kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого – педагогический семинар: «Основные методы и приёмы работы по формированию представлений, об окружающей действительности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого – педагогический семинар: «Основные методы и приёмы работы по формированию представлений, об окружающей действительности».»

Психолого – педагогический семинар: «Основные методы и приёмы работы по формированию представлений, об окружающей действительности».

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

В период дошкольного детства у человека формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей, т. е. экологические знания.

Ученые отмечают, что у ребенка уже в трехлетнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано главным образом на знаниях, полученных от взаимодействия с взрослыми. Это отношение выражается, прежде всего, через проявление заботы о людях, природе. Поэтому формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

В экологическом воспитании детей, необходимо не только учить наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Знания - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено двумя разделами:

) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых.

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; В.Г. Белинский, А.И. Герцен говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Усваиваемые детьми нравственные нормы и правила заботливого отношения проявляются у детей и в слове, и в действии. Дошкольники уже способны вербально выражать свое отношение к окружающему миру, способны облекать в словесную форму желания, потребности, состояние и настроение объектов природы.

Умение быть настойчивым. Это качество помогает ребенку довести начатое дело до конца, преодолеть трудности, сдерживать свои импульсивные желания, считаться с интересами сверстников, потребностями живого организма;

Совершение трудовых действий. Детей важно учить самостоятельно, выполнять трудовые действия, осуществлять уход за животными и растениями;

Умение быть ответственным (обязательным). Предполагает способность ребенка отвечать за состояние живого организма и нести ответственность за совершенное (или не совершенное) им заботливое действие;

Оперативность. Дошкольнику важно научиться незамедлительно при необходимости оказывать помощь объекту природы. Если ребенок не может самостоятельно позаботиться об объекте, он должен вовремя обратиться за помощью к товарищу или взрослому;

- Проявление альтруизма. В ситуации необходимости важно уметь жертвовать своими потребностями и интересами ради заботы о другом, уметь на время отложить интересное для себя занятие (игру) для оказания помощи другому;

- Проявление эмпатии. Заботливость невозможно представить без умения ребенка эмоционально откликаться на нужды и потребности живого существа, сочувствовать, сопереживать ему, проявлять внимание и чуткость к нему, выражать свои положительные эмоции.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанных с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. 

Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени.

Знания и навыки бережного и заботливого отношения к природе проявляются у дошкольников:

в стремлении познать природу (живую и неживую);

в чтении (слушании) книг о природе;

в деятельности по защите природы;

в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;

в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование).

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отводится наблюдению.

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, умственной активности, сосредоточенности, поэтому оно непродолжительно. Свое продолжение занимательность общения находит в интересных игровых заданиях, дидактических и речевых играх во время наблюдения.

Цикл наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые, конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

Познание с помощью наблюдений формирует у детей правильное отношение к миру природы, желание участвовать в созидании.

Исследования и личный опыт работы с дошкольниками убеждают, что легче решается задача формирования знаний, и значительно труднее - воспитание устойчивого бережного отношения, которое появлялось бы не только в суждениях ребенка, но и в его поступках.

Для выявления представлений детей о способах проявления заботливости можно дать детям поручения позаботиться о ком-либо (например, о животном), предложить рисовать на тему «Я забочусь о…». Полученные результаты говорят о том, что у детей есть желание проявлять заботу об объектах природы, но как это сделать, они не знают, и не всегда правильно определяют потребности живого организма.

При формировании заботливого отношения к окружающему используются разнообразные методы и приемы.

Общеизвестно, что одним из наиболее эффективных являются игровые методы, поскольку в игре ребенок отражает свое отношение и переживания.

Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет.

Так же использовались проблемные ситуации, которые позволили ребенку сориентироваться и проявить заботу о животных, растениях. Дети должны были представить, как будет чувствовать себя животное (растение) в этой ситуации, и оказать ему свою помощь, проявить заботу.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного, заботливого и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Полякова Татьяня Вячеславовна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381531


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства