для специальности: 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Рабочая программа междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 44.02.02. Преподавание в начальных классах.
Разработчик: А. А. Пономарева - преподаватель дисциплин эстетического цикла ГБПОУ РО «ВПК»
Рекомендована Экспертной группой государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК»)
Заключение Экспертной группы № 1 от 31.08.2016 г.
Рабочая программа Мдк 01. 06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» ПМ. 01 преподавание по программам начального общего образования, программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям: 44.02.02 - Преподавание в начальных классах, в части овладения основным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.
Программа реализуется на 2, 3, 4 курсе.
4 семестр - 36 часов, 5 семестр- 64 часов, 6 семестр- 51 часов, 7 семестр - 45 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.1. Методика обучения изобразительному искусству в начальных классах | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Роль методики обучения в художественном образовании и содержание «Методики обучения изобразительному искусству» как учебной дисциплины. ФГОС НОО об организации обучении изобразительному искусству, требованиям к УУД младших школьников. | 1 | 2 |
2 | Примерная учебная программа по изобразительному искусству. Основные задачи реализации содержания предметной области «Искусство». Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства. | 1 |
3 | Изобразительное искусство как часть общечеловеческой культуры, материальной и духовной, как источник информации познавательной и чувственной. | 1 |
4 | ФГОС НОО об организации обучения изобразительному искусству, требованиям к УУД младших школьников. | 1 |
1 | Самостоятельная работа. Подготовить доклад: «Требования ФГОС начального общего образования в области продуктивных видов деятельности». | 2 | |
Тема 1.2. Учебные программы по изобразительному искусству для начальной школы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Учебная программа по изобразительному искусству, ее особенности. Программы по изобразительному искусству для начальной школы. В. С. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой. | 2 |
2 | Сравнительный анализ типовых программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Учебно-тематическое планирование | 2 |
1 | Самостоятельная работа. Выполнить анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальных классах | 2 | |
Тема 1.3. Методы учебно- познавательной деятельности на уроках изобразительного искусства | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Система дидактических принципов и методов обучения изобразительному искусству в школе: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип научности; принцип наглядности; принцип активности и сознательности обучения; принцип системности и последовательности обучения; принцип доступности и посильности; принцип проблемного обучения. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности. Педагогический рисунок как эффективный метод обучения рисованию. Игровые методы и приемы обучения. | 2 |
2 | Методы и приемы работы с одаренными детьми. Планирование работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства. | 2 | |
3 | Использование современных педагогических теорий и технологий в художественном образовании. Инновационные формы, методы и приемы приобщения детей к изобразительному творчеству. Классификация методов по источнику. Классификация методов по соотношению деятельности учителя и учащихся. Классификация методов по месту в процессе обучения. | 1 |
4 | Основные дидактические положения художественного воспитания по Б.П. Юсову. По Т.Я. Шпикаловой. Основные методы и приемы приобщения детей к изобразительному искусству (по Н.Н.Фоминой). | 1 |
| Практические занятия. | 2 | |
1 | Изучить и проанализировать уроки с применением дидактических принципов обучения и обосновать их. | |
1 | Самостоятельная работа. Выполнить реферат на тему: «Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии». | 4 |
Тема 1.4. Формы организации обучения изобразительному искусству | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1 | Урок - основная форма проведения занятий по изобразительному искусству. Требования к уроку изобразительного искусства. Цели и задачи урока изобразительного искусства. Структура урока изобразительного искусства. Виды уроков. Дополнительные формы обучения изобразительному искусству (изостудия, экскурсия, беседа, изо викторина, домашнее рисование). | 2 |
2 | Воспитательные возможности урока изобразительного искусства. | 1 |
3 | Технологические карты по урокам «Изобразительное искусство» | 1 |
4 | Особенности УУД формируемых на уроках «Изобразительное искусство» | 2 |
| Практические занятия. | 4 | |
1 | Спроектировать план –конспект урока изобразительного искусства. | 2 |
2 | Спроектировать технологическую карту урока изобразительного искусства | 2 |
1 2 | Самостоятельная работа. Составить план – конспект урока изобразительного искусства. Составить технологическую карту урока изобразительного искусства | 5 |
Тема 1.5. Диагностика и оценка учебных достижений младшего школьника на уроках изобразительного искусства | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1 | Формы и методы контроля на уроках изобразительного искусства. Анализ и оценка работ учащихся. Критерии оценки детских работ. | 2 |
2 | Критерии выставления отметок. | 2 |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Выполнить анализ детских рисунков | 2 |
2 | Изучить и проанализировать предложенные тесты, кроссворды по изобразительному искусству. | 2 |
3 | Составить тесты по образцам. | 2 |
1 2 | Самостоятельная работа. Составить тесты, кроссворды для проверки знаний учащихся. Подготовить конспект о методах оценивания результатов деятельности детей с использованием Интернет-ресурсов. | 4 |
Тема 1.6. Жанры изобразительного искусства | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1 | Основы цветоведения. Спектр. Ахроматические и хроматические цвета. Характеристики цвета: цветовой той, насыщенность, светлота, плотность и прозрачность цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета и их свойства. Дополнительные цвета. Цветовые сочетания, явление контраста, цветовая гармония. Психофизиологическое воздействие цвета и его символика. Цвет и колорит в живописи. Основные компоненты колорита художественного произведения: цветовые и тональные отношения, валёр, тон, полутона, тональность, гаммы, оттенки и т.д. Эмоционально-психологическое звучание колорита. Техника живописи: гризайль, алла-прима, по-сырому, лессировка, пуантилизм, пастозное письмо. Способы и приемы работы в различных техниках живописи, смешение цветов. | 2 |
2 | Отличительные признаки графики и живописи. Жанры изобразительного искусства. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Анималистический. Батальный. Бытовой. Исторический. Мифологический. Сюжетно-тематическая картина. Внутренние разновидности каждого жанра. Методика ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Анализ произведений искусств. Формирование представлений и непосредственного воспитания окружающего мира посредством искусства. Активизация словарного запаса ребенка начальной школы посредством воздействий в процессе изобразительной деятельности. Разработка беседы к уроку. | 2 |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Выполнить упражнения по техникам алла-прима, по-сырому, лессировка, пуантилизм, пастозное письмо. | 2 |
2 | Выполнить коллекцию образцов по нетрадиционным техникам рисования. | 2 |
3 | Выполнить рисунок портрета в цвете. | 2 |
1 2 | Самостоятельная работа. Разработать конспект урока-беседы на тему: «Виды и жанры изобразительного искусства». Подготовить презентацию на тему: «Жанры изобразительного искусства». | 6 |
Тема 1.7. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1 | Композиция. Композиционные правила: динамика, статика, золотое сечение. Приемы композиции: ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, выделение сюжетно-композиционного центра. Средства композиции: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, открытость и замкнутость, целостность. | 2 |
2 | Художественные материалы, их виды. Основные средства художественной выразительности рисунка — линия, штрих, пятно. Правила выполнения штриховки, тона. Правила светотени. Передача формы, объема, пропорций предметов. Законы линейной и воздушной перспективы. | 2 |
3 | Значение уроков рисования с натуры в художественном образовании и эстетическом воспитании: обучающее, развивающее, воспитывающее. Восприятие предметов и объектов, значение восприятия в учебной деятельности. Темы уроков по памяти в начальных классах общеобразовательной деятельности. Роль рисования по памяти в развитии детей начальной школы обучения. Последовательность изображения объекта при помощи разных изобразительных материалов. Основные этапы урока рисования с натуры. | 2 |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Выполнить рисунок с натуры натюрморта из геометрических тел в графике (тональное решение) | 2 |
2 | Выполнить рисунок натюрморта в технике акварели. | 2 |
3 | Выполнить рисунок пейзажа в гуашевой технике. | 2 |
1 2 | Самостоятельная работа. Разработать план- конспект урока по рисованию с натуры. Составить иллюстративно-тематический план по предмету изобразительное искусство в начальной школе (класс на выбор). | 6 |
Тема 1.8. Методика обучения рисованию живописными материалами | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1 | Приемы и методы педагогической работы, направленные на формирование положительных личностных качеств, развитие эмоциональной и двигательной сфер, развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, обобщения планирования своей работы, последовательного выполнения рисунка. | 2 |
2 | Последовательность рисования человека. Человек в движении. | 2 |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Выполнить рисунок архитектурного сооружения. | 2 |
2 | Выполнить рисунок по памяти и представлению птиц, животных | 2 |
3 | Выполнить рисунок человека. | 2 |
| Самостоятельная работа. | 5 |
1 | Разработать план- конспект урока по рисованию пейзажа | |
2 | Разработать план- конспект урока по рисованию | |
Тема 1.9. Методика организации и проведения уроков тематического рисования. | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1 | Роль эстетического восприятия в развитии творческих способностей учащихся. Виды уроков по тематическому содержанию: рисование по памяти пейзажей и сцен из окружающей жизни. Рисование по представлению сцен из истории страны, города и пр. Рисование по воображению фантастических композиций. Иллюстрирование литературных произведений. | 1 |
2 | Значение уроков тематического рисования в художественном образовании и эстетическом воспитании: обучающее, развивающее, воспитывающее. Ход работы художника над картиной. | 1 |
3 | Структура уроков рисования на темы. | 2 |
4 | Критерии оценки детской творческой тематической композиции (на заданную тему). | 2 |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Выполнить рисунок на темы из окружающей жизни. | 2 |
2 | Выполнить иллюстрацию к литературному произведению. | 2 |
3 | Выполнить иллюстрацию к сказке. | 2 |
| Самостоятельная работа. | 6 |
1 2 | Разработать план-конспект занятия по тематическому рисованию Разработать план-конспект занятия по иллюстрированию сказки | |
Тема 1.10. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1 | Понятие «декоративно-прикладное искусство». Виды ДПИ. Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры. Традиционные художественные промыслы. Три сферы художественной деятельности: изобразительная, конструктивная и декоративно-прикладная (Изображение, Постройка и Украшение, как характерные черты произведений искусства). | 1 |
2 | Содержание ДПД на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Уроки стилизации, составления самостоятельных узоров и стилизованных изображений. Основные этапы стилизации. Уроки освоения композиции орнамента в полосе, круге, квадрате, сетчатый орнамент и т.д. | 1 |
3 | Композиция в народном и декоративно-прикладном искусстве. Методика работы над тематической декоративной композицией | 1 |
4 | Народные художественные промыслы. Русская матрешка. | 1 |
5 | Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства. | 1 |
6 | Изучение традиционных росписей народных художественных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Мезень и д.р. от повтора до вариации. - составление эскизов изделия с декоративным оформлением (соблюдение основных принципов ДПИ: единство формы, декора, назначения) от повтора через вариацию к импровизации). изготовление изделия с соблюдение технологий ДПИ и соблюдением основных принципов ДПИ. изготовление изделия с соблюдение технологий ДПИ и соблюдением основных принципов ДПИ. изготовление изделия с соблюдение технологий ДПИ и соблюдением основных принципов ДПИ. Критерии оценки детских декоративно-прикладных работ. | 1 |
7 | Значение уроков ДПД: обучающее, развивающее, воспитывающее. Структура уроков ДПД. | |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Выполнить эскизы изделий народного и декоративно-прикладного искусства. | 2 |
2 | Выполнить элементы декоративной росписи русской глиняной игрушки (Дымково, Филимоново, Каргополь). | 2 |
3 | Выполнить элементы декоративной росписи (Хохлома, Городец, Гжель). | 2 |
1 2 | Самостоятельная работа. Выполнить эскизы орнаментов в круге, полосе, квадрате. Выполнить рисунок матрешки с полхов- майданской росписью. | 6 |
Тема 1.11. Теоретические и методические основы обучения младших школьников дизайну | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1 | Дизайн. Виды дизайна. Графический дизайн. Промышленный дизайн. Книжный дизайн. Дизайн одежды. Фито-дизайн. Особенности дизайнерского подхода к проектированию вещей. Основы формообразования, моделирования, макетирования и комплексного проектирования. Композиция в дизайне. Ритм, глубина пространства, движение. | 2 |
2 | Цвет в дизайне. Коллекция материалов с различной фактурой. | 1 | |
3 | Дизайн интерьера. Составные части и функции интерьера. | 1 |
4 | Методика составления плана-конспекта занятия по дизайну | 2 |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Выполнить имитацию фактуры и текстуры различными инструментами, материалами и приспособлениями | 2 |
2 | Выполнить эскиз фантазийного макияжа. | 2 |
3 | Выполнить эскиз интерьера жилого помещения | 2 |
1 2 | Самостоятельная работа. Выполнить наглядный материал по видам дизайна. Выполнить презентацию по ознакомлению младших школьников с видами дизайна | 6 |
Тема 1.12. Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1 | Виды бесед об изобразительном искусстве. Тематические беседы. Обзорные беседы. Ретроспективные беседы. Беседы о красоте окружающего мира. Методика проведения бесед по изобразительному искусству в начальной школе. Примерный план обзорной беседы о видах и жанрах изоискусства. Примерный план ретроспективной беседы. | 2 |
2 | Восприятие и эмоциональная оценка произведений изобразительного искусства. Средства художественной выразительности. Приемы анализа произведения изобразительного искусства на уроке. | 2 |
3 | Методика проведения экскурсии | 2 |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Выполнить анализ произведений по архитектуре (по репродукциям) | 1 |
2 | Выполнить анализ произведений по графике (по репродукциям) | 1 |
3 | Выполнить анализ произведений по дизайну (по репродукциям) | 1 |
4 | Выполнить анализ произведений по живописи (по репродукциям) | 1 |
5 | Выполнить анализ произведений по скульптуре (по репродукциям) | 1 |
6 | Выполнить анализ произведений по декоративно-прикладному искусству (по репродукциям) | 1 |
1 2 | Самостоятельная работа. Составить план-конспект урока искусствоведческой беседы. Подготовить презентацию для беседы о русском пейзаже. | 6 |
Тема 1.13. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | ФГОС НОО об организации обучения технологии в начальных классах. «Технология»: основные понятия, структура построения курса. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения предметной области «Технология». Цели и задачи уроков технологии в начальных классах. | 1 |
2 | Преемственность между дошкольным и начальным образованием на уроках технологии. Виды планирования. Планирование уроков. Планируемые результаты. Предметные результаты: общекультурные и общетрудовые компетенции. Межпредметные результаты: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные результаты. | 1 |
| Практические занятия. | 2 | |
1 | Подобрать задания для уроков технологии, направленных на формирование видов УУД. | |
1 | Самостоятельная работа. Выполнить анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей преподавание учебного предмета «Технология» в начальных классах | 2 |
Тема 1.14. Обзор авторских программ по технологии | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Программы по технологии труда (традиционные, вариативные, альтернативные). Рабочие программы. Структура программы и примерное ее содержание. Основные требования к программе учебной дисциплины «Технология». Баланс теоретических знаний и практических умений для каждого класса, распределение учебной информации по отдельным урокам. Основные виды деятельности на уроках технологии. Анализ учебников Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой идр. | 1 |
2 | Программы по технологии для начальной школы. Геронимус Т.М. «Школа мастеров»; Конышева Н.М. «Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования)»; Куревина О.А., Лутцева Е.А. «Искусство и художественный труд»; Малышева Н.А. «Художественный труд»; Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд»; Симонекко В.Д., Колисничеко И.И. и др. Программа образовательной области «Технология»; Проснякова Т.Н. «Художественный труд» для 3 – 4 классов; Цирулик Н.А. «Трудовое обучение» для 1 – 4 классов. | 1 |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Проанализировать учебники технологии (с 1 по 4 класс) по предложенному плану. | 2 |
2 | Изучить материалы по программному обеспечению начальной образовательной школы. | 2 |
3 | Выписать из учебников технологии задания, подразумевающие дифференцированный подход к обучению. | 2 |
1 | Самостоятельная работа. Выполнить доклад по теме: «Анализ содержания программ обучения технологии». | 6 |
Тема 1.15. Современные педагогические технологии и их применение на уроках технологии в начальной школе | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Игровые педагогические технологии: педагогическая игра, игры-упражнения, ребусы, игры-соревнования, игры-путешествия, сюжетные (ролевые игры). Тренинговые технологии. Музыкальная психотерапия. Релаксакция. Технология уровневой дифференциации. Технологии различных видов самостоятельной работы учащихся как форма дифференцированного подхода. Технология портфолио. | 1 |
2 | Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение. Технология проблемного обучения. Технология интегрированных уроков. Взаимосвязь предметных областей «Технология» и «Математика». Взаимосвязь предметных областей «Технология» и «Филология», «Технология и «Искусство», « Технология» и «Окружающий мир». | 1 |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Выбрать одну из игровых технологий и разработать игру для урока технология. | 3 |
2 | Выбрать тему урока технологии в любом классе, разработать таблицу, отражающую деятельность учителя и учащихся; выбранные методы преподавания и учения для каждого элемента урока. | 3 |
1 2 | Самостоятельная работа. Выполнить анализ концепций и программного обеспечения по предмету. Разработать проект урока технологии в зависимости от выбранного типа урока | 4 |
Тема 1.16. Структура и содержание уроков технологии в начальной школе | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1 | Принципы дидактики. Урок технологии, его особенности в начальной школе. Цели, задачи, структура урока технологии. Методы и приемы обучения на уроках технологии (рассказ, беседа, работа с книгой, объяснение, демонстрация и наблюдение, упражнение, опыт). Методика работы по учебникам, дидактическому материалу, по рабочей тетради, по учебно-методической литературе, учебно- методическому комплекту. | 2 |
2 | Типы уроков (уроки-практикумы, уроки-опыты, уроки-экскурсии, кино-и видеоуроки). Планирование уроков. Структура различных уроков. Подготовка и проведение уроков технологии. Инструктаж на уроках технологии. Виды наглядных пособий на уроках. Динамические пособия и принципы их разработки. Технические, аудио и видео системы обучения технологии. Наглядные пособия по способу демонстрации и форме. Требования к наглядности. Модель современного учебного плаката по изо и технологии. Динамические таблицы. Принципы достижения динамики в учебной таблице. Технические, аудио и видео системы обучения изо и технологии. Диагностика и оценка учебных достижений младшего школьника на уроках технологии. Формы и методы контроля на уроках технологии. | 2 |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Составить конспект урока технологии, подразумевающий интеграцию с одним или несколькими предметами начальной школы. Анализ и оценка работ учащихся. Критерии выставления отметок. Ошибки в работах учащихся и методика их исправления. | 2 |
2 | Разработать динамическое пособие | 1 |
3 | Выполнить наглядное пособие по технологии по изготовлению мягкой игрушки | 1 |
1 2 | Самостоятельная работа. Разработать технологическую карту урока технологии Подобрать задания к уроку по одной из тем: «Оригами», «Аппликация», «Лепка», позволяющие обеспечить дифференцированный подход по одному из критериев: скорость выполнения задания, самостоятельность, творческая активность. | 6 |
Тема 1.17. Особенности работы с бумагой и картоном на уроках технологии в начальной школе | Содержание учебного материала | 14 | 2 |
1 | История бумаги. Виды бумаги и картона, ех применение в различных отраслях хозяйства, основные свойства (толщина, прочность, цвет, отношение к влаге). Окраска бумаги. Декоративная обработка бумаги. Техника трафарета, шаблона, штампа в процессе обработки бумаги и картона. Окраска бумаги. | 1 |
2 | Аппликация из бумаги. Аппликация по содержанию: предметная, декоративная, сюжетно-тематическая. По количеству используемых цветов: цветная, силуэтная. По наличию симметрии: симметричная, асимметричная. По форме: из геометрических фигур, негеометрическая аппликация. по форме прилегания к поверхности. По количеству деталей: аппликация целыми силуэтами, раздробленная на части аппликация, мозаика. По способу изготовления деталей: резаная, рваная. По способу крепления деталей: однослойная, многослойная. По степени прилегания к основе: плоская, объемная. Последовательность выполнения аппликации из геометрических фигур. | 1 |
3 | Оригами. Типы и формы оригами. Традиционная и творческая формы оригами. Базовые формы. Смешанные техники: аппликация с элементами оригами. Сгибание и складывание из бумаги. Соединение деталей из бумаги и картона. Окантовка изделий. Модульное оригами. Художественное конструирование на основе модулей. Многогранники. Художественное конструирование по разверткам. Этапы технического моделирования: решение конструкторских задач, решение технологических задач, решение организационно-конструкторских задач. Киригами. Кусудама. | 2 |
4 | Игрушки из бумаги и картона. Последовательность выполнения. Бумажная скульптура. Плоскостные изделия с подвижными деталями. Квилинг. | 2 |
| Практические занятия. | 8 | |
1 | Выполнить изделия в технике оригами | 2 |
2 | Выполнить мозаичную аппликацию | 2 |
3 | Выполнить рельефную композицию из бумаги и картона на тему «Букет цветов» с элементами техники плетения. | 2 |
4 | Сконструировать объемные изделия из бумаги и картона: игрушки из круглых, конусообразных и цилиндрических деталей. | 2 |
1 2 | Самостоятельная работа. Составить план-конспект занятия технологии по обработки бумаги и картона. Выполнить сюжетную аппликацию в технике квиллинг. | 6 |
Тема 1.18. Особенности работы с тканью на уроках технологии в начальной школе | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1 | Виды ткани. Строение, переплетение, свойства ткани. Плетение. Методика выполнения аппликации из ткани. | 2 |
2 | Вышивание. Виды швов в ручной вышивке. Вышивание крестом. Вышивание гладью. Пришивание пуговиц. | 2 |
3 | Последовательность работы в технике изонить. | 2 |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Выполнить образцы швов в ручной вышивке. | 2 |
2 | Выполнить аппликацию из ткани. | 2 |
3 | Изготовить мягкую игрушку по чертежам. | 2 |
1 2 | Самостоятельная работа. Составить план-конспект занятия по работе с тканью. Изготовить изделия из ниток (куклы из ниток, помпон) с опорой на описание. | 6 |
Тема 1.19. Особенности работы с пластичными и природными материалами на уроках технологии в начальной школе | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1 | Скульптура. Виды скульптуры. Барельеф. Горельеф. Контррельеф. | 1 |
2 | Конструирование из пластичных материалов. Лепка. Виды пластических материалов. Пластилин. Глина. Восковой пластилин. Шариковый пластилин. Соленое тесто. | 1 |
3 | Методика обучения пластилинографии. | 1 |
4 | Растительные и минеральные природные материалы. Последовательность выполнения композиции из соломки. Последовательность выполнения композиций из листьев, семян, плодов. | 1 |
5 | Монотипия. | 1 |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Вылепит персонажей русских народных сказок. | 1 |
2 | Выполнить барельеф. | 1 |
3 | Сконструировать изделие из природных материалов (аппликации из листьев, семян, изделия из плодов и шишек). | 1 |
4 | Выполнить композицию в технике монотипии. | |
1 2 | Самостоятельная работа. Выполнить композицию в технике масляной живописи из пластилина. Выполнить декоративное панно из соленого теста с росписью и лакированием. | 6 |
Тема 1.20. Особенности работы с конструкторами на уроках технологии в начальной школе | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1 | Конструирование, виды учебного конструирования. Металлический конструктор. Трубочный конструктор. Легоконструирование. Магнитный конструктор. Деревянный конструктор. Организация уроков при работе с конструкторами. Методы оценивания достижений учащихся на уроках технологии в начальной школе. | 2 |
2 | Средства формирования информационной грамотности и умений работы на компьютере на уроках технологии. | 3 |
3 | Методы оценивания достижений учащихся на уроках технологии в начальной школе. | 1 |
| Практические занятия. | 6 | |
1 | Выполнить модель любого вида транспорта из коробок разной величины. | 3 |
2 | Сконструировать сказочный замок из геометрических форм из бумаги и картона. | 3 |
1 2 | Самостоятельная работа. Составить план-конспект урока конструирования. Определить тематику проектных работ по классам 1-4, которые можно провести с младшими школьниками. | 6 |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | - | |
Итого: Всего аудиторных из них: теория: практические занятия: Самостоятельная работа: | 294 196 96 100 98 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета методики обучения продуктивным видам деятельности с практикумом.
Оборудование учебного кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2 178-02).
Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью:
- Шкаф для хранения литературы и демонстрационного оборудования.
- мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»;
- видеофильмы по методике обучения продуктивным видам деятельности и искусствоведению;
- экран (на штативе или навесной) (может быть материально-техническим обеспечением образовательного учреждения).
- дидактический материал: наглядные пособия, таблицы, карточки-задания, репродукции картин художников, плакаты, шаблоны, трафареты, фотографии и т. д.
- модели, объекты, муляжи, коллекции, фотографии, изделия декоративно-прикладного искусства;
- используемые в ходе освоения курса материалы: ткань, краски для батика, резерв, глина, деревянные заготовки, графические материалы и др.
- материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин, клей, ножницы;
- схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
- набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения;
Изобразительное искусство, Рабочие программы, 1-4 класс, Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева И.А., 2012.-129с.
Изобразительное исскуство, поурочно-тематическое планирование, 1 класс, методическое пособие, Кашекова И.Э., 2014.-88с.
Изобразительное искусство, поурочно-тематическое планирование, 4 класс, Кашекова И.Э., 2014.-128с.
Исаева, М. В. Цветоведение и основы колористики : учеб. пособие / М. В. Исаева. - 2-е изд. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. гуманитар. ун-та, 2013. - 307 с.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. М., Просвещение, 2012.-155с.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. М., Просвещение, 2011.-112с.
Анна Эм. Батик, Минск, Харвест.2012.-256с.
Бадаев. В. С. Русская кистевая роспись: учебное пособие для вузов - М. : Владос, 2012.-112с.
Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М:Академия, 2012 -186с.
Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: Учебное пособие –М:Академия,2014.-208с.
Беляева С.Е., Розанова Е.А. Спецрисунок и художественная графика. М., ОИЦ «Академия», 2014.-240с.
Голубева О. Л. Основы композиции. Феникс. Изд-во: Сварог и К, 2010.
Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Под редакцией Неменского.Б. М., Просвещение. 2012.-138с.
Серова В. В. Вырезаем снежинки. -М.: АСТ-ПРЕСС, 2011.
Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок. М., ИНФРА-М, 2014.
Корепанова О.А. Композиция от А до Я: ассоциативная композиция.- Ростов н/Д:Феникс,2014.- 458с.
Косогорова Л. В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник–М. : Издательский центр «Академия», 2014. 224с.
Кошаев В. Б. Композиция в русском народном искусстве, 2012.-272с.
Декоративные шрифты: для художественно-оформительских работ /Сост.Г.Ф. Кликушин.- М:Архитектура-С,2013.-288с.
Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. Владос, 2011.
Маккэлэм Г. Л. 4000 мотивов: цветы и растения. Справочник.-М. АСТ. Астрель. 2010.
Молотова В. Н. Декоративно-прикладное искусств: Учебное пособие для среднего профессионального образования. - М.: ФОРУМ, 2010.
Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение : учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Архитектура" / Панксенов Г. И. - М. : Академия, 2012
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М., Дрофа, 1979. -224с.
Паранюшкин Р. В. Композиция. Ростов н/Д, Феникс, 2013.
Погодина С.В.Теория и методика развития детского изобразительного творчества.М.,Академия.2014.-352с.
Пожарская А. В. Изобразительное искусство. Создание ситуации успеха. Коллекция интересных уроков. Волгоград. Учитель.2013.
Поурочные разработки по программам Б. М. Неменского, В. С. Кузина.1-4 классы. Волгоград. Учитель. 2013.
Сластенин В. Педагогика профессионального образования. Издательство: Academia. 2014 г. 368 стр.
Теплинская О. А. Аппликация и коллаж. Ярославль. Академия развития. 2012.
Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии. Волгоград. Учитель. 2013.
Степанчук З. А. Изобразительное искусство. Опыт творческой деятельности. Конспекты уроков. Волгоград. Учитель. 2012.
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 2010.
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. Изд. Молодая Гвардия, 1992.
Журналы «Искусство в школе», «Юный художник», 2011-2016.
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, тематических и итоговых разноуровневых контрольных работ, практических и самостоятельных работ.