Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изодеятельности для средней группы»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ - САД № 273 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По реализации изобразительной деятельности
Т.С.Комарова
С учётом примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования
«От рождения до школы»
(4-5 лет)
Автор- составитель:
Воспитатель группы № 3
Лисовая С.Ю.
2017 г.
Содержание программы
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи по освоению Рабочей Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы II Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с художественно-эстетическим направлением развития ребенка среднего, старшего и подготовительного к школе возраста
2.2. Региональный компонент
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников, специалистами и воспитателями М ДОУ
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с локальными документами МДОУ:
- Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли – сад №273 г.Донецка»
-Рабочей программой (далее Программа) «От рождения до школы», ГОС ДО.
Настоящая Рабочая Программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию) детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы).
Здесь же обозначены технологии, которыми пользуется педагог ИЗО, проектируя воспитательно -образовательный процесс; дана психолого-педагогическая характеристика возраста; сформулированы цели и задачи в области рисования; определена процедура проведения педагогической диагностики по рисованию, необходимая для оценки индивидуального развития детей среднего, старшего и подготовительного возраста. В Рабочей Программе представлены: комплексно – тематическое планирование по рисованию в средней, старшей и подготовительной групп, план взаимодействия со специалистами и воспитателями. Отражен региональный компонент взаимодействия с семьёй и социумом, а также план работы творческой мастерской «Фантазия»
Указаны все необходимые условия для реализации Программы.
1.2. Цели и задачи по освоению Рабочей программы:
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности .
Задачи:
Развитие художественно-творческих способностей
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами.
Ознакомление с универсальными средствами художественно-образной выразительности.
Воспитание художественного вкуса, чувства гармонии, интереса к изобразительной деятельности.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы:
Программа построена с учетом специфики методики работы в разных возрастных группах и дидактических принципов:
- культуросообразности: построение эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций.
- сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
- систематичности и последовательности: постановка и /или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
- цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.
- природосообразности: учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
- интеграции различных видов искусства, художественной деятельности и других образовательных областей.
- интереса: опора на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.
1.4. Психолого – педагогическая характеристика особенностей развития детей среднего, старшего и подготовительного возраста.
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок знает разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство;
- называет основные выразительные средства;
- эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства;
- создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
- использует в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
II Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с художественно-эстетическим направлением развития ребенка среднего, старшего и подготовительного к школе возраста
Приобщение к искусству:
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.
Познакомить детей с профессией художника. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах. Учить различать жанры и виды изобразительного искусства: живопись (картина-репродукция), скульптура (лепка), архитектура (здание и сооружение). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.
Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках реальные и сказочные строения. Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Знакомить с произведениями народного искусства (изделия народного декоративно-прикладного искусства). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Продолжать формировать интерес к живописи, народному искусству.Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средствавыразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбиратьматериал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.Познакомить с произведениями живописи и изображениемродной природы в картинах художников. Расширять представления ографике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг. Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знанияо том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома магазины, театры, кинотеатры и др.Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурныхсооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина,украшения — декор и т. д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.
Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.
Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности. Формировать интерес к классическому и народному искусству (изобразительному искусству, архитектуре). Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, архитектура).
Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).
Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).
Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, архитектор, скульптор). Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Формировать представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.).
Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Изобразительная деятельность
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, аппликации.
Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Рисование.
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.
Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).
Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
2.2. Региональный компонент
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам М ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Вариативная частьобеспечивает реализацию национально-регионального компонента, формируется МДОУ, отражая специфику детского сада и его социума.
Региональная составляющая области «Художественно-эстетическое развитие», в данном случае в рисовании, выражена в специфике изучения - декоративно-прикладного искусства народов, населяющих регион, их традиций и быта, знакомство с природой родного края. Региональный компонент реализуется через непосредственно образовательную деятельность, взаимодействие с родителями, социумом.
Помимо этого, вариативная часть реализуется через занятия детей по интересам, согласно запросу родителей.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников, специалистами и воспитателями МДОУ
Родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Первоначальная задача М ДОУ – сделать так, чтобы как можно больше родителей захотели пользоваться его услугами. Детский сад создан для того, чтобы удовлетворять социальный заказ родителей. «Семья и дошкольное учреждение – это два берега одной реки. И надо если не свести их вместе, то хотя бы сократить между ними расстояние, чтобы можно было взаимодействовать». Чтобы налаживать отношения «двух берегов» воспитатель по изобразительной деятельности в своей работе с родителями устанавливает партнёрские отношения, создает общность интересов, активизирует и обогащает педагогические знания и умения родителей, поддерживает их уверенность в собственных силах.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Программа составлена на 1 год.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СРЕДНЯЯ ГРУППА
СЕНТЯБРЬ
Знакомство с пейзажем, беседа по картинам известных художников.
«Осенние листья» - рисование, метод «отпечаток листьев»
«Мы собрали урожай» - составление композиции из готовых форм геометрических фигур.(аппликация).
«Дом, в котором я живу» - метод обрывания (аппликация).
ОКТЯБРЬ
Знакомство с натюрмортом, беседа по картинам известных художников .
Рисование пальчиком «Яблоки и груши».
Кляксография, метод отпечатка. Учить детей видеть знакомые формы и дополнять их.
«Синьор Помидор» - аппликация бумажными шариками.
НОЯБРЬ
1. Знакомство с портретом, беседа по картинам известных художников.
2. Рисование с натуры любимых игрушек.
3. Ниткография.Продолжаем учить видеть знакомые формы и дополняем их.
4. Аппликация тканевая и рисование «Цветы в вазе».
ДЕКАБРЬ
«Встреча зимы» - точечный рисунок.
«А снег идёт» - аппликация мятой бумагой.
«Мы ёлочку нарядили» - печать поролоном.
«Подарок Деду Морозу» - коллективный коллаж.
ЯНВАРЬ
«Падают снежинки» - рисование мятой бумагой.
«Зимний пейзаж» - коллективная работа с использованием разных техник.