kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по ьеседе об ИЗО (ХЭН)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Примерная программа  по ХЭН  для ДХШ  и ДШИ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по ьеседе об ИЗО (ХЭН)»

Рассмотрено и рекомендовано Принято

на заседании теоретического на заседании педсовета

отделения школы

Протокол № _____________ Протокол № ___________

«___»____________201___г. «___»___________201___г.











Программа учебного предмета

«БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ» (ХЭН)




срок реализации 4 года

Художественное отделение
















Директор ДШИ №2 _______________





г. Альметьевск

ОГЛАВЛЕНИЕ

1)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



2)УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



3)СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



4)ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



5)МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



6)ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК



ОБУЧАЮЩИХСЯ

7)СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.

Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.

Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста.

В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.

Срок реализации учебного предмета – 4 года. Задания адаптированы и доступны для школьников 5 - 9 классов общеобразовательной школы. Возраст детей 10-12 лет.

Объем учебного времени за весь курс составляет 264 академических часов.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

а) обучающие: знакомство с особенностями языка различных видов искусства; обучение специальной терминологии искусства;

б) развивающие: развитие навыков восприятия искусства, способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом;

в) воспитывающие: художественно- эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем.

Сведения о затратах учебного предмета

Разделы

Затраты учебного предмета

Годы обучения

1- год

2 -год

3-год

4 -год

Полугодие

1

2

1

2

1

2

1

2

Учебная нагрузка часов

17

18

17

18

17

18

17




18

Всего академических часов

35

35


35


35




Итого: 140ч

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1 класс

- Дети должны знать все всех видах искусства:

- изобразительное искусство,

- литература,

- музыка,

- хореография,

- театр,

- кино

- телевидение;

2 класс.

-Дети должны знакомиться с народным искусством,

- знакомиться с праздниками (народными и светскими)

-знать отличия между этими праздниками

-должны уметь связать искусство и современного человека, посещать музеи и библиотеки;

3 класс

- Дети должны знать виды декоративно - прикладного искусства,

-должны понять смысл: «что такое искусство как вид культурной деятельности, многогранный результат творческой деятельности?»

- должны научиться сохранить культурное наследие.

4 класс

- знать основные произведения мастеров эпохи Возрождения;

- понимать значение эпохи Возрождения для дальнейшего развития искусства;

- иметь представление об основных художественных школах европейского искусства XVII, XVIII и XIX вв.

- знать особенности развития русского искусства XVII-XVIII веков;

знать основные этапы развития европейского искусства XIX века;

- иметь представление о художественных течениях и направлениях искусства XX века; - знать основные этапы развития русского искусства XVIII века.

- уметь выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник и какие они имеют значения для раскрытия замыла произведения искусства

Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя деятельности в сфере искусства.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Содержание учебной дисциплины:

Учебно- методическая карта дисциплины.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема


Количество

часов.

1

1 четверть





Виды искусства




1.1

Вводная беседа о видах искусства бесед



1

1.2

Знакомство с пространственными (пластическими)

видами искусства.

2

1.3

Знакомство с динамическими (временными) видами искусства

2


1.4

Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства

1


1.5

Скульптура как вид изобразительного искусства

1


1.6

Тест

1



2 четверть




2

Изобразительное искусство.




2.1

«Как работает художник, чем пользуется»

1


2.2

Жанры изобразительного искусства.

2


2.3

Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства

1

2.4

Рисунок. Графика

2


2.5

Выразительные средства графики

1


2.6

Силуэт

1


2.7

Контрольный урок

1


3

3 четверть.




3.1

ЖИВОПИСЬ

1


3.2

Цвет.

2


3.3

Колорит

2


3.4

Способы работы с цветом: «Акварель»

2


3.5

Способы работы с цветом: «Гуашь»

1


3.6

Способы работы с цветом: «Пастель»

1


3.7

Способы работы с цветом: «Масляные краски»

1


3.8

Контрольный урок

1


4.

4 четверть




4.1

ЛИТЕРАТУРА

1



Литература как вид искусства




4.2

МУЗЫКА.

Музыка как вид искусства. Направления. Стили.

1


4.3

ХОРЕОГРАФИЯ. Танец и виды танцевального искусства

2

4.4

ТЕАТР.

1



Искусство театра. Выразительные средства театрального искусства.


4.5

КИНО И ТЕЛЕВЕДЕНИЕ

1


4.6

Контрольный урок итоговый

1


Итого: 35 ч. в год

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема


Количество

часов.

1

1 четверть.

Изобразительное искусство


1.1

Беседа о композиции

1


1.2

Язык графики

1


1.3

Язык живописи

1


1.4

Натюрморт как жанр изобразительного

1


1.5

Пейзаж как жанр изобразительного искусства

1


1.6

Портрет как жанр изобразительного искусства. ДПИ

1


1.7

Скульптура как вид изобразительного искусства

1



Архитектура как вид изобразительного искусства




1.8

Повторение. Контрольная работа.


1

2

2 четверть





Раздел 3. Народное искусство


2.1

Народные ремесла


1

2.2

Народный костюм


2

2.3

Народный фольклор. Жанры фольклора


1

3

3 Раздел. Праздники



3.1

Праздники народного календаря

1


3.2

Светские праздники

1


3.3

Повторение.


1

3.4

Контрольная работа.

1

4

4. Раздел Музеи.

3 четверть


4.1

Музеи


2

4.2

Сеть интернет как информационный ресурс


1

4.3

Выставочное пространство


1

4.4

Коллекционирование


2

4.5

Частные музеи


2

4.6

Контрольный урок



5

5 Раздел. Библиотеки.



5.1

Библиотеки


1

5.2

Правила пользования библиотекой


2

5.3

Как работать с книгой


1

5.4

Как работать с журналом


2

5.5

Контрольный урок.


1

Итого: 35 часа в год

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема


Количество

часов.

1

1 четверть.

Изобразительное искусство.


1.1

Виды изображений в картине.

1


1.2

Диорама, панорама как виды монументальной живописи

1

1.3

Рисунки из букв и символов

1


1.4

Язык живописи

1


1.5

Жанры в живописи

1


1.6

Интерпретация в живописи

1


1.7

Пленер

1


1.8

Контрольная работа

1


2.

2 четверть.

Декоративно - прикладное искусство


2.1

Текстиль. Эскизирование.

1


2.2

Металл. Эскизирование.

1


2.3

Дерево. Эскизирование.

1


2.4

Стекло. Эскизирование.

1


2.6

Керамика. Эскизирование.

1


2.7

Камень. Эскизирование.

1


2.8

Контрольная работа.

1





3

3 четверть.

Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия.




3.1

Язык.

1


3.2

Современная детская литература

2


3.3

Творческий эксперимент.

1


3.4

Музыка.

2


3.5

Песня.

1


3.6

Танец.

2


3.7

«Мой родной город вчера и сегодня»

1


3.8

Контрольная работа

1




4

4 четверть.

Раздел 4. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение приумножение культурного наследия.


4.1

Реставрация и хранение объектов культуры и искусства

2

4.2

Значение культурного наследия в истории человечества

1


4.3

Церковь – как объект искусства

1


4.4

Хранение «культурных единиц»

1


4.5

Творческий проект «Семейные реликвии»

2


Итого: 35 часа в год

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Темы


Количество

часов


1

1 четверть

РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА


1.1

Искусство первобытного общества

1


1.2

Искусство Древнего Египта

1


1.3

Искусство Древней Греции

1


1.4

Искусство Древнего Рима. Искусство этрусков

1


1.5

Искусство Византии.

1


1.6

Искусство Средневековой Европы.

1


1.7

Искусство Востока

1


8

Контрольный урок

1



2 четверть





2

РАЗДЕЛ 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ X – НАЧАЛА XV вв.




2.1

Искусство Киевской Руси

1

2.2

Искусство Новгорода

1


2.3

Владимиро- Суздальская архитектурная школа

1


2.4

Феодан Грек и Андрей Рублев

2


2.5

Повторение.

2


2.6

Контрольный урок

1



3 четверть.





Раздел 3. ВОЗРОЖДЕНИЕ




1

Возрождение в Германии. Альбрехт Дюрер.

1


2

Флорентийская живопись

1


3

Сандро Боттичелли. Леонардо да Винчи

1


5

Рафаэль

1


6


Микеланджело

1

7

Венецианская живопись. Тициан

1


8

Творчество Веронезе и Тинторетто

1


9

Возрождение в Нидерландах

1


10

Босх и Питер Брейгель Старший.

1


11

Контрольный урок

1



4 четверть

Раздел 4. Стили и направления в живописи




4.1

Импрессионизм. Постимпрессионизм.

1


4.2

Сюрреализм

1


4.3

Абстракционизм.

1

4.4

Фовизм

1


4.5

Кубизм

1


4.6

Футуризм

1


4.7

Итоговый контрольный урок

1


Итого: 35 ч. в год



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства. Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала. Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА» 1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства. Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно- прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства 1.2 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография. 1.3 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература 1.4 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение 1.5 Скульптура как вид изобразительного искусства. Понятие термина « скульптура».16. Тест .

2. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 2.1 Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.).. 2.2 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой. Знакомство с работами художников. 2.3. Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства. Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная фотография. Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение. Композиционный центр. 2.4 Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. 2.5 Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и репродукций художников 2.6 Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Применение игровых форм на уроке 2.7. Контрольный урок 2.8. Тема: Живопись. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев.. 2.10 Контрольный урок. 2.9 Тема: «Цвет». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Выполнение упражнений 2.10. Тема: «Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. 2.11 Тема: Способы работы с цветом: «Акварель». Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники – акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. 2.12 Тема: Способы работы с цветом: «Пастель». Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. 2.14 Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски». Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по выставке 2.15. Контрольный урок

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1 Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

1.1 Тема: Беседа о композиции. «Как смотреть картину?» Сюжет композиции. Главное и второстепенное в композиции. Плановость. Композиционный центр. Колорит. 1.2 Тема: Язык графики. Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. 1.3 Тема: Язык живописи. Станковая и монументальная живопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. 1.4 Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «натюрморт». Вещь глазами художника. Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат, точка зрения, освещение, колорит и др.). Предметы как символы эпохи1.5 Тема: Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «пейзаж». Виды пейзажа (городской, сельский, морской, горный и др.). Композиционный строй пейзажа (формат, точка зрения, плановость, освещенность, колорит и др.). Времена года в пейзаже. 1.6 Тема: Портрет как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «портрет». Один человек – сто разных лиц. Виды портрета (парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и др.). Человек и время. ДПИ. Понятие термина « ДПИ» Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно- прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т.1.7 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства. Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства. Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).. 1.8. тема. Повторение. Контрольный урок.

2 Раздел «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» Народные ремесла. Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. Подбор репродукций и фотографий по теме. Народные ремесла родного края. История возникновения. Народные мастера. Традиции и современность.. 2.2 Тема: Народный костюм. Из истории народного костюма. Мужской и женский народный костюм. Элементы костюма. Символика в костюме. 2.3 Тема: Народный фольклор. Жанры фольклора. Музыкальный фольклор. Изобразительный фольклор. Устное народное творчество: пословицы, потешки, песни, частушки, загадки, сказки, эпос.

3. Раздел «ПРАЗДНИКИ» 3.1 Тема: Праздники народного календаря. Знакомство с сезонными праздниками. Зима (Рождество, колядки, святочные гадания, Крещение и др.), Весна (масленица, Пасха), Лето (Троица, день Ивана Купалы, Спас), Осень (Параскева- Пятница, Капустник, Синичкин день). Использование сюжетов народных. 3.2 Тема: Светские праздники. История праздников (Новый год, День защитника отечества, Международный женский день, День космонавтики, День победы, День знаний и др.). Праздники и традиции. Атрибутика (украшения, костюмы, открытки, стихотворения и др.). 3.3. Тема Повторение. 3.4: Тема Контрольный урок

4. Раздел «МУЗЕИ» 4.1 Тема: Музеи. Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Музеи - ансамбли (музей-усадьба, музеи-квартиры, музеи-храмы. Частные музеи. Коллекционные музеи игрушки, фарфора, кружева. Нетрадиционные музеи (музей шоколада, музей елочной игрушки, музей ледяных скульптур, музей янтаря, музей воды, и др: Выставочное пространство. С чего начинается музей. Правила поведения. Знакомство с экспозицией.. 4.2 Тема: Сеть интернет как информационный ресурс. Поиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа: нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство» 4.3. Тема. Выставочное пространство. Знакомство с экспозицией. Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды и формы экскурсий.4.4 Частные музеи. Правила поведения.4.6 Тема: Коллекционирование. Презентация личной коллекции ученика.

5. Раздел «БИБЛИОТЕКИ» 5.1 Тема: Библиотека. Знакомство с термином «библиотека». Профессия «библиотекарь». Виды библиотек. 5. 2 Тема: Правила пользования библиотекой. Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр, комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом) 5.3 Тема: Как работать с книгой. Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации. 5.4 Тема: Как работать с журналом. Знакомство с разделами журнала (содержание, рубрики, статьи и др.). Детские журналы («Колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Юный художник). .5.5 Тема: Энциклопедия как вид книги. Все обо всем - коротко и ясно. Знакомство с термином «энциклопедия». Разновидности энциклопедий по областям знаний. Детская энциклопедия («Почемучка», «Я познаю мир», «Что есть что?» )

5.6. Контрольный урок

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 1.1Тема: Виды изображений в картине. Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К.Малевич). 1.2 Язык графики. Традиционный рисунок и современная графика. Граффити как вид современного искусства.1.3Рисунки из букв и символов.1.4 Язык живописи. Дальнейшее знакомство с разнообразием видов живописных решений. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты. 1.5 Тема: Жанры изобразительного искусства. Дальнейшее знакомство с жанрами живописи (графики): мифологический, исторический, батальный, бытовой, анималистический, маринистский и др 1.5 Тема: Интерпретация в искусстве. Репродукция. Копия в материале. Подделки в искусстве. 1.6 Тема: Пленэр. Знакомство с термином «пленэр». Исторические подосновы. Наброски, зарисовки, этюды. Материалы и инструменты. 1.7 Контрольная работа.

2. Раздел «ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

2.1 Тема: Текстиль. Значение термина «текстиль». Виды текстильных изделий. Способы выполнения текстильных изделий. ( Ткачество, вышивка, плетение, роспись по ткани, валяние, вязание, аппликация). Последовательность выполнения работы от эскиза до работы в материале. Выполнение эскиза текстильного изделия 2.2. Тема: Металл. Значение термина «художественный металл». Способы выполнения изделий из металла (чеканка, литье, филигрань, насечка, гравировка). Материалы и инструменты. 2.3. Тема: Дерево. Значение термина «художественная обработка дерева». Способы выполнения изделий из древесины (резьба, роспись, инкрустация, выжигание, скульптура). Материалы и инструменты. (Выполнение эскиза деревянного изделия.) 2.4 Тема: Стекло. Значение термина «художественное стекло». Классификация видов изделий из стекла по назначению: утилитарные. (салатницы, графины, фужеры, рюмки), декоративные (вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно, витражи, украшения) и сувениры (плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры 2.6 Камень. Основные виды камня. Знакомство. (Выполнение эскиза каменного изделия.) 2.5 Тема: Керамика. Значение термина «керамика». Основные виды керамики — фарфор, фаянс, майолика. История ремесла. Технология выполнения. (Выполнение эскиза керамического изделия.). 2.6.Тема Кость. Камень. Кость. Значение термина «художественная обработка камня, кости». (Выполнение эскиза изделия из кости.).

2.7. Контрольная работа

3 Раздел «ИСКУССТВО КАК ВИД КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНОГОГРАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКОЛЕНИЙ. СОХРАНЕНИЕ И ПРИУМНОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

3.1 Тема: Язык. Исторические изменения словарного состава русского языка. Заимствование иностранных слов. Культура речи. Сленг.. 3.2 Тема: Современная детская литература. Творческий подход в создании литературного образа, адаптация текста к психологическим особенностям определенного детского возраста. Языковые эксперименты. Лингвистическая интерпретация.. 3.3 Тема: Творческий эксперимент. Сочинение сказки с использованием современных слов и терминов 3.4 Тема: Музыка. Стилизация в музыке. Возвращение старинных народных инструментов в современное музыкальное пространство3.5 Тема: Песня. Традиция и современность в народной песне. Популяризация народной песни. Прослушивание русских народных песен, романсов 3.6 Тема: Танец. Популяризация хореографии. Балет. История. Сохранение традиций классического танца. Известные танцоры, хореографы и постановки. отрывков известных постановок на телеканале «Культура» или в записи. 3.7. «Мой родной город вчера и сегодня». Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом. Известные люди города

3.8 Контрольная работа



4. Раздел «ИСКУССТВО КАК ВИД КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНОГОГРАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКОЛЕНИЙ. СОХРАНЕНИЕ И ПРИУМНОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

4.1 Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства. Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты.

4.2.Тема: Значение культурного наследия в истории человечества. Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность 4.3 Тема: Церковь – как объект искусства. Устройство храма. Знакомство с известными храмовыми постройками. 4.4 Тема: Хранение «культурных единиц». Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы. 4.5 Тема: Творческий проект «Семейные реликвии». Защита проекта в любой предлагаемой преподавателем форме (презентация, сообщение, сочинение, выполнение композиции и др.).

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1.1.Тема: Искусство первобытного общества. Сформировать представление о роли изображений в древности. Раскрыть связь с другими видами деятельности. Показать разницу между древними изображениями и тем, что сегодня называется изобразительным искусством. Рассказать о версиях происхождения изобразительного искусства. Выявить функции, которые оно могло выполнять. Проследить эволюцию первобытного искусства: от отпечатков рук до развитой изобразительной деятельности, которая положило начало письму: сначала пиктографии, а затем и в виде изобразительных знаков. Познакомить с двумя основными темами искусства палеолита: изображением женщин и животных. Памятники пещерной живописи. Живопись пещер Альтамира в Испании, Ласко во Франции. Познакомить с изменениями в искусстве в эпоху мезолита, выявить причины. Наскальные изображения (петроглифы) Восточной Испании, Африки. Основная тема: изображение охотничьих и военных сцен. Переход от наглядного образа к знаку в искусстве неолита. Древнейшие памятники Северной Европы. Петроглифы Каменных островов на Ангаре и др. Мегалитические сооружения. Менгиры, дольмены, кромлехи. Развитие первых ремесел. Возникновение орнамента. 1.2. Тема. Искусство Древнего Египта Сформировать представление об искусстве эпохи Древнего царства, о значении заупокойного культа в Египте, о роли художника. Познакомить с ансамблем первой в мире пирамиды Джосера в Саккара, пирамидами в Гизе и Сфинксом, Домом вечности фараона Хуфу – Великой пирамидой. Раскрыть роль художника в Древнем Египте; магический характер изображений; связь с заупокойным культом. Познакомить с памятниками скульптуры; с типами статуй; их размером. Рассказать о содержания рельефов на стенах гробниц. Раскрыть связь живописи с рельефом. Рассмотреть изобразительный характер древнего письма и специфическую условность приемов древнего искусства. Раскрыть рост значения погребальных храмов как центров культа фараонов в эпоху среднего царства. Рассказать о связи архитектуры с природой Египта. Познакомить с обелисками, колоссальными изваяниями фараонов. Рассказать о возникновение нового стиля в скульптуре, о возникновение реалистического портрета, о развитии жанра похоронной продукции - деревянных изображений слуг (ушебти) Сформировать представление об архитектуре культовых центров в Карнаке и Луксоре. Сформировать представление о египетском орнаменте. 1.3 Тема: Искусство Древней Греции Древнегреческий храм. Сформировать представление о греческом ордере. Познакомить с композицией греческого храма; выявить образную идею; зарисовать храм как жилище бога на земле. Композиция храма. Сформировать понятие «ордер» – порядок расположения архитектурных частей греческого храма. Название элементов. Соразмерность пропорций человеческой фигуре. Виды ордера и их особенности.1.4. Тема: Искусство Древнего Рима. Искусство этрусков. Сформировать представления о развитой цивилизации этрусков, существовавшей 2500 лет назад на северо-западе Аппенинского полуострова. Рассказать о культуре, о государственном устройстве, о быте древних племен и о работе ученых, изучающих историю Этрурии. Городской характер цивилизации. Искусство во многом связано с украшением гробниц. Торговые отношения с греками. Влияние греческого искусства затрагивало внешние формы: этруски восприняли от греков алфавит, мифы, сделав их своими, заимствовали аристократические пиры, охоту и спортивные игры. Черты этрусской архитектуры: использование арочных конструкций в архитектуре; тосканские колонны - широкие колонны с круглыми капителями – этрусский вариант дорического ордера; акротерии – статуи, установленные по углам и на вершине фронтона. Выдающееся достижение этрусков в архитектуре – принцип плотной подгонки каменных блоков и их опоры друг на друга, на котором основывается система арочного и сводчатого перекрытия. Тесная связь живописи с погребальной архитектурой; пересечение по стилю с вазописью; по технике является разновидностью фрески. Гробницы Тарквинии – крупнейший центр росписей. Тематика живописи: сюжеты из земной жизни покойника. Вымысел заменял утраченную действительность. Скульптура. Ее связь с культом мертвых. Канопы и саркофаги. Материалы скульптуры. Крылатые кони из терракоты. Аполлон из Вей. Саркофаги супругов. Капитолийская волчица. Декоративное искусство этрусков. Стиль черной керамики – буккеро. Сформировать представление о том, что основой художественного мышления римлян были: точность и историзм мышления, суровая проза; божества римлян - покровители отдельных видов человеческой деятельности. Сформировать представление о том, что скульптурный портрет и бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом являются главным вкладом римлян в искусство скульптуры. 1.5. Тема: Искусство Византии. Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило его новыми образами. Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой - под влиянием художественной культуры Ближнего Востока. Особенно важную роль в художественной жизни сыграло христианство. Раннехристианская архитектура. Храм св. Софии в Константинополе. Рассказать об образовании Восточной части Римской империи, об истории термина «Византия»; о преемственности греко-римской культуры. Познакомить с величайшими достижениями в области архитектуры: разработке идеи христианского храма на рубеже V-VI веков как подобия небесного града Иерусалима; проследить развитие композиции храма от варианта римской базилики до создания схемы крестово-купольного храма; раскрыть символику частей храма в их единстве. Обратить внимание на скромную внешнюю отделку сооружения и богатое внутреннее убранство как специфику византийских храмов; на расположение мозаик в интерьере. Познакомить с шедевром византийской архитектуры Софией Константинопольской. Сформировать представления о том, что в византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций; орнамент состоял из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов) мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности, виноградных лоз; формы утрачивают объемность, становятся более плоскими.1.6.Тема Искусство Средневековой Европы. 1.7.Тема Искусство Древнего Востока. Сформировать представление об исламском искусстве. Познакомить с композицией культового здания ислама – мечетью – местом вознесения молитвы и приобщения к религиозному знанию; особенностью мусульманского искусства, которое не использует изображения предметов и явлений окружающего мира. Ведущая роль Ирана. Влияние византийской культуры. Формирование исламского орнамента. Арабески. Фатимидский стиль. Сельджукский стиль. Характерные черты мавританского искусства. Ансамбль Альгамбра в Гранаде (Испания). Крепостное зодчество. Строительство многофункциональных культовых комплексов. Каменное медресе-мечеть-мавзолей султана Хасана в Каире (1356 – 1363). Тимуридская архитектура. Мастера Сефевидов. РАЗДЕЛ 2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ X – НАЧАЛА XV вв. Исторически сложившиеся условия развития русского искусства. Ведущая роль церкви в искусстве средневековой Руси. 2.1. Тема; Искусство Киевской Руси Предания об основании Киева и деятельности первых русских князей. Рассказать о реформирование языческого культа в эпоху князя Владимира; о Крещении Руси, о первом каменном строении – Десятинной (Рождества Богородицы) церкви; о переносе традиции константинопольской художественной школы в художественную культуру Руси. Познакомить с памятниками архитектуры: Золотыми воротами и Софийским собором. Рассмотреть мозаики интерьера. Сравнить с первообразом – Софией Константинопольской. Рассказать о древнерусских ремеслах, показать образцы ювелирного искусства .2.2 Тема: Искусство Новгорода Сформировать представление о Новгороде как одном из уникальных и древнейших городов России, чьи памятники культуры не были разгромлены в средние века. Рассказать о современном научном взгляде на происхождение новгородцев, в связи с открытиями новгородских берестяных грамот в XX веке; об устройстве города и особенностях уклада. Познакомить с памятниками архитектуры и изобразительного искусства: устройством новгородского Детинца (крепости); с историей Софийского собора; с бронзовыми сетунскими вратами и др. Выявить характерные черты новгородской архитектуры (использование местного камня-известняка, простая планировка, минимум декора); замена мозаики фресковыми росписями. Рассмотреть идеи и композиции икон «Спас Нерукотворный», «София Премудрость Божия», «Отечество с избранными святыми. «Знамение Богоматери», «Св. Георгий со змеем», «Битва новгородцев с суздальцами»

2.3. тема. Владимиро-Суздальская архитектурная школа. Сформировать представление о белокаменной архитектуре Владимиро-Суздальского княжества как вершине русского искусства XIIXIII веков. Познакомить с шедеврами архитектуры: «Золотыми воротами», Успенским и Дмитровским соборами города Владимира; Георгиевским собором из Юрьева-Польского, дворцом князя Андрея Боголюбского, храмом Покрова на Нерли; с архитектурой города-музея Суздаля. Выявить характерные черты владимиро-суздальской архитектурной школы: использование белого камня для строительства храмов; деление поверхности стены аркатурно-колончатым поясом (фризом); белокаменное узорочье фасадов (владимирские мастера перенесли приемы обработки дерева на камень), в котором отражено народное представление о красоте. Рассказать о большой реставрационной работе, проделанной учеными в деле сохранения памятников архитектуры. 2.4. Тема. Феофан Грек и Андрей Рублев. Познакомить с деятельностью выдающихся иконописцев конца XIV – начала XV (Феофана Грека, Андрея Рублева); выявить особенности письма; развитие умения сравнивать почерки художников; воспитывать интерес к наследию русского искусства. Традиции константинопольской школы в произведениях Феофана Грека, его новгородские фрески. Иконы «Преображение», «Успение». Экспрессивная манера письма, насыщенный колорит святых образов. Иконостас Благовещенского собора московского Кремля. Значение творчества Андрея Рублева, влияние исихазма, отход от византийской традиции. Икона «Св. Троица» (история создания, анализ композиции, богословская символика отдельных элементов). Книжная миниатюра (Евангелие Хитрово). 2.5 Тема. Повторение материала за 2 четверть. 2.6. Контрольный урок по пройденным темам за 2 четверть.

РАЗДЕЛ 3. ВОЗРОЖДЕНИЕ. 3.1 Тема. Возрождение в Германии. Альбрехт Дюрер. Сформировать представление об особенности Возрождения в Германии: новое ренессансное осознание миропорядка и места человека в нем рождалось на основе позднеготической традиции и развивалось в двух направлениях: религиозно-мистическом и придворно-аристократическом. Познакомить с творчеством Альбрехта Дюрера, который сумел достичь в своих произведениях органического единства средневековых традиций и реалистического изображения окружающего мира. «Автопортрет», «Портрет молодого человека», «Портрет матери». Техника гравюры на меди. Преобладание графического начала в творчестве Дюрера. «Меланхолия». Рассказать о количестве штудий, этюдов, набросков и разнообразии материалов в творчестве художника. «Зайчик».3. 2. Тема. Флорентийская живопись Дать представление о том, что основоположником реалистической живописи является Джотто. Фрески в Капелле дель Арена в Падуе (1304 – 1306). Религиозную легенду художник трактует как реальное событие. С целью выявить новаторский характер изображений Джотто, предложить учащимся сравнить фреску «Благовещение Анне» с «Благовещением» его современника Симоне Мартини. Выявить материальный, реалистический характер изображения пространства и людей. Посмотреть фрагмент документального фильма «История живописи» показывающий фрески Капеллы дель Арена. Познакомить с творчеством Мазаччо, которого еще при жизни считали «вновь родившимся Джотто» (1401 – 1427). Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине. Увидеть общее в творческом методе художников: лаконизм, стремление отрешиться от частных деталей, стремление передать не только внешние формы, но и закономерности его внутреннего устройства. Мазаччо первым сумел понять истинное содержание джоттовских идей, возродить их в новой исторической ситуации и на ином качественном уровне. Художник опирался в своем творчестве на разработку архитектором Брунеллески законов линейной перспективыа. В произведениях Мазаччо реальный мир легко узнаваем, но он предстает кристально ясным и возвышенным. Мазаччо. «Чудо со статиром». Фреска капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине. В облике Христа и его учеников он показывает людей совершенных, уверенных в своих безграничных возможностях. . 3.3. Тема. Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи Сформировать представление о творчестве художников; проследить на примере их творчества рождение нового изобразительного языка, выразившемся в переходе от линии, как главном выразительном средстве (наследии иконописи средневековья) к светотени, как средству достижение впечатления жизнеподобия. Боттичелли как самый эмоциональный и лиричный художник Возрождения; о линии как главном выразительном средстве его композиций; о поэтической утонченности женских образов. Анализ композиций «Весна» и «Рождение Венеры». Леонардо да Винчи как подлинный основоположник стиля Высокого Возрождения 3.4. Тема. Рафаэль Дать представления о том, что Рафаэль в своем творчестве воплотил самые светлые и возвышенные идеалы гуманизма: он синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа; что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений. Кратко познакомить с фактами биографии; охарактеризовать периоды творчества. Первые шаги. Анализ композиции «Мадонна Конестабиле». Флорентийский период. «Мадонна в зелени». Выявить влияние на художника творчества Леонардо да Винчи: использование композиционной схемы «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи (заключение изображения в пирамидальную группу). Сравнить композиции портретов «Джоконда» Леонардо и «Дама с единорогом» Рафаэля. Рассказать о том, что погружение в творчество великих мастеров привело к изменению собственного стиля художника. Анализ композиций Станцы делла Сеньятура «Афинская школа». Познакомить с алтарной картиной («Сикстинская Мадонна») и самыми значительными портретами позднего периода «Дама под покрывалом» и «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне». 3.6 Тема. Микеланджело Сформировать представление о творчестве великого художника и борца как отражение высшей точки эпохи Возрождения; о мастере, оставившем произведения, грандиозные по масштабу и силе, воплощающие наиболее прогрессивную идею эпохи: утверждение образа безграничного господства совершенного человека-титана. Рассказать о том, что Микеланджело был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом. Последовательно рассмотреть работы каждой области искусства, в которой он оставил произведения. Скульптура: «Давид», «Пьета». Графика: «Битва при Кашине». Живопись: цикл фресок Сикстинской капеллы («Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение»). Рассказать о трудностях при написании фресок, о том, что работу он выполнял собственноручно. Рассказать о переломе в мировоззрении художника, который был связан с кризисом ренессансной культуры. Надгробие Медичи. Раскрыть идейное содержание произведения.. 3.7. Тема Венецианская живопись. Тициан Сформировать представление о расцвете венецианской живописи, отличавшейся богатством и насыщенностью колорита. Познакомить с творчеством Джорджоне и Тициана. Гармоничнаая связь человека с природой – как важная особенность творчества Джорджоне. «Юдифь», «Спящая Венера» (Джоржоне). Ранний период творчества Тициана, картины «Вакх и Ариадна», «Любовь земная и небесная», «Венера Урбинская». Нарастание драматизма, тема страдания и гибели героя в картинах «Динарий кесаря», «Несение креста», «Святой Себастьян». Лаконизм композиции, неповторимый колорит и пастозное письмо поздних произведений 3.8 Тема. Творчество Веронезе и Тинторетто. Сформировать представление об изменении восприятия мира людьми эпохи Позднего Возрождения; ощущение зависимости человека от окружающей среды, развитие представлений об изменчивости жизни, утрате идеалов гармонии и целостности и отражении их в произведениях выдающихся живописцев, проявляющихся в замене образов отдельных героев на образ толпы. Праздничное красочное зрелище «пиров» Веронезе, введение в религиозные темы «посторонних персонажей». «Брак в Кане». Свободная трактовка библейских сюжетов, их декоративность. «Поклонение волхвов». Создание иллюзорного пространства в плафонных росписях. «Триумф Венеции». Усилившийся кризис эпохи в творчестве Тинторетто, народный характер творчества, драматизм и эмоциональная сила образов. «Чудо св. Марка», «Распятие. 3.9 Тема. Возрождение в Нидерландах. Сформировать представление об особенности Возрождения в искусстве Нидерландов. Рассказать об особенности исторического развития Нидерландов. Деятельность Эразма Роттердамского, введшего в обиход античную мудрость с помощью своих «Поговорок» (1500); об отличии от итальянского восприятия образа человека в мироздании: он признавался наибольшей ценностью среди множества явлений вселенной. В изображении человека художников интересуют характерные и особенные черты, сфера обыденной и духовной жизни. Губерт и Ян ван Эйк как основоположники реализма в Нидерландах. «Гентский алтарь», «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». 4.9 Тема. Босх и Питер Брейгель Старший. Сформировать представление о творчестве самобытных художников, которые по разному отразили народное мировоззрение своего времени; развитие творчества Босха на фоне тревожных ожиданий конца света и поиски эстетического осмысления места человека в мироздании и смысла бытия в работах Питера Брейгеля Старшего. Познакомить с работами Х. Босха: «Корабль дураков», триптих «Воз сена», «Сад наслаждений» и Питера Брейгеля Старшего: «Падение Икара», «Слепые», «Охотники на снегу». Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве художников, перечислить основные произведения. Тема.4.10. Возрождение в Германии. Альбрехт Дюрер. Сформировать представление об особенности Возрождения в Германии: новое ренессансное осознание миропорядка и места человека в нем рождалось на основе позднеготической традиции и развивалось в двух направлениях: религиозно-мистическом и придворно-аристократическом. Познакомить с творчеством Альбрехта Дюрера, который сумел достичь в своих произведениях органического единства средневековых традиций и реалистического изображения окружающего мира. «Автопортрет», «Портрет молодого человека», «Портрет матери». Техника гравюры на меди. Преобладание графического начала в творчестве Дюрера. «Меланхолия»3.11. Контрольная работа.

4 Раздел. Стили и направления в живописи. 4.1 . Импрессионизм. Сформировать представление об импрессионизме как художественном течении. Показать преемственность в художественном творчестве, влияние живописи Делакруа, Курбе, Домье на импрессионистов. Временные рамки импрессионизма, его предыстория. Эдуард Мане как центральная фигура прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. Сущность художественного метода импрессионизма – передача непосредственных впечатлений от окружающей среды, создание живописными средствами иллюзии света и воздуха, богатой световоздушной среды. Письмо чистым цветом, новое восприятие дополнительного цвета. Постимпрессионисты Отсутствие общей программы и общего метода у художников – постимпрессионистов. Сформировать понятие о творческой индивидуальности представителей постимпрессионизма, показать сходство и различие произведений Сезанна, Гогена, Ван Гога с картинами импрессионистов 4.3 Тема. Сюрреализм в творчестве Сальвадора Дали, Ив Танги, Андре Массона и др. Термин». Сюрреализм» 4.3. тема. Абстракционизм. Сформировать представление об абстракции и абстрактном искусстве – одном из кардинальных художественных открытий ХХ века. На примере творческих работ художников В. В. Кандинского, К. С. Малевича, В. Е. Татлина и Пита Мондриана рассказать об абстрактном искусстве и его роли в искусстве ХХ века. 4..4. Тема Фовизм – первое художественное течение в ХХ веке. Познакомить с красочным, оптимистическим, декоративным характером его творчества. «Танец», «Музыка» (1909 – 1910). «Семейный портрет» (1911). Натюрморты и портреты Матисса: «Красные рыбы» (1911), «Натюрморт с раковиной» (1940), «Цыганка» (1906), «Марокканский триптих» (1912). Декупажи. «Икар», «Джаз» и др. Просмотр художественно- публицистического фильма о творчестве Матисса. 4.5 Тема. Кубизм. Познакомить с творческим путем художника; раскрыть гуманизм лучших работ. Познакомить с особенностями различных периодов деятельности. «Голубой» и «розовый» периоды. «Старик нищий с мальчиком», «Бедняки на берегу моря», «Девочка на шаре». Период кубизма. «Авиньонские девицы» (1908), «Облокотившийся Арлекин» (1909). Аналитический и синтетический кубизм. «Портрет Вильгельма Удэ» (1910). «Скрипка, висящая на стене» (1903). Тема быка в творчестве художника после поездки в Испанию в 30-х годах. «Натюрморт с Минотавром» (1938). Обличение античеловеческой сущности фашизма: «Герника» (1937). Античная тема в творчестве художника: «Туалет» (1906), «Радость жизни» (1946). Графика: «Голубь мира», «Лицо мира». 4.76 Экспрессионизм. Термин « Экспрессионизм» Объединения «Мост» и «Синий всадник» в Германии. 4.7. Итоговый контрольный урок.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:

1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.

2. Знание особенностей языка различных видов искусства.

3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства.

4. Владение навыками восприятия художественного образа.

5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу

6. Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).

7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек. Основные методы обучения:

-Объяснительно - иллюстративный, в том числе демонстрация методических пособий, иллюстраций;

- Частично – поисковый (выполнение вариативных заданий);

- Творческий. (Творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);

- Игровые. (занятие - сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).

Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики. Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий.

1. Книги

2. Репродукции картин

3. Табуретки, парты

4. Видеозаписи на флеш- карте

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Контрольный урок проводится на последнем занятии каждого четверти в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев. Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся

Критерии оценки по предмету «Беседы об искусств»

Оценка 5 «отлично»

  1. Легко ориентируется в изученном материале.

  2. Умеет сопоставлять различные взгляды на явление.

  3. Высказывает и обосновывает свою точку зрения.

  4. Показывает умение логически и последовательно мыслить, делать выводы и обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на поставленный вопрос.

  5. Выполнены качественно и аккуратно все практические работы.

  6. Записи в тетради ведутся аккуратно и последовательно.

Оценка 4 «хорошо»

  1. Легко ориентируется в изученном материале.

  2. Проявляет самостоятельность суждений.

  3. Грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос.

  4. Выполнены практические работы не совсем удачно.

  5. При ведении тетради имеются незначительные ошибки.

Оценка 3 «удовлетворительно»

  1. Основной вопрос раскрывает, но допускает незначительные ошибки, не проявляет способности логически мыслить.

  2. Ответ носит в основном репродуктивный характер.

  3. Практические работы выполнены неэстетично, небрежно, с ошибками.

  4. Записи в тетради ведутся небрежно, несистематично.

Оценка 2 «неудовлетворительно»

- большая часть устного или письменного ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны.

- Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.













СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Борис Бегак. Воспитание искусством. «Просвещение». Москва

Изобразительное искусство. Примерные образовательные программы для детских художественных школ и школ искусств (художественных отделений). Казань 2002

П. Гнедич. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. Москва,2008

Гольдштейн А.Ф. Зодчество. - М..: Просвещение ,1979.

Гомберг- Вержбинская Э.П. Передвижники уч.- изд.л Издательство «Искусство»1970г.

История зарубежного искусства./ Под ред. Н.Л. Мальцевой. -М.: Изобразительное искусство 1985.

История русского искусства./ Под ред. И. Э. Грабаря. Т.1-13-М.:

История искусства .1-2.:Искусство, 1965-1968.

Ильина Т.В. История Искусств. Русское и советское искусство: учеб. пособие.

Энциклопедия для детей . Т7.Искусство.Ч. 1.-2-еизд .испр./Глав. Ред.М .Д. Аксенова. -М.: Аванта +,2001.-688с.:ил.

ISNN0205 -5791, «Юный художник»,2016г., №1, 1-48 печать: ООО

«CTРAТИМ – ПКП»

ISNN0205 -5791, «Юный художник»,2016г., №2, 1-48 печать: ООО

«CTРAТИМ – ПКП»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по ьеседе об ИЗО (ХЭН)

Автор: Фархутдинва Алсу Ильшатовна

Дата: 10.09.2024

Номер свидетельства: 656043


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства