«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЯ» ( ФГТ)
срок реализации 3 года
Художественное отделение
Директор ДШИ №2 _______________
г. Альметьевск
ОГЛАВЛЕНИЕ
1) Пояснительная записка………………………………………………………..4
2) Учебно- тематический план ………………………………..………………..7
3) Содержание учебного предмета…………………………………………….10
4) Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………...15
5) Методическое обеспечение учебного процесса…………………………....16
6) Формы и методы контроля, система оценок обучающихся ...............…….16
7) Список рекомендуемой литературы…………………………….18
Структура программы учебного предмета
1.Пояснительная записка
Срок реализации учебного предмета
Цели
Задачи
Обоснование структуры программы
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма занятий
Методы обучения
Ожидаемые результаты
Сведения о затратах учебного времени
2.Учебно - методическая карта дисциплины
I год обучения
II год обучения
III год обучения
3.Содержание учебного предмета
I год обучения
II год обучения
III год обучения
4.Требования к уровню подготовки обучающихся
5. Методическое обеспечение учебного процесса
6.Формы и методы контроля, система оценок
Критерии оценки качества исполнения
7. Список рекомендуемой литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Срок обучения по данной дисциплине «Основы изобразительной грамоты и рисования» - 3 года
Срок реализации образовательной программы
Общее количество часов за 3 года обучения 196 часов. Недельная нагрузка 2 академических часов в неделю. Уроки идут по 45 минут;
-1 год обучения – 2 часа в неделю - 64 учебных часов в год;
-2 год обучения- 2 часа в неделю- 66 учебных часов в год;
-3 год обучения- 2 часа в неделю- 66 учебных часов в год.
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя летним сроком освоения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель: а) Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте; б) Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства; в). Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
Образовательные: Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.); приобретение детьми опыта творческой деятельности, овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Развивающие: Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).
Воспитательные: Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Структура программы включает в себя: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, методическое обеспечение учебного предмета , список литературы.
Пояснительная записка содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, цель и задачи предмета.
Разделучебно - методическая карта дисциплины включает в себя последовательность изучения тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.
Раздел содержание учебного предмета включает в себя важнейшие направления работы по предмету, годовые требования к теоретическим и практическим знаниям, умениям, навыкам.
Требования к уровню подготовки обучающихся данный раздел разработан в соответствии с ФГТ.
Формы и методы контроля, система оценки - включает в себя требования к организации форме проведения текущего, промежуточного и итогового контроля.
Методическое обеспечение учебного процесса содержит методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов работы по основным направлениям.
Список рекомендуемой литературы включает в себя перечень наглядной, дидактической и методической, электронной литературы.
Форма проведения учебных аудиторных занятий. Занятия по предмету « Основы изобразительной грамоты и искусства» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателя построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подхода. Формы проведения занятий в дистанционной форме- 30 минут, в очной форме- 45 минут. Обучение проходит, в том числе и в дистанционной форме через WhatsApp , Zoom, Вконтакте.
Форма обучения: очное, очно- заочное, дистанционное.
Методы обучения
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); к
-практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
-проектный
Ожидаемые результаты.
В 1 классе дети учатся нарисовать предметы с различными видами линий и точкой; должны различать и ассиметрию от симметрии; правильно компоновать предметы на листе, знать, что такое силуэт; научиться рисовать в технике «заливка», «по - сырому», «мазками»; знать цветовые группы, оттенки; нарисовать овалами животных, орнамент.
Во 2 классе дети учатся рисовать в технике фломастер, в не традиционной технике, в тоне, должны уметь правильно наносить штрихи; знать « холодные» и «теплые», ахроматические, контрастные цветов; уметь писать красиво буквы, делать стилизацию, спиралями рисовать животных.
В 3 классе дети учатся находить и изобразить композиционный центр предмета; должны уметь стилизовать городской пейзаж, смешивать цвета и рисовать абстрактные композиции и рисунки из геометрических фигур.
Штрих. Линия. Тон. Круг, вписанный в квадрат. Орнамент.
8
4
4
2.2
Рисование птиц на черном фоне.
4
2
2
2.3
Орнамент в круге. Цветы.
4
2
2
2.4
Точка. Цветок.
8
4
4
2.5
Тон. Клоун.
4
2
2
3
3 четверть
3.1
Рисунок на свободную тему.
8
4
4
3.2
Черно- белый силуэт. Пейзаж.
8
4
4
3.3
Линия. Подводное царство.
8
4
4
3.4
Штрих. Хвосты.
4
2
2
3.5
Овалы. Спираль. Рисование животных.
4
2
2
4
4 четверть.
4.1
Основные характеристики цвета. Цветовые группы. Цветовые оттенки.
8
4
4
4.2
Локальный цвет предмета. Силуэт. Закат.
4
2
2
4.3
Техника «по – сырому» на мятой бумаге
4
2
2
4.4
Техника «заливка» и «мазками».
8
4
4
4.5.
Изучение нетрадиционных живописных приемов.
8
4
4
Итого: 64 часа в год
2 год обучения (2класс)
№
Тема
Максимальная учебная нагрузка
Самостоятельная работа
Аудиторные за
нятия
1
1 четверть
1.1
Работа с геометрическими формами. Применение тона
8
4
4
1.2
Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную
8
4
4
1.3
Буквица. «Веселая азбука»
8
4
4
1.4
Техника работы фломастерами
8
4
4
2
2 четверть
2.1
Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность» цвета
4
2
2
2.2
Нюансы. Многообразие оттенков цвета
8
4
4
2.3
Контрасты. Контрастные пары цветов
4
2
2
2.4
Торты.
8
4
4
2.5
Фонарики. Зигзаг.
8
4
4
3
3 четверть
3.1
Ахроматические цвета. Творческое задание
8
4
4
3.2
Черно- белый силуэт. Пейзаж.
8
4
4
33.
Линия. Подводное царство.
8
4
4
3.4
Штрих. Хвосты.
8
4
4
3.5
Тон. Клоун.
4
2
2
4
4 четверть.
4.1
Основные характеристики цвета. Цветовые группы. Цветовые оттенки.
6
2
2
4.2
Локальный цвет предмета. Силуэт.
8
4
4
4.3
Техника «по – сырому». Кошка.
4
2
2
4.4
Техника «заливка» и «мазками».
12
4
4
4.5
Изучение нетрадиционных живописных приемов
8
4
4
Итого: 66 часа в год
3 год обучения (3 класс)
№
Тема
Максимальная учебная нагрузка
Самостоятельная работа
Аудиторные занятия
1
1 четверть
1.1
Осенние листья.
8
4
4
1.2
Кот на осеннем ковре.
12
6
6
1.2
Клоун
12
6
6
2
2 четверть
2.1
Метель. Холодные цвета.
12
6
6
2.2
Рисунок из геометрических фигур
8
4
4
2.3
Композиционный центр.
8
4
4
3
3 четверть
3.1
Силуэт. Растения.
4
4
4
3.2
Силуэт. Деревья.
4
2
2
3.3
Силуэт. Пейзаж.
8
4
4
3.4
Силуэт. Фигура человека.
4
2
2
3.5
«Заливка». Техника « по – сырому»
8
4
4
3.6
«Снегири на ветках»
8
4
4
4
4 четверть
4.1
Птицы на черном фоне. Гелевая ручка
8
4
4
4.2
Буквица « Веселая азбука»
8
4
4
4.3
«Пушистые образы» Животные.
4
2
2
4.4
Стилизация. Город.
12
6
6
Итого: 66 часа в год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 четверть
1 тема: Линия. Виды линий. Стилизация. Освоение графического языка. Рисование таблицы с различными видами штрихов. Рисование осенних листьев. Формат А 4, А3 , фломастер или гелиевые ручки.
2 тема: Симметрия. Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции. Выполнение копий и зарисовок с натуры (например, насекомых, морских животных, фантастических образов). Использование формата А 4, гелиевых ручек, фломастеров.
Тема: Асимметрия. Знакомство с понятием «асимметрия», асимметрия в природе. Выполнение зарисовок предметов быта сложной формы (например, чайник, графин, фонарик, и др.) А 4, гелиевые ручки.
3 тема: Линия. Пятно. Тон. Выполнение рисунков. ( Подводное царство, рыбки, деревья.) Использование формата А3, А 4, фломастера или гелиевых ручек.
2 четверть.
1 тема Штрих. Линия. Тон. Круг, вписанный в квадрат. Орнамент. Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий.Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун). Использование формата А4, белой и черной гелиевых ручек. Рисование рыбок в тоне, орнамента.
2 тема: Рисование птиц на черном фоне. Применение различных ярких цветов в работе, линий. Использование формата А 4, гелиевых ручек.
3 тема: Орнамент в круге. Цветы. Знакомство с понятием « орнамент» с правилами. Копирование с образца простых орнаментов. Фломастеры.
4 тема: Точка. Цветок. Изображение на А 4 цветка с применением точек. Материал: фломастеры, А 4
1 Тема: Рисунок на свободную тему. Материал на выбор. А 4.
2 тема: Черно- белый силуэт. Понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение, пересечение). Создание композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке). Материал: формат: а 4( вытянутый по горизонтали), черный фломастер.
3 тема: Линия. Подводное царство. Рисование из различных линий композицию. Материал: фломастеры, А 4 (Подводное царство)
3 тема: Штрих. Знакомство видами штрихов. Материал: гелиевые ручки, графитные карандаши, А 4. ( Хвосты)
4 тема: Овалы. Спираль. Рисование животных. Фломастер, А 4.
Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А 4).
4 четверть
1 тема: Основные характеристики цвета. Цветовые группы. Цветовые оттенки. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Акварель, формат А 4.
2 тема: Локальный цвет предмета. Силуэт. Закат. Развить у детей способность видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе). Бумага А 4, акварели.
3 тема:Техника работы акварелью «по – сырому. » на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А 4, акварели, мятой бумаги.
4 тема: Техника работы акварелью «заливка». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюда, например, река, ручеёк, водопад. Композицию можно дополнятькорабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами». Использование акварели, формата А 4.
Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка - ряба») акварель, формат А 4.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 четверть
1 тема: Работа с геометрическими формами.( Клоун) Применение тона. . Использование формата А4, А3 ,фломастера или гелиевых ручек.
2 тема: Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную. Преобразование геометризированной формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Выполнение упражнения - наброска схематичного изображения (посуда, обувь, и т.д.) и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом. Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.
3 тема: Буквица. «Веселая азбука» Знакомство с буквицей, как элементом книжной графики, воспитание эстетического вкуса через рисование структурного элемента книжной графики – буквицы. Выполнение эскиза образа буквицы, подчеркивая характерные особенности буквы. Использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек.
4тема: Техника работы фломастерамиСоздание декоративного образа.Выполнение эскиза - образа (например, волшебный цветок, улитка). Использование формата А 4, гелиевых ручек, фломастеров.
2 четверть
1 тема: Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Тепло-холодность» цвета. Знакомство с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного цвета (например, «Братья-гномы» и др.). Использование формата А4, акварель. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность» цвета
2 тема:Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование формата А 4, акварели, пастели.
3 тема:Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А 4, акварели, пастели.
4 тема: Торты. Рисование на фантазию тортов с применением стилизации. Использование А3, фломастера.
5 тема: Фонарики. Зигзаг. Повторений видов линий. Рисование фонариков с применением зигзагов. Материал: фломастеры, гелиевые ручки, А 4.
3 четверть
1 тема: Ахроматические цвета. Творческое задание. Познакомиться с понятиями «ахроматические цвета», «светлота», с техникой их составления.
Выполнение эскиза (например, иллюстрация к сказке В. Сутеева «Три котенка», образы домашних животных и др.). Использование формата А4, гуаши черной и белой.
2 тема:Черно- белый силуэт. Пейзаж. Материал: А 4, гуаши.
3 тема:Линия. Подводное царство. Материал: фломастеры, А 4
4 тема: Штрих. Хвосты. Материал: фломастеры, А 4
5 тема: Тон. Клоун. Материал: А 4, карандаш.
4 четверть
1 тема: Основные характеристики цвета. Повторение. Цветовые группы. Цветовые оттенки. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Использование акварели, формат А 4.
2 тема: Локальный цвет предмета. (и его оттенки.) Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А3, акварели
4 тема: Техника « мазками», «заливка». Акварель формат А 4, (осенние листья.)
5 тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение упражнений. Вощение (например, морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы и т.д.). На брызги (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Формата А 4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 четверть.
1 тема: Осенние листья. Правильная компоновка на листе листьев Рисование осенних листьев применением теплых цветов. Использование гуаши, А 4.
2 тема: Кот на осеннем ковре. Материал: гуаши, А 2.
3 тема: Клоун. Тон. Материал: графитные карандаши, А 4.
2 четверть
1 тема: Метель. Холодные цвета. Повторение. Использование формата А3, гуаши.
2 тема: Рисунок из геометрических фигур. Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры (например, «Пуговицы», «Печенье», и т.д.) Использование формата ½ А 4, простого карандаша.
3 тема: Композиционный центр. Понятие. Основные правила. А 4.
3 четверть
1 тема Силуэт растения. Черный маркер. А 4.
2 тема: Силуэт. Деревья. Черный маркер. А4.
3 тема: Силуэт. Пейзаж. Повторение темы. Рисование пейзажа. Использование формата А 4, черного фломастера
4 тема: Силуэт. Фигура человека. Повторение темы. Рисование фигуры человека. Формата А 4, черного фломастера
5 тема: «Заливка», техника «по- сырому» Повторение темы. Использование акварели, А 4, гладкой бумаги.
6 тема: Снегири на ветках. Рисование на формате А 4 птиц, с применением цветных карандашей.
4 четверть
1 тема: Птицы на черном фоне. Гелиевая ручка, А 4
2 тема: Буквица « Веселая азбука. Рисование имени на листе. С применением орнамента, А 4, гуаши.
3 тема: пушистые образы. Рисование животных. Карандаши. А 4.
4 тема:Стилизация. Город. Преобразование геометризированной формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Пейзаж декорируется простым орнаментом. Использование формата А 4, фломастеров, гелиевых ручек
ТРЕБОВАНИЯК УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» 1. Знание различных видов изобразительного искусства. 2. Знание основных жанров изобразительного искусства. 3. Знание терминологии изобразительного искусства. 4. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.). 5. Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе. 6. Знание основных выразительных средств изобразительного искусства. 7. Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии. 8. Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения. 9. Навыки передачи формы, характера предмета. 10. Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках. 11. Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения. 12. Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности. 13. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции. 14. Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности
Методическое обеспечение учебного процесса.
1. Мольберты
2. Наглядные пособия учителя
3. Стулья.
4. Доска, мел, тряпка.
5. Натурный фонд, содержащий предметы, необходимые в постановках.
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. В конце каждой четверти проводится просмотр.
Критерии оценок
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).
Оценка 5- «Отлично»
-учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
-все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
-учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы.
Оценка 4- «Хорошо»
- решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
- имеются незначительные ошибки;
- работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);
Оценка 3-«Удовлетворительно»
- использование готового решения (срисовывание с образца)
грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче работой учащегося, руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.
Оценка 2 - «неудовлетворительно»
- отсутствие собственного отношения к работе, небрежно и не полностью выполненное задание;
- множество грубых ошибок в передаче пропорций и формы предметов.
- учащийся не справился с заданием даже с помощью преподавателя, работа небрежно выполнена и не закончена.
Список рекомендуемой литературы
П. П. Гнедич. История искусств. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА. АРХИТЕКТУРА. Москва, 2008
Как работать в смешанной технике. Подробный самоучитель для начинающих. ВЕНДИ ДЖЕЛБЕРТ. Москва. Астрель. АСТ. 2004
Мастера и шедевры. ART BOOK Тициан. Москва. АСТ. Астрель . 2002
Мастер- класс. Акварель. Шаг за шагом. Москва. Астрель. 2005
Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. М.Эксмо.2007.
Шедевры русской живописи. В издании использованы текст книги П.П. Гнедича « История искусств» БЕЛЫЙ ГОРОД. Москва. 2005
Энциклопедия для детей. Т 7. Искусств. Ч.1.-оЭ68 2 –е изд., испр/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 2001.- 688 с.: ил.
Ссылки на образовательные порталы:
https://infourok.ru/biblioteka
https://rosuchebnik.ru
http://www.raskraska.ru/ - Раскраска. Интернет-студия Александра Бабушкина.