Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»
муниципального образования города Ноябрьск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету ПО.01. УП. 03. Композиция станковая
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
в области изобразительного искусства
«Живопись»
2013
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Учебный – тематический план | 8 |
Содержание предмета | 12 |
Требования к уровню подготовки обучающегося | 23 |
Формы и методы контроля, система оценок. | 30 |
Методическое обеспечение учебного процесса | 35 |
Литература | 39 |
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Композиция станковая» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», составлена на основе федеральных государственных требований (далее – ФГТ), которые устанавливают обязательные требования к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Композиция станковая» определяет содержание и организацию образовательного процесса в детской школе искусств имени П.И. Чайковского.
Срок освоения рабочей программы по предмету «Композиция станковая» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс (по пятилетней программе) в рекомендуемом возрасте с одиннадцати до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Программа «Композиция станковая» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства.
Рабочая программа по предмету «Композиция станковая» ориентирована на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Цель программы «Композиция станковая» - формирование и развитие композиционного мышления у детей.
Изучение основ композиционной грамоты, законов построения композиции на плоскости, выразительных средств, станковой композиции.
Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности.
Развитие мотивации обучающихся, к познанию и творчеству через приобщение к академическим традициям художественного образования.
Формирование у учащихся профессиональных навыков, знаний и умений для воплощения творческого замысла, для решения творческой задачи.
Задачи программы:
Образовательные: дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству; научить применять на практике знания о линейной и воздушной перспективе; познакомить с различными техниками и материалами.
Развивающие: развитие фантазии и воображения, развитие зрительной памяти, ассоциативного и образного мышления.
Воспитательные: воспитание любви к своим традициям; воспитание внимания и волевых черт личности ребенка.
Программа «Композиция станковая» является одной из ведущих дисциплин в обучении изобразительному искусству. Овладение основами композиционного мышления, знание композиционной грамоты и умение использовать в работе композиционные правила и приемы необходимо не только при создании тематических станковых композиций, без них не возможен сознательный подход к выполнению работ по рисунку, живописи, декоративно-прикладному искусству. Композиционная деятельность развивает художественное мышление и эстетический вкус учащихся.
В процессе обучения является совокупностью межпредметных связей, изучения всех предметов изобразительного искусства. Обучение станковой композиции – это комплексная система последовательного усложнения длительных и краткосрочных учебных заданий. Концепция программы заключается в строгой последовательности изучения традиционных композиционных базовых законов, правил и средств.
Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией по предмету «Композиция станковая», включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом, где проводится беседа и анализ репродукций произведений мастеров искусства, и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические умения состоят из накапливания знаний, изобразительного навыка. Для продуктивного результата сложилось систематическое обучения, которое состоит из последовательных упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции. Занятия строятся, с учётом особенностей пространственного мышления и возрастных особенностей детей. Программа «Композиция станковая» тесно связанна с программами по рисунку, живописи и летней учебной практике «Пленэр».
Темы, предлагаемые в рабочей предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» по предмету «Композиция станковая»:
1. Тема развивающая воображение и фантазию.
2. Тема, развивающая композиционное мышление.
3. Тема для грамотного иллюстрирования книжной графики.
4. Тема с использованием станковой графики, и изучения разных техник.
5. Темы в разных жанрах композиции: портрет, натюрморт, пейзаж, интерьер.
6. Темы с правилами компоновки одна фигурной, и многофигурной композиции.
7. Темы: сюжетно - историческая композиция, сюжетно-спортивная композиция, сюжетно-тематическая композиция.
8. Темы тесно связанные с зарисовками и набросками; с летней, осенней и весенней пленэрной практикой.
Ожидаемые результаты
За время обучения учащийся должен получить следующие знания, умения и навыки:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- знания законов линейной и воздушной перспективы;
- умение применять законы на практике;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- умения и навыки владения различными техниками работы в материале;
- умение передавать в работах эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира;
- навыки заинтересованного наблюдения, художественного восприятия и отражения накопленных впечатлений реальной жизни через художественный образ.
Условия реализации программы
При реализации программы «Живопись» по предмету «Композиция станковая» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе 32 недели, со второго по пятый класс составляет 33 недели.
Срок реализации рабочей программы по предмету «Композиция станковая» для детей, поступивших в предпрофессиональной образовательное учреждение в первый класс по пятилетней программе в рекомендуемом возрасте с одиннадцати до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Программа рассчитана на 5-ть лет обучения по 2 часа с 1- 4 класс, 5-й класс по 3 часа занятий в неделю на группу.
При реализации программы «Живопись» по предмету «Композиция станковая» со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 363 часа.
Самостоятельная работа - 561 час.
Консультаций - 40 часов.
Резервного учебного времени – 5 часов.
Принцип организации занятий – мелкогрупповые занятия. Количество учащихся в группе – 4-10 человек.
Занятия проходят в специально оборудованном классе, в котором есть достаточное количество мольбертов и столов, стульев, наглядные пособия, место для хранения работ и необходимых материалов. На занятиях используются различные методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Основная форма занятия - практическое занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, игра, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Композиция станковая» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1 - 4 классы – 2 часа
5 - класс – 3 часа
Самостоятельная работа:
1 – 3 классы – 3 часа
4 – 5 классы – 4 часа
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год.
Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май). На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой, дополнительные и домашние работы.
Итоговая аттестация осуществляется в виде просмотра учебно-творческих работ в конце пятого класса в мае. Текущий контроль успеваемости обучающихся, проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Разработана система критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися по примерной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» по предмету «Композиция станковая».
Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеурочной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение музеев, выставок, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МАОУ ДОД «Детская школа искусств имени П.И. Чайковского». Домашняя работа обучающегося состоит из: самостоятельного завершения эскиза, творческих работ, работа над техническим материалом.
Увеличение количества часов выделенных на самостоятельную работу в средних и старших классах связано с усложнением заданий, необходимостью более тщательной работы над техническим, учебным и выставочным материалом.
Консультации проводятся с целью подготовки учеников: к конкурсам, выставкам, просмотрам. В случае если консультации проводятся рассредоточено или в счет резервного учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.
Форма внеурочной деятельности: посещение выставок, музеев, библиотек, тематические классные часы.
Таким образом, данная программа должна послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета, 5 лет.
Индекс, наименование учебного предмета | Трудоемкость в часах | Распределение по годам обучения |
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | 5-й класс |
| Количество недель аудиторных занятий |
32 | 33 | 33 | 33 | 33 |
| Недельная нагрузка в часах |
ПО.01.УП.03 Композиция станковая | Аудиторные занятия | 363 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа | 561 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Максимальная нагрузка | 924 | 5 | 5 | 5 | 6 | 7 |
Консультации | 40 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Учебный – тематический план (5 лет)
1 класс
Аудиторных занятий - 66 часа.
Самостоятельной работы - 99 часов.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах). |
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1. | Вводная беседа. Станковая композиция. | Теоретическая часть | 5 | 3 | 2 |
2. | Станковая композиция. Тема, развивающая композиционное мышление. | Теоретическая часть | 5 | 3 | 2 |
Практическая часть | 30 | 18 | 12 |
3. | Темы, развивающие воображение и фантазию. «Фантастический пейзаж». «Инопланетянин», «Город животное». | Теоретическая часть | 5 | 3 | 2 |
Практическая часть | 35 | 21 | 14 |
4. | Сюжетная композиция по литературному произведению. «Сказки А.И. Пушкина или П.П. Бажова». «Пословицы». | Теоретическая часть | 5 | 3 | 2 |
Практическая часть | 45 | 27 | 18 |
5. | Станковая графика. «Тематический натюрморт». | Теоретическая часть | 5 | 3 | 2 |
Практическая часть | 30 | 18 | 12 |
2 класс.
Аудиторных занятий - 66 часа.
Самостоятельной работы - 99 часов.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах). |
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1. | Ритм в станковой композиции. Городской пейзаж со стаффажем. «Осень», «Листопад». | Теоретическая часть | 5 | 3 | 2 |
Практическая часть | 35 | 21 | 14 |
2. | Сюжетно-тематическая композиция «Моя родина», «Народные праздники». | Теоретическая часть | 5 | 3 | 2 |
Практическая часть | 35 | 21 | 14 |
3. | Сюжетно спортивная композиция. «Спорт», «Хобби», «Танец». | Теоретическая часть | 5 | 3 | 2 |
Практическая часть | 45 | 27 | 18 |
4. | Станковая графика. Несложный сюжет с одной – двумя фигурами человека и животного. «Цирк», «Зоопарк». | Теоретическая часть | 5 | 3 | 2 |
Практическая часть | 30 | 18 | 12 |
3 класс.
Аудиторных занятий - 66 часа.
Самостоятельной работы - 99 часов.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах). |
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1. | Станковая композиция. «Лето». Деревенский пейзаж со стаффажем. | Теоретическая часть | 5 | 3 | 2 |
Практическая часть | 35 | 21 | 14 |
2. | «Сюжетно - тематическая композиция в интерьере с одной – двумя фигурами человека». | Теоретическая часть | 5 | 3 | 2 |
Практическая часть | 35 | 21 | 14 |
3. | Сюжетно-тематическая композиция. Иллюстрация к музыкальным произведениям (П.И. Чайковского, А.М. Бах, В.А.Моцарт и др.). | Теоретическая часть | 5 | 3 | 2 |
Практическая часть | 45 | 27 | 18 |
4. | Сюжетно-тематическая композиция. «Край, в котором я живу». | Теоретическая часть | 5 | 3 | 2 |
Практическая часть | 30 | 18 | 12 |
4 класс.
Аудиторных занятий - 66 часа.
Самостоятельной работы - 132 часов.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах). |
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1. | Сюжетная композиция. (возможно исторический жанр). | Теоретическая часть | 6 | 4 | 2 |
Практическая часть | 46 | 32 | 14 |
2. | Сюжетно-тематическая композиция. Портрет на фоне пейзажа со стаффажем. | Теоретическая часть | 6 | 4 | 2 |
Практическая часть | 46 | 32 | 14 |
3. | Станковая графика. «Иллюстрация по рассказу». «Линогравюра». | Теоретическая часть | 6 | 4 | 2 |
Практическая часть | 54 | 36 | 18 |
4. | Ритм в станковой композиции. | Теоретическая часть | 6 | 4 | 2 |
Практическая часть | 36 | 24 | 12 |
5 класс.
Аудиторных занятий - 99 часа.
Самостоятельной работы - 132 часов.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах). |
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1. | Многофигурная сюжетно-тематическая композиция. «В парке», «На вокзале», «На рынке». | Теоретическая часть | 7 | 4 | 3 |
Практическая часть | 49 | 28 | 21 |
2. | Графическая композиция. Книжная иллюстрация. | Теоретическая часть | 7 | 4 | 3 |
Практическая часть | 49 | 28 | 21 |
3. | Итоговое задание. Сюжетно-тематическая композиция. | Теоретическая часть | 7 | 4 | 3 |
Практическая часть | 116 | 64 | 48 |
Из них:
Теоретических часов аудиторных занятий – 43 часа.
Теоретических часов самостоятельной работы – 67 часа.
Практических аудиторных часов – 320 часа.
Самостоятельная работа – 494 часа.
Всего 924 часа.
Содержание учебного предмета
Первый год обучения.
Тема 1 Вводная беседа. Композиция станковая. Понятие «композиция». Основные понятия: Композиция в изобразительном искусстве как способность, умение составлять, соединять различные части в единое целое в соответствии с какой-либо идеей, построение Художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; как расположение, размещение частей в художественном произведении. Жанры станковой композиции. Знакомство с программой по станковой композиции. Понятия формата, масштаб изображения. Формат как геометрические характеристики изобразительной поверхности: форма, размер, пропорции (прямоугольный или круглый, узкий или широкий). Масштаб изображения как соотношение размера изображения и размера изобразительной плоскости. Равновесие в композиции на плоскости как зрительное ощущение уравновешенности массы, от занимаемого ими места на изобразительной плоскости, их тона, цвета. Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов в школьной библиотеке. |
Тема 2 Станковая композиция. Тема, развивающая композиционное мышление. Основные понятия: Понятие «пятно», «линия», «силуэт», «ритмичное пятно». Знакомство с жанром «пейзаж»; Выполнение графического листа в заданном материале при опоре на метод поэтапного выполнения станковой композиции. Организация листа с помощью простейших видов и форм ритмичного пятна и пропорций тональных отношений; Задание для самостоятельной работы: зарисовки по памяти учащимися летних впечатлений. |
Тема 3 Темы, развивающие воображение и фантазию. Основные понятия: Знакомство с жанром «пейзаж»; Понятия «симметрия», «асимметрия», «силуэт»; Закрепление понятий «формат», «пятно»; «пропорции», «выделение главного»; Развитие фантазии и образного мышления. Выполнение эмоционально выразительной композиции, предающей задуманное состояние; Выделение главного при использовании контрастов и нюансов тона, размера; Организация листа с помощью простейших видов и форм ритма. |
Задания для самостоятельной работы: наброски кистью и тушью фигур людей и животных с натуры и по воображению. Тема 4 Сюжетная композиция по литературному произведению. «Сказки А.И. Пушкина или П.П. Бажова». «Пословица». Основные понятия: Знакомство с сюжетной композицией; «композиционный центр» зрительный центр картины как часть картины, которые привлекает наибольшее внимание зрителя. Смысловой центр картины как часть композиции, имеющая или большую значимость для раскрытия художественного замысла произведения; включает в себя сюжетную завязку, основное действие, главных действующих лиц. Понятия «контраст» как противопоставление различных форм, цветов, тонов, фактур и других видимых характеристик объектов окружающей среды. Подчинение второстепенного главному как один из основных принципов построения композиции. Средства выявления главного пятна в композиции; размещение элементов композиции в определенном месте изобразительной плоскости, его освещенность, окраска, масштаб, контрастность по отношению к окружающим его предметам и фигуры, степень проработки, детализация. Выполнение композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа; Целостность композиционного решения на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат); Использование симметричного или асимметричного расположения элементов композиции, попытка выделения главного. Задание для самостоятельной работы: выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей становится главным. Зарисовки русского костюма (мужского и женского), русского орнамента. |
Тема 5 Станковая графика. «Тематический натюрморт». Основные понятия: Знакомство с жанром «натюрморт»; Выполнение композиции с использованием силуэтного изображения двух и трех разных по форме и размеру предметов быта; Попытаться выполнить целостную, неделимую композицию, учитывая формат, размер изображения, расположение предметов и их пропорции. Закрепление понятий: «формат», «неделимость композиции», «силуэт темный и светлый», «симметрия», «асимметрии», «выделение главного». Задание для самостоятельной работы: поиск интересных, выразительных форм предметов, контрастных между собой по форме и величине. Второй год обучения. Тема 1 Ритм в станковой композиции. Городской пейзаж со стаффажем. «Осень», «Листопад». Основные понятия: 1. Продолжение знакомства с жанром «пейзаж», особенности городского пейзажа; 2.Закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона», «состояние», «выделение главного»; 3.Выполнение графического листа в заданном материале при опоре на метод поэтапного выполнения станковой композиции; 4.Передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с учетом перспективных построений и соблюдением масштаба и соразмерности элементов пейзажа в их отношении друг к другу и к человеку; 5.Организации листа с помощью простейших видов и форм ритма, пропорций тональных отношений: 6.Выделение главного; 7. Понятие горизонтали и вертикали в станковой композиции. 8.Понятие диагонального направления. Задание для самостоятельной работы: зарисовки по памяти учащимися летних впечатлений. Тема 2 Сюжетно-тематическая композиция «Моя родина», «Народные праздники». Основные понятия: 1. Работы над сюжетной композицией; 2. Понятия и применение основных правил и законов станковой композиции «Неделимая композиция», «пропорция тона», «выделение главного с помощью цвета», «ритм в станковой композиции»; 3.Формат и направленность основного движения в композиции, композиционный и смысловой центры; использование простых композиционных схем. 4.Целостность светотонального решения листа; выполнение живописной композиции с соблюдением всех этапов работы; 4. Понятия «Динамика и статика в станковой композиции». Задание для самостоятельной работы: выполнение трех эскизов , где один из трех персонажей становится главным. Зарисовки русского костюма (мужского и женского), русского орнамента, русских традиций. Тема 3 Сюжетно спортивная композиция. «Спорт», «Хобби», «Танец». Двухплановое пространство. Основные понятия: 1.Работы над сюжетной спортивной композицией; 2. Понятия и применение основных правил и законов станковой композиции «неделимая композиция», «выделение главного с помощью цвета и размера», «ритм в станковой композиции», «диагональ и динамика в станковой композиции», «движение»; 3. Передача динамичного движения в сюжетно спортивной композиции. 4.Формат и направленность основного движения в композиции (горизонталь, диагональ, вертикаль),композиционный и смысловой центр «масштаб»; 5. Контраст и нюанс по насыщенности и светлоте; выполнение живописной композиции с соблюдением всех этапов работы; Задание для самостоятельной работы: выполнение зарисовок трех, четырех фигур для изучения их пластического и ритмического взаимодействия; выполнение композиционных эскизных поисков с целью определения лучших вариантов. Тема 4 Станковая графика. Несложный сюжет с одной – двумя фигурами человека и животного. «Цирк», «Зоопарк». Основные понятия: 1.Знакомства с жанром «интерьер»; 2.Выполнение графической композиции в материале с соблюдением всех подготовительных этапов работы; 3.Работы с графической композиции. Несложный сюжет в интерьере с использованием двух-трех фигур человека и животных «На арене». 4. Понятия «ритмический ряд», «движение», «композиционный центр», «контраст», «динамическое равновесия». 5. Попытка создания динамичной композиции с использованием различных форм ритмичного движения; Связь основного направления движения и формата композиции; 6. Создание целостного, эмоционального, выразительного графического листа. Задание для самостоятельной работы: исполнение композиционных зарисовок и этюдов интерьера с фигурами людей и животных с различным светотональным решением. Третий год обучения. Тема 1 Станковая композиция. «Лето». Деревенский пейзаж со стаффажем. Основные понятия: 1.Продолжение знакомства с жанром «пейзаж», особенности деревенского пейзаж со стаффажем. Двух плановое пространство. 2. Закрепление понятий «ритм в станковой композиции», «пропорция тона», «воздушная перспектива» «композиционный центр». 3.Выполнение трехмерной графической композиции, двух плановое пространство. 4. Понятия «планы» и «пространство», «тональная пластика в станковой композиции», «соразмерность элементов», «закон целостности». 5. Организация структуры композиции с помощью применения несложных композиционных схем; 6. Умение поэтапного ведения работы. Задание для самостоятельной работы: анализ работ великих художников (композиционные схемы), наброски и зарисовки пейзажей, фигуры человека. Тема 2 «Сюжетно - тематическая композиция в интерьере с одной – двумя фигурами человека». «Труд в интерьере», «Школа», «Мастерская», «Магазин». Живописная композиция с использованием родственно-контрастной группы цветов. Двухплановое пространство. Применение двух-трех форм, ритмических рядов в одной композиции. Основные понятия: Продолжение знакомства с жанром «интерьер». Интерьер как внутренний вид, вид изнутри объекта, помещения, в которой разворачивается действие композиции; одно из средств создания художественного образа в станковой композиции. Закрепление понятий: «неделимая композиция», «пропорция тональных отношений», «выделение главного». Грамотно построить интерьер, используя знания по наглядной перспективе. Выявить характер деятельности с помощью подбора и изображения соответствующих элементов интерьера. Понятие «закон типизации», «композиционный центр», «родственно-контрастные группы цветов». Задание для самостоятельной работы: анализ работ великих художников (композиционные схемы), наброски и зарисовки с натуры, интерьеров, фигуры человека, портрет. Эскизы. Тема 3 Сюжетно-тематическая композиция. Иллюстрация к музыкальным произведениям (П.И. Чайковского, В.А.Моцарт и др.). Двух плановое пространство. Основные понятия: 1.Знакомство с иллюстрацией по музыкальным произведениям. 2. Понятия «пространство», «тональная пластика в станковой композиции», «соразмерность элементов», «закон контрастов». 3. Закрепление понятий: «неделимая композиция», «пропорция тона», «состояние», «ритмический ряд», «движение», «композиционный центр». 4. Развитие фантазии и образного мышления. 5. Выполнение эмоционально выразительной композиции с использованием родственно-контрастной группы цветов. 6. Организация листа с помощью простейших видов и форм ритма. Задание для самостоятельной работы: композиционные зарисовки образов, костюмов, предметов окружения, образов персонажей в соответствии с выбранной темой. Тема 4 Сюжетно-тематическая композиция. «Край, в котором я живу». Двух плановое пространство. Основные понятия: 1.Знакомство с традицией края, изучения национальных особенностей. Знакомство со сказками и легендами северных народов. Живописная композиция с использованием родственно-контрастной группы цветов. 2.Понятия «пространство», «тональная пластика в станковой композиции», «соразмерность элементов», «открытая композиция». Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала. Подготовительные наброски и этюды. Четвертый год обучения. Тема 1 Сюжетная композиция(возможно исторический жанр). Двухплановое, решение пространства. Основные понятия: 1.Продолжение знакомства с жанром «пейзаж», с небольшим количеством персонажей (возможно исторический жанр). 2. Закрепление понятий: «смысловой центр», «композиционная схема», «пропорция тональных отношений», «выделение главного с помощью цвета и тона». 3.Выполнение трехмерной композиции, двух плановое пространство в живописной технике. 4. Понятие «правело золотое сечение», «закон целостности». 5. Организация структуры композиции с помощью применения несложных композиционных схем. 6. Умение поэтапного ведения работы. Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала. Подготовительные наброски и этюды. Работа с литературой. Эскизы. Тема 2 Сюжетно-тематическая композиция. Портрет на фоне пейзажа со стаффажем. «Труд на фоне пейзажа». Двухплановое решение пространства. Основные понятия: 1. Работы над сюжетной композицией, жанр «Пейзаж»; 2. Закрепление понятий: «смысловой центр», «композиционная схема», «неделимая композиция», «пропорция тона», «выделение главного с помощью цвета», «ритм в станковой композиции», «Динамика и статика в станковой композиции». 3.Понятия «планы» и «пространство», «тональная пластика в станковой композиции», «монументальная композиция», «закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу». 3.Формат и направленность основного движения в композиции, композиционный и смысловой центры; использование простых композиционных схем. 4.Целостность светотонального решения листа, выполнение живописной композиции с соблюдением всех этапов работы. Задание для самостоятельной работы: зарисовки фигур человека в движении, выбор образа, упражнение на выбор техники исполнения. Этюды. Эскизы. Тема 3 Станковая графика. «Иллюстрация по рассказу». «Линогравюра». Одна - двух фигурная композиция. Основные понятия: 1. Знакомство с иллюстрацией по рассказу; 2. Понятия: «графика», «линогравюра», «пропорции плоскости», «станковая графика», «линогравюра», «экслибрис», «оттиск». 3. Закрепление понятий: «неделимая композиция», «ритмический ряд», «движение», «композиционный центр». 3. Развитие фантазии и образного мышления. 4. Выполнение эмоционально выразительной композиции, предающей задуманное состояния используя выразительные средства композиции; 6. Организация листа с помощью простейших видов и форм ритма. Задание для самостоятельной работы: отбор самого выразительного эпизода литературного произведения для наиболее полного раскрытия его через визуальный эффект. Изучение соответствующей материальной культуры. Эскизы в граттаже. Тема 4 Ритм в станковой композиции. Мини серия из 2-3 листов "Импровизация" по мотивам творчества любимого художника. Основные понятия: 1. Понятие «Серия в композиции». 2.Закрепление понятия «ритмический ряд», «движение», «композиционный центр», «контраст», «динамическое равновесия». 3. Ритм серии: напряжение, разрядка, единство замысла. 4. Попытка создания динамичной композиции с использованием пятна и линии ритмичного движения; Связь основного направления движения и формата композиции; 6. Создание целостной, эмоциональной, выразительной серии в композиции. Задания для самостоятельной работы: наброски кистью и тушью линий (тонкой и толстой) движения по воображению. Эскизы в цвете. Пятый год обучения. Тема 1 Многофигурная сюжетно-тематическая композиция. «В парке», «На вокзале», «На рынке».и т. д.. Двухплановое, решение пространства. Живописная композиция. Основные понятия: 1.Продолжение работы с сюжетно-тематической композицией с небольшим количеством персонажей. 2. Закрепление понятий: «смысловой центр», «композиционная схема», «неделимая композиция», «пропорция тональных отношений», «выделение главного». 3.Выполнение Двухплановое, решение пространства. 4. Понятие «Правело золотое сечение», «закон целостности». 5. Организация структуры композиции с помощью применения несложных композиционных схем. 6. Умение поэтапного ведения работы. Задание для самостоятельной работы: зарисовки фигур человека с натуры, выбор образа, упражнение на выбор техники исполнения. Этюды. Эскизы. Тема 2 Графическая композиция. Книжная иллюстрация. Основные понятия: 1.Продалжение работы с иллюстрацией по литературным произведениям. 2. Понятие «художественно-образная иллюстрация». Оформление книжной иллюстрации: «Титульная сторона», «фронтиспис», «заставка», «буквица», «виньетка», «полосная иллюстрация», «полуполосная», «разворотная», «оборотная», «концовка». 3. Закрепление понятий и применение основных правел и законов станковой композиции. 3. Развитие фантазии и образного мышления. 4. Выполнение эмоционально выразительной композиции, предающей задуманное состояние. 5. Выполнить образное решение персонажей в соответствии с произведением. 6. Уметь последовательно выстраивать иллюстрацию. 7.Уметь изобразитьпояснение словесной информации наглядными образами. 8. Использовать иллюстрацию для: передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения; визуализации образов героев повествования; демонстрации объектов, описываемых в книге. 9.Знать, что книжная графика подразделяется на оформление и иллюстрирование книги. К оформлению книги относят ее декоративный наряд, ее украшение, рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение текстового набора и т. д. (обложка, титульный лист, шмуцтитулы и пр.). Иллюстрирование книги решает задачи образного раскрытия литературного текста при помощи рисунков в композиции станковой. Задание для самостоятельной работы: отбор самого выразительного эпизода литературного произведения для наиболее полного раскрытия его через визуальный эффект. Изучение соответствующей материальной культуры. Эскизы. Тема 3 Итоговое задание. Сюжетно-тематическая композиция. «Мой город», «Мой дворик», «Мой край», и т. д. Двухплановое пространство.Композиция выполняется в цвете. Основные понятия: 1.Выполнение работы портрет на фоне пейзажа. Работа в жанре «портрет». 2. Использование понятий и применение основных правел и законов композиции. 3. Выделение смыслового композиционного центра. 4. Использование простых композиционных схем в эскизах. 5. Композиция выполняется в цвете. 6. Передача двухпланового пространство. 7. Передача портретного сходства. Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала. Подготовительные наброски и этюды. Эскизы. |
Требования к уровню подготовки обучающегося.
Целью курса рабочей программы по предмету «композиция станковая» является изучение основ композиционной грамоты, законов построения композиции на плоскости, выразительных средств, композиции станковой.
Целью первого года обучения является изучение основ композиционной грамоты, освоение таких понятий как «композиция», «формат», «масштаб», «равновесие в станковой композиции».
В первом классе изучат выразительные средства в станковой композиции такие как: композиционный центр, ритм, линия, силуэт, пятно, цвет. Основной задачей тематических композиций является создание выразительных эмоциональных образов с помощью изученных композиционных средств.
Особое внимание уделяется формированию понятия о выразительных средствах композиции как необходимых художнику для реализации замысла его произведения. Формируется понятие о единстве формы и содержания композиции станковой.
В первом классе необходимо, объяснить понятия о базовых терминах в предмете «Композиция станковая». Первое задание предполагает научить и закрепить понятие композиционное размещение изображения на плоскости, с использованием наглядного пособия репродукций известных художественных деятелей искусства.
Процесс обучения учащихся направлен на развитие образного мышления, воображения, фантазии. Название темы представляет образный характер, и формировать в учениках творческое начало.
Так как работа учеников в основном гуашью, надо обратить внимание на выразительность мазка, линии, цветового пятна, ритмичного строения в композиции (учить смелому смешиванию красок, не боятся формата). Первый класс предполагает широкий спектр изучения разных техник: это живописные техники акварель, гуашь; аппликация; графическая техника, граттаж. Знакомство с новыми техниками исполнения и материалами, дают возможность разнообразить подачу учебного материала. Это даёт отличие в ходе и структуре урока (игры, загадки, упражнения).
Целью второго года обучения является формирование знаний о композиционной схеме, симметрии и асимметрии в композиции, статической и динамической композициях, роли контрастов в реализации художественного замысла работы.
Особое внимание следует уделять закреплению и углублению навыков и умений, приобретённые в первом году обучения.
Ученики развивают воображение и фантазию на основе сюжетно-тематического рисования, которая является одной из интереснейших и наиболее сложных видов изобразительного искусства.
Ребята приобретают умение изображать образную характеристику персонажа, а также смысловую взаимосвязь, применяя оригинальную композицию.
Особое внимание уделяется понятию фор эскиза. Развитие самостоятельного творческого отношения к процессу рисования, приводит учащегося к индивидуальному выбору сюжета и раскрытие темы. Черновые эскизы выполняются карандашом, гуашью, тушью, при этом формируется умение и навыки работы кистью, пером. Для выполнения задания ученики используют зарисовки и этюды пленэрной практики, которые формируют навыки специального наблюдения.
Целью третьего года обучения является изучение таких композиционных средств как замкнутая и открытая композиционные схемы, тональность и тональная пластика, светотень, тема сюжетно станковая композиция, знакомство с использованием интерьера в станковой композиции. Изучение материала проходит в форме анализа композиционных построений в картинах известных мастеров.
Законы и приемы композиции изучаются в форме бесед и анализа произведений известных мастеров. Знакомство с иллюстрацией произведений происходит во время посещений музеев, выставочных залов.
В третьем классе продолжается закрепление пройденного материала.
Третий год обучения, переход к более профессиональной композиции, большое внимание уделяется формированию сюжета, зрительного образа. Сюжет в композиции становится более реалистичным, для достижения действительности в работе ученик использует пленэрные этюды и зарисовки. Продолжается знакомство и использование различных композиционных законов, правил, приёмов и средств. Учащиеся должны научиться показывать предметы (сюжет), в пространственном расположении в плоскости, передавать плановость, выполнять композицию с учётом закономерностей света и цвета в перспективе. В дисциплине по композиции в третьемклассе продолжают ученики изучать изобразительные техники: живописные – это акварель, темпера, гуашь, акрил, пастель; графические – это тушь перо, карандаш.
Целью четвертого года обучения, является умение решать задачи сюжетной композиции, пользоваться зарисовки пленэрной практики, работа с историческими сюжетами.
В четвертом классе у учащихся формируется понятие о шрифте и его видах, о роли шрифта в станковой графической композиции «Экслибрис». Изучение станковой графики в технике «Линогравюра».
Традиционно обучение проходит в процессе выполнения тематических композиций на различные темы, зарисовок с натуры, по памяти, по воображению. Много внимания уделяется предварительной работе над композицией: выполнению поисков, цветовых эскизов.
Большое внимание уделяется раскрытию смыслового насыщения сюжетно – исторической и сюжетно-тематической композиции. Самостоятельный выбор сюжета повышает интерес к поиску композиционного решения, через умение применять различные средства композиции.
Формирование умение и навыки выполнения фор эскиза композиции включает в себя:
- самостоятельный композиционный поиск выбора сюжета;
- компоновка изображаемого объекта, центр композиции;
- поиск цветового решения, колорит.
Дополнительные задания к эскизированию являются набросками и зарисовками отдельных элементов с использованием материалов летней практики.
В пятомклассе закрепляются и углубляются знания, полученные учащимися в течения обучения.
Большое внимание уделяется рисованию станковой композиции. Основой для длительных изобразительных работ являются наблюдение из окружающей жизни. В станковой композиции ученик должен применить полученные знания и умения в работе, включая материалы пленэрной практики. Для составления эскизов ученик проводит анализ и составляет компоновку с учетом смыслового или композиционного центра. С грамотным расположением в плоскости трехмерного пространства. Учащиеся осознанно определяют цветовое единство и гармонию композиции, ведут цветовой поиск, и выделяют главный предмет цветом. Подходят к самостоятельному выбору лучшего эскиза. Из этого следует, последовательная работа над композицией от эскиза до окончательного рисунка.
Перечень теоретических знаний:
1.Законы композиции:
-закон цельности,
-закон типизации,
-закон контрастов.
-закон подчинённости всех закономерностей и средств композиции единому замыслу.
2. Правила композиции:
-ритм;
-равновесие;
-центр, доминанта;
-выделения сюжетно композиционного центра;
-симметрия, асимметрия;
-плановость;
-золотое сечение;
-нюанс, контраст, тождество;
-масштаб;
-перспектива.
3. Приёмы композиции:
-горизонтальное и вертикальное, диагональное направления;
-символика;
-динамика и статика;
-колорит;
-открытая и замкнутая композиция;
4. Средства композиции:
- точка;
-линия;
-пятно;
-штриховка;
-тушевка;
-фактура;
-формат.
В конце 1-го года обучения учащиеся должны знать:
- понятия: «композиция станковая», «формат», «пятно», «масштаб», «равновесие», «композиционный центр», «силуэт», «пропорции», «симметрия», «асимметрия», «контраст», «нюанс»;
- что выразительные средства композиции необходимы для реализации художественного замысла произведения;
- имена известных мастеров и некоторые их работы: М. Нестеров. К. Малевич, А. Рылов. Ж. Шарден. Боттичелли. П. Брейгель. К. Писсаро. Джорджоне, Эль Греко, Тициан. Клод Моне. П. Гоген.
уметь:
- сознательно выбирать формат в соответствии с характером изображения и художественным замыслом работы:
- создавать зрительно уравновешенные композиции;
- выявлять в композиции главное и подчинять ему второстепенное;
- использовать линию, силуэт, пятно, цвет для выражения эмоционального настроения работы;
- создавать контрастное и нюансированное цветовые решения композиции;
- создавать композиционные поиски и цветовые эскизы композиции;
- импровизировать на заданную тему.
В конце 2-го года обучения учащиеся должны знать:
- понятия: «композиционная схема», «симметрия и асимметрия в станковой композиции», «статика и динамика в станковой композиции», «пространство», «ритм», «масштаб», «неделимая композиция», «плановость», «равновесие»;
- средства создания статичной и динамичной композиций;
- выразительные особенности изученных типов построения композиции;
- использовать горизонтали и вертикали в станковой композиции;
- имена известных мастеров и некоторые их произведения: И. Вишняков. П. Рубенс, Леонардо да Винчи, Веласкес, А. Рублев. Рафаэль. В. Васнецов, А. Архипов.
Е. Широков, И. Машков. В. Маковский, В. Ни, К. Брюллов. И. Репин. А. Бенуа. В. Серов. Н. Рерих. М. Греков;
уметь:
- строить композицию по заданной схеме;
- создавать симметричную и асимметричную композиции;
- создавать статичную и динамичную композиции;
- использовать горизонтали и вертикали в станковой композиции;
- использовать ритмическое чередование для организации элементов композиции;
- выбирать тип композиции наиболее подходящий для раскрытия художественного замысла работы;
- использовать в композиции явление контраста.
В конце 3-го года обучения учащиеся должны знать:
- понятия: «интерьер», «сюжетно - станковая композиция», «тональная пластика», «колорит», «родственно-контрастные группы цветов», «идея замысла», «плановость», «соразмерность элементов», «закон цельности», «закон контрастов»;
- выразительные средства открытой и закрытой композиции;
- роль интерьера в создании станковой композиции;
- эмоционально-выразительные особенности композиций различной тональности;
-имена известных мастеров и некоторые их произведения: А. Рублев, Веласкес, Леонардо да Винчи. Тициан. Е. Поленова, К. Истомин, М. Врубель, Рембрандт, Мурильо, О. Домье. П. Пикассо, С. Бродский, Кустодиев, И. Шишкин;
уметь:
- выполнять построение открытой и закрытой композиций в деревенском пейзаже;
- пользоваться стаффажем;
- создавать композиции с выразительным тональным решением;
- подобрать колорит;
- создавать художественный образ в станковой композиции, используя для этого элементы интерьера;
- пользоваться светотенью как выразительным средством композиции;
- творчески осмысливать тему, разрабатывать сюжет композиции, делая наброски, зарисовки, поиски, цветовые эскизы.
В конце 4-го года обучения учащиеся должны знать:
- понятия, «правило золотого сечения», «закон целостности», «закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу», «монументальная композиция», «символ», «шрифт», «станковая графика», «экслибрис», «линогравюра», «нюанс», «контраст», «тождество».
- имена известных мастеров и некоторые их произведения: В.Суриков. П.Федотов, У.Блейк. С.Дали. Г. Кликуши, И.П. Павлов, А.А. Сидоров, М.Б Маторин.
уметь:
- создать сюжетную композицию с небольшим количеством персонажей.
- работа с творческим источником;
- создать сюжетно-тематическую композицию портрет на фоне пейзажа со стаффажем.
- работа с натурой, и зарисовками;
- создавать композиции с выразительным тональным решением для линогравюры;
- выполнять эскиз, использовать композиционные средства для раскрытия темы иллюстрация.
- создать символический образ;
- построения шрифта для экслибриса.
В конце 5-го года обучения учащиеся должны знать:
- Законы композиции
- Правила композиции
- Приёмы композиции
- Средства композиции
- Имена известных мастеров зарубежного и отечественного искусства.
Уметь:
- создавать художественный образ в композиции станковой, используя для этого элементы набранного материала;
- работа с натурой, с зарисовками пленэрной практики, автопортрет;
- работа с художественно-образной иллюстрацией;
- работа с «Буквицей»;
- поэтапное выполнение книжной иллюстрации;
- создание эскизов в колористическом строе живописного произведения;
- выполнение в формате.
Важным звеном рабочей программы «Живопись» в области изобразительного искусства по предмету «Станковая композиция» является, изучение основ композиционной грамоты, законов построения композиции на плоскости, выразительных средств, станковой композиции, работа с натуры и по наблюдению.
- при этом происходит обогащение замысла тематической композиции оригинальными «живыми» решениями. В процессе обучения композиции учащиеся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами живописными, графическими — и учатся применять их на практике в учебных работах.
Таким образом, данная программа должна послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения.
Формы и методы контроля, система оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды аттестации по предмету «Композиция станковая»: текущая, промежуточная, итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством, освоения какого-либо раздела учебного материала «Композиции станковой».
Текущая аттестация проводится в форме творческих просмотров.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. По решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет.
Зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на «Композиции станковой». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Промежуточная аттестация по предмету «Композиция станковая» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:качества реализации образовательного процесса; степени теоретической и практической подготовки по «Композиции станковой»;сформированных у обучающегося умений и навыков на определенном этапе обучения.
График проведения промежуточной аттестации: (творческий просмотр) зачеты в полугодиях: 2, 4, 6, 8, 10…,то есть в конце 1, 2, 3, 4, 5 классов и в конце первого полугодия в 5 классе. В конце 6 класса (12 полугодие) проводится экзамен.
Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Экзамен в 6 классе проводится в период промежуточной (экзаменационной) аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.
Содержание экзаменационных материалов разрабатывается преподавателем композиции, обсуждается на заседании отделаи утверждается заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Экзамен по «Композиции станковой» состоит из творческого просмотра.
Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена по «Композиции станковой», по которому ученик получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».
По предмету «Композиция станковая» проводятся консультации, с целью их подготовки к творческому просмотру, экзаменам по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени образовательного учреждения в объеме, установленном ФГТ.
Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль,знания и умений осуществляется в рамках уроков в целях контроля за качеством, освоения программы.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных и обучающегося на определённом этапе обучения.
В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе по предмету «Композиция станковая». Промежуточная аттестация проходит в виде творческих выставок, творческих просмотров, экзаменах.
Все виды контроля проводятся в соответствии с графиком промежуточной, и итоговой аттестации.
Итоговая аттестация выпускников осуществляется с целью контроля (оценки) освоения дополнительных предпрофессиональным общеобразовательной программе в области искусств по предмету «Композиция станковая» в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательных программ, а также срокам их реализации.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, программа которого должна соответствовать требованием вступительным экзаменов в средние специальное художественное учреждения. По итогам выпускного экзамена выставляются оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Композиция станковая» должны позволить:
определить уровень освоения обучающимся материалам, предусмотренного учебной программой;
оценить умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
Оценка «отлично» ставится, если ученик:
грамотно выполнил все предложенные задания, с учетом грамотной точки зрения действующих требований;
грамотное решение проблемы в задании;
грамотно, логично, последовательно применил теоретические знания в практических заданиях, поставленных в текущих темах;
грамотно, логично, последовательно выполнил все этапы работы по заданным темам;
грамотно использовал художественные средства выразительности;
оформил работы и достойно представил творческие задания.
Оценка «хорошо» ставится в том случае, если обучающийся выполнил требования к оценке «отлично», но:
при выполнении практических заданий испытывает небольшие затруднения;
не совсем логично и последовательно выстроил выполнение заданий;
содержание и форма творческих заданий имеют отдельные неточности.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если работа выполнена не полностью и, если в ходе работы были допущены следующие ошибки:
допускает ошибки в творческих заданиях и оценке ситуаций, обоснованности решений, приведенных в задании;
допускает неточности в ответах на теоретические вопросы, поставленные в задании в связи с предложенной темой;
допускает ошибки в выполнении заданий или выполняет верно, но не достаточно обоснованно ссылками на конкретные требования; или выполнено самостоятельно.
нет последовательноговыполнения в работе.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
в ходе работы обучающегося обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в критериях к оценке «удовлетворительно»;
ученик не может применить теоретические знания для выполнения практических заданий;
ученик неверно выполняет задания;
отсутствие работ, без уважительной причины.
График промежуточной и итоговой аттестации.
Класс | Вид промежуточной аттестации | Месяц проведения | Программные требования |
1 класс | Творческий просмотр | декабрь | Станковая композиция. Сюжетно-тематическая композиция. |
Экзамен в виде творческого просмотра | май | Сюжетная композиция по литературному произведению. Станковая графика. |
2 класс | Творческий просмотр | декабрь | Ритм в станковой композиции. Сюжетно-тематическая композиция «Моя родина», |
Экзамен в виде творческого просмотра | май | Сюжетно спортивная композиция. Станковая графика. |
3 класс | Творческий просмотр | декабрь | Станковая композиция. «Лето». «Сюжетно - тематическая композиция в интерьере с одной –двумя фигурами человека». |
Экзамен в виде творческого просмотра | май | Сюжетно-тематическая композиция. Иллюстрация к музыкальным произведениям (П.И. Чайковского, А.М. Бах, В.А.Моцарт и др.). Сюжетно-тематическая композиция. «Край, в котором я живу». |
4 класс | Творческий просмотр | декабрь | Сюжетная композиция по зарисовкам с летней пленэрной практики с небольшим количеством персонажей. Сюжетно-тематическая композицияПортрет на фоне пейзажа со стаффажем. |
Экзамен в виде творческого просмотра | май | Станковая графика.«Иллюстрация по рассказу». «Линогравюра». Ритм в станковой композиции |
5 класс | Творческий просмотр | декабрь | Сюжетно-тематическая композиция с небольшим количеством фигур («В парке», «На вокзале», «На рынке», и т. д.). Станковая композиция.Книжная иллюстрация. |
Выпускной экзамен | май | Сюжетно-тематическая композиция. Итоговое задание. |
Методическое обеспечение учебного процесса
Учебный предмет по “Композиции станковой” в системе воспитания и образования в художественной школе и школ искусств занимает важное место. Решение композиционных задач осуществляется в работе с натуры на уроках по рисунку и живописи, где композиция рассматривается, как умение удачно найти точку зрения, наиболее целесообразно расположить все изображаемое в формате листа с учетом перспективного, светотеневого и цветового решения, с выделением главного, так чтобы были достигнуты цельность и выразительность работы. Однако особенно важно знать законы композиции и уметь их применять в сюжетно-тематическом рисовании. Здесь композиция понимается как процесс сочинения с использованием комплекса средств, для раскрытия содержания и замысла. В связи с этим тематическое рисование выделяется в отдельный специальный предмет – “ Композиция станковая”.
Основная цель курса “ Композиция станковая” – сформировать у учащихся образное композиционное видение.
Основная задача рабочей программы по “Композиции станковой” являются: развитие творческого мышления и воображения учащихся; их художественной наблюдательности, зрительной памяти, формирование умения анализировать произведения изобразительного искусства; собственные творческие работы; вести целенаправленные наблюдения окружающей действительности; умение отбирать из жизненных впечатлений наиболее характерные и типические и отражать их в правдивой образной форме; развивать умения и навыки творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства.
Программа предусматривает изучение теоретического материала по композиции и закрепление знаний в процессе практической работы. Основные средства композиции – ритм, масштаб, контраст, изобразительные средства – линия, пятно, цвет – изучаются в двух аспектах: во-первых, как способ реализации композиционного закона целостности, то есть достижения в композиции равновесия, соподчиненности и взаимной согласованности всех элементов; во-вторых, как средство передачи в работе настроения и создания художественного образа.
Занятия с учащимися проводятся в различных формах: теоретические беседы, практические занятия в классе, упражнения. Программа строится в тесном содружестве с уроками по истории искусства. Самостоятельная работа учащихся предполагает: работу со специальной литературой; работу над эскизами композиции; наблюдение окружающей жизни в связи с тематикой практического задания; выполнение набросков, зарисовок и этюдов к теме задания.
Ученики выполняют тематические композиции, изучая вопросы формирования навыков объемно-пространственного изображения, изображения глубины, законы линейной и воздушной перспективы, учащиеся работают над многофигурными композициями, поэтому основная задача – раскрытие смысловых связей между элементами: между героями, героем и окружающей средой, героем и предметом. Осваивается такой прием выделения композиционного центра, как движение.
При работе над тематическим заданием, в процессе поиска сюжета и изобразительных средств, учащиеся должны понимать, что одна и та же тема может быть решена по-разному, вариативно. Кроме того, нужно ориентировать подростков на самостоятельный поиск проблемы и темы в искусстве.
Успех в обучении во многом зависит от того, как учащийся занимается дома. Чтобы повысить эффективность самостоятельных занятий, педагог помогает ученику спланировать распорядок дня, и объясняет, как правильно распоряжаться временем.
Методы правильной, рациональной работы необходимо постоянно демонстрировать на уроке, чтобы убедить ученика в их пользе и необходимости.
Постоянная, тесная связь преподавателя с родителями, его информированность об условиях жизни каждого учащегося, о «климате» в семье являются одной из составляющих работы педагога. В беседах с родителями важно подчеркнуть необходимость уважительного отношения к занятиям по «Композиции станковой», поддержки стремления ребенка: к прекрасному к духовности и культуре.
Как показала практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируется свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие художественных умений и навыков учащихся, повышение их художественной культуры и образованности, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность. В связи с этим составной частью уроков должны быть беседы о искусстве и других видах искусств, просмотр видеоматериала с их комментариями, анализом, коллективным обсуждениями.
Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработана только тогда, когда учащийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как нужно заниматься, чтобы преодолевать трудности. Результаты своей работы учащийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.
Таким образом, получаемые знания являются основой, направленной на умение грамотно, творчески и осознанно вести работу в дальнейшем.
Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределамиучебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторныхчасов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во времяаудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных
задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых итональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.
Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одназаконченная композиция в цвете или графическая, может быть и серияцветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работыобсуждается с преподавателем.
Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всейуглубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именноданному ученику.
После выбора основной темы и ее графического подтвержденияначинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поискирешений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе поискусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, даже копии с
произведений мастеров, выстраивая графический ряд, затем, если итоговаяработа задумана в цвете, - ее колористическое решение.
Рекомендации по организации самостоятельной работыобучающихся.
Самостоятельные работы по композиции просматриваютсяпреподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сборматериала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможностьученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия дляпроявления его творческой индивидуальности.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована навыполнение домашнего задания детьми, посещение ими учрежденийкультуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческихмероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.
Дидактически материалы.
Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы следующие учебно-методические пособия:
- таблица по цветоведению;
- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;
работы учащихся из методического фонда школы;
- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;
- интернет-ресурсы;
- презентационные материалы по тематике разделов.
Перечень материалов, инструментов и оборудования, необходимых для процесса обучения.
Красящие материалы:
• акварель;
• тушь;
• гуашь;
• темпера;
• масляные краски;
• уголь;
• карандаши графитные и другие;
• пастель.
Основы для нанесения красящих материалов:
• различные сорта бумаги;
• холст, картон;
Инструменты:
• кисти (от самых мягких сортов до самых жестких);
• фломастеры;
• канцелярский нож;
• клей ПВА;
Оборудование: столы, мольберты, стулья, подиум для натуры и предметов, софиты, классная доска, интерактивная доска, натур фонд, народные и исторические костюмы.
Рабочая программа "Композиция станковая "должна обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню предметов учебного плана.
Во время самостоятельной работы обучающийся должен иметь доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям рабочей программы "композиция станковая ".
ЛИТЕРАТУРА.
Литература для преподавателя
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М,1974.
Беда Г. Живопись и ее изобразительные средства. М.,1977
Богачкина Л.Г., Б. М. Богачкин «Линогравюра в школе», Москва, «Просвещение», 1983.
Борисовский Г. Красота и стандарт. М.,1968.
Волков Н.Н. «Композиция в живописи». – М., «Искусство», 1977.
Звонцов В.М. «Основы понимания графики», изд. Академии художеств СССР, Москва, 1963.
Зинченко В. Продуктивное восприятие. - Вопросы психологии.1971.
Иогансон Б. Молодым художникам о живописи. М.,1959.
Ковтун Е. «Что такое эстамп», «Художник РСФСР», Ленинград, 1963.
Лабунская Г. Беседа о живописи. М.,1966.
Лебедева Е.В., Р.М.Черных «Искусство художника – оформителя», Москва, 1981.
Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку, 1986.
Минаев Е.Н. «Экслибрисы художников российской Федерации», изд. «Советская Россия», Москва. 1971.
Михайлова Т. Чувство и цвет. Технология “ эмоционального настроя” детей в процессе освоения техники живописи.//Искусство в школе, с.39, 2010.
Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008.
Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес. - М.: “Академия”, 2000.
Ростовцев Н., Игнатьев С., Шорохов Е. Рисунок, живопись, композиция, хрестоматия. М.,1989
Сокольникова Н.М. «Основы композиции» (5-8 классы). – Обнинск, Издательство «Титул», 1996.
Турова В.В. «Что такое гравюра», Москва «Изобразительное искусство», 1986.
Филонорич И. Натюрморт. Л.,1975.
«Школа изобразительного искусства» в 10-ти выпусках. – М., Издательство «Искусство», 1966.
Шорохов В.В. «Основы композиции». – М., 1979.
Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. «Композиция».- М., «Просвещение», 1978.
Ю.Аксенов М. Левинова «Цвет и линия», Москва, «Советский художник», 1976.
Литература для учащихся.
История русского искусства. Учебник. – М - 1661.
Методические разработки преподавателей ДШИ и др. школ по данному предмету.
Периодические издания журналов «Юный художник», «Художественная школа», «Художественный совет» и др.
Периодические издания журналов «Искусство», «Введенская сторона».
Ростовцев Н., Игнатьев С., Шорохов Е. Рисунок, живопись, композиция, хрестоматия. М.,1989.
Соколова Н.М. Основы живописи - 5-8 классы. - Обнинск: «Титул», 1996.
Сокольникова Н.М. «Основы композиции» (5-8 классы). – Обнинск, Издательство «Титул», 1996.
Ушковский А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: «Просвещение», 1980.
Фармаковский М.В. Акварель ее техника, реставрация, консервация.- Ленинград, 1950.
Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. – М.: «Просвещение», 1978.
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М - 1997.
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 - 20 вв. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М - 1999.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.