kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия по народному искусству и художественному творчеству "Конь-Огонь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для использования на уроках и на внеурочных занятиях. Расчитана на младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по народному искусству и художественному творчеству "Конь-Огонь"»







КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ

«Конь-огонь»






приложение

к рабочей программе по внеурочной деятельности

«НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

















Разработала: Вагизова Р.А. –учитель

изобразительного искусства

МБОУ «СОШ№9» г. Нефтеюганск

Тема занятия:

«Конь-огонь» Изготовление куклы из лыка.

Цели и задачи:

- Познакомить с изготовлением куклы из лыка.

- Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.

- Расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении.



- Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.

- Развивать индивидуальные творческие способности.

- Прививать уважение к традициям семьи.

- Воспитывать любовь и уважение народной культуре.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Оборудование:

таблицы с изделиями народных умельцев, мочалки из лыка, нитки, ножницы.

Структура занятия.

  • Путешествие во времени.

  • Выставка - демонстрация изделий народных умельцев.

  • Чтение стихотворения.

  • Физкультминутка

  • Демонстрация способа изготовления коня.

  • Самостоятельное изготовление куклы.

  • Подведение итогов занятия.










Вырастут в поле и рожь и пшеница.

Их обмолотят – солома родится.

Руки коснутся ее золотые,

И появляются, словно живые,

Смелый наездник и конь златогривый,

Гордый олень и теленок бодливый,

Парень веселый с гармошкой, жар-птица,

И с золотою короной девица.

Вот ведь какая она не простая,

Эта соломка, совсем как живая.

В руки возьмет лишь ее мастерица –

Сразу она в чудеса превратится!

Справочный материал:

Соломенные изделия.

Своего первого «коня» - игрушечного, дети получали из рук деда, который изготавливал их из подручного материала: соломы, талаша, деревянных брусочков. В России праздничных коньков делали из соломы, мочала, камыша. В зависимости от материала и способ вязания коньков был разный. 

Это изделие пришло к нам из далеких времен, но широко используется у некоторых народов и в наши дни: с приходом весны такие украшения принято дарить друг другу. Внешний вид изделия стал немного другим, для его изготовления используются несколько иные материалы, но приемы работы во многом сохранились и их мы будем изучать.

Солома всегда была незаменимым украшением крестьянского дома, в создании изделий из нее ярко и образно проявляются фантазия и мастерство хозяев. Традицией ритуальных действий с соломой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны многие народные ритуалы и праздники, приходящие на зиму, весну и лето. Непременным атрибутом масленицы, Ивана Купалы и других народных праздников у всех славянских народов было соломенное чучело, изображающее человека. Обычай этот уходит корнями в языческую древность.

Наши предки, стремясь умилостивить своих богов, от которых по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы. Но со временем человеческие жертвоприношения были заменены символами в виде человекоподобных чучел, изготавливать которые стали в основном из соломы. Пучки соломы связывали, сплетали, придавали им очертания человеческой фигуры. Зачастую они были мастерски свиты, сплетены и украшены. Но этим народным творениям отпускался недолгий век: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костромы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Как же используется изделие в наши дни? Это сувенир, украшения наподобие брошки. Его дарят и носят на одежде, поздравляя друг друга с приходом весны. Сейчас это принято, например, в Польше, Болгарии, у народов прибалтийских стран. В таком виде это вполне современное изделие, но пришло оно к нам из довольно далеких времен. Обычно такое украшение – это именно пара куколок: мужская и женская фигурки. Женская фигурка изготавливается из белых ниток, а мужская из красных. Оба цвета символичны: белый в народной культуре символизировал женское начало и означал весеннюю нетронутую землю. Красный цвет – символ небесного огня. С приходом весны жаркое солнце согревает землю, и возрождается новая жизнь.

Союз этих цветов мы в дальнейшем еще встретим в росписи игрушек, в народной вышивке и в других украшениях. Однако везде эти цвета означают одно и то же – связь земных и небесных сил, благодаря которой жизнь на земле не прекращается.

Солнце дает тепло всему живому, а конь – это символ счастья. Знаками солнца и коня древние народы украшали свои дома, одежду, утварь. На Руси еще с языческих времен существовала традиция из соломы делать коней, украшать ими коньки крыш и закликать весну. Этим обрядом славяне праздновали Новый год. Раньше этот праздник отмечали весной. Но, с приходом христианства на русскую землю, почитание лошади, первого друга и помощника крестьянина, стали праздновать в августе, 31 августа (18 августа по старому стилю). У лошадей есть даже свой святой по имени Фрол. На Фрола лошади не работали, их купали, окропляли святой водой, сытно кормили, а людям, которые весь год пасли коней, пекли именинные пироги. Такое уважение к лошади было не только на Руси, но и в других странах. На Востоке придумали календарь, каждый год жизни этого календаря был посвящен разным животным, в том числе и лошади.

Роль коня в жизни казака.

Жизнь казака невозможно представить без коня. Как в праздники, так и в будни все было связано с этим неизменным спутником казачьей жизни.

Даже хаты строили иногда под одной крышей с конюшней, и в суровые зимние метели, когда снег засыпал сараи, и в них невозможно было попасть со двора. Хозяин зажигал ночной фонарь, открывал из коридора дверь, что вела в конюшню, и беспрепятственно проходил к своим любимцам проверить: все ли у них в порядке, есть ли сено в яслях, зерно в торбах, настлана ли сухая солома под ноги. Едва солнышко выбеливало краешки окон, как хозяин уже был на ногах. Не завтракая, спешил он проведать лошадей. Казак протягивал руку с кусочками хлеба, и лошадь осторожно собирала с ладони лакомство. Вскоре начиналась уборка помещения, лошадей чистили и поили, задавали корм, проверяли упряжь. С помощью рабочих лошадей пахали, сеяли, ездили в поле за снопами, сеном, подсолнухами, вывозили навоз со двора и удобряли им свои паи. На выездных лошадях ездили в гости, на ярмарку, в церковь, участвовали в скачках. Обязательно была у казака строевая лошадь, предназначенная для воинской службы. Покупали ее заблаговременно, чтобы казак привык к ней, изучил ее повадки. Лошадь становилась для казака родным существом.

Если в бою казак был ранен и падал, то конь всегда останавливался, подходил к нему, трогал его лицо губами, и даже не получив команду от хозяина, опускался рядом, чтобы раненый мог забраться на него хотя бы поперек седла. Так верный друг выносил казака из боя, спасая от неминуемой гибели.

Ход работы:

Возьмите большой пучок, отступите немного от края и перевяжите его толстой ниткой. Определите размер туловища и вновь перевяжите пучок с другой стороны. Также делаем голову из маленького пучка.

Прикрепите голову на палочку, которая будет служить шеей. Второй конец палочки прикрепите к туловищу.

На «шею» лошадки привяжите несколько соломинок – получилась грива.

Изогнутые палочки – ноги, закрепите в нижней части туловища.

Уши и хвост делаем из нескольких соломинок, связанных в пучок.

Для того чтобы лошадка «ожила», приклейте ей глазки.



И осталось нам поставить своих весёлых лошадок на видное место, чтобы в любой момент, посмотрев на них, вы смогли улучшить свое настроение!













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Разработка занятия по народному искусству и художественному творчеству "Конь-Огонь"

Автор: Вагизова Румия Ахтямовна

Дата: 31.05.2016

Номер свидетельства: 331743


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства