Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству (шестой класс) ФГОС»
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования, на основании «Примерной программы по изобразительному искусству»:М.:Просвещение, 2012, авторскойпрограммы«Изобразительное искусство и художественный труд»:М.: Просвещение, 2012 и ориентирована на учебник «Изобразительное искусство 6 класс» , М.: Просвещение, 2012г.
Цели изучения изобразительного искусства: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Угранская СШ» предмет изучается в 6 классах в объеме 34 часа ( 1 час в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от-ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении мо-ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от-ветственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь-ной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де-ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де- ятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея-тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе-ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо-ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху-дожественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра-женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по-нимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными матери-алами и в разных техниках в различных видах визуально-простран-ственных искусств, в специфических формах художественной дея-тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Ученик научится:
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
узнает основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
узнает имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
изучит основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа;
Ученик получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные художественные замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную творческую деятельность, использовать ИКТ в искусстве.
узнает о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
различать по материалу, технике исполнения современные виды де-коративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
Мир наших вещей. Натюрморт.
Ученик научится:
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь);
обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека;
уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
Ученик получит возможность научиться:
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основным средствам художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
Вглядываясь в человека. Портрет.
Ученик научится:
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
узнает основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
узнает имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
Ученик получит возможность научиться:
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
Человек и пространство. Пейзаж.
Ученик научится:
узнает имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
Ученик получит возможность научиться:
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
различным художественным материалам, художественным техникам и их значению в создании художественного образа;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Изобразительное искусство. Семья пластических искусств.
Художественные материалы
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и её пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты.
Человек и пространство. Пейзаж.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспектив.
Пейзаж. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж и настроение. Природа и художник.
Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
В том числе:
Контрольных работ
1
Раздел 1 «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»