kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа Курса по выбору в предпрофильной подготовке «Роспись матрешки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 1 год обучения. Программа ориентирована на развитие духовно – нравственных качеств обучающихся, художественных способностей в декоративно – прикладном искусстве. Программа служит средством организации предпрофильной подготовки, формирует процесс творческого самовыражения и общения детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа Курса по выбору в предпрофильной подготовке «Роспись матрешки» »

МУ «Управление образования Администрации г. Бийска»

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия № 1»






УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Гимназия №1»

--------- (Левкина М. К.)

Протокол № ______педсовета

От « ____»_____________г.





Программа

Курса по выбору в предпрофильной подготовке «Роспись матрешки»


Программа предназначена для учащихся 9 классов








Составитель: Гахова Наталья Ивановна,

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории






г. Бийск

2010

Общие положения

Программа разработана для курса по выбору «Роспись матрешки» МОУ «Гимназия № 1» г. Бийска. При её разработки учитывались «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ. Санитарно-эпидемическим требованиям к учреждениям дополнительного образования (Сан Пин 2.4.1251-03) При разработки программы учитывались социальный заказ и рекомендации специалистов.

Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 1 год обучения. Программа ориентирована на развитие духовно – нравственных качеств обучающихся, художественных способностей в декоративно – прикладном искусстве. Программа служит средством организации предпрофильной подготовки, формирует процесс творческого самовыражения и общения детей. Продолжительность обучения 1 год

Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 академическому часу, академический час равен 40 минут, 144 часа в год.

Учебная группа состоит из 12 человек и формируется методом свободного набора из учащихся МОУ «Гимназия № 1». К занятиям допускаются дети, не имеющие противопоказаний.

Обучение осуществляется в МОУ «Гимназия № 1» по адресу: ул. Советская 199/7, аудитория № 121.














Пояснительная записка

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к понимаю национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой историй мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Цель курса: дать учащимся возможность самовыразиться, почувствовать себя талантливыми.

Задачи:

  • воспитание интереса к народному творчеству;

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей учащихся;

  • изучение истории развития матрешечного дела;

  • знакомство с образцами центров изготовления матрешки (Сергиева Посада, г. Семенова, с. Полхов-Майдан);

  • овладение приемами писания элементов орнамента, листьев и цветов;

  • формирование умения и навыка кистевого письма;

  •  самостоятельное выполнение матрешки.


Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека. В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие кукол и осознание их роли в традиционной культуре в процессе взросления детей. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности. Русская народная игрушка была больше, чем игрушкой, — оберегала, развивала, забавляла, учила и даже избавляла от кошмарных снов. История куклы, насчитывает многие века. Она появилась в русских семьях еще в языческие времена и пройдя рядом с человеком через эпохи, несколько раз сменив свое предназначение, остается любимой и востребованной и теперь. Она приходит к нам из глубины веков и доходчиво объясняет, кто мы и откуда пришли.

Также давно как и другие куклы появилась точеная «мелочь» - кукла – матрешка – забава для детей. Расписная деревянная игрушка пользуется большой популярностью. Она разнообразна по форме и по декоративным приемам. Любо – дорого посмотреть, как рождаются эти матрешки.

Произведения художников – прикладников – самые различные по стилевым направлениям и яркому образному решению – оказывают на человека большое эмоциональное воздействие. Любая матрешка – это не отражение «конкретной действительности», а «мир в целом». В полне естественно, что, воспроизводя общую для всех данность, «мир в целом», мастер творил «свое». Воплощенная в произведениях мастеров повседневность окружающего мира обогащает нашу жизнь, украшает её.

Ценность матрешки во многом определяется тем, что она — результат коллективного гармоничного труда и творчества, мужского и женского, часто семейного. И сама она всем своим ясным простонародным обликом напоминает о материнстве, семье, потомстве, несет идею единства, множества, повторяемости — идею рода.

Учитывая важность реализации образовательных возможностей, содержащихся в области изучения основ художественного и декоративно-прикладного творчества, разработана программа предпрофильного курса «Роспись матрешки». Разнообразные формы духовно - нравственного просвещения в сочетании и взаимосвязи с художественным творчеством являются структурными компонентами программы. Такое сочетание предполагает объединение знаний, чувств и поведения ребенка в единый процесс его приобщения к народной культуре. В этом особенность программы предпрофильного курса.

Включение в содержание программы курса блока «История возникновения матрешки» продиктовано сегодня самой жизнью. История деревянной игрушки, как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры. В процесс обучения включены методические приемы, позволяющие прослеживать динамику нравственного развития учащихся, при необходимости — корректировать их поведение, взаимоотношения в коллективе. Программа предпрофильного курса «Роспись матрешки» призвана удовлетворять постоянно изменяющиеся потребности и запросы подростков в получении знаний, умений и навыков работы с художественными материалами.

Посещая занятия курса «Роспись матрешки», дети будут учиться понимать и ценить произведения искусства, познакомятся с изделиями народных мастеров.

Программа предлагает свободу творчества, но при этом требует сохранения структурной целостности. За педагогом остается право переставлять блоки; при этом важно сохранять единство каждого блока, обеспечивая целостность погружения в проблематику создания условий для изучения основ художественного и декоративно-прикладного творчества.

Занятия на предпрофильном курсе «Роспись матрешки» -

развивают творческую фантазию, обогащают образное мышление, способствуют воспитанию сознательного нравственного и художественного отношения к окружающей действительности. Учащиеся учатся правильно пользоваться инструментами, содержать их в определенном порядке, не разбрасывать, а брать их по мере надобности, после работы класть все на место.

Дети 9 классов характеризуются огромной потребностью рассказать о себе, о своей жизни, об увиденном. Им свойственно наглядно-образное мышление, предметное восприятие. Учитывая возрастные и психологические особенности детей этого возраста программа предполагает введение ребенка в мир искусства через декоративно-прикладное творчество, дает возможность раскрыть картину мира с разных сторон.

Количественный состав группы на занятии 12 человек. В группе собираются дети с разным уровнем способностей, восприятия и подготовки. Поэтому немаловажное значение в организации деятельности детей уделяется доступности предлагаемых заданий. Сложность их согласована с «шагом» творческого развития, учтены возрастные особенности детей.

Программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Под руководством Б.М. Неменского, 1- 9 классы Москва, «Просвещение», 2010 год. Из упомянутой программы взяты курсы для 9 классов. Отличительной особенностью программы «Роспись матрешки» являются расширенные блоки: «Искусство среди нас» «Каждый народ Земли - художник», а также в содержание программы включен раздел «Сюжетная композиция»

Содержание программы курса направлено на:

- создание условий для развития духовно - нравственной личности ребенка;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- создание условий для социального, культурного самоопределения,

- творческой самореализации личности ребенка;

- взаимодействие педагога с семьей.

Содержание занятий предусматривает изготовление изделий разной степени сложности. Это позволяет реализовать содержание программы для детей разного уровня развития.

Уровни овладения практическими навыками:

1 уровень — репродуктивный.

Обучающиеся выполняют задания по готовым схемам и образцам.

2 уровень - репродуктивно-творческий.

Обучающиеся вносят изменения и дополнения в представленные образцы. Самостоятельно определяются с цветовым сочетанием в своей работе.

3 уровень — творческий.

Обучающиеся самостоятельно разрабатывают эскизы своих работ, подбирают цветовое сочетания. Самостоятельно изготавливают и оформляют изделия.

Учебный материал в программе изложен в соответствии с основными принципами обучения:

- принцип наглядности обучения (наглядность отвечает цели и содержанию занятий, имеет ярко выраженное содержание, понятна, доступна, применяется творчески и методически правильно);

- принцип систематичности, последовательности и комплексности (новые знания связаны с ранее изученными, обеспечивается систематический и действенный контроль за результатами процесса обучения);

- принцип активности, самостоятельности в обучении (проявление инициативы, творчества в процессе изучения материала и применения его на практике).

Программа обеспечивает творческое, интеллектуальное развитие детей, создает условия для развития личности ребенка, его творческих, практических способностей, нацелена на развитие интересов детей, коммуникабельности.

Основные направления и содержание деятельности

Программа курса составлена на основе личностно-ориентированного компетентностного подхода к обучению детей.

Тематический план состоит из блоков. Изучение каждого блока, дает возможность попробовать себя в нескольких видах работы, что позволяет избежать переутомляемости, утраты интереса к занятиям и, как следствие, удерживать внимание детей, поддерживать заинтересованность на протяжении всего учебного года.

Обучающиеся знакомятся с праздничной культурой, этическими традициями, учатся оформлять и дарить изготовленный сувенир. Итогом работы по каждому блоку является изготовление изделий.

Программа курса предусматривает различные формы организации активной деятельности детей. Основная форма обучения — занятие, как специально организованная форма обучения:

• занятие - экскурсии,

• занятия - праздники,

• занятие - игра.

Такие занятия дают детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют творческую деятельность, приобщают к народному творчеству. Структура занятия включает несколько взаимосвязанных по теме, но разных по типу деятельности частей (рассказ, игра, беседа, разбор иллюстраций, практическая деятельность). Упор делается на обучение навыкам общения, доброжелательности в отношениях, потребности в самооценке.

Занятия декоративно-прикладным творчеством развивают художественный вкус ребенка, учат видеть и творить красоту своими руками. Они не только сочетают различные виды практической работы, но и открывают детям мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии. Задачи при выполнении работ по художественному и декоративно-прикладному творчеству заключаются в формировании у детей практических навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса.

Занятия приобщают к основам народной культуры.

Занятия художественным и декоративно-прикладным творчеством, создают основу для духовного нравственного развития ребенка. В этом отличительная особенность данной программы.

В ходе реализации программы используется комплекс методов, адекватных поставленным задачам.

Используются как традиционные, так и нетрадиционные методы:

- словесные (рассказ, беседа, описание);

- наглядные (готовые изделия, иллюстрации, эскизы);

- практические (работа по образцу, инструкции, творческая работа);

- проблемно-поисковые (подбор цветового сочетания, композиционного решения);

На этапе изучения нового материала используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация.

В процессе объяснения происходит обучение детей логическому мышлению, умению рационально организовать рабочее место, последовательности выполнения работы. дети знакомятся со свойствами материалов и инструментов, приемами и операциями, новыми терминами.

Эффективность рассказа, как метода изложения материала, предполагает мобилизацию интереса учащихся, возбуждение их внимания. По содержанию он соответствует цели занятия и практической задаче.

С помощью демонстрации расширяется кругозор ребенка, психологически облегчается процесс усвоения знаний. Она включает в свою структуру обязательное собеседование с детьми по поводу воспринятого, что помогает педагогу диагностировать процесс усвоения знаний детьми. демонстрационный метод реализует принцип наглядности обучения. Основные дидактические требования к методу демонстрации: тщательный отбор материала; выбор наиболее нужных видов показа, их количества и последовательности; обоснованная дозировка средств наглядности; умелое сочетание слова и показа.

Развивающий эффект беседы проявляется в формировании у ребят умения четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, ясно выражать свою мысль.

Инструктирование используется тогда, когда необходимо направить учебную деятельность ребенка в определенное русло.

На этапе закрепления изученного материала используется беседа, практическая работа, игра. Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем устного обмена мнениями педагога и детьми.

Формирование умений всегда связано с практической деятельностью. В основу методов формирования умений положены виды деятельности обучающихся - практическая деятельность, художественная.

На этапе полученных знаний — выполнение итоговых заданий, самостоятельная работа, выставки.

Важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений — самостоятельная работа. Основными условиями эффективной организации самостоятельной работы обучаемых являются: индивидуализация заданий для самостоятельной работы; творческий характер; побуждение потребности у обучаемых к самостоятельной работе постановкой перед ними учебных проблем; организация действенной помощи и взаимопомощи.

Методы, определяемые по видам деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Репродуктивный способствует формированию умений запоминать информацию и воспроизводить ее. Частично-поисковый включает в себя элементы репродуктивной и творческой деятельности, выполнение творческого задания.

Творческое задание— это итоговая самостоятельная работа обучающихся, выполненная под руководством педагога. Основная цель творческого задания — контроль знаний, умений, навыков обучающихся, содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

Формы работы с детьми предполагают использование методик, где акцент делается на стремление ребенка самостоятельно действовать, решать, выбирать. Роль педагога — грамотно помочь выстроить пути нравственного развития, поощрить, одобрить, поддержать устремления ребенка, создать ситуацию успеха.

Весь материал программы курса делится на теоретический и практический. На каждом занятии теоретическим вопросам отводится не более 10 — 15 минут. Практическая работа является основной формой обучения и строится по принципу «от простого к сложному». Создавая поделки, в том числе и в подарок близким, к праздникам дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить задание как можно лучше, а главное- повышается их эмоциональное отношение к деятельности.

Применение полученных на занятиях умений и навыков в практических общественно полезных целях имеет большое значение для повышения эффективности детского творчества. Детские работы используются для оформления (проведения) праздников, организации выставок творческих работ в самом объединении и за ее пределами. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе деятельности на занятиях.









Знания и умения


Знать

Уметь

  • Историю возникновения игрушки «Матрешка».

  • Историю женского народного костюма.

  • Жанр – портрет.

  • Пропорции лица человека.

  • Растительные и геометрические элементы. Орнамент.

  • Последовательность выполнения контурного рисунка.

  • Народные промыслы: роспись – «Гжель», Хохломскую роспись, Урало-Сибиркую роспись, Городецкую роспись, Жостовскую роспись.

  • Основные правила составления сюжетной композиции.

  • Анималистический жанр.

  • Основы изображения животных.

  • Жанр – пейзаж.

  • Основные правила линейной и воздушной перспективы.

  • Распознавать по росписи местность в которой зародилась – матрешка.

  • Рисовать портрет человека.

  • Выполнять эскиз матрешки.

  • Составлять растительный и геометрический орнамент.

  • Писать кистью без карандашной зарисовки.

  • Выполнять контурный рисунок, различными графическими материалами.

  • Выполнять верховое письмо.

  • Выполнять роспись по форме

  • Писать элементы декоративных композиций: Гжели, Хохломы, Урало-Сибирской, Городетской и Жостовской росписей.

  • Составлять сюжетные композиции.

  • Рисовать домашних животных.

  • Применять правила линейной и воздушной перспективы.












Тематическое планирование




п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

История возникновения матрешки

1

0.5

0 ,5

2.

Портрет

2

0.5

1,5

3.

Загорская матрешка

2

0,5

1,5

4.

Матрешка Сергиево - Посада

2

0,5

1,5

5.

Матрешка Полхова Майдана

2

0,5

1,5

6.

Семеновская матрешка

2

0,5

1,5

7.

Времена года

10

2,5

7,5


7.1. Роспись «Гжель»

2

0.5

1.5


7.2. Хохломская роспись

2

0.5

1,5


7.3. Урало-Сибирская роспись

2

0,5

1,5


7.4. Городецкая роспись

2

0,5

1,5


7.5. Роспись Жостово

2

0,5

1,5

8.

Сюжетная композиция

10

2,5

7,5


8.1. Анималистический жанр

3

1

2


8.2. Космические фантазии

2

0,5

1.5


8.3. Сказочно – былинный жанр

2

0,5

1,5


8.4. Пейзаж

3

0,5

2,5

9.

Итоговые занятия

4

1

3


Итого

35

9

26










Содержание программы курса


1.История возникновения матрешки - 1 час:

Теория - 05 часа:

Основные исторические сведения о происхождении матрешки. Знакомство с русскими мастерами матрешечниками. Русская матрешка. История русского женского костюма.

Практика – 0.5 часа:

Выполнение эскиза русского женского костюма. Эскиз Русской матрешки


2. Портрет - 2 часа:

Теория – 0,5 часа:

Пропорции лица человека. Стилизация.

Практика – 1,5 часа:

Выполнение эскиза -портрет. Роспись лица куклы. Отработка кистевого письма при росписи деталей лица куклы.


3. Загорская матрешка -2 часа

Теория – 0,5 часа:

История возникновения Загорской матрешки. Особенности росписи, художественный стиль. Растительный и геометрический орнамент. Ритм. Цвет.

Практика – 1,5 часа

Составление орнамента. Выполнение эскиза Загорской матрешки. Отработка навыков кистевого письма


  1. Матрешка Сергиевого – Посада – 2 часа:

Теория – 0,5 часа:

История возникновения матрешки Сергиевого - Посада. Особенности росписи, художественный стиль, ритм, цвет. Растительный и геометрический орнамент

Практика – 1,5 часа:

Составление орнамента. Последовательность выполнения мазка. Выполнение эскиза матрешки Сергиевого - Посада. Отработка навыков кистевого письма. Изготовление записной книжки «Матрешка»


  1. Матрешка Полхов – Майдан – 2 часа:

Теория – 0,5 часа:

История возникновения Полхов – Майданской матрешки. Особенности росписи, художественный стиль, ритм, цвет. Растительный и геометрический орнамент. Особенности росписи.

Практика – 1,5 часа:

Составление орнамента, выполнение эскиза Полхов – Майданской матрешки. Отработка навыков кистевого письма.


  1. Семеновская матрешка – 2 часа:

Теория – 0,5 часа:

История возникновения семеновской матрешки. Особенности росписи, художественный стиль, ритм, цвет. Растительный и геометрический орнамент. Техника росписи.

Практика – 1,5 часа:

Составление орнамента, выполнение эскиза семеновской матрешки. Отработка навыков кистевого письма.


7. Времена года – 10 часов:

Теория – 2,5 часа, практика 7,5 часов


7.1. Роспись «Гжель» - 2 часа:

Теория – 0.5 часа:

История возникновения русского народного промысла: «Гжель». Орнамент. Цвет. Композиция. Знакомство с основными элементами росписи.

Практика –1,.5 часа:

Освоение простого гжельского орнамента: сеточка, роспись в полосе, бордюр, «капелька»; простейших видов растительного орнамента; традиционной техники гжельского мазка, мазка с тенью; главного мотива гжельского народного промысла – птицы. Эскиз матрешки с Гжельской росписью. Роспись по форме.

7.2. Хохломская роспись – 2 часа

Теория – 0.5 часа:

История возникновения русского народного промысла - «Хохлома». Орнамент. Цвет. Композиция. Знакомство с основными элементами росписи.

Практика –1,.5 часа:

Освоение простейшего травного орнамента хохломы: («осочки», «Травка», «капелька», «усики», «завитки», «кустик», «ягодка»). Отработка навыков верхового и фонового письма. Эскиз матрешки с Хохломской росписью. Роспись по форме.

7.3. Урало – Сибирская роспись – 2 часа:

Теория –0,5 часа:

История возникновения русского народного промысла - «Урало – Сибирская роспись». Орнамент. Цвет. Композиция. Знакомство с основными элементами росписи.

Практика –1,5 часа:

Освоение растительного орнамента Урало – Сибирской росписи: (листочки, цветы, ягоды. Работа от полутона и разноцветный мазок. Эскиз матрешки с Урало-Сибирской росписью. Роспись по форме.



7.4. Городецкая роспись – 2 часа:

Теория – 0,5 часа:

История возникновения русского народного промысла - «Городецкая роспись». Орнамент. Цвет. Композиция. Знакомство с основными элементами росписи.

Практика –1.5 часа:

Освоение элементов городецкой росписи: дуг, капелек, спиралек, штрихов, точек, скобочек, «розана», «ромашки», «купавок», «бутонов», «листочков». Эскиз матрешки с Городетской росписью. Роспись по форме.


7.5. Жостовская роспись – 2 часа:

Теория – 0,5 часа:

История возникновения русского народного промысла - «Жостовская роспись». Орнамент. Цвет. Композиция. Знакомство с основными элементами росписи.

Практика –1.5 часа:

Освоение элементов жостовского орнамента, кистевых мазков, художественных элементов росписи: пятилистник, лилия, листок, травинки, усики, стебельки, алые маки, садовые цветы. Отработка мазковой техники. Освоение одного из важнейших этапов жостовской росписи «привязка». Эскиз матрешки с Жостовской росписью. Роспись по форме.

Роспись по форме


8. Сюжетная композиция – 10 часов:

Теория – 2,5 часа, практика – 7.5 часов:


    1. Анималистический жанр - 3 часа:

Теория – 1 час:

Композиция. Пропорции строения тела животных.

Практика – 2 часа:

Выполнение эскизов: животных, матрешек с изображением животных на фартучках. Роспись по форме с использованием ранее выполненных эскизов.


    1. Космические фантазии - 2 часа:

Теория – 0.5 часа:

Композиция. Пропорции строения тела человека. История возникновения одежды для космонавтов.

Практика –1,5 часа:

Выполнение эскизов одежды космонавтов. Роспись по форме с использованием ранее выполненных эскизов.


    1. Сказочно – былинный жанр – 2 часа:

Теория – 0,5 часа:

Композиция. Сказочно – былинный жанр в росписи матрешки.

Практика – 1,5 часа:

Выполнение эскизов сказочно-былинных героев и их изображение на фартучках матрешек. Роспись по форме с использованием ранее выполненных эскизов


    1. Пейзаж – 3 часа:

Теория – 1. час:

Композиция. Пейзаж, основные правила линейной и воздушной перспективы.

Практика – 2 часа:

Выполнение эскизов пейзажей на фартучках матрешек. Роспись по форме с использованием ранее выполненных эскизов


9. Итоговые занятия – 4 часа:

Проводятся два раза в год. Проверяются знания умения и навыки детей в технике росписи по форме. Занятия проводятся в нетрадиционной форме –выставки и защиты своих творческих работ.





























Механизм оценки получаемых результатов


Для оценки результативности учебных занятий применяют входной, текущий и итоговый контроль.

Входной контроль.

Цель входного контроля - диагностика начального уровня знаний, умений, навыков. Форма- тестирование, наблюдение. (Приложение№ 1;2;3).

Текущий контроль.

Цель текущего контроля – оценка качества усвоения программного материала.

Оценивается визуально. Форма – выполнение практических работ. (Приложение№4)

Итоговый контроль.

Цель итогового контроля - выявить уровень усвоения знаний, умений, навыков.

Итоговый контроль за первое полугодие.

Форма - состязательная программа (при выставлении общей оценки за полугодие, учитывается и итог текущего контроля). (Приложение №5)

Итоговый контроль за учебный год.

Форма - тестирование, выставка детских работ (при выставлении общей оценки за год, учитывается и итог текущего контроля). (Приложение №1; 2)

Все результаты фиксируются в листе учета знаний, умений, навыков обучающихся по программе «Матрешка» (Таблица№1;2;3).


Критерии и уровни, используемые педагогом, при оценке выполненных работ

  1. Завершенность работы.

  2. Качество выполненной работы.

  3. Композиционное построение, цветовой строй, гармония пропорций, индивидуальность манеры автора.

  4. Степень самостоятельности при выполнении работы.


В - работа завершена в заданное время, выполнена качественно, в соответствии с технологией изготовления, аккуратно, без помощи педагога, в оформлении использованы дополнительные элементы, соответствующие общему замыслу.

С - работа завершена в заданное время, но выполнена не совсем аккуратно, с помощью педагога на отдельных этапах, в оформлении использованы дополнительные элементы.

Н – работа не завершена, выполнена не качественно, с помощью педагога на протяжении всего занятия, использованные дополнительные элементы не соответствуют общему замыслу, либо совсем отсутствуют.

Оценивается одна практическая работа из каждой темы, результат фиксируется в таблице №2.

Используемая литература

1.Н. Алексахин Матрешка Москва. Народное образование. 1998.

2. Ю. А. Арбат Русская народная роспись по дереву. Москва, 1970.

3. Г. А. Дайн Русская игрушка. Москва. Советская Россия, 1987.

4. С. К. Жигалова Русская народная живопись. Москва, 1984.

5. Ю. В. Максимов У истоков мастерства Москва, 1983

6. В.Н. Полунина Искусство и дети. Москва, 1982.

7. Т. С. Семенова Художники Полховского Майдана и Крутца. Москва, 1972.

8. Л. М. Соловьева Русская матрешка. Москва, 1997

9. Н. М. Сокольникова Изобразительное искусство: учебник для 5-8

классов. Обнинск. Титул, 1996.

10. Т. Я. Шпикалова Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва, 1979.

11. Ю. С. Рябцев История русской культуры 11- 17 веков. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.

12. О. В. Круглова Русская народная резьба и роспись по дереву. Москва, 1983.

13. М. А, Некрасова Народное искусство как часть культуры. Москва, 1983.

14. В.С. Попова Н. И. Каплан Русские художественные промыслы. Москва 1984.

15. Л. Д. Рондели Народное декоративно – прикладное искусство: книга для учителя. Москва, 1984.

16. Альбом: Художественные промыслы Подмосковья. Москва 1982.

















Учебно-методическое обеспечение

Помещение, где проводятся занятия, отвечают санитарно-гигиеническим требованиям.

Кабинет оборудован всей необходимой мебелью. Столы и стулья расположены максимально удобно для детей. Шкафы служат для размещения учебно-методического комплекса. В кабинете оформлена постоянно действующая выставка детских работ.

Учебно-наглядные пособия:

  • Образцы матрешек

  • Презентация « Матрешка»

  • Иллюстрации с изображением матрешек

  • Учебные таблицы «Основы народного и декоративно-прикладного искусства», «Портрет», «Русский народный костюм», «Домашние животные», «Иллюстрации к сказкам», «Пейзаж», «Правила линей ной и воздушной перспективы»

  • Эскизы матрешек.

  • Шаблоны матрешек, силуэт человека.

  • Болванки формы матрешек

Материалы и инструменты для работы дети готовят самостоятельно: альбом, гуашевые краски, салфетки, кисти, простой карандаш, фломастеры, ластик, цветная бумага, картон, клей, ножницы





















Приложение №4

Список тем практических работ:

  1. Русская матрешка;

  2. Загорская матрешка;

  3. Матрешка Сергиево - Посада;

  4. Матрешка Полхова Майдана;

  5. Семеновская матрешка;

  6. Времена года;

  7. Сюжетная композиция.












Таблица №1

Входной контроль


Ф..И.,ребенка

Тест

торренса

Тест

«цветоведение

Наблюдения

Общий

балл

Организ. раб.места

Простой

карандаш

Кисть

Ножницы

Клей

Графика, живопись,

материалы

Бумага, картон













































































































































































































Таблица №2

Текущий контроль



Ф.И. ребенка

Русская

матрешка

Загорская

матрешка

Сергиевская

матрешка

Полховская

матрешка

Семеновская

матрешка

Общий бал












































































































































































Таблица №2

Текущий контроль



Ф.И. ребенка

Времена года

Общий балл

Роспись

«Гжель»

Хохломская

роспись

Урало-Сибирская

роспись

Городецкая

роспись

Роспись

Жостово






































































































































































Таблица №2

Текущий контроль


Ф.И. ребенка

Сюжетная композиция

Общий балл

Общая

оценка

за учеб. год

Анималистический

жанр

Космические

фантазии

Сказочно-

былинный

Пейзаж







































































































































































Таблица №3


Итоговый контроль


Первое полугодие

За год

Ф.И. ребенка

Общий балл

прктич.

работа

Карточки

Общ.

балл

Тест

торренса

Тест

цвет

Общий балл

прктич.

работа


Общий балл















































































































































































































































Какие жанры перемешались

в одной картине



















Найди лишние предметы, не свойственные жанру пейзаж












Используя изображение глаза

Нарисуй различные виды

стилизованных глаз

«Матрешки»

















Выбери из списка правильное

Название изображенной матрешки:

Сергиев –Посад

Семеновская

Полхов – Майдан

Загорская












Выбери из списка правильное

Название изображенной матрешки:

Сергиев –Посад

Семеновская

Полхов – Майдан

Загорская




Выбери из списка правильное

Название изображенной матрешки:

Сергиев –Посад

Семеновская

Полхов – Майдан

Загорская















Выбери из списка правильное

Название изображенной матрешки:

Сергиев –Посад

Семеновская

Полхов – Майдан

Загорская






Выбери из списка правильное

Название изображенной матрешки:

Сергиев –Посад

Семеновская

Полхов – Майдан

Загорская


Исправь ошибки художника
























Карточки задания















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа Курса по выбору в предпрофильной подготовке «Роспись матрешки»

Автор: Гахова Наталья Ивановна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161913


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства