kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по ДПИ (ХЭН)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Примерная программа  по ХЭН  для ДХШ  и ДШИ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по ДПИ (ХЭН)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Детская школа искусств № 2"

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан





Рассмотрено и рекомендовано Принято

на заседании художественного на заседании педсовета

отделения школы

Протокол № _____________ Протокол № ___________

«___»____________201___г. «___»___________201___г.








Программа учебного предмета

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (ХЭН)




срок реализации 4 года

Художественное отделение











Директор ДШИ №2 _______________



г. Альметьевск



ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



  1. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК



ОБУЧАЮЩИХСЯ



  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



















Пояснительная записка.

В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.

Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.

В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).

Посредством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Срок реализации учебного предмета – 4 года. Объем учебного времени за весь курс составляет 272 аудиторных часа. Срок реализации учебного предмета – 4 года. Задания адаптированы и доступны для школьников 5 - 9 классов общеобразовательной школы. Возраст детей 10-12 лет.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.

Сведения о затратах учебного времени

Разделы

Затраты учебного времени

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4 –й год






Полугодие

1

2

1

2

1

2

1

2

Учебная нагрузка часов


34

34

34

34


34

34

34

34

Всего академических часов

68

68

68

68

ИТОГО:272ч.

Цели и задачи программы.

Цель: научиться создавать предметы декоративно- прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие: Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи; ознакомить с различными видами декоративно прикладного искусства; объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента; создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

Развивающие: Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства; развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.

3) Воспитывающие: воспитать уважение к своей работе, аккуратность, волевые качества

Ожидаемые результаты

Основными темами для изучения в 1-м классе являются изучение пропорций, знакомство с формами, знакомство с различными видами прикладного искусства, делать витраж, граттаж, маски, аппликацию, штамповки из природных материалов.

Во 2-м классе учащиеся приступают к изучению батика и его различных видов батика, должны научиться расписывать шарф, платок, делать упражнения.

В 3-м классе задачи усложняются. Должны научиться обрабатывать кожу, аппликацию из самоклеющейся пленки, делать холодный батик, витраж.

В 4-м классе происходит закрепление и совершенствование полученных ранее учащимися знаний, умений и навыков.

Содержание учебной дисциплины.

Учебно- методическая карта дисциплины.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема



Количество

часов.


1 четверть




1

Беседа о ДПИ.



2

2

Аппликация. Цветы.



4

3

Стилизация растений.



4

4

Стилизация животных.



6


2 четверть




1

Стилизация. «Девушка из сказки».



8

2

Стилизация растений, грибов и фруктов



12


3 четверть




1

Стилизация деревьев (гельевая ручка)



4

2

Стилизованный пейзаж (гельевая ручка)



17


4 четверть




1

«Волшебные камушки» Роспись. Эскизы



2

2

«Волшебные камушки» Роспись. Работа в цвете.


13



Итого: 68 часа в год





2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема



Количество

часов.


1 четверть






1


Открытка ручной работы.3 шт. « С днем рождения»



6


2


Открытка ручной работы» С новым годом»



10


2 четверть






1


Бисероплетение. Основные способы.



8

2

Плетение браслета




12



3 четверть




1


Папье – Маше. Фрукты. Подготовка пластилина



2

2

Папье -Маше. Лепка.



14

3

Работа в цвете



4


4 четверть





1

Цветы из гофрированной бумаги.

Вырезание элементов. Прикрепление.



15

Итого: 68 часа в год

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Тема


Количество часов


1 четверть




1

Работа с тканями. Украшение стеклянного фужера. Эскиз.


16


2 четверть.




1

Батик. Способы батика.



6

2

Печать на ткани геометрического орнамента.



4


3


Печать на ткани растительного орнамента.



4


4


«Птица - Павлин». Холодный батик.



6


3 четверть




1

Изготовление куклы национальной.



19



4 четверть





1

«Сказочный домик» Пластика.



16



Итого: 68 часа в год



4 ГОД ОБУЧЕНИЯ



Тема


Количество часов



1 четверть




1


Мехенди. Рисование эскизов для мехенди.


16



2 четверть




1


Карнавальная маска



16



3 четверть




1


Новогодний венок.



9


2

Мода « Девушка». Выполнение декоративного образа женщины с применением стилизации, украшений. Работа на фантазию


12


4 четверть





1


Выполнение дипломной работы.



15



Итого: 68 часа в год

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1 четверть

1 тема: беседа о ДПИ.

2 тема: аппликация. Цветы. Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о симметрии и асимметрии, понятий ритмически расположенных форм. Согласно эскизу продумать порядок формирования изображения способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Используется в работе цветная бумага, картон.

3-4темы: стилизация. Растения. Животные. Развитие фантазии. А 4. Гелиевые ручки.

2 четверть

1 тема: стилизация. « Девушка из сказки». Стилизация с применением аппликации. А 4

2 тема: стилизация растений, грибов и фруктов. А4, гелиевые ручки

3 четверть

1 тема: стилизаций деревьев. Гелиевые ручки, А4

2 тема: Стилизованный пейзаж. Гелиевые ручки. Передача плановости. Развитие фантазии. А 3

4 четверть

1 тема: Волшебные камушки. Эскиз. Роспись. Развитие фантазии. Материал: Камни. Акрил.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

1 четверть

1 тема: Открытка ручной работы.3 шт. Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о симметрии и асимметрии, понятий ритмически расположенных форм. Согласно эскизу продумать порядок формирования изображения способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Используется в работе цветная бумага, картон, фетр, фурнитура (пуговицы, пайетки, бусины)

2 четверть

1 тема. Бисероплетение. Познакомить основными способами плетения из

бисера. Плетение необъемных и объемных украшений, животных.

  1. Четверть

1 тема: Папье - Маше. Пластилин. Бумага. Краски.

4 четверть

1 тема: цветы из гофрированной бумаги. Эскиз. Бумага. Вырезание элементов. Прикрепление.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

1 четверть

1 тема: работа с тканями. Украшение стеклянного фужера. Эскиз. Фужеры. Ткани

2 четверть

1 тема: Батик. Способы батика. Познакомить с техникой свободной росписи ткани. Обратить внимание на цветовую гармонию, выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой. Создать композицию “Цветы”, работая с наглядным материалом. Выполнить рисунок на бумаге, узнать способы его перенесения на ткань, подготовить рамы к росписи, резервирование, роспись (работа с цветом). Декорирование выполненной композиции контурами. Использование красок для батика, ткани, декоративных контуров.

2 тема: Познакомить с историей возникновения печатания на ткани (набойки). Выполнить оформление ткани, используя различные штампы из природных форм - простые узоры из кругов, квадратов, ромбов и т.д., вырезанных на картофеле и моркови. Продумать эскиз оформления ткани, по предложенным преподавателем схемам (круг или квадрат), создать свои раппорты, потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению. 3 тема: Печать на ткани растительного орнамента. Составить эскиз растительного орнамента из отпечатков разрезанной поперек головки чеснока (цветок) и листьев с хорошо выраженными прожилками (листочки). При печатании, дети пользуются предложенными преподавателем схемами (круг или квадрат). Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала.

4 тема: « Птица – Павлин» «Птица- пава». Познакомиться с техникой росписи «Холодный батик». Освоить приемы работы (переведение рисунка на ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). Работа над эскизом батика. Возможно использование геометрического орнамента при создании рамки вокруг основного мотива. Использование ткани, красок для батика, резерва, стеклянных трубочек

3 четверть

1 тема: Знакомство с миром тряпичной куклы, показ готовых кукол - закруток. Выполнение куклы осуществляется одновременно с учителем, отрабатываются приемы закрепления ткани нитью в определенных местах согласно традиции. Используются ткань, нитки, синтепон, ножницы

4 четверть

1 тема: Сказочный домик Эскиз. Используется: банка, пластика.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

1 четверть

1 тема: Мехенди. Рисование эскизов для мехенди. Знакомство с техникой. Материал: картон, гуаши, фломастеры.

2 четверть

1 тема: Карнавальная маска. Изготовлением маски из картона с применением фантазии. Материал на выбор

3 четверть

1 тема: Новогодний венок. Материалы: дождики, карсас, игрушки..

2 тема: Мода « Девушка». Выполнение декоративного образа женщины с применением стилизации, украшений. Работа на фантазию

4 четверть

1 тема: Выполнение дипломной работы.


ТРЕБОВАНИЯ У УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:

  • Виды декоративно-прикладного искусства.

  • Уметь стилизовать природные формы.

  • Работать с различными материалами и в разных техниках.

  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.

  • Различать и узнавать виды художественных промыслов.

  • Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.

  • Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.

  • Уметь применять полученные знания на практике.

  • Умение давать объективную оценку своему труду; понимание причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности и уважительное отношение к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам;

Уровень достигнутого мастерства учащегося должен быть таков, чтобы полученное начальное образование могло быть продолжено в средних и высших учебных заведениях художественного профиля.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.Наглядные пособия учителя

2.Учебная литература

3.Парты

4.Мольберты,

5.Табуреты,

6.Дипломные работы выпускников.

7.Сувениры

8 Расписные доски

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во всех четвертях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за четверть. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО ПРЕДМЕТУ

« ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Оценка «Отлично» ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.

Оценка «Хорошо» ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится если, работа выполнена под руководством преподавателя; обучающийся не может работать самостоятельно; неаккуратно и не проявил организационно - трудовые умения

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



О. А. Гильмутдинова, А. Г. Хамидуллин. Интегрированный курс по рисунку, живописи и композиции для ДХШ и ДШИ. Казань 2011

П. П. Гнедич. История искусств. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА. АРХИТЕКТУРА. Москва,2008

Как работать в смешанной технике. Подробный самоучитель для начинающих. ВЕНДИ ДЖЕЛБЕРТ. Москва. Астрель. АСТ. 2004

Мастера и шедевры. ART BOOK Тициан. Москва. АСТ. Астрель . 2002

Мастер- класс. Акварель. Шаг за шагом. Москва. Астрель. 2005

Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. М.Эксмо.2007.

Шедевры русской живописи. В издании использованы текст книги П.П. Гнедича « История искусств» БЕЛЫЙ ГОРОД. Москва. 2005

Энциклопедия для детей. Т 7. Искусств. Ч.1.-оЭ68 2 –е изд., испр/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 2001.- 688 с.: ил.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по ДПИ (ХЭН)

Автор: Фархутдинва Алсу Ильшатовна

Дата: 10.09.2024

Номер свидетельства: 656042


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства