РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Цветландия»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Цветландия»
Настоящая программа «Цветландия» реализуется в рамках образовательной программы ЦРТДЮ по художественной направленности и создает условия обеспечивающие развитие творческих способностей детей и подростков с учетом их возможностей.
Основным приоритетом дополнительного образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Цветландия» »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
Муниципального образования город КРАСНОДАР
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУДОД ЦРТДЮ
М. Д. Ибрагимова_____________
(Ф.И.О., подпись)
протокол педагогического совета
от « » 2014 г. № .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)
«Цветландия»
изобразительное искусство
(наименование учебной дисциплины, курса)
художественная
направленность
3 года
(срок реализации программы)
модифицированная
(вид программы)
от 6 до 15
(возраст обучающихся)
Долгова Ю.А.
Краснодар 2014
Настоящая программа «Цветландия» реализуется в рамках образовательной программы ЦРТДЮ по художественной направленности и создает условия обеспечивающие развитие творческих способностей детей и подростков с учетом их возможностей.
Основным приоритетом дополнительного образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Актуальность данной образовательной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные рисунки и изделия в процессе изучения основ изобразительного искусства, развивать свои креативные способности. Актуальность проявляется в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в современной жизни (научной, культурной, общественной); в готовности использовать новые возможности; в стремлении избежать очевидных, традиционных решений.
Новизна данной образовательной программы основана на сочетании современных и классических методов обучения. Такой подход интересен и дает хорошие результаты. Накопленный опыт педагога объединения «Цветландия» позволяет в творческой обстановке обучающимся знакомиться с языком изобразительного искусства, различными нестандартными, неординарными техниками и материалами, приобретая необходимые знания и навыки.
Педагогическаяцелесообразность программы основана на специфике учреждения дополнительного образования, которое позволяет наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход в развитии художественных способностей детей и становление личности ребенка.
Целью программы является развитие способностей ребенка, средствами изобразительного искусства.
Основные обучающие задачи:
-познакомить с основами изобразительной грамоты;
- формировать художественные знания, умения и навыки;
-научить детей сравнивать и анализировать;
-научить детей свободно оперировать терминами изобразительного искусства.
-формировать потребность доводить начатое дело до конца.
Основные воспитательные задачи:
-воспитать нравственные качества личности детей;
-развивать способности ребенка, через овладение основами изобразительного искусства;
-воспитать любовь к малой родине и интерес к культуре и истории России.
Поставленная цель и задачи реализуется через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, оформительская деятельность. Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на заданные темы по памяти и по представлению, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве (музейные уроки) посещение выставок, участие в конкурсах.
В сфере самостоятельной познавательной деятельности отслеживаются критерии компетентности, а именно, способность познавать окружающий мир и себя через знакомство с разнообразием явлений реальной жизни, что проявляется в отношении к окружающему миру, другим людям самому себе, а также наличие интереса ко всему новому, неизвестному. Компетентности характеризуется такими показателями, как расширение индивидуального опыта; а формами предъявления компетентности на этом уровне являются личная тетрадь; различные продукты познавательной деятельности.
Компетентность в коммуникативной сфере: Критерий компетентности: овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками. Характеризуется такими показателями, как умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, окружающим миром. Формами предъявления компетентности на этом уровне являются положительный опыт коммуникативной деятельности; возникновение дружеских отношений между учащимися. Компетентность в культурно- досуговой сфере
Критерий компетентности: укрепление привычки культурного поведения через активное участие учащихся в празднично-игровых программах. Характеризуется такими показателями, как овладение элементами эмоциональной и досуговой культуры. Формами предъявления компетентности на этом уровне являются игровые программы.
Компетентность в гражданско-правовой сфере
Критерий компетентности: положительная тенденция нравственного развития. Характеризуется такими показателями, как становление у детей предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью. Формой предъявления компетентности на этом уровне может быть игра-испытание.
Компетентность в бытовой сфере
Критерий компетентности: формирование разумного отношения к своему здоровью. Характеризуется такими показателями, как бережное отношение к своему здоровью. Формой предъявления компетентности на этом уровне является сохранение здоровья.
Программа построена от простого к сложному, предусматривает возраст и возможности каждого ребёнка. Ближайшей целью программы является активизация творчества.
Отличительными особенностями данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ является то, что программа обеспечивает развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. А так же знакомит с языком изобразительного искусства, направленным на овладение различными новыми техниками и материалами, приобретение необходимых знаний и навыков реализация которых происходит в творческой обстановке с использованием мультимедийных средств.
Программа «Цветландия» является модифицированной, основывается на авторской программе «Основы изобразительного искусства» И.И. Волобуева.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: программа «Цветландия» рассчитана на три года обучения для детей от 6 до 15 лет.
Следует отметить, что для младшего школьного возраста характерно познавательное отношение к миру. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности. Ребенок младшего школьного возраста в условия воспитания и обучения начинает занимать новое место в системе доступных ему общественных отношений. В процессе обучения у обучающихся формируется понимание культуры как общественного явления, развиваются художественно-эстетические, интеллектуальные, речевые, а также личностные качества.
Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании заключения экспертной группы об оценке минимума подготовки за предшествующие годы.
Сроки реализации образовательной программы. Программа рассчитана на три года обучения:
1 год обучения-144 часа и включает в себя:
Введение - 2 часа;
История искусств – 6 часов;
Рисунок – 32 часа;
Живопись - 20 часов;
Композиция - 40 часов;
Декоративно-прикладное искусство – 44 часа;
2 год обучения- 216 часов и включает в себя:
Введение - 2 часа;
История искусств – 14 часов;
Рисунок – 40 часов;
Живопись - 40 часа;
Композиция - 28 часов;
Декоративно-прикладное искусство – 28 часов;
Рисование на темы и иллюстрирование - 40 часов;
Оформительская деятельность – 24 часа.
3 год обучения- 216 часов и включает в себя:
Введение - 2 часа;
История искусств – 14 часов;
Рисунок – 40 часов;
Живопись - 40 часа;
Композиция - 28 часов;
Декоративно-прикладное искусство – 28 часов;
Рисование на темы и иллюстрирование - 40 часов;
Оформительская деятельность – 24 часа.
Формы и режим занятий.
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа;
2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 учебных часа;
3 год обучения - 3 раза в неделю по 2 учебных часа.
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие формы проведения занятий: наблюдения, практические занятия, выставка, галерея, мастер-класс, встречи с художниками Кубани.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
- жанры изобразительного искусства – пейзаж, портрет, натюрморт;
-виды изобразительного искусства – живопись, графика, ДПИ;
-основы цветоведения, перспективы, композиции;
- владеть понятиями и терминами изобразительного искусства.
Обучающиеся должны уметь:
- сидеть правильно за мольбертом;
-держать правильно кисточку и карандаш;
- проводить линии без напряжения в нужных направлениях;
- передавать в рисунке по памяти и представлению несложную форму ;
- работать с линией, пятном, ритмом, формой;
-применять художественно-выразительные средства графики, живописи, ДПИ в своём творчестве ;
-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
-выражать свое отношение к данному произведению искусства и аргументировать свою позицию.
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать :
-жанры изобразительного искусства – пейзаж, портрет, натюрморт и виды изобразительного искусства – живопись, графика, ДПИ;
- сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов ( Жостово, Хохлома, Гжел , Городец);
-основные средства художественной выразительности – композиция, перспектива, цветоведение, объём, линия, тон, пятно, ритм, форма ;
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
-анализировать и выражать собственное отношение к своей работе и работе своих кружковцев ;
-работать с линией, пятном, ритмом, формой;
-применять художественно – выразительные средства – графики, живописи, народного и декоративно – прикладного искусства в своём творчестве;
-изображать фигуру человека, животных по памяти и представлению с передачей пропорций и движения;
-самостоятельно создавать тематические композиции;
К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать:
-виды изобразительного искусства :живопись, графика, декоративно – прикладное искусство;
-основные сведения о средствах художественной выразительности – цветоведения, перспектива, композиция. Объём, линия, тон, пятно, ритм и форма ;
-особенности материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
- знать историю Кубани и России через изобразительное искусство.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:
-проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
-изображать с натуры , по памяти и по представлению предметы и объекты несложных форм;
-рисовать фигуру человека, животных по памяти и представлению с передачей движения и пропорций;
- использовать элементарные основы изображения лица человека;
- выстраивать доброжелательные отношения в коллективе.
- аккуратно выполнять задание и доводить начатое дело до конца
- выполнять построения и перспективные изменения предметов;
- самостоятельно разрабатывать и создавать тематические композиции;
-испытывать потребность в регулярных занятиях.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
начальный контроль (сентябрь);
текущий контроль (в течение всего учебного года);
промежуточный контроль (январь);
итоговый контроль (май).
Увидеть результаты достижений каждого ребенка поможет анализ работ, педагогическое наблюдение, участие в выставках.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются итоговые занятия и диагностика умений и диагностика умений и творческих способностей обучающихся, а так же участие в конкурсах, окружных и городских выставках.
Вид контроля
Содержание
Формы контроля
срок
Вводный
Диагностика интересов и художественного кругозора воспитанников
Диагностика, анкетирование, устный опрос
IX-X
Текущий
Овладение художественными навыками. Развитие творческой мысли, инициативы, воображения, эмоциональной отзывчивости.
Выставка работ
XI – II
Коррекция
Координация
Творческие задания, упражнения.
III – VI
Итоговый
Контроль выполнения поставленных задач
Итоговое занятие, выставка работ.
V
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№ п/п
Раздел, тема занятия
Кол-во
часов
всего
теория
практика
1.
Введение в программу.
2
2
-
2.
Рисунок
34
11,5
20,5
2.1.
Упражнения на овладение изобразительно-выразительными возможностями рисовального материала.
2
1
1
2.2.
Рисование с натуры гипсовых геометрических тел.
2
1
1
2.3.
Рисование с натуры сухих листьев.
2
0,5
1,5
2.4.
Зарисовки с натуры отдельных предметов прямоугольной формы.
2
0,5
1,5
2.5.
Зарисовки с натуры предметов комбинированной формы (кувшин, яблоко).
Ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования к технике безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Правила внутреннего распорядка. Оборудование и материал
Тема 1. История искусств.
Изучение подлинных произведений художников, через музейные уроки: «Портрет музея в лицах и судьбах», «Творчество В.М.Васнецова», «Шедевры русской живописи», « Творчество И.И. Шишкина» также подбор репродукций, слайдов, видеофильмов к занятиям на протяжении всего времени обучения. Главным содержанием занятий должно стать представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.
Тема 2. Рисунок .
Характер движения, форма, равновесие масс. Роль ритма в создании образа. Тон, тональные отношения. Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Практическая работа: изображение с натуры гипсовых геометрических тел, изображение с натуры предметов комбинированной формы. Изображение интерьера. Наброски человека, животных. Зарисовки с натуры пейзажа. Рисунок с натуры чучела птицы. Натюрморт, состоящий из предметов быта.
Выполнение серий упражнений на усовершенствование владения изобразительными возможностями рисовального материала. Изучение возможностей красок, угля, сангины, туши, карандаша. Практическая работа: Выполнение упражнения различными материалами.
Тема 3. Живопись.
Продолжаем изучать выразительные возможности тёплых и холодных цветов, насыщенность цвета и его светлота, изучение свойств цвета. Колорит, тёплая и холодная гамма, цветовые контрасты, Композиционное равновесие, передача пространства в живописи. Практическая работа: натюрморт «Осень», декоративная работа «Осень», выполнение упражнений, работа над цветовой палитрой. Натюрморт из 2-3 близких по цвету светлых предметов, декоративный натюрморт «Цветы в вазе».
Тема 4. Композиция.
Изображение видов перспективы в ИЗО. Изображение пространства. Перспектива, как изобразительная грамота. Свойства выразительности. Понятие сюжета, темы и содержания. Практическая работа: Выполнение композиции с изображением животных и людей, создание композиции с использованием природных материалов, композиция на спортивную тему, создание композиции по воображению: «Моя Кубань», по наблюдению «Праздничный город», создание композиции по прочитанному тексту, на историческую тему, создание композиции на темы «Как я провел лето», «Берег моря», «Первоцветы», «Веселые клоуны».
Тема 5. Декоративно-прикладное искусство.
Декоративное значение произведений изобразительного искусства. Декоративность как свойство и средство выразительности произведений изобразительного искусства. Конструктивный анализ произведений декоративно-прикладного искусства. Практическая работа: орнамент в круге «Гжель», на полосе «Хохлома», Эскиз новогоднего костюма сказочного героя. Новогодних масок. Роспись игрушки – матрешки. Выполнение декоративного панно «Мир других планет».
Тема 6. Рисование на темы и иллюстрирование.
Передача достоверных впечатлений от прочитанного произведения, умение передавать эмоциональное состояние персонажа, его характер.
Создание коллективных и индивидуальных композиций. Изготовление декоративных панно для праздников. Изготовление новогодних украшений, выражение идеи, замысла, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи, выполнение эскизов и исполнение проектов.
Методическое обеспечение.
Для успешной реализации программы «Разноцветный мир палитры» необходимо учитывать возрастные особенности детей, использовать различные виды деятельности, различные формы занятий, введение физминуток.
Педагог должен постараться создать уютную обстановку, которая располагала бы детей к успешному усвоению программы. Для этого в кабинете необходимо следующее оборудование: разные виды освещения, аудио и видео оснащение, удобная соответствующая росту детей мебель, яркий наглядный материал.
5. Для улучшения работы объединения желательно увеличить площадь студии изо, приобрести мольберты, пополнить натюрмортам: фонд, оборудовать необходимой современной техникой и возможностью выхода в интернет (для обмена опытом с другими студиями), развиваясь современными методами.