Развитие художественно-творческих способностей при обучении умственно отсталых школьников основам декоративно- прикладного искусства.
Развитие художественно-творческих способностей при обучении умственно отсталых школьников основам декоративно- прикладного искусства.
Умственная отсталость– это стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, связанное с органическим недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга.
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции.В декоративно-прикладное направление включены различные виды творчества.Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие художественно-творческих способностей при обучении умственно отсталых школьников основам декоративно- прикладного искусства.»
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области « Донецкая специальная школа-интернат»
Развитие художественно-творческих способностей при обучении умственно отсталых
школьников основам
декоративно- прикладного искусства.
Выступление на заседании методического
объединения учителей трудового обучения
учителя ИЗО и черчения
Капля Е.Б.
2017-2018 учебный год
Умственная отсталость– это стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, связанное с органическим недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга.
Особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят
стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, постнатальные).
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это
не означает, что оно не поддается коррекции.
В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном коррекционном обучении в школе.
Декоративное рисование не требует абсолютно точных знаний о форме и конструкции объектов, которые обязательны при выполнении рисунка с натуры.
В декоративно-прикладное направление включены различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из ткани, соломки, бисероплетение, папье-маше, лепка из соленого теста, поделки из природного материала, кожи, поделки из ниток, изготовление народной куклы. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
В ходе работы нужно найти различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ (сказкатерапия), беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей, игровые вхождения детей в занятия и т.д. С этой же целью и с целью социализации детей, в ходе применяются различные дидактические игры. Занятия должны быть разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Необходимо создать ситуацию успеха, для каждого ребёнка, пусть хоть и в малых начинаниях.
Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенна форма «помощи» детям, но она только вредит делу.
Есть великая формула основателя космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Этому служат развивающие игры, занятия творческим трудом, искусством и т. д.
Значение развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта.
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того, чтобы он мог совершать трудовые операции, необходимо, чтобы он был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, ткани, дерева.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
До недавнего времени вообще не рассматривался вопрос о возможности развития творческих способностей у умственно отсталых детей, о наличии их вообще. Последние исследования доказали опытным путем возможность развития творчества у умственно отсталых детей через систему внеурочной и кружковой работы, проводимой планово, системно, с учетом специфики физиолого-психических особенностей детей с нарушением интеллекта. Художественно-творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, даёт ребенку самовыражаться, расширяет кругозор ребенка, реализует познавательные интересы детей, развивает их личность.
Использованная литература:
1. Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л. А. Нисневич «Как помочь «особому» ребенку». Санкт – Петербург, 2000.
3. А. М. Матюшин «Развитие творческой активности школьников» Москва «Педагогика», 1991.
4. Я. А. Рожнев «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских». Москва «Просвещение», 1988.
5. Л. С. Выготский Собрание сочинений в 3 томах. Москва.
6. В. А. Сухомлинский «Методика воспитания» Москва, 1989 г.
7. А. С. Макаренко «О воспитании» Москва, 1980 г.
8. С. С. Ляпидевский «Неврапотология» Владос 2000 г.