Разработка комплекса упражнений и заданий в ДХШ по теме «Композиция»
Разработка комплекса упражнений и заданий в ДХШ по теме «Композиция»
Комплекс заданий и упражнений разработан таким образам, что может быть включен во многие программы по изучению дисциплины композиция. Данные задания и упражнения могут быть адоптированы под иные области художественной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка комплекса упражнений и заданий в ДХШ по теме «Композиция»»
Разработка комплекса упражнений и заданий в ДХШ по теме «Композиция»
Пояснительная записка
Предмет «Композиция» - один из центральных дисциплин учебного плана по изобразительному искусству в детской художественной школе, который направлен на формирование и развитие художественно-творческой личности. Задания и упражнения рассчитаны на младшего подростка и предполагают развитие творческого мышления, затрагивая такие процессы как креативность, воображение, интеллектуальное и психологическое развитие. Каждое задание и упражнение предусматривает установку новых приемов и методов решений поставленных задач, анализ и установку системных связей, выявлять и находить новые подходы в творческой деятельности. Цикл структурирован так, чтобы подросток на каждом этапе смог закрепить и получить новые знания, тем самым быть замотивированным на дальнейшее саморазвитие. Таким образом, данный комплекс способствует формированию в личности устойчивых компонентов творческого стиля мышления.
Комплекс состоит из 7 занятий по 1,5 часа. Занятия проводятся в детской художественной школе.
Количество часов в неделю: 3
Возраст обучающихся:11-12 лет.
Цель: разработка упражнений и заданий по теме «Композиция» через освоение жанра пейзаж для развития творческого мышления.
Образовательные результаты:
Предметные:
- освоение изобразительной грамотности;
- формирование практических навыков и умений у младшего подростка с помощью средств композиции;
- формирование пространственного и композиционного мышления у младшего подростка;
- закрепление знаний об основах композиции;
- изучение выразительных возможностей тона и цвета;
- овладение различными приемами и навыками работы с художественными материалами;
-закрепление знаний об способах достижений композиционной выразительности;
- умение работать с натуры.
Метапредметные:
-формирование умения пользоваться литературным, иллюстративным и информационным материалом;
-формирование умения самостоятельно контролировать свой процесс учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду;
- выстраивание логических цепочек рассуждений об искусстве;
- формирование поисковой деятельности;
- развитие умения анализировать и сравнивать объекты;
- развитие наблюдательности и концентрации внимания;
-формирование нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями посредством художественной культуры;
- умения подбирать методы и средства для реализации художественного замысла;
Личностные:
- развитие творческого воображения;
-формирование личностных качеств, уровня ответственности и коммуникативных навыков у младшего подростка;
-формирование художественно-образного мышления, эстетических вкусов и развитие творческой личности в целом;
-развитие художественно-творческой активности;
- формирование навыков последовательности в работе над творческой задачей;
- приобретение обучающимися метода креативных решений к поставленным задачам;
-воспитание интереса к изобразительному искусству.
Формы работы: индивидуальная и групповая
Методы обучения:
- словесные методы (беседа, объяснение, рассказ)
- наглядные методы (показ, наблюдение)
- эмоциональные методы (художественное впечатление)
- практические методы
- проблемные методы
Итоговый и текущий контроль:
Структура состоит из 6 занятий на которых дети осваивают и закрепляют знания об основах композиции, учатся выразительным возможностям тона и цвета, работают с различными художественными материалами. После каждого занятия с детьми подводятся итоги пройденного материала и у каждого ребенка на выходе будет готовая работа по заданным темам.
Содержание:
Тема №1: «Основы композиции. Стилизованный город»
Количество часов: 1,5
Задание: создать композицию со стилизованными элементами архитектурных сооружений. Применяя различные принципы и приёмы: заполняя элементы крупными локальными пятнами, используя растры, ритм и т.д. Затем проанализировать получившуюся композицию, наиболее удачную скомпоновать в листе и приклеить.
Цель: развитие воображения, изобразительных навыков в графике, композиционного мышления, образного мышления, умение сопоставлять.
Основные понятия: стилизация, архитектура.повторение пройденного материала: композиция, статика, динамика, асимметрия, симметрия, плоскость, передний и дальний план, растр, ритм основные принципы компоновки в листе.
Дидактические единицы и основные понятия: дать понятие всех основных видов композиции (статичная, динамичная и т.д) их сходства и различие. Учиться определять центр композиции в картине художника, различать статичный и динамичный вид композиции. Выполнить небольшие композиции из готовых форм и скомпоновать в листе.
Художественные материалы: бумага (А4), простой карандаш, ластик, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, гелиевая ручка, клей, заготовка стилизованной фигуры человека и готовые различные формы.
Зрительный ряд: Статика/Динамика- В.М. Васнецов «Аленушка» (188) и «Иван Царевич на сером волке» (1889). Асимметрия/Симметрия- Б.В. Иогансон «На старом уральском заводе» (1937), Рафаэль Санти «Обручение Девы Марии» (1504).
Образовательные результаты:
Предметные: закрепление знаний об основах композиции, закрепление знаний об способах достижений композиционной выразительности.
Метапредметные: развитие умения анализировать и сравнивать объекты,
выстраивание логических цепочек рассуждений об искусстве.
Личностные: воспитание интереса к изобразительному искусству.
Тема №2: «Туманное утро»
Количество часов: 1,5
Упражнение: составьте композицию по теме «Туманное утро», организуя композиционный центр и используя тоновой контраст.
Цель: развитие воображения, графических навыков, творческое мышление.
Основные понятия: контраст, тональная целостность, выразительность, темные заливки, светлые заливки.
Дидактические единицы и основные понятия: дать понимание о контрастном композиционном центре на примере репродукций. Закрепить знания об особенностях выразительной композиции. Выполнить работу на основе контрастного композиционного центра.
Художественные материалы: бумага (А4), тушь, черная и белая гуашь, простой карандаш, ластик, баночка для воды, перо, кисть.
Зрительный ряд: Остроумова-Лебедева Анна Петровна
Группа деревьев около «Белой березы» (1923). В. А. Фаворский «Рассказы о животных». Ф. Валлоттон «Красивое воскресение» (1895). Остроумова-Лебедева Анна Петровна Нева ранним утром (Из альбома «Петербург» (1922)), М. Туганов «Горный пейзаж».
Образовательные результаты:
Предметные: изучение выразительных возможностей тона, закрепление знаний об способах достижений композиционной выразительности.
Метапредметные: развитие наблюдательности и концентрации внимания, формирование умения пользоваться литературным, иллюстративным и информационным материалом.
Личностные: развитие художественно-творческой активности,
формирование навыков последовательности в работе над творческой задачей.
Тем №3: «Эмоциональный пейзаж»
Количество часов: 1,5
Задание: создать эмоциональный пейзаж, используя ассоциативную передачу эмоций через цвет и выделения главного с помощью фактуры. Рисование по представлению и воображению.
Цель: передача эмоционального состояния через цвет, понятие «фактуры», развитие воображения и фантазии, развитие ассоциативного мышления.
Дидактические единицы и основные понятия: дать понимание о фактуре и контрастно – цветовых отношения. Рассмотреть цветовые ассоциации. Создать работу на основе рассмотренных видов композиции, передать ассоциативную связь с эмоциями через цвет и фактуру.
Художественные материалы: картон (А4), линейка, простой карандаш, ластик, акварель либо гуашь на выбор ученика, баночка для воды, щетка губка, газета, полиэтилен, кисточка белка и щетина.
Зрительный ряд: цветовая схема (сочетания цветов, смешение цвета, цветовые комбинации, восприятие цвета), примеры фактурной композиции. Репродукции: Огюст Ренуар «У озера» (1879-1880), Клод Моне «Впечатление. Восходящие солнце» (1872), И. И. Левитан «После дождя. Плёс.» (1889), Поль Сезанн «Дома в Провансе» (1883), Берта Моризо «Урок в саду» (1886).
Образовательные результаты:
Предметные: изучение выразительных возможностей цвета, овладения различными приемами и навыками работы с художественными материалами.
Метапредметные: формирование поисковой деятельности, умения подбирать методы и средства для реализации художественного замысла.
Личностные: развитие творческого воображения, приобретение обучающимися метода креативных решений к поставленным задачам.
Тема №4: «Веселый город»
Количество часов: 1,5
Упражнение: сочините оригинальную композицию в технике аппликация на тему «Веселый город», используя теплую либо холодную гамму и тождество форм.
Цель: развитие воображения, цветовое зрение, образное мышление, изобразительные навыки.
Основные понятия: цветовой контраст, цветовой нюанс, тождество, холодные и теплые цветовые гаммы. Повторение материала: колорит, городской пейзаж, компоновка в листе, аппликация.
Дидактические единицы и основные понятия: раскрыть значения понятия жанра «пейзаж». Изучить характеристику цветового контраста, нюанса; научить различать холодные и теплые цветовые гаммы. Создать аппликацию в виде городского сюжета в холодной либо теплой цветовой гамме.
Художественные материалы: картон (А4), клей-карандаш, ножницы, простой карандаш, ластик, заготовки из цветной бумаги.
Зрительный ряд: спектральный круг, таблица с теплыми и холодными цветами.
Образовательные результаты:
Предметные: формирование практических навыков и умений с помощью средств композиции.
Метапредметные: развитие наблюдательности и концентрации внимания, формирование умения самостоятельного контролировать свой процесс учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду.
Личностные: формирование художественно - образного мышления, формирование навыков последовательности в работе над творческой задачей.
Тема №5: «Волшебный город»
Количество часов: 1,5
Задание: создать композицию на тему «Волшебный город», выделив главные и второстепенные формы с использованием приемов оптической иллюзии.
Цель: развитие абстрактного воображения, выделение главного, изобразительные навыки.
Дидактические единицы и основные понятия: дать понимание об оптической иллюзии. Рассмотреть понятие ритм, как один из элементов композиции. Выполнить работу с использованием оптической иллюзией с применением ритмических элементов.
Художественные материалы: бумага (А4), простой карандаш, ластик, гуашь, кисточка, банка для воды.
Зрительный ряд: В. Вазарели «Гештальт-4» (1970), М.К. Эшер «Относительность» (1953), Жос де Мей «Питер Брейгель Старший. Крестьянский танец», Иштван Орос «Магическое окно» и «Ель».
Дидактические единицы и основные понятия: дать понятие слову «монохром», выполнение композиции в одном цвете (синий), добавляя при смешивании белого и черного цвета.
Художественные материалы: бумага (А4), черная, белая, синея гуашь, простой карандаш, ластик, баночка для воды, перо, кисть.
Зрительный ряд: Луи – Леопольд Буальи « Девушка в окне», Пабло Пикассо «Герника» (1937).
Образовательные результаты:
Предметные: изучение выразительных возможностей тона, закрепление знаний об способах достижений композиционной выразительности.
Метапредметные: развитие наблюдательности и концентрации внимания, формирование умения пользоваться литературным, иллюстративным и информационным материалом.
Личностные: развитие художественно-творческой активности,
формирование навыков последовательности в работе над творческой задачей.
Тема №7: «Плакат»
Количество часов: 1,5
Задание: разделиться на две подгруппы, создать плакат на тему «Экологии». Каждая подгруппа выбирает свою технику и художественные материалы исполнения на основе пройдённого материала.
Цель: умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции, развитие воображения, выделение главного(масштаб), поиск и реализация художественной идеи.
Основные понятия: плакат, шрифт, масштаб. Повторение материала: контраст, цвет, компоновка в листе.
Дидактические единицы и основные понятия: разделиться на под группы и создать тематический плакат на основе пройденного материала по композиции.
Художественные материалы: ватман(А1), гуашь, фломастеры, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, линейка, банка для воды, кисти.
Зрительный ряд: Жюль Шере афиша «Камиль Стефани в Казино де Пари» и афиша оперетты «Орфей в аду» Жака Оффенбаха, А. Тулуз-Лотрека «Мулен Руж» (1889), А. М. Родченко и В. Маяковский «Рекламные плакаты СССр», Д. Вертовакиноплакат к кинофильму «Киноглаз» (1924).
Образовательные результаты:
Предметные: овладение различными приемами и навыками работы с художественными материалами, закрепление знаний об выразительных возможностях тона и цвета, закрепление знаний об основах композиции.
Метапредметные: формирование умения самостоятельного контролировать свой процесс учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду, умения подбирать методы и средства для реализации художественного замысла.
Личностные: приобретение обучающимися метода креативных решений к поставленным задачам, формирование личностных качеств, уровня ответственности и коммуникативных навыков у младшего подростка, формирование художественно - образного мышления, эстетических вкусов и развитие творческой личности в целом.