Программа по предмету "Нетрадиционное рисование (предмет по выбору)" для 4 класса ДХШ
Программа по предмету "Нетрадиционное рисование (предмет по выбору)" для 4 класса ДХШ
Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, в частности Детских художественных школ. Здесь в полной мере предложены для изучения и освоения ряд техник, приёмов нетрадиционного рисования, как одного из креативных и неординарных подходов в преподавании предмета по выбору в учреждении дополнительного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету "Нетрадиционное рисование (предмет по выбору)" для 4 класса ДХШ»
Коммунальное государственное казённое предприятие
«Детская художественная школа»
ГУ «Отдел образования города Риддера»
Программа
по предмету
«Нетрадиционное рисование»
(предмет по выбору)
для 4 класса детской художественной школы
Разработчик - Мартынова Анастасия Викторовна,
педагог дополнительного образования КГКП «Детская художественная школа»
Утверждено
на педагогическом совете КГКП «ДХШ»
Директор _________ С.Е. Иванова
«___» ________________ 2016 года
Восточно-Казахстанская область
г. Риддер, 2016
Пояснительная записка
Рисование - это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки- инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым, непринуждённым.
Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.
Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка; позволяет почувствовать художественный материал, его характер, настроение.
Используя новые и интересные программы и педтехнологии, педагог не навязывает свою точку зрения на окружающий мир, и даёт возможность самореализации, реализации творческого потенциала.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Необходимо создание положительного эмоционального настроя в группе, снятие напряжения и скованности, знакомство с нетрадиционной техникой рисования, развитие интереса к цвету, разнообразным материалам, мелкой моторики рук, наблюдательности, внимания.
Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Учащиеся изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка.
Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается неизбитостью, оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа.
Поистине творят чудеса нетрадиционные техники рисования. Работы, выполненные любым или сразу несколькими методами, получаются сказочными. Каждый учащийся обладает огромным внутренним потенциалом фантазии. Важно его постоянно пополнять новыми впечатлениями, и тогда у ребенка будет столько эмоций, что ему захочется поделиться ими с окружающими. Он начинает творить.
Рабочая программа по предмету «Нетрадиционное рисование» (предмет по выбору) занимает важное место в системе воспитания и образования в ДХШ. Изучение данного предмета важно для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить учащихся к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию интеллекта учащихся, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для учащихся - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных учащихся, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития учащегося – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
- развивает уверенность в своих силах;
- способствует снятию детских страхов;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами;
- развивает мелкую моторику рук, творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие;
- воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет учащимся множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы – развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Создание механизма развития, реализации творческих способностей детей, стимулирование учащихся к проявлению фантазии, к отсутствию боязни перед экспериментом и пробы своих сил в чём-то новом, необычном. Занятия убирают страх перед процессом рисования, раскрепощают и запускают творческий процесс.
Образовательные: расширять кругозор учащихся через получение теоретических знаний о новых техниках рисования. Знакомство с неординарными техниками выполнения творческих работ.
Развивающие: развивать способность искать, думать, фантазировать. Развивать эстетический вкус, умение видеть и оценивать красоту окружающего мира, передавать эту красоту в творческой работе. Развитие психических качеств: внимания, восприятия, воображения. Создавать положительное отношение к творческой деятельности, способности получать от своего творчества удовольствие.
Воспитательные: воспитывать волевые качества личности: усидчивость, собранность, старательность, аккуратность. Повышение самооценки, уверенности в своих способностях, сила
Общая характеристика программы
Срок реализации программы составляет - 34 часа в 4м классе ДХШ. Занятия по предмету проходят один раз в месяц по 4 часа. Учебный курс по «Нетрадиционному рисованию» рассчитан на один год обучения детей в возрасте от 12-13 до 14-16 лет. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и по большей части практических умений. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде выполнения ряда упражнений, творческих заданий, нацеленных на практическое закрепление. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с другими предметами курса. Важным является развитие умения анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты.
Формы проведения:
1.Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.
2.Выставки, просмотры.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:
1.Создание игровой ситуации.
2.Мастер-класс педагога.
3.Использование движения руки.
4.Сравнение двух и более техник.
5.Проговаривание последовательности работы.
6.Педагогическая диагностика.
Оптимальное количество детей в группе 9-13 человек, так как при большем количестве воспитанников преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции, разнообразие с сочетание различных техник и приёмов нетрадиционного рисования. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть.
В процессе занятий преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции. Опорные качества способностей, формируемых занятиями, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы сиспользованием следующих методов:
практические (упражнения, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
репродуктивные (воспроизводящий)
частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
работа под непосредственным руководством педагога;
совместная работа;
самостоятельная работа.
Содержание
Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с учащимися с применением способов нетрадиционного рисования.
Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность.
Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования: хорошо знакомых им приоритетов в качестве художественных материалов.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, учащийся начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится; он уверен, что получится, и получится красиво.
Учёными изучено и освоено более 30 различных техник рисования:
- техника тычка,
- рисование пальчиками,
- рисование ладошкой,
- оттиск пробкой, печатками, ластиком,
- оттиск поролоном, пенопластом,
- оттиск смятой бумагой,
- обрывание бумаги,
- скатывание бумаги,
- рисование восковыми мелками и акварелью,
- рисование свечой и акварелью,
- монотипия приоритетов,
- монотипия пейзажная,
- кляксография,
- набрызг,
- тиснение,
- тычкование,
- цветной граттаж,
- чёрно- белый граттаж,
- рисование акварельными мелками,
- рисование нитками,
- рисование с помощью мыльных пузырей,
- рисование пластилином,
- рисование солью,
- рисование опилками.
Нетрадиционные приемы рисования.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат этической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует учащегося, что характеризует его сущность, индивидуальность.
Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция совмещается с практической работой, которая является преобладающей).
В целях профессиональной и дисциплинарной подготовки учащихся необходимо регулярно проводить промежуточные просмотры с обсуждением во время выполнения заданий.
Тематическое планирование
по предмету «Нетрадиционное рисование» (предмет по выбору)
4 класс
34 часа
№
п/п
Наименование темы
Теория
Практика
Общее
кол-во
часов
1е полугодие
1
Предмет «Нетрадиционное рисование» (цели и задачи), его роль в изобразительном искусстве. Техника безопасности. Нетрадиционное рисование в графике.
1
3
4
2
Кляксография, ниткография, набрызг, пуантилизм.
1
3
4
3
Нетрадиционное рисование в живописи. Энкаустика, граттаж, грифонаж.
1
3
4
4
Итоговая творческая работа в смешанной технике.
4
4
ИТОГО В 1м ПОЛУГОДИИ:
16
2е полугодие
5
Монотипия, акватипия, диатипия, шаблонография.
1
3
4
6
Смешанные техники.
4
4
7
Рисование подручными, бросовыми материалами.
4
4
8
Штамповка.
1
3
4
9
Экзаменационное творческое задание.
2
2
ИТОГО ВО 2м ПОЛУГОДИИ:
18
ИТОГО В УЧЕБНОМ ГОДУ:
34
Содержание предмета
класс
часа (16 часов - 1е полугодие, 18 часов – 2е полугодие)
1.Тема.Предмет «Нетрадиционное рисование» (цели и задачи), его роль в изобразительном искусстве. Техника безопасности.
Цели и задачи: расширение кругозора учащихся, получение новых знаний.
Материалы и оборудование: репродукции, методические пособия, студенческие работы.
Часы:1.
Упражнения. Нетрадиционное рисование в графике.
Цели и задачи: знакомство с графическими техниками нетрадиционного рисования, приобретение навыков работы с ними, стимулирование и развитие свободы самовыражения, творчества и творческого потенциала.
Материалы и оборудование: бумага – ватман, мелованная бумага, картон ФА4, тушь и чернила цветные, цветные карандаши, фломастеры, мягкие материалы (пастель, уголь, мел, соус, сангина).
Задание: выполнить упражнения с использованием графических материалов, как в самостоятельном исполнении, так и в смешанных техниках (используя метод работы с фактурными поверхностями), на передачу различных фактур, текстур, различных состояний и настроения, а также эффекта «неожиданного результата или образа).
Цели и задачи: знакомство, изучение и практическое применение выше перечисленных техник, стимулирование положительной мотивации изобразительной деятельности, работа а данных техниках вызывает радостное настроение, снимает страх перед художественными материалами, боязнь не справиться с процессом рисования. Работа способствует установлению близких доверительных отношений, созданию полноценного сотрудничества, основанного на равных, партнерских началах. Результат работы устраняет чувство страха, повышает чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе учащихся.
Материалы и оборудование: бумага – ватман, мелованная бумага, цветная и фактурная бумага для ксерокса, картон (допускается цветной и фактурный) ФА4, тушь и чернила цветные, трубочка для сока, кисти, нитки разные по фактуре, зубная щётка, ватные палочки, карандаш (обратная сторона).
Задание: выполнить упражнения в технике кляксография на тему «Пейзаж»; в технике ниткография «Несуществующее насекомое»; в технике пуантилизм «Цветы».
Часы:4.
3.Тема. Упражнения. Нетрадиционное рисование в живописи. Энкаустика, граттаж, грифонаж.
Цели и задачи: знакомство с энкаустикой, граттажем и грифонажем. Развитие воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности, зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления. Овладение учащихся понятий формы, цвета, колористических оттенков, размеров и их соотношений. В процессе рисования учащиеся активно формируют словарный запас, необходимый ему для того чтобы описать, что он рисует и какие образы переносит на бумагу.
Материалы и оборудование: мелованная бумага ФА4, восковые мелки, утюг, салфетка, ватман ФА4, карандаш, резинка, свеча, чёрная тушь и гуашь, мыло, акварель, зубочистка, маркер, цветные карандаши, карандашный клей.
Задание: выполнить композицию в технике энкаустика на тему «Время года»; в технике граттаж на тему «Чудо-рыба»; в технике грифонаж на тему «Подводное царство».
Часы:4.
4.Тема. Итоговая творческая работа в смешанной технике.
Цели и задачи: выявление знаний, умений, навыков, полученных по предмету за учебное полугодие.
Материалы и оборудование: бумага либо картон (на выбор) ФА4, карандаш, техники и инструменты на выбор учащихся.
Задание: выполнить творческую работу на тему «Настроение», используя материалы, техники и инструменты на выбор учащихся.
Цели и задачи: знакомство с техниками – акватипия, диатипия и шаблонография, отработка на практике навыков работы в данных техниках, развитие творческого мышления, создание оригинальной, гармоничной композиции.
Материалы и оборудование: мелованная бумага ФА4, карандаш, гуашь, акварель, акрил, оргстекло, кисти, зубочистка, чёрная тушь, ванночка с водой, салфетки.
Задание: выполнить упражнения на эффект «неожиданного результата», используя перечисленные техники, используя способ дорисовывания (любой материал графики или живописи), завершить наиболее удачное упражнение, придумав название работе.
Часы:4.
6.Тема. Смешанные техники.
Цели и задачи: развитие ассоциативного мышления, расширение кругозора через получение теоретических знаний о новых сочетаниях техник рисования, знакомство с вариантами смешанных техник, развитие психических качеств: внимания, восприятия, воображения, повышение самооценки, уверенности в своих способностях, силах, создание положительного отношения к творческой деятельности, способности получать от своего творчества удовольствие, развитие эстетического вкуса, умения видеть и оценивать красоту окружающего мира, передавать эту красоту в творческой работе, воспитание волевых качеств личности: усидчивости, собранности, старательности, аккуратности.
Материалы и оборудование: бумага для ксерокса цветная ФА4, ваман ФА4, картон ФА4, маркеры, цветная тушь, акварель, восковые мелки, фломастеры, пособия.
Задание: создать яркий характерный образ дерева на заданную тему(мощность, декоративность, гибкость, запутанность, ветвистость и т.д.), используя смешанные техники (фломастеры+спирт, чернила+вода+морская соль, фломастеры+вода из пулевизатора, акварель+соль, акварель+спирт+канцелярский клей, восковые мелки+акварель, акварельные карандаши или пастель «по-сырому»).
Цели и задачи: раскрытие творческого потенциала и фантазии учащихся, развитие творческой личности, способной применять свои знания и умения в различных ситуациях, прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками, активизация учащихся при выборе тематики, развитие чувства коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу, научение сопереживанию настроения, переданному в рисунке.
Материалы и оборудование: бумага, картон, бумага для ксерокса, фактурный картон, пена для бритья, гель для душа, цветная тушь и чернила, шарик, нитки, пластиковая карточка, широкая кисть, поролон, губки и кусочки тканей разных фактур и текстур, высушенный природный материал, зубная щётка, полиэтиленовый мешочек, гуашь, методические пособия.
Задание: выполнить упражнения на ФА5 на передачу разных видов фактур и текстур с использованием подручного, бросового материала, а также их различные сочетания.
Часы:4.
8.Тема. Штамповка.
Цели и задачи: развитие фантазии посредством использования необычных сочетаний материалов и инструментов, приобщать детей к наблюдению за действительностью, развитие важнейшего для художественного творчества умения видеть мир глазами творца- художника, формирование наблюдательности и внимательности, предоставление свободы в отражении - доступными для учащихся художественными средствами - своего видения мира.
Материалы и оборудование: ватманы ФА4 и ФА5, любой сподручный материал способный оставить след на бумаге в виде оттиска.
Задание: используя штампики из пластилина, выдавленных рисунков на пенопласте, ниток на кусочке поролона, штампиков из пенопласта на скалке или рулоне скотча, картона, тканей, кожи и текстиля разной текстуры выполнить в технике эстампа разные варианты фактурных поверхностей, подумать и внести предложения по использованию этих печатей в творческих работах по ДПИ.
Часы:4.
9.Тема. Экзаменационное творческое задание.
Цели и задачи: выявление знаний, умений и навыков, полученных учащимися за учебный год.
Материалы и оборудование: ватман либо цветной картон ФА4, техника рисования и инструменты на выбор учащихся.
Задание: выполнить ассоциативно-образную композицию на тему «Полёт фантазии».
Часы:2.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения предмета в ДХШ каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания любой композиции, выполненной грамотно в соответствии с замыслом.
Учащийся должен:
Знать основные техники и приёмы нетрадиционного рисования.
Грамотно и последовательно вести работу с использованием нетрадиционного рисования.
Владеть различными материалами, инструментами (как классическими, так и сподручными), и применять их в соответствии с замыслом.
Применять знания, полученные по живописи, рисунку, композиции, ДПИ для создания грамотных творческих работ.
Приобрести следующие знания и умения:
- умения создать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
- умение давать объективную оценку своему труду; понимание причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности и уважительное отношение к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам;
- навыков работы с подготовительными материалами;
- навыков подготовки работ к экспозиции.
8. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
9. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
11.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения учащихся. Так как представленный материал способствует:
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
- расширению и обогащению художественного опыта;
- формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
-Сформируются навыки трудовой деятельности:
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Таким образом, в процессе обучения нетрадиционному рисованию в ДХШ к концу 4го года обучения учащиеся должны овладеть основными навыками и приемами в области нетрадиционного рисования, уметь свободно выбирать, сочетать и применять их при выполнении композиции.
Выпускники, подготовленные по данному курсу, обладают определённым ценным багажом навыков исполнения различных техник, которые могут быть применены при выполнении разного рода курсовых проектов при обучении на творческих специальностях в высших и средне-специальных учреждениях.
Критерии оценок
Работа должна быть:
выполнена аккуратно;
с грамотным скомпонованным и интересным изображением на листе, грамотно подобранным цветовым решением;
качественной;
выразительной, должны быть верно распределены тональные и цветовые отношения;
авторской и отражать личное мировосприятие.
Формы контроля
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве текущего контроля успеваемости используются просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета – просмотра учебно-творческих работ, на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» выставляется за работу, где полностью решены поставленные задачи.
Оценка «хорошо» выставляется за работу, где полностью решены поставленные задачи, но проявляются небольшая небрежность в исполнении и несущественные композиционные ошибки.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, где частично решены поставленные задачи, имеются в исполнении небрежность и композиционные ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется за работу, где ни одна из поставленных задач не решена.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение.
Оборудование:
Мольберты
Табуреты
Подиумы
Компьютер
Столы
Материалы:
Бумага разных сортов
Бумагацветная
Гуашь, акварель, пастель
Кисти
Клей
Кнопки, скотч
Карандаши (цветные, простые)
Маркеры, фломастеры
Тушь, перо
Ластик
Калька
сухие листья;
зубные щетки;
ластик с изображением;
гусиные перья;
пробки;
печатки;
шаблоны;
пенопласт;
смятая бумага;
палочки;
уголь;
салфетки;
печатки из овощей и дерева;
восковые мелки;
пастель;
акварельные мелки;
пробки;
мыльные пузыри;
нитки.
Фонд работ учащихся
Фонд методических пособий, разработок педагогов
Наглядные пособия
Альбомы по искусству
Периодические издания: «Юный художник», «Художественная школа» и т.д.
Методическое обеспечение программы
Наличие методических и учебных пособий (таблицы, инструкционные карты поэтапного выполнения, карточки-задания, печатный и цифровой вариант зрительного ряда, видеофильмы, DVD-фильмы и слайды) по всем темам программы в полном объёме.
Список литературы
Для педагога:
«Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т.С., Москва, Просвещение, 1992
«Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» Псковский вольный институт сайт
«Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» научный руководитель Безруких М.М.
Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 1998
Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
Выгорский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
Гудилина С.И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998
Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»Москва, Школа – Пресс, 2005
Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992
Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)»
Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»