8 Марта – один из моих любимых праздников. В этот день хочется порадовать маму чем-то интересным, сделать ей сюрприз. Каждый год я придумываю разные поделки: и аппликации, и цветы, и вазы. В этом году я остановила свой выбор на матрёшке, которую я буду расписывать сама. Такая идея пришла мне, когда я увидела, как мой папа вытачивал на токарном станке резную полку. «Вот бы попробовать расписать для мамы к 8 Марта матрёшку» - подумала я.Когда я попросила папу о помощи, он согласился выточить матрёшку.
Краткая формулировка задачи
Придумать узор и расписать матрёшку.
Роспись матрёшки
Выполнить эскиз на бумаге
Придумать узор для росписи одежды
Изучить детали одежды
Выполнить роспись матрёшки
Исследование проекта
Чтобы воплотить эту мечту в реальность, я решила провести исследование и выяснить, под силу ли мне задуманное.
1этап. Изучение истории происхождения матрёшки.
В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец–малыш спрятан. Всего таких куколок насчитывалось пять.
Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли Фукуруму, что означает веселый складной старичок. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрёна).
Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл популярной игрушки.
этап. Изучение видов росписи матрёшки.
1. Семёновская (Хохломская) матрёшка.
В Хохломе матрёшки делают в соответствии с местными традициями, оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют.
Вначале художницы намечают точным росчерком тонкой кисточки контуры лица - делают глаза, черточки у губ, губы, наводят румянец, и матрёшка оживает. Эту работу выполняют самые опытные мастерицы, затем они одевают матрёшку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Кажется, работа подходит к концу, но самое главное еще впереди - это роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука, заполняющей весь центр, хохломская матрёшка легко узнаваема. Букет пышных цветов, составляющий роспись фартука, главенствует над всем, он больше лица, он почти в рост с игрушкой и так красив, и так цветет ярко, что кажется, будто «ради этой росписи и делали саму матрёшку». Роспись фартука самобытна, неповторима, цветы неожиданны. В природе таких нет, это всегда плод фантазии художниц. Цветы чем-то напоминают тюльпаны, георгины, розы, незабудки, сирень. Но только напоминают. Художницы не повторяют найденное в природе, а создают свое причудливое сочетание форм и цвета. В основном они используют три цвета - красный, синий, желтый, варьируя сочетание цветов платка, сарафана, фартука.
2. Сергиево – Пасадская (Загорская) матрёшка.
С конца XVIII и начала XIX века дошли до нас деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Это были настоящие деревянные скульптуры, умело раскрашенные. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения.
Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие. В росписи обычно используются три - четыре цвета: красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.
3. Полхов – майданская матрёшка.
Большое село Полхов - Майдан находится около Нижнего Новгорода, раскинувшегося на берегу Волги. «Майдан» очень старинное слово, и означает оно «сборище людей», аПолховка - это река, на которой стоит село. Вот и получается: сборище на Полховке - Полховский Майдан. В двадцатых годах прошлого века производство матрешек было налажено в селе Полхов - Майдан. Мастер А.Ф. Майоров привез матрёшку из Сергиевого Посада, игрушка понравилась, стали делать своих матрёшек.
Своей формой полховская матрёшка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных до одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрёшек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. «Цветы с наводкой» – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и «пестрение» – украшение при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек.
Сколько труда и любви пришлось вложить мастерам, чтобы эти матрёшки засияли радостной красотой. Так и кажется что сейчас матрёшки пустятся в пляс. Не зря сами мастера называют свои изделия «тарарушками» за весёлую и яркую пестроту.
4. Вятская матрёшка.
Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки - родом из Вятки.
Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает, настолько оно мило и приветливо.
Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой.
Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание.
этап. Изучение технологии росписи по дереву.
Технология неразрывно связана с творчеством. Сам процесс творения во всех его стадиях требует высоких профессиональных навыков и любовного тщательного труда. Роспись обретает смысл только во взаимодействии с творческой работой токаря, создающего форму изделия. Для изготовления изделий под роспись употребляется в основном липа, отличающаяся однородностью прямослойной структуры. Древесина подвергается сушке, а затем распиливается на заготовки. На токарном станке заготовке придают форму. Белые неокрашенные изделия называемые «бельём», тщательно просушивают, а далее их грунтуют под роспись. Художники с помощью кисточек и красок наносят орнамент. После выполнения росписи окрашенные изделия просушиваются и покрываются лаком.
Выработка различных идей
Познакомившись с разными видами росписи, у меня возникло несколько идей. Мне захотелось расписать матрёшку узорами и городецкой, и хохломской росписей, также очень понравились цветы полхово-майданской росписи.
1 вариант -хохломская роспись
2 вариант - городецкая роспись
3 вариант - полхово-майданская роспись.
вариант - придумать свой орнамент.
5. Выбор одной идеи и её детальная проработка
Проанализировав свои художественные возможности, решено было воспользоваться четвёртым вариантом. Здесь я могу использовать имеющиеся у меня навыки рисования.
Вначале на листе бумаги я сделала эскиз будущей матрёшки. Её одежда будет состоять из кофты, юбки и платка. Разметив одежду, делаю узор из ромашек и листьев, добавляю сказочную жар-птицу, косички с бантиками, украшаю горошком и каймой платок. Эскиз готов. Можно его переносить на деревянную заготовку.
6. Технология изготовления
Для росписи матрёшки понадобиться:
набор кисточек для рисования
гуашь
блёстки
клей ПВА
лак ХВ-784
циркуль
кисточка для клея
кисточка для лака
Ход работы:
Изделие грунтую клеем ПВА (кроме лица).
Простым карандашом размечаю детали одежды.
Гуашью наношу на одежду фон.
После того, как фон высохнет, простым карандашом делаю набросок узора.
Раскрашиваю узор красками, украшаю блёстками.
Покрываю лаком несколько раз.
Лак высох, матрёшка готова.
7. Критерии изделия
Критерии, которым должно соответствовать изделие:
красивое
аккуратное
имеет художественную ценность.
8. Оценка проекта
Изделие изготовлено аккуратно и качественно, полностью соответствует намеченной задаче. Изделие – сувенир украсит интерьер маминой комнаты.
Положительные стороны:
-цель достигнута,
-материалы общедоступны,
-технология изготовления посильна,
-стоимость изделия не высокая,
-изделие имеет художественную ценность.
Отрицательные стороны:
Трудоёмкость работы.
Заключение
Я сделала матрёшку, олицетворяющую весну. Для этого я использовала сиреневый, зелёный, белый, жёлтый, розовый, голубой цвета. У неё длинные косы, весенний букет цветов, платок сиреневый в голубой горошек, напоминающий лёгкие облака, а на спине - жар-птица, как символ удачи.
Это мой первый опыт росписи по дереву. Наверное, не всё получилось, но я очень старалась. Уверена, мама оценит подарок. Я не только приложиламассу усилий, стараний и творчества, чтобы сделать подарок красивым, но еще узнала много нового об истории происхождения матрёшки, видах росписи.
Список используемой литературы
В. Вишневская и Н. Мамаева «Хохлома» Издательство «Планета» Москва, 1980 г.