kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЕКТ Художественно исследовательской деятельности «Говорящие рисунки или цвет и мое настроение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы исследования: Одним из направлений начальной школы по  созданию  условий для саморазвития личности – является художественно-эстетическое воспитание и развитие детей. Поговорим о цвете. Цветовые предпочтения ребенка могут говорить о его склонностях, привычках и характере. С помощью цвета можно обучать, просвещать, даже управлять детьми (последнее хорошо известно производителям ярких игрушек). Знание психологических характеристик, свойств различных цветов и их правильное использование помогут добиться нужных результатов, положительно повлиять на гармоничное развитие ребенка.

Цель работы: Изучить  цветовую палитру и  характеристики цвета, выявить  какие цвета могут оказывать плохое воздействие на человека, а какие хорошее.

Задачи:

  • Подбор и изучение информации по данной теме
  • Знакомство с понятием «оттенки цвет
  • Разработка анкеты
  • Анализ и обработка результатов
  • Создание портфолио проекта

 

Гипотеза: если изучить, как цвет влияет на настроение человека, то в будущем можно использовать эти знания для подбора цвета при ремонтах школьных кабинетов и своего дома. Цвет влияет так же и на здоровье, это  так называемая «цветотерапия». Собранный материал по этой теме может быть полезен психологам, учителям и врачам.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ Художественно исследовательской деятельности «Говорящие рисунки или цвет и мое настроение»»

Абстракт



Актуальность темы исследования: Одним из направлений начальной школы по  созданию  условий для саморазвития личности – является художественно-эстетическое воспитание и развитие детей. Поговорим о цвете. Цветовые предпочтения ребенка могут говорить о его склонностях, привычках и характере. С помощью цвета можно обучать, просвещать, даже управлять детьми (последнее хорошо известно производителям ярких игрушек). Знание психологических характеристик, свойств различных цветов и их правильное использование помогут добиться нужных результатов, положительно повлиять на гармоничное развитие ребенка.

Цель работы: Изучить цветовую палитру и характеристики цвета, выявить какие цвета могут оказывать плохое воздействие на человека, а какие хорошее.

Задачи:

  • Подбор и изучение информации по данной теме

  • Знакомство с понятием «оттенки цвет

  • Разработка анкеты

  • Анализ и обработка результатов

  • Создание портфолио проекта



Гипотеза: если изучить, как цвет влияет на настроение человека, то в будущем можно использовать эти знания для подбора цвета при ремонтах школьных кабинетов и своего дома. Цвет влияет так же и на здоровье, это так называемая «цветотерапия». Собранный материал по этой теме может быть полезен психологам, учителям и врачам.

Методы исследования: изучение и анализ печатных изданий; изучение материалов в Интернете; наблюдение, эксперимент, создание портфолио проекта на образовательном портале WIKI. ITEACH



Ценность: в результате проведенных исследований эксперимента и наблюдений мы убедились, что существует зависимость между физиологическими показателями человека и теми цветами, на которые он смотрит и в которые одет. Собранный материал по этой теме может быть полезен психологам, учителям и врачам.

Ожидаемый результат: портфолио проекта на сайте WIKI. ITEACH. брошюра с подборкой теоретического материала. Выставка детских работ «Говорящие рисунки».









Содержание

Абстракт

Введение

Глава 1. Цвет и его характеристики

  • Цветовой круг

  • теплые и холодные цвета

  • цвета, которые поднимают настроение

  • негативное влияние цвета

Глава 2. Цвет - помощник

  • «Говорящие рисунки»

  • Радужное настроение

  • «Магический квадрат»

Заключение

Список литературы

Приложения





























Средняя общеобразовательная школа № 6













ПРОЕКТ

Художественно исследовательской деятельности

«Говорящие рисунки или цвет и мое настроение»













Выполнил : Головчанская Ю.М










2015 – 2016 г.











Введение


"Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения".

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин



Какое из природных явлений может сравниться с по красоте с радугой ? Возможно полярное сияние, вот только его видели совсем не много человек. А радугу, которая появляется сразу после дождя, видели все. Она всегда связанна с дождем, про это говорят даже поговорки вроде «Радуга- дуга! Перебей дождя!». Появление радуги в небе означало, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью пришел конец. Радуга состоит из разноцветных дуг и радует глаз. А существуют цвета, которые приносят радость и счастье? Задумываемся ли мы хотя бы на миг о том, почему нам нравятся те или иные цвета, в одежде какого цвета мы чувствуем себя хорошо? Наверняка большинство из нас ответит что-то вроде «нет, почти никогда не задумывался». А ведь каждый цвет воздействует по-разному на наше настроение. Или почему на уроках изобразительной деятельности наши рисунки в зависимости от настроения получаются то мрачноватыми, то очень красочными? В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, можно выделить разные особенности его характера. Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им. Однако реакция детей на цвет совсем не такая, как у взрослых. Если вам предстоит общаться с детьми, если вы - отец, бабушка или учитель, цвет должен стать вашим союзником. Но нужно правильно пользоваться языком цвета.

Изучая эту тему, хотелось узнать, какие цвета поднимают настроение, а какие кричат о наших проблемах. Ч то говорят психологи и врачи. И конечно, что же думают сами ребята на эту тему и как изображают свое настроение в цвете





















влияние цвета на нас

Задумываемся ли мы хотя бы на миг о том, почему мы отдаем свое предпочтение тем или иным цветам, в одежде какой цветовой гаммы мы чувствуем себя хорошо? Наверняка большинство из нас ответит что-то вроде «нет, почти никогда не задумывался». А ведь каждый цвет воздействует по-разному на наше настроение, неся разную энергетику. Так, к примеру, синий цвет действует на нас успокаивающе, в то время как красный вызывает совершенно противоположные ощущения и действует возбуждающе.

Недавние исследования, проводимые в одном из американских университетах показали, что цветовая гамма, присутствующая в детской комнате, способна снижать или повышать агрессивность у детей, воздействовать на давление детей причем как на зрячих, так и на тех, кто не видит. Отсюда следует, что цвета могут оказывать как негативное воздействие на человека, так и положительное.

На протяжении всей истории у людей из разных стран уже складывалась определенная ассоциация с тем или иным цветом: так еще римляне и египтяне ассоциировали черный цвет с печалью, скорбью (что в прочем сохранилось и в наши дни), белый цвет чаще ассоциировался с чистотой (хотя в Китае и Японии белый цвет – это цвет скорби), а вот у народов Южной Африки цветом печали был красный, в Бирме печаль ассоциировалась с желтым, в Иране – с синим.

Воздействие цвета еще и индивидуально, оно зависит также от определенного опыта (подбора цвета для каких-то особых мероприятий, повседневной работы и т.д.).

Приведем наиболее общие ассоциации с тем или иным цветом:

Красный
В средние века красный часто присутствовал на флагах, знаменах, гербах, поскольку этот цвет ассоциировался с военной мощью, победой в сражениях. На сегодняшний день красный по-прежнему имеет сильное воздействие, это очень активный цвет, который ассоциируется со здоровыми амбициями, движением, решительностью и планетой Марс. Красный выражает порыв, настойчивость, страсть, опасность, любовь.

Оранжевый
Оранжевый – это тот цвет, с которым чаще всего ассоциируется бизнес и карьера. Оранжевый цвет вызывает некий задор, расположение к себе, способствует установлению диалога. Данный цвет ассоциируется с жизненной силой, отвагой, задором, лидерскими качествами, приключениями. Оранжевый также ассоциируется с успехом в сфере недвижимости, юриспруденции, торговли.

Желтый
Желтый цвет ассоциируется с мудростью, умственной деятельностью, интеллектом. Данный цвет не очень подходит для детей младшего возраста, поскольку отрицательно воздействует на их настроение, дети чаще плачут. Не стоит выкрашивать комнаты в квартире в такой цвет, т.к. этот цвет отрицательно сказывается на сдержанности людей (люди чаще выходят из себя).

Зеленый
Данный цвет чаще всего ассоциируется с жизнью, рождением и природой, поскольку он символизирует рост, развитие, деньги (доллары), процветание и благополучие. Зеленый способен расслаблять нас, улучшать зрение и сдерживать эмоции. Именно зеленый обычно ассоциируется со здоровьем и исцелением. Зеленый также является и цветом удачи.

Синий
Синий чаще всего ассоциируется с честностью, откровенностью, преданностью. Синий – это миролюбивый, безмятежный и успокаивающий цвет. Однако если речь идет о темно-синем (ближе к черному), то такой цвет способен навевать печать и депрессию.

Белый
Белый цвет заряжает нас энергией, гармонизирует, расширяет возможности. Белый ассоциируется с чистотой, прозрачностью и светом. Белый цвет также ассоциируется с ангелами, луной, правдой, откровенностью, невинностью и божественностью.

Черный
Черный ассоциируется со смертью, возрождением и переходным периодом. В моде данный цвет означает власть и силу, а также подчинение красоте.

Коричневый
Коричневый часто рассматривают как нейтральный цвет, не теплый, но и не холодный. Данный цвет символизирует стабильность, надежность, поддержку, реальность. Коричневый – это цвет земли, ассоциируется со здоровьем и безопасностью, он способствует установлению сотрудничества.

Фиолетовый
Данный цвет ассоциируется с роскошью, элегантностью, царственностью, с другой стороны он иногда создает ощущение искусственности. Фиолетовый оставляет некую недосказанность, загадку. Данный цвет символизирует интуицию, духовную и физическую связь, вдохновение, просветленность.

 

 

Влияние цвета на здоровье, цветотерапия - лечение цветом

Простудились — оденьте красное. Цвет окружает нас в природе повсюду — одежде, украшениях, картинах, интерьере помещений, пище. Он — неотъемлемая часть нашей жизни. Однако большинство из нас остается в глубоком неведении, какую пользу может принести сознательное использование цвета. Учеными установлено, что каждый цвет излучает свою собственную энергию, которую мы можем использовать для улучшения нашего здоровья. Цвет одежды, которую мы утром выбираем неслучаен, мы интуитивно ищем тот цвет, в котором нуждаемся. Если утром чувствуем усталость, то выбираем одежду теплых цветов: оранжевую, желтого или красного цвета. А если пришли с работы раздраженными, нервными, нам хочется сбросить яркие тона и одеть спокойные: зеленоватые, голубые, синие. Почему? Этого требует наше физическое и психическое состояние. Существует зависимость между физиологическими показателями человека и теми цветами, на которые он смотрит и в которые одет. Мрачные тона посылают меньше импульсов эндокринной системе. А та, в свою очередь, вырабатывает меньше гормонов, стимулирующих жизненные процессы. В результате снижается сопротивляемость, обостряются хронические заболевания.

О лечении цветом пишут многие. Доктор медицины Нереш Паньямента в книге «Цветопунктура для детей» (1998 г.) просто и понятно объясняет, как можно в домашних условиях лечить заболевания облучением определенных участков кожи карманным фонариком, перед отражателем которого помещается пленка того или иного цвета. Китайцы для этой цели используют многие столетия тлеющие полынные палочки, держа их на расстоянии 1 см от поверхности кожи. Цветопунктура ведется по тем же точкам, что и иглоукалывание, только без иглы. Цель ее — восстановить в больном организме нарушенное энергетическое равновесие. Это говорит о том, что человек — это единая система, а не набор разнообразных органов, как полагает европейская медицина.

При простуде, например, облучают красным светом по 30 сек. несколько раз в день точку между указательным и большим пальцами руки с наружной стороны.

Авиценна советовал носить красные одежды во время хандры и болезни. Красный цвет изгоняет тоску и отрицательные эмоции, стимулирует работу органов и мышц. Цвет крови является сигналом необходимости мобилизовать свои силы для действия. Чтобы поднять настроение иногда достаточно постелить на стол красную скатерть, салфетки, поставить красные чашку, блюдо, вазу с цветами. Заряжайте воду, накрывая сосуды с водой салфеткой, пленкой красного цвета.

Наши бабушки при рожистом воспалении закрывали больное место красной тряпочкой с мелом. Если ребенок заболевал корью, занавешивали окна красной тканью, при воспалении придатков, болезненных месячных советовали одевать красные трусики, при кашле надевали красные майки и кофточки. Красная шерстяная ниточка, обвязанная вокруг ушиба, издавна использовалась для снятия боли и быстрого выздоровления. Случайно ли? — Нет! Он стимулирует кровообращение, убыстряет кровоток, стимулирует работу печени, если применять облучение им в соответствующей зоне. Это очень важно, ведь каждую минуту через печень проходит 1,5 л крови. Вот почему красный цвет эффективно помогает лечению анемии, зоба. Снижение детоксикационной функции печени способствует появлению таких болезней как дерматиты, экземы, псориаз, рожистое воспаление, герпес, угри. Красный цвет способствует лечению этих болезней и влечет за собой бурную реакцию выброса инфекции из организма. Красный цвет используется при ожогах инфракрасным и ультрафиолетовым излучением. Он действует болеутоляюще на боли позвоночника, головные боли, заживляет язвы желудка, лечит воспаление гениталиев. Врач С. Пэнкост использовал красные световые ванны для лечения параличей, истощения и туберкулеза третьей степени. Полезность красного цвета проявляется в продуктах — свекле, зернах граната, редисе, землянике, красной капусте, стручковом перце.

К вредным красным продуктам относятся икра рыб в большом количестве, помидоры, томатный сок и соус.

Красный цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия, улучшает динамичность жизни и даже предприимчивость. Он эффективен для лечения депрессии, подавленности и меланхолии. Он вызывает волнение, беспокойство, усиливает нервное напряжение, поэтому красные цвета противопоказаны сангвиникам и холерикам. Красный цвет повышает уровень тревожности, заставляет больше внимания уделять окружающему миру.

При освещении красным светом возбуждается нервная система и даже вначале наблюдается подъем работоспособности. Через 10 мин. производительность труда повышается на 26%, за счет увеличения мышечного напряжения и скорости движения. Замечено, что красное освещение увеличивает в 2 раза силу сжатия руки.

Однако при адаптации к красному цвету число правильно решенных задач снижается на 20%, а производительность труда — на 34% (после 20 мин. адаптации). Появляется цветовое утомление.

Энергетика действия красного цвета на подсознательном уровне такова, что если вы носите красные одежды, то он помогает вам отстаивать свои права и достигать целей, отводит неприятные переживания, защищает вашу уверенность в себе, а также сексуальную энергию от растрачивания впустую и иссякания. Достаточно напомнить красный цвет одежд католических кардиналов.

Носить красный цвет следует кратковременно.

Оранжевый цвет ассоциируется с цветом духовной радости, отвечает за работу легких, стимулирует их деятельность, полезен при туберкулезе и эмфиземе, имеет влияние на все патологии, связанные с работой щитовидной железы, благоприятен при лечении переломов, остеопороза. Этот цвет настраивает на небывалую щедрость, укрепляет волю, улучшает обмен веществ, усиливает кровообращение, обостряет аппетит и дает чувство радости, восстанавливает равновесие, дает силы в горе, помогает сохранить смелость и способность открыто выражать свои чувства в общении. Полезными оранжевыми продуктами являются морковь, апельсин, абрикос. Вредными оранжевыми продуктами являются мясо некоторых рыб.

Розовый цвет. В педиатрической клинике Франции ввели розовое белье для детей, в результате резко возросло количество выздоравливающих. Этот цвет не позволяет иссякнуть женственности и нежности, защищает романтическую натуру от грубости внешнего мира, позволяет избавиться от навязчивых мыслей.

Желтый цвет — это цвет здоровья, дает жизненную энергию, помогает от меланхолии, способствует передаче нервных импульсов и может быть использован при любой патологии нервной системы: параличе, болезни Паркинсона. Желтый цвет стимулирует работу кровеносной и лимфатической систем, усиливает активность поджелудочной железы, кишечника, повышает иммунитет. Он защищает тепло и доброжелательность дома, спасает от депрессий, способствует интеллектуальной деятельности, объединяет семью общим эмоциональным настроем.

Лимонный цвет влияет на хронические патологии. Способствует очистке дыхательных путей. Влияет на формирование костей и зубов, стимулирует функцию мозга, зобной железы, которая важна для поддержания иммунитета, роста. Он влияет на скорость сокращения мышц, распределение энергии.

Синий цвет облегчает боли при мускульных спазмах, т.е. обладает антиспастическим эффектом. Он также стимулирует работу желудка, выделение защитной слизи. Помогает в случае запора, освобождает от газов. Способствует сохранению незыблемого порядка в доме, очищает пространство дома и придает ему силу, твердость и бесстрашие, помогает при боли, как физической, так и душевной, сглаживает неприятные воспоминания, помогает понять истинную суть событий и явлений жизни. Стимулирует работу нервной системы и активизирует выработку фагоцитов. Лечит гнойники, гранулемы. Будучи болеутоляющим, он может использоваться при анестезии, но длительное воздействие может нарушать метаболизм кальция и фосфора, что ведет к декальцинизации костей, судорогам. В этом случае его следует заменить оранжевым цветом.

Голубой цвет помогает при зуде, раздражениях, увеличивает потоотделение, понижает температуру, стимулирует мозговую железу (эпифиз), которая выделяет гормон мелатонин. Выработка последнего увеличивается ночью (поэтому хочется спать), а уменьшается с первыми лучами солнца. Если впали в депрессию, чувствуете подавленность, вставайте с рассветом, и плохое настроение пройдет. Этот цвет успокаивает, умиротворяет, смягчает грубое поведение, развивает сострадание, способствует интеллектуальным занятиям.

Зеленый цвет нормализует гомеостаз, стимулирует гипофиз, который играет главную роль в работе эндокринной системы. Дает уверенность в себе и улучшает работу сердца. Помогает рассеивать отрицательные эмоции, дает умиротворенность, помогает при шоке и обладает снотворным действием, благоприятно влияет при мигрени, глаукоме, гипертонии, истерии и бессоннице. Его можно использовать для лечения дистрофии и миастении (сильная мышечная утомляемость). Имеет бактерицидный, дезинфицирующий, антисептический эффект. Этот цвет поддерживает эмоциональную открытость и радость жизни, успокаивает нервную систему, позволяет защитить внутреннюю свободу от посторонних посягательств.

Холодные тона: бирюзовый, голубой, синий, фиолетовый, багряный действуют на парасимпатическую нервную систему, держат организм в состоянии относительного покоя, имеют болеутоляющий эффект, замедляют ритм сердца.

Бирюзовый цвет утоляет боль при острых патологиях, ожогах, язвах.

Фиолетовый цвет стимулирует селезенку, увеличивая выработку лимфоцитов, повышая иммунитет. Обладает сильным тормозящим действием, замедляет сердцебиение, снижает мышечную активность. Этот цвет защищает индивидуальность, с одной стороны развивает качества лидера, но с другой — способен изолировать от окружающих и направить все силы души на духовный рост, развивает творческие способности, способствует росту самооценки. Он позволяет получать озарения свыше, помогает познавать мировые законы.

Багряный цвет расслабляет, усыпляет, понижает кровяное давление, регулирует температуру тела (жаропонижающий эффект).

Пурпурный цвет воздействует на всю кровеносную систему, почки и надпочечники. А там, где алый цвет стимулирует, багряный замедляет, пурпурный уравновешивает.

Человек, находящийся в гармонии со всеми цветами, прекрасно себя чувствует. Если кто-то зацикливается на одном цвете — равновесие отсутствует.

В серый цвет чаще одеваются те, кто боится ответственности. Если долго носим синюю одежду, рискуем получить депрессию. Во время пасмурной погоды оденьте что-нибудь оранжевое. Осенью, как правило, иммунная защита самая низкая, артериальное давление самое высокое, как и смертность. Пик депрессии приходится между 15 декабря и 15 января. В холодную погоду лучше носить красные носки, чем синие, и пить воду, заряженную красным цветом. Этот цвет поддерживает здравомыслие, не дает ситуации выйти из-под контроля, позволяет сохранить оптимизм и гармоничное мироощущение, придает силу, спокойствие, твердость.

Черный цвет поглощает все излучения, он символ кротости, преобладает у священнослужителей. Но черные колготки долго носить не следует. Это угнетает настроение, усиливает грусть. Поэтому в Германии черный цвет — цвет траура, но не элегантности, как некоторые считают в России. Этот цвет позволяет скрыть от всего мира то, что творится в душе, а также истинные мотивы действий и поступков, дает отдых, но при постоянном использовании полностью уводит от мира и от жизни, приводит к полному одиночеству.

Белый цвет - цвет защиты, отражает все излучения и вредные энергии, принятый у врачей, гуру, ксендзов, а также — чалма у мусульман. Он защищает от несправедливости, излишнего напряжения, нервозности и беспокойства, от скандалов и конфликтов и любого проявления вражды. Этот цвет снимает напряжение, отгоняет тревогу, успокаивает мысли, улучшает функции зрительной системы и внутренних желез, но лучше применять его в сочетании с другими цветами.

А вот коричневый цвет надо избегать — он ухудшает работу печени. Иван Александрович Сафонов, будучи портным, отговаривал всегда свою внучку Л. Сурину от одежды песочного и бежевого цвета, говорил, что она делает нас бледными, дает желтоватый оттенок на лице, хотя само по себе оно может быть красивым. Этот цвет защищает надежность и стабильность дома, пре вращает жилище в спокойное, тихое убежище, где можно отсидеться в самые тяжелые времена, он стимулирует к упорному кропотливому труду.

Настроение и цвет. Используя соответствующий цвет, можно повлиять на физическое здоровье и на психику. Красный цвет делает человека разговорчивым, возбуждает, усиливает эмоции, делает ленивых более активными.

Синий цвет приносит ощущение мира, снимает напряжение. Возбудимые, нервозные дети лучше учатся при синем свете.

Желтый цвет улучшает настроение, положительно влияет на учебу и приобретение навыков.

Оранжевый цвет олицетворяет радость, счастье, благородство. Он благотворно влияет на пессимистов. Если утром плохое настроение, посмотрите через оранжевое стекло или выпейте стакан воды из сосуда желтого или красного стекла и у вас изменится настроение, одновременно полечите и желудок.

Если вы часто чем-то недовольны — одевайте оранжевую одежду. Сочетая ее с холодным - зеленым, который прекрасно успокаивает.

Фиолетовый цвет — цвет головной чакры, действует на подсознание, помогает познавать себя, усиливает эффект от медитации. Если хотите умерить свой аппетит, наденьте фиолетовые очки. В этом цвете пища будет выглядеть не столь привлекательной для еды.

Бирюзовый цвет дает ощущение расслабления, освобождения и благоденствия.

Как определить какой цвет именно вам нужен? Довольно просто: повесьте на окно полоски разного цвета и посмотрите через каждую несколько минут. Выберете самый приятный для вас цвет. Дайте своему ребенку посмотреть и выбрать свой цвет. Очень полезно пить воду, заряженную светом. Налейте ее в прозрачный кувшин и поставьте на окно на яркий солнечный свет или на балкон и затем выпейте маленькими глотками - вы поднимете свой тонус. Хорошо отстаивать воду в графине или стакане из красного и синего стекла, смотря по необходимости.

Цвет и жилище. Очень важно для здоровья и поведения выбрать цвет, который бы преобладал не только в одежде, но и в стенах вашего дома. Холодные тона делают комнату шире, теплые — уже. Пол должен быть теплых оттенков: бежевого, цвета охры, табачного. Синим цветом полы не следует красить.

Зимой в холодных помещениях лучше иметь шторы желтоохристых тонов. В горячих цехах стены и оборудование следует окрашивать в синие тона, что снижает утомляемость от жары.

Спальню лучше делать цвета янтарного или розового, что доставит больше приятных ощущений. Зеленоватые тона, которые восстанавливают равновесие, используются в конференц-залах и в игорных залах (материал на бильярдных столах всегда зеленого цвета).

Солнечный свет очень нужен для энергетической подзарядки, но чрезмерный загар ускоряет старение и может привести к раку кожи при его передозировке. Меланобластомы на коже дают быстрые метастазы. Загорать лучше в тени деревьев или под зонтиком. Самое активное солнечное сияние с 11 до 15 час, в это время лучше не облучаться. Легкий загар восстанавливает уровень кальция с помощью витаминов А и Д. Если вам грустно и вы в депрессии, погуляйте на солнце, которое служит антагонистом грусти, подавляет секрецию мелатонина и способствует секреции индорфина, вызывающего эйфорию. Если перегрелись на солнце — оденьте синее, голубое или бирюзовое.

Французские врачи с помощью цветотерапии успешно лечат депрессию, астению, бессонницу, синдром тревоги, спазмофилию, агрессивность, застенчивость, нарушение зрения, колиты, диспепсию, болезнь Паркинсона, боли позвоночника, травмы, так как боли представляют собой блокировку энергетических потоков.

Цветотерапия направлена на стимуляцию защитных сил, в основе которых лежит вибрационная чувствительность.

Психологическое влияние цвета на развитие ребенка 


Цвет - это одна из первых характеристик, которую различают дети. Сначала все новорожденные видят только черное и белое, различают свет и темноту. Затем в промежуток от шести недель до двух месяцев их цветовая палитра начинает постепенно расширяться. Сначала дети начинают различать красный (самый интенсивный цвет), потом другие яркие цвета. Маленьких детей вообще тянет ко всему яркому. Поэтому, если вы хотите акцентировать внимание ребенка на каком-то предмете, приучить к действию с какой-то вещью, выбирайте только самые яркие и интенсивные цвета.

Ученые считают, что «цвет - это отличное средство управлять детьми». И вы можете применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение. 


Красный, оранжевый, желтый. Цвета этого спектра имеют активизирующую, возбуждающую характеристику. В психологии они считаются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу, нацеленного на взаимодействие с окружающим миром. Поэтому с такими цветами следует подбирать предметы, связанные с общением, взаимодействием между ребенком и взрослым или другими детьми, - они помогут в развитии социальной функции. Использование красного, желтого и оранжевого очень хорошо для вялых, апатичных и неактивных детей, у них увеличивается активность и коммуникабельность, улучшается настроение. Эти цвета также способны улучшать аппетит, поэтому «малоешек» нужно кормить из желтой и оранжевой посуды, класть красные салфетки и подносы. Подобные цвета сильно привлекают внимание, способствуют запоминанию. Поэтому, если вы хотите акцентировать внимание ребенка на чем-то важном, пробудить интерес – сделайте это красным. Для маленьких детей это могут быть развивающие игрушки, алфавитные доски и т.п., а для детей более старшего возраста – учебное место или предметы в нем. Сочетание красный-желтый подтолкнет ребенка к исследованиям, освоению новых сфер, усилит жажду знаний. Также хорошо использовать эти цвета на игровых комплексах и спортивных уголках, так как они возбуждает нервную систему, повышают общий тонус, активизирует работу мускульной системы.

Но не стоит забывать, что чрезмерное употребление этих цветов может вызвать сильное раздражение, агрессию, в большом количестве эти цвета утомляют и могут привести к невротическим состояниям.

Другая группа цветов наоборот носит противоположные характеристики. 

 

Синий, голубой, фиолетовый. Эти цвета несут в себе угнетающе-успокаивающую функцию: делают менее активным любое восприятие. Они относятся к цветам интроверсии – импульсам, обращенным внутрь, сосредоточенным на внутренней закрытой жизни. Больше всего они подходят для мест отдыха (например, диванчики и коврики рядом со спортивным уголком или место, где ребенок занимается спокойными, тихими играми), для спального места - только в сочетании с теплыми (лучше зелеными) оттенками, иначе оно будет ощущаться «холодным и неуютным». Такие цвета также хорошо использовать для гиперактивных детей, чтобы нейтрализовать излишнее возуждение.

Розовый цвет может быть различных оттенков. Если это яркий, насыщенный теплый цвет, то его следует отнести к «группе красного». Он так же будет привлекать внимание, активизировать различные процессы, побуждать к действию. А если это более мягкий, холодный (ближе к светло-фиолетовому) цвет, то он будет относиться к «синей группе», а значит успокаивать, снижать активность. Соответственно, в зависимости от характеристик, использовать розовый можно с различными целями.


Зеленый. Различные оттенки этого цвета успокаивают, расслабляют. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции, приносит спокойствие и умиротворенность. В связи с этим его воздействие используют при шоках и сильных нервных потрясениях. Ученые установили, что зеленый цвет обладает снотворным действием, поэтому для детей, которые в большинстве своем так не любят засыпать, очень хорошо делать зеленым спальное место (это может быть постельное белье, навес над кроватью, стены или мебель вокруг кровати, игрушки, с которыми ребенок ложиться спать). Игровые и развивающие пространства нельзя красить в зеленый цвет, так как он вызывает скуку, не дает ярких впечатлений. Зато зеленый весьма удачный вариант для замкнутых и ограниченных пространств – он не создает ощущения давления и не дает сильного эмоционального влияния.

Салатовый. Этот цвет несет в себе две разные характеристики: с одной стороны – он яркий и интенсивный и принадлежит к гамме теплых оттенков, включая в себя их свойства, с другой – он содержит качества зеленого и обладает нейтрализующей функцией. Он создает такое ощущение как «веселое спокойствие» или приподнятое настроение при расслабленной умиротворенности. Считается, что скрытая энергия, которая была в зеленом, освобождается, поэтому этот цвет, побуждает к стремлению устанавливать как можно больше контактов, активно общаться с внешним миром, познавать новое. Салатовый хорошо использовать в тех ситуациях и местах, где ребенок будет общаться с другими детьми. Например, это могут быть игровые столики, домики, кухни, где ребята занимаются коллективной деятельностью. Салатовый также хорош при оформлении дня рождения или детского праздника.


Коричневый. Этот цвет символизирует собой уверенность, стабильность и спокойствие, так как он очень близок к натуральной природе (земля, деревья). Коричневый имеет хороший эффект при нервном истощении – он успокаивает и дает ощущение ровной тишины. Но большое его количество – не радует, и даже отягощает. Он не способен вызывать ярких эмоций. Поэтому в детских комнатах коричневый – не лучшее решение. Это скорее «взрослый» цвет, и по возможности надо избегать коричневой мебели и пола (а многие делают их именно такими) в детских.


Черный, белый, серый. Эти цвета самые нейтральные, зачастую они даже трактуются как отсутствие цвета вовсе. Они редко вызывают какие-либо эмоции (но если, конечно, они не используются в больших количествах: много черного удручает и расстраивает, вызывает страх, а обилие белого – ощущение пустоты и одиночества). Чрезмерное употребление нейтральных цветов может вызывать меланхолию и апатию, и даже привести к депрессии. Принимая во внимание все эти характеристики при построении окружающего пространства для маленьких детей, нужно стараться использовать эти цвета как можно реже. Ребенок в очень большой степени познает мир через различные цвета, усваивает понятия и значения, учится понимать свойства предметов и явлений. Поэтому такие «пустые» цвета лучше исключить. Использование подобных цветов хорошо лишь в тех случаях, когда есть необходимость нейтрализовать внимание и активность ребенка. Например, это могут быть какие-то вспомогательные технические предметы или приборы (лампы, магнитофон, увлажнитель воздуха и т.п.), чтобы ребенок не проявлял к ним особого интереса, случайно не сломал и не поранился сам. Также эти цвета подходят в качестве фона для игровых планшетов, алфавитных досок. 


Знание психологических характеристик, свойств различных цветов и их правильное использование помогут добиться нужных результатов, положительно повлиять на гармоничное развитие ребенка. Однако не нужно забывать, что все хорошо в меру, и не следует увлекаться каким-нибудь одним цветом или оттенком.

 










Цветовые предпочтения ребенка могут говорить о его склонностях, привычках и характере.

«КРАСНЫЕ» дети - те, кто называет красный своим любимым цветом, - лидеры по натуре, активные «живчики» и драчуны. Кнутом их не воспитаешь, только пряником.

«ОРАНЖЕВЫЕ» малыши легко перевозбуждаются, это очень шумные и крикливые создания - большие оригиналы, раскрепощенные и сообразительные. Они могут быть душой общества, но сами прекрасно играют и в одиночку.

«ЗЕЛЕНЫЕ» детки ранимы и обидчивы, но отходчивы. У них прекрасное чувство юмора. А еще они сильнее прочих привязаны к своим домашним питомцам.

«СИНИЕ» - обстоятельные рационалы. Их усидчивости и терпению можно только позавидовать.

«ФИОЛЕТОВЫЕ» нежны, как улитка, что вечно прячется в своем домике. Даже ерунда может вызвать у них глубокую депрессию. Они очень ранимы и нуждаются в похвале.

«КОРИЧНЕВЫЕ» дети склонны к перепадам настроения, а в более старшем возрасте становятся очень эрудированными и начитанными.

«ЧЕРНЫЕ» малыши находятся в глубоком стрессе. Здоровые и счастливые дети никогда не выбирают этот цвт своим любимым.

«СЕРЫЕ» тоже испытывают большие трудности из-за своей замкнутости и отверженности.

С одной стороны, выбор соответствующего цвета для нарядов новорожденных оправдан. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что большинство маленьких девочек предпочитают розовый и его оттенки. а вот мальчишки гораздо чаще выбирают «брутальные» цвета - темные тона и лаже черную одежду. Только вот исследования проводились среди детей, которые уже умеют не только отличать один цвет от другого, но и способны на сознательный выбор. Поэтому не исключено, что детские предпочтения - это зеркало, в которых отражаются убеждения родителей о том, что их малышу носить прилично, а что никак не вписывается в рамки общепринятого. «Некоторые психологи считают, что розовый и голубой, напротив, надо "поменять местами". Красный (пусть даже разбавленный белым) — это цвет силы, активности, лидерства и амбиций, то есть всего того, что считается прерогативой мужчин. Голубой же — цвет спокойствия и умиротворения, нежности и скромности, то есть традиционных женских добродетелей»,





РАДУЖНОЕ НАСТРОЕНИЕ

Предметы по-разному отражают свет, поэтому мы видим мир разноцветным. То. что воспринимается нами как цвета, - это электромагнитное излучение с различной длиной волны: самая длинная волна — у красного, а самая короткая — у фиолетового. Поэтому цвет может менять не только наше настроение но и самочувствие. Так. когда мы смотрим на красный, у нас учащается сердцебиение, а при созерцании синего оно, наоборот, замедляется. Оранжевый цвет возбуждает нервную систему, а зеленый, как известно, успокаивает. А вот синие и фиолетовые оттенки способны не только умиротворить, но и ввергнуть в беспричинную тоску и даже депрессию.

Родителям стоит подумать, прежде чем раскрашивать детскую комнату очень ярко и пестро. Дети более чутко воспринимают цвета, и в желто-красной комнате у них могут начаться проблемы со сном, а в «небесной» детской кроха будет чувствовать себя неуютно и расти болезненным и стеснительным. Традиционно помещения, в которых живут дети, оформляются в нежных, пастельных, очень светлых тонах, и в этом есть резон.

УЧИМ УЗНАВАТЬ

К двум годам малыш уже должен узнавать и показывать основные цвета. Но ему еще позволительно ошибаться с их названиями, ведь распознавание цвета начинается еще до того, как в словарный запас ребенка входят слова «красный» или «зеленый». Названия цветов дети усваивают в возрасте от двух до пяти лет. причем девочкам эта наука дается легче, чем мальчикам. «В стремлении научить ребенка "цветовой азбуке" родители не должны сбивать его с толку. -Не нужно покупать игрушки нехарактерных цветов: синих утят, кукол с неоновыми волосами или красных крокодилов. Название цвета должно ассоциироваться с соответствующим предметом. Солнце - желтое, небо - синее, а трава зеленая, и никак иначе. Медведь не может быть розовым, он коричневый; яблоко не может быть синим: ребенок попросту не узнает его на картинке, а если узнает, это его страшно развеселит».

Задавайте крохе вопросы, добиваясь, чтобы он верно определил цвет буквально всего, что его окружает: листочка с дерева и книжного листа: сока, который он пьет, и дороги, по которой шагает. Покупайте ребенку книжки из серии «Изучаем цвет», в которых зверюшки, фрукты или овощи, как правило, раскрашены в натуральные цвета: картинки снабжены забавными стишками, помогающими лучше их запомнить.

НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ.

Предложите малышу две игрушки - синего и красного цветов. Дайте в руки, затем покажите издали, повторите это несколько раз с каждым предметом. Затем выберите один, например красный. Положите на пол два листа бумаги, красный и синий. Ставьте игрушку то на один, то на другой. В ходе всех манипуляций называйте цвета, которые вы показываете малышу. Затем попросите ребенка самого поставить ифушку на лист такого же цвета.

РАЗНОЦВЕТНАЯ ПРОГУЛКА.

Возьмите эту же игрушку и прогуляйтесь по комнате. Задача ребенка - отыскивать вещи, которые совпадают по цвету с его игрушкой. Рассказывайте крохе о том, что он видит, называя цвета предметов.

ЦВЕТНАЯ КОРОБКА.

Возьмите любую емкость - корзинку, ведерко, большую коробку или пакет. Пусть малыш во время «прогулки» собирает в нее все вещи одного цвета.

Для малыша постарше можно купить многоцветный пазя: собирая разные кусочки В одну картинку, он расширит свои представления о возможностях цвета. И конечно, не ограничивайте кроху а живописных материалах, пусть даже 3-4-лет-ний ребенок еще не знает, что делать с оттенками карандашей или двумя десятками разных баночек с гуашью. Вводя новые цвета постепенно, играя н них, объясняя их значение, можно настроить глаз ребенка на восприятие тончайших цветовых нюансов. Может, он и не станет художником, но такая чувствительность поможет ему открывать новые аспекты в любой веши и в мире в целом.

ЦВЕТ-ПОМОЩНИК

С помощью цвета можно обучать, просвещать. даже управлять детьми (последнее хорошо известно производителям ярких игрушек).

Цвет помогает усваивать самую разную информацию об окружающем мире. Сопоставляя обра предмета и его цвет, малыш получает новые знания и обучается правилам поведения. Например, узнает, что переходить дорогу на красный свет нельзя, а черно желтую осу лучше не трогать. Можно использовать эти цветовые сочетания, чтобы обозначить в ломе зоны, куда лучше не заходить, пометить опасные ступеньки или углы, о которые можно удариться. Цвет можно использовать для визуальной стимуляции во время обучения и даже для лечения некоторых заболеваний.

ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ

Иногда мама в ужасе хватается за голову, увидев, в какие пестрые «тряпки» нарядилась ее дочь. Но ученые выяснил п. что, если родитель не вмешивается во взаимоотношения ребенка с цветом, малыш вырастает более уверенным в себе, открытым и креативным. Заклейте стену на высоту роста ребенка белой бумагой и позвольте ему расписать собственную комнату. Разрешите дочке самой подобрать себе наряды и аксессуары. Выбранные туфли могут показаться вам ужасно кричащими, носки и шапочки — не подходящими по цвету, но именно через такие мелочи лет» и выражают себя, отстаивают собственное «я». «Цветные продукты — еще одна "слабость" малышей. Причем 4 5-деткам может нравиться совершенно отталкивающая ела - ядовито-розовые мармеладные сердца, синие жевательные червячки, кислотное – зеленое мороженое и ярко-фиолетовый Йогурт. Пресекать это бессмысленно, особенно если ребенок вращается в коллективе, где дети делятся друг с другом своими вкусовыми пристрастиями, или жадно поглотает телерекламу. Остается следить, чтобы подобные продукты попадали к малышу не слишком часто и содержат и минимум вредных красителей».

А ЕСЛИ ОН ЛЮБИТ ЧЕРНЫЙ?

Детям, особенно еще не умеющим толком говорить, часто проще выразить свои переживания и ощущения через цвет, нежели словами. Многие исследования подтверждают наличие взаимосвязи между цветом и настроением.

Цвет, который выбирает ребенок для своего рисунка, может многое рассказать о его эмоциях и даже проблемах. Светлые оттенки дети связывают с положительными эмоциями, а темные, мрачные — с отрицательными. После веселой сказки со счастливым концом малыш потянется к желтому, «солнечному» карандашу.

Грустная история заставит его выбрать коричневый или черный. «Один нюанс, до 4 лет лег и часто используют темные, даже черные краски только потому, что еще не избавились от младенческой любви к контрастам. На белой бумаге самым четким будет рисунок, сделанный черным фломастером. Как правило, ни о какой тревоге здесь речь не идет».

У детей постарше, которые уже умеют называть цвета и способны рассказать о собственных чувствах, рисунки «говорящие». Если неизвестна причина грусти или страха, можно предложить дошкольнику нарисовать свои чувства на бумаге, изобразить в красках собственную жизнь. Гнев у малышей бывает обычно красного цвета, радость - оранжево-то. Ребенок, рисующий серым, испытывает чувство одиночества, а черным - тревогу. Важно не только то, какие цвета выбирает ребенок, но и их доля в палитре рисунка, соседство и порядок красок.

 Психология цвета. Какими цветами рисует ваш ребенок?

С древних времен человечество придавало цвету символическое значение. Группа ученых разработала методику «Цветные дети», с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определить характер ребенка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а главное – спрогнозировать, каким он вырастет.

В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках Ваш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, можно выделить разные особенности его характера.

"Желтые дети"

На языке цвета желтый – цвет духовности, но в то же время и опасности. Это люди свободные, оригинальные, инакомыслящие, а потому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть. Больше всего предрасположены к творчеству. "Желтый" ребенок – мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.

"Красные дети"

Красный цвет – цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего. Среди ярких политиков чаще всего встречаются «красно-желтые» (красный – наиболее любимый), среди умных – «желто-красные».

"Синие дети"

"Синие» дети – полная противоположность «красным». Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей – красным. «Синий» ребенок – спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

"Фиолетовые дети"

На языке цвета фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость. Дети живут богатым внутренним миром и отличаются артистизмом, очень чувствительны. Их легко загипнотизировать, они возбудимы. Стремятся произвести впечатление, но при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы, более других нуждаются в поддержке и поощрении.

"Сине-зеленые дети"

На языке цвета «сине-зеленый» означает воду, лед, холод, глубину, гордость, престиж, тщеславие. Данный цвет – индикатор состояния нервной системы. У того, кому он нравится, нервы перенапряжены. Такое нервное напряжение определяется характером человека, или может быть вызвано ситуацией, когда человек боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, вызвать в свой адрес критику. Не случайно «сине-зелеными» являются все чиновники и администраторы. Поэтому очень важно уберечь «сине-зеленых» от излишней регламентации. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу, заменять наказание на поощрение, возможно, снизить требования (например, не требовать учиться только на пятерки).

"Зеленые дети"

«Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность ( консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.

"Оранжевые дети"

Эти дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама – этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздразжает и опустошает.

"Коричневые дети"

В коричневом цвете оранжевый глушится черным, дискомфорт первого не так заметен. Приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах коричневый цвет у «коричневых» детей становится способом создавать свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет создавать чувство безопасности. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях, и, наконец, умственная неполноценность.

"Черные дети"

Черный цвет, как цвет угрозы, совершенно противопоказан детям. Дети редко предпочитают его, но если ребенок предпочитает всем цветам черный - это свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние ребенка.

"Серые дети"

Иную психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям и означающий рутину, беспросветность, отторжение, бедность. Чаще всего «серые» дети очень тихие, несмелые, замкнутые. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Если человек не может определить, нравится ему серый цвет или нет – это первый признак усталости.

"Пастельные цвета"

Это типичные инфантильные тона, и если их предпочитает взрослый, значит он сохранил в себе «ребенка» и связанные с этим черты характера.

Голубой цвет говорит о свободе, беззаботности, склонности к перемене обстановки. Обычно его предпочитают мальчики. Часто из таких мальчиков вырастают моряки или летчики.

Розовый цвет обычно предпочитают девочки. «Розовый ребенок» обычно нежный, слабый, робкий. Такой ребенок очень зависим от окружающих, нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет предпочитает мальчик, он как личность проявляется сильнее.

Лиловый цвет также обычно предпочитают девочки. Он говорит о таких чертах характера как слабость, нежность, чувство одиночества, беззащитность. «Лиловый» ребенок часто погружен в свой собственный мир.

каждый, наверняка, не раз прочувствовал это на себе: в помещении, где преобладает красный цвет, всегда чувствуется какая-то напряженность и нервозность. Почему-то, кажется, что что-то не так, и вот-вот случится что-то нехорошее. Очень часто, красный цвет провоцирует повышение кровяного давление, и даже температуры. А вот там, где много зелёного – наоборот –всегда спокойно и радостно, и даже уставший, напряженный человек потихоньку расслабляется и начинает улыбаться. Дети, точно так же как и взрослые, а возможно, даже сильнее, подвержены влиянию цветов. Это, в принципе, тоже не новость, но вот какой цвет как влияет на детскую психику – знают далеко не все родители. Поэтому, многие очень удивляются, когда, например, покрасив детскую в желтый, солнечный и радостный, по их мнению, цвет, они сталкиваются с тем, что малыш напрочь отказывается спать в своей комнате, а иногда, даже заходить в неё.

Итак, что же собой представляют различные цвета, и как они влияет на нас и наших детишек.

Белый.

чистота, аккуратность, светлота, пустота

Это положительный цвет, содержащий в себе все цвета спектра.

Белый цвет всегда символизировал невинность и чистоту. И совсем не случайно белый – это традиционный цвет для невест во многих странах мира. У некоторых народов – белый цвет символ удачи, добра и жизни. А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему врачи и медсестры почти всегда носят именно белые халаты, хотя содержать такой халат чистым с больнице – очень непросто. Это делается для того, чтобы подчеркнуть чистоту и стерильность больницы. Поэтому, если у вас планируется важная встреча, или событие, на котором очень важно подчеркнуть чистоту и открытость ваших мыслей и действий – одевайте белое!

Существуют предание, что если в белый цвет окрасить стены дома изнутри, то в нем будет мир, а если косяки дверей, то каждый человек, входя в жилье, оставит свое зло снаружи. Белый цвет способен стать великим исцеляющим цветом, так как несет надежду, энергию и мощь преобразования.

Он эффективно тонизирует организм, а также оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных детей, повышается их самооценка. Однако, господствующий белый, может вызвать ощущение неприступности и превосходства над другими, а также впечатление чрезмерной стерильности помещения. Лучше всего, использовать его в сочетании с другими цветами.

Красный.

необходимость, страсть, тепло, любовь, кровь.

Красный цвет наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера. Он положительно влияет на негативные психические состояния: апатия, депрессия, страх, неуверенность в себе.
Красный цвет считается стимулирующим, как часто пишут «способствует активности, дружелюбию, уверенности, в больших количествах вызывает гнев и ярость. Дает уверенность в себе, готовность к действию, способствует заявлению о силе и возможностях».

Красный цвет – наиболее интенсивный цвет в эмоциональном плане. Он способствует ускорению сердцебиения и учащению дыхания. Возможно, поэтому он считается цветом любви и страсти. Психологами замечено, что склонность к красному цвету имеют страстные и смелые люди, которым как раз не хватает любви или внимания. Красная одежда привлекает внимание и делает ее обладателя заметным и значимым в глазах остальных людей, подчеркивает его активную жизненную позицию, а также безудержный темперамент. Но вместе с тем и заметно «утяжеляет» фигуру, а также может вызвать неосознанную агрессию со стороны окружающих. Далеко не каждый человек решится одеть на себя, красную вещь. Машины красного цвета – любимая мишень для грабителей. Кроме того, можно вспомнить пример с быками – тореадоры в Испании, всегда держат в руках красную тряпку – возбуждая быков и провоцируя их на агрессию.

Если ребёнок предпочитает красный всем остальным цветам.

Такие детки очень открыты и активны. Родителям с ними ой как непросто: живые, подвижные, часто непослушными и легковозбудимые, их сорванцы постоянно ломают игрушки и становятся объектом общего пристального внимания, как со стороны других детей, так и со стороны взрослых. Когда эти дети вырастают, их отличает высокая работоспособность, стремление добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость и эгоизм. Их девиз «Здесь и сейчас», они живут сегодняшним днём. Среди ярких политиков чаще всего встречаются «красно-желтые» (красный – наиболее любимый), среди умных – «желто-красные».

Синий и голубой.

истина, гордость, сила.

Синий цветразвивает психические способности. Он очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение.

Голубой цвет связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом. С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и , оставшись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять.

Если ребёнок предпочитает синий всем остальным цветам.

Эти дети полная противоположность тем, которые любят красный цвет. Совсем не напрасно, «синих» детишек можно успокоить красным цветом, а тех малышей, которые предпочитают красный – синим. Дети, которые любят синий цвет очень спокойны, уравновешены, любят делать все не торопясь и обстоятельно: «с чувством, толком и расстановкой». Они с удовольствием полежат часок – другой на диване с книжкой, потом хорошенько обдумают прочитанное, и возможно, захотят обсудить со старшими. Эти дети предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в отличии от «красных» детей, им приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

Желтый.

осторожность, тепло, трусость, великолепие.

Желтый – бодрящий цвет солнца. Он привлекает внимание даже больше, чем красный или оранжевый. Было установлено, что желтые машины попадают в аварии гораздо реже, чем машины всех других цветов.

Хотя желтый, считается оптимистичным цветом, все не так однозначно, как кажется сразу. По восприятию это самый трудный для глаз цвет, и его преизбыток подавляюще действует на психику. Доказано, что в желтом интерьере люди чаще раздражаются, а дети плачут. Поэтому не торопитесь красить детскую комнату, целиком в желтый цвет. Хотя в умеренных количествах, желтый цвет, прекрасно развивает умственные и артистические способности.

Если ребёнок предпочитает жёлтый всем остальным цветам.

Такой малыш – настоящий фантазер и мечтатель, сказочник и шутник. Друзья ни на одну минуту не могут заскучать в его компании. Но как ни парадоксально, он предпочитает играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда этот малыш вырастет, скорее всего он отдаст предпочтение разнообразной и интересной работе – рутина не для него. Повзрослев, он постоянно будет во что-то верить, на что-то надеяться, и вообще жить «завтрашним днём». В то же время в нём могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений и безответственность.

Зелёный.

безопасность, природа, здоровье, живость, окружающая среда, деньги, растительность.

Это наиболее легкий цвет для глаз, его переизбыток не влияет негативно на психику, и он даже способен улучшать зрение. Это успокаивающий и освежающий цвет, придающий новые жизненные силы и стимулирующий защитные силы организма. Именно поэтому большинство больниц, изнутри окрашены именно в зеленый цвет. Или, например, людей, ждущих эфира на телевидении, как правило, помещают в комнату именно с зеленым интерьером, чтобы успокоить и помочь им справиться с волнением. Когда мы думаем о зеленом цвете, мы представляем лес, деревья, траву. В силу того, что зеленый объединяет нас с природой, он помогает нам быть ближе друг к другу. Когда нам недостает зеленого цвета, мы лишаемся гармонии.

Если ребёнок предпочитает зелёный всем остальным цветам.

Как правило, такой малыш считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность: консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями, требуется особое, творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку очень необходимо чувство защищенности, надежности.

Оранжевый.

предупреждение

Этот цвет очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека). Он помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету.

Если ребёнок предпочитает оранжевый всем остальным цветам.

Эти детки легковозбудимые, так же, как «красные» и «желтые», но их возбуждение не имеет границ: дети постоянно веселятся, шалят, кричат без всякой видимой причины. Поэтому оранжевый цвет очень опасен: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама – этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздражает, отпугивает и опустошает.

Розовый.

Розовый цвет снижает агрессию, расслабляет. Он вызывает чувство комфорта, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе. В комнате, окрашенной в розовый цвет, создается ощущение защищенности. Этот цвет хорош для спальни.

Розовый – самый романтичный цвет и один из самых успокаивающих и расслабляющих. Поклонники розового - по-настоящему миролюбивые, тонкие и чувствительные люди с нежным сердцем. В США и Европе в спортивных клубах раздевалки для команд противника часто выкрашены именно в розовый цвет, чтобы соперники почувствовали упадок энергии. Надевайте розовый, чтобы подчеркнуть свою пассивную позицию, например, если хотите, чтобы на вас не возложили какую-либо ответственность или чтобы ваш мужчина чувствовал желание оберегать и защищать вас.

Если ребёнок предпочитает розовый всем остальным цветам.

Обычно, этому цвету отдают предпочтение девочки. Дети, которые любят розовый цвет, как правило нежны, они слабые и робкие. Такой ребенок очень зависим от окружающих, он нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет предпочитает мальчик, то он, обычно очень сильная личность.

Феномену детского рисунка посвящены сотни научных работ. Ученые, художники, педагоги, психологи с разных сторон рассматривают детское творчество. Однако до последнего времени шли споры, можно ли назвать результаты этой деятельности искусством. Теперь смело можно утверждать, что можно! Ибо ценность детского рисунка доказана всеми вышеупомянутыми специалистами. С какой же точки зрения в первую очередь волнуют каждого родителя рисунки его чада? Умеет рисовать или не умеет, хорошо или плохо, стоит ли ходить на занятия в изо-студию или есть вещи поважней. И это далеко не весь список вопросов.

Когда у ребенка есть выбор средств, полет его фантазии ничем не ограничен. Это позволяет сделать очень много полезных наблюдений. Одно из самых очевидных — это цвет, который преобладает в детских рисунках. Цвет расскажет нам в первую очередь о психо-эмоциональном состоянии ребенка на момент рисования. Когда ребенок раннего возраста из кучки мелков или коробки карандашей выбирает цвет, он еще может не осознавать свой выбор. И то, что травка зеленая, он узнает позже, когда обучается говорить. В полтора или два года это еще не имеет такого значения для ребенка, как сам факт того, что он может оставлять на бумаге видимый след своих мыслей. И каждая мысль малыша окрашена эмоциями.

Только к пяти годам, когда ребенок выбирает цвета, можно с уверенностью сказать, что у ребенка уже есть достаточно ассоциативного опыта для адекватного выбора. Однако к этому времени ребенок начинает рисовать "волшебные истории" и сказки, в которых все может быть иным, чем в реальном мире. И вот тут начинается самое интересное. Если рисующий красным цветом травку полуторогодовалый малыш не вызывает большого удивления, то проделывающий то же самое четырех летний ребенок уже заставляет задуматься. И не зря.

Люшером давно разработаны психологические характеристики цвета, и мы их рассмотрим ниже. Однако нельзя сразу однозначно сказать, что если ребенок все рисует черной краской, то у него депрессия или, хуже того, он отстает в развитии. Просто это повод показать его специалистам. В первую очередь педагогам и психологам. Они помогут вам разобраться в сложившейся ситуации.

Чаще, однако, дети выбирают какое-либо сочетание цветов. И вот тут должна придти вам на помощь ваша родительская интуиция. Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции вызывает рисунок? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Как точнее определить это? Можно попробовать описать рисунок, используя понятия "светлый" — "темный", "яркий" — "тусклый", "гармоничный" — "негармоничный", "спокойный" — "неспокойный", "упорядоченный" — "беспорядочный", "веселый" — "грустный", "агрессивный" — "доброжелательный", "богатый" — "бедный", "тяжелый" — "легкий". Это поможет более точно понять состояние ребенка. Возможно, подобный способ оценки покажется трудным. В этом случае можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве "независимых экспертов". Ну, и всегда можно и нужно обращаться к специалистам, которые вам с радостью помогут.

Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование при наличии выбора только простого карандаша иногда трактуют как "отсутствие" цвета. Таким образом ребенок "сообщает" о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:

  • темно-синий — концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;

  • зеленый — уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;

  • красный — сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

  • желтый — положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

  • фиолетовый — фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

  • коричневый — чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;

  • черный — подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

  • серый — "отсутствие" цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Наблюдайте, интересуйтесь, и общение с ребенком наполнится для вас более глубоким смыслом.

Палитра — зеркало души?
Дети очень рано начинают "чувствовать" цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Головчанская Юлия Михайловна

Дата: 25.04.2016

Номер свидетельства: 322501

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства