Проектная деятельность в образовательной практике изостудии
Проектная деятельность в образовательной практике изостудии
В основу деятельности учреждений дополнительного образования детей положены личностно ориентированные подходы, позволяющие удовлетворять образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста, используя потенциал свободного времени. Законодательством определены задачи для этих учреждений: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Исходя из этого, метод творческого проекта в дополнительном образовании детей становится наиболее актуальным в современном обществе. Так как именно метод творческого проекта дает возможность наиболее полно раскрыть индивидуальный творческий потенциал детей, не взирая на различные категории детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в образовательной практике изостудии»
Проектная деятельность в образовательной практике изостудии
(из опыта работы педагогов изостудии «Радуга»)
Кейева Надежда Юрьевна
Педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества №5»
В основу деятельности учреждений дополнительного образования детей положены личностно ориентированные подходы, позволяющие удовлетворять образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста, используя потенциал свободного времени. Законодательством определены задачи для этих учреждений: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Исходя из этого, метод творческого проекта в дополнительном образовании детей становится наиболее актуальным в современном обществе. Так как именно метод творческого проекта дает возможность наиболее полно раскрыть индивидуальный творческий потенциал детей, не взирая на различные категории детей.
Слово «проект» толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
В работе с детьми 8-10 лет педагоги изостудии столкнулись с проблемой неумения детей общаться между собой в рамках коллективного творчества. Это связано в первую очередь с тем, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они по-разному реагируют на объяснения материала, на замечания и похвалу в их адрес, как со стороны педагога, так и со стороны учащихся. Эти и другие факторы, влияющие на атмосферу в коллективе, и случается, что это атмосфера раздражительности и нетерпения учащихся друг к другу. Работа над улучшением комфортности, творческой атмосферы в коллективе, повышение коммуникативного потенциала каждого ребёнка и всей группы в целом, является целью внедрения в образовательный процесс проектной деятельности на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству.
Примером включения технологии проекта стала работа в учебной группе 4-го года обучения. Учащиеся данной группы уже прошли 3 года образовательной программы и поэтому владели определённым набором знаний и умений в области изобразительных и декоративно-прикладных техник, а также работы с некоторыми материалами и принадлежностями. Опираясь на свой продуктивный опыт, учащиеся этой группы способны проявлять творческую фантазию и видеть дальнейшее её воплощения в материале.
Работа над проектом началась с шутки. На перемене ребятам был задан вопрос «Зачем и почему вы посещаете занятия в изостудии?». Ответы были примерно такие – «Для того чтобы научиться… Потому что хотим уметь… Потому что пригодиться потом и в жизни, и в профессии…». Следующий вопрос был таким: «А кем вы хотите стать во взрослой жизни?», «Какие ещё профессии вы знаете?», «Какие профессии, по вашему мнению, самые нужные?» и т.д.
Свой проект мы назвали «Город мастеров», и название и общий внешний вид продумывали вместе. Воплощение проекта строилось поэтапно:
Поиск информации о профессиях (ремёслах)
Краткий устный доклад по найденной информации
Жеребьёвка
Эскиз дома
Воплощение эскиза в материале
Работа над дополнительными элементами (деревья, цветы…)
Разработка и разметка макета (в целом)
Живописная проработка фона, отделка дорожек
Монтаж всех частей макета на фон
Работа началась с того, что ребята получили «задание на дом», которое заключалось в «поиске ремёсел». Ученики должны были приготовить краткие устные сообщения о тех профессиях (ремёслах), которые, по их мнению, считаются нужными и важными. Таких профессий много, мы выбрали 9, по числу учащихся в группе.
Следующим этапом была жеребьёвка. На листках бумаги были написаны эти профессии и предложены всем ученикам по очереди вытянуть свой жребий.
Поскольку проект назвали «Город мастеров», решили воплощать образы данных профессий через дома в которых могли бы жить и работать мастера.
Далее перед ребятами встала задача выбора материала и техники для выполнения проекта. С выбором возникла трудность, поскольку мнений было столько же сколько учеников. В итоге решено было использовать несколько декоративно-прикладных и изобразительных техник, а именно:
- плоскостная аппликация с прорезными и полуобъёмными деталями (дома, деревья, цветы);
- крупномазковая живопись (фон).
Затем – работа над эскизом каждого дома в отдельности. Ученикам была дана задача продумать внешний вид фасадной части здания, а также отличительные особенности, присущие той или иной профессии. Эти нюансы могли воплощаться в вывеске, элементах декорирования стен, дверей, окон и т.д.
Материалом для выполнения домов и дополнительных деталей макета, таких как деревья, цветы, камни на дорожках, был выдран цветной картон и цветная бумага. Каждый ребёнок самостоятельно решал, какое цветосочетание он будет использовать для воплощения своего дома. Так же каждый ученик дополнительно сделал несколько деревьев и цветов из тех же материалов, что и дом. Эти детали послужили дополнением к общему образу Города мастеров.
Основой или фоном послужили 2 листа ватмана склеенные между собой, поскольку формат домов был заранее оговорён, не больше А(4). Расположение домов на фоне, направление дорожек разрабатывалось коллегиально. После разметки, фон прорабатывался живописными крупными мазками гуашевыми красками. У каждого был свой участок для работы. Соблюдая задание, ребята старались не выбиваться из общей картины и не нарушать замысел единого пространства.
Дома по внешнему виду получились яркими, интересными и очень разными, но все мастера живут в одном городе и поэтому между домиками должна быть связь. Визуально решили наладить такую связь при помощи пешеходных дорожек, а вокруг школы есть замкнутая кольцевая дорожка, она символизирует единство.
Завершающий этап – монтаж всех отдельных частей на общий, подготовленный фон. Ребята захотели видеть свои дома в городе не плоским изображением, а объемными. Такого эффекта можно достичь при помощи приклеивания на небольшую платформу. Деревья приклеивали не за всю поверхность, а тоже полу объёмно. Это позволило оживить всю композицию.
После проделанной работы ребята были удовлетворены результатом своего коллективного труда. Обсуждению результата было посвящено целое занятие. Ребята высказывали свои впечатления, проговаривали те трудности, с которыми столкнулись при работе, и то как можно было поступить в той или иной ситуации. Особенно ребятам понравилось отмечать свои успехи. Но в итоге, все ученики высказали мнение о том, что это успех каждого в отдельности и всех вместе.
Таким образом, внедрение в работу изостудии проектной деятельности позволило учащимся проявить себя в коллективной деятельности, создать атмосферу сотворчества, освоить новые техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Литература:
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева // Москва: Изд-во Академия, 2000.
Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова // Москва: Просвещение, 1991.