание нарисовать осеннюю листву. Рисунки ребят должны быть крупными. Для 4-й группы на учительском столе стоит ваза с собранными ребятами осенними листьями. Ученики внимательно рассматривают листья, их форму, цвет.
Но это не означает, что надо срисовывать эти рисунки и букет. Надо глядя на образцы, придумать свои. После того, как ученики закончат рисовать, надо дать работе высохнуть. Затем вырезать свой рисунок. Обратную сторону рисунка смазывается клеем аккуратно, не слишком сильно и отдаётся 1-й группе. После того как собраны все фрагменты картины ученики начинают приклеивать рисунки. Сначала корзину и скатерть. После грибы и ягоды. Листочки можно клеить и внизу корзины, расположив их как бы лежащими на столе. Листочки клеятся не все целиком, а так, чтобы отходили от картины и выглядели более объёмными. На рисование рисунка и его вырезание отводится 15-20 минут. Главное, надо сделать правильно рисунок в карандаше, без него живописная работа не получится. Осенний букет может состоять не только из листьев, грибов или ягод. Можно предложить ученикам наполнить корзину фруктами. Дома учащиеся должны создать свой осенний букет.
В своей статье я рассказала лишь о тех немногих методах и приёмах развития творческих и художественных способностей учеников младшего и среднего звена посредством языка живописи. Почему младшего и среднего звена? В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-6 классах – лишь 48-50 % учеников. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.
Поэтому значение уроков ИЗО для развития творческих способностей детей младшего и среднего возраста исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус, что способствует пониманию языка живописи.
В заключении хочется сказать, что урок изобразительного искусства должен быть для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству.