Рабочая программа по изобр. искусству 1-4 классы (базовый уровень)
Рабочая программа по изобр. искусству 1-4 классы (базовый уровень)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы под руководством Б.М.Неменского.(Москва, Просвещение, 2009 г) , главной смысловой основой которой являются связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев¬ном его бытии, в жизни общества. Нагрузка - 1 час в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобр. искусству 1-4 классы (базовый уровень) »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №171
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_________ Байдакова А. В.
Протокол № 1 от
«____» августа 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы МБОУ СОШ №171
__________ Горбунова И. Н.
«____»___________ 2014 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №171
_________Петти И.Г.
Приказ № ___ от «___»_____________ 2014 г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Изобразительное искусство»
1-4 классы Базовый уровень
Учитель Байдакова Алина Викторовна
Высшая квалификационная категория
1А, Б,В, 2 А,Б,В, 3В, 4А,Б
2014-2015 учебный год
Г Нижний Новгород
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Примерной программы по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.;
Авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 2011г.
Учебно-методический комплект
Ты изображаешь, украшаешь и строишь.1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А. Неменская: под ред.Б.М. Неменского-.М.: Просвещение, 2012
Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Е.И. Коротеева; под ред.Б. М. Неменского-М.: Просвещение, 2012 г.
Искусство вокруг нас: учеб.для 3 кл. нач. шк./Н.А. Горяева,Л.А.Неменская, А.С. Питерских; /под ред. Б. М. Неменского.-М.: Просвещение, 2012 г.
Каждый народ-художник: учебник для 4 класса четырёхлетней нач. школы./ под ред Б.М. Неменского.-М. :Просвещение, 2012 г.
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б. М. Неменского . 1-4 классы. - М. : Просвещение, 2011.
Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.
Место данного предмета в решении задачи формирования УДД
Личностные результаты:
• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке проведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученыe знания в собственной художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-проективную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
• в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
• в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Автор программы Б.Н. Неменский отмечает следующие цели худ образования:
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Цели учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность выражать и отстаивать свою собственную позицию в искусстве и через искусство.
развитие воображения, желания и умения подходить к своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно—прикладных, архитектуре и дизайне- их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Межпредметные связи
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Язык изобразительного искусства и различные художественные материалы используются для освоения содержания разных учебных предметов: литература, окружающий мир, родной язык и др.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство относится к образовательной области «Искусство». В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Планируемые результаты изучения курса.
Предполагается, что в результате формирования УУД к окончанию 1 классау ребенка будут сформированы: Метапредметные:
Регулятивные УУД: Ученик научится:
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять работу на основе алгоритмически заданной конструкции
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Познавательные УУД :Ученик научится:
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета;
- осуществлять анализ объектов с выделением признаков;
- устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции
- осуществлять сравнение и классификацию,самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Коммуникативные УУД: Ученик научится:
- работать в группе, создавая коллективный макет.
- использовать речь для регуляции своего действия;- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Ученик получит возможность научиться:
- Воспринимать и эмоционально оценивать выставку работ одноклассников;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные: Ученик научится:
- пониманию особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать виды художественной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
- создавать изображения на плоскости графич средствами (карандаши, фломастеры), красками;
-использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
- передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- основам моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
Ученик получит возможность научиться:
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, фантастического существа средствами изобразительного искусства
- пользоваться средствами художественного конструирования в собственной художественно -творческой деятельности
к окончанию 2 классау ребенка будут сформированы: Метапредметные:
Регулятивные УУД: Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
- организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-проективную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
Познавательные УУД: Ученик научится:
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- творческому видению с позиций художника, т.е. умению сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- использовать средства инфор технологий для решения различных учебно-творческих задач.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД:Ученик научится:
- строить понятные для партнера высказывания
- вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Ученик получит возможность научиться:
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Предметные: Ученик научится:- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- эмоционально-ценностно относиться к природе; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
- различать виды художественной деятельности (дизайн, декоративно-прикладное искусство)
- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
Ученик получит возможность научиться:
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
к окончанию 3 классау ребенка будут сформированы: Метапредметные:
Регулятивные УУД: Ученик научится:
- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные УУД: Ученик научится:
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета;
-общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
Ученик получит возможность научиться:
- видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
Коммуникативные УУД: Ученик научится:
- обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы,
- обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства
- высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать произведения искусства, участвовать в обсуждении их содержания;
- проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям.
Предметные: Ученик научится:
- использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- создавать средствами живописи образ человека: передавать на плоскости пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;
- характеризовать художественные образы, представленные в произведениях искусства; различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
- называть ведущие музеи России и художественные музеи своего региона;
- использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
Ученик получит возможность научиться:
- давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам;
- видеть проявления художественной культуры вокруг;
-изображать архитектуру родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоц отношение;
к окончанию 4 классау ребенка будут сформированы: Метапредметные:
Регулятивные УУД: Ученик научится:
- понимать и анализировать конструкцию предмета, в частности русского народного костюма;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
Ученик получит возможность научиться:
- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Познавательные УУД: Ученик научится:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- узнавать характерные черты нескольких ярких культур;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Ученик получит возможность научиться:
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов.
Коммуникативные УУД: Ученик научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы;
- оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
Предметные: Ученик научится:
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту,трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
-создавать средствами живописи, Декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык ДПИ;
-осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать
характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
Ученик получит возможность научиться:
- передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы
-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Учебно-тематическое планирование
1 класс ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
№
Темы разделов
Кол-во часов
1
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
9
2
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
8
3
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
11
4
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
5
Итого: 33 часа
2 класс ТЫ И ИСКУССТВО
1
Как и чем работает художник
8
2
Реальность и фантазия
7
3
О чём говорит искусство.
11
4
Как говорит искусство.
8
Итого: 34 часа 3 классИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
1
Искусство в твоем доме
8
2
Искусство на улицах твоего города
7
3
Художник и зрелище
11
4
Художник и музей
8
Итого: 34 часа
4 класс КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК
1
Истоки родного искусства
8
2
Древние города нашей Земли
7
3
Каждый народ — художник
11
4
Искусство объединяет народы
8
Итого: 34 часа
Учебно –методическое обеспечение
Дана программа обеспечена учебно-методическими комплектами для 1 -4 классов общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М.Неменского.
Изобразительное искусство. 1класс. Учебник/Под ред Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2011
Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под ред Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012
Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник/Под ред Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012
Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник/Под ред Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012
Б.Неменский. Изобразительное искусство . Программа 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2011
Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Федеральный гос образовательный стандарт начального общего образования
Д
2
Примерная программа начального общего по изобразительному искусству
Д
3
Рабочие программы по изобразительному искусству
Д
4
Учебники по изобразительному искусству
К
5
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобр искусства)
Д
6
Методические журналы по искусству
Д
7
Учебно-наглядные пособия в виде таблиц
Д
8
Энциклопедии по искусству, справочные издания
Д
9
Альбомы по искусству
Д
10
Книги о художниках и художественных музеях
Д
11
Словарь искусствоведческих терминов
П
2. Печатные пособия
12
Портреты русских и зарубежных художников
13
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Д
14
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц
Д
15
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
Различные презентации: виды изобразительных искусств; жанры изобразительных искусств; стили и направления в искусстве; народные промыслы
Д
5. Учебно-практическое оборудование
23
Краски акварельные
Ф
24
Краски гуашевые
Д
25
Тушь
Д
26
Ручка с перьями
Д
27
Бумага А3, А4
Д
28
Бумага цветная
Ф
29
Фломастеры
Ф
30
Восковые мелки
Д
31
Пастель
Д
32
Сангина
Д
33
Уголь
Д
34
Кисти беличьи
Ф
35
Емкости для воды
К
36
Стеки (набор)
Д
37
Пластилин
Д
38
Клей
Д
39
Ножницы
К
40
Рамы для оформления работ
К
6. Модели и натурный фонд
41
Муляжи фруктов (комплект)
Д
42
Изделия декоративно-прикладного искусства
Д
43
Керамические изделия
Д
44
Драпировки
Д
45
Предметы быта
Д
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося