Программа художественно - эстетического направления кружка «Сыпучие картинки»
Программа художественно - эстетического направления кружка «Сыпучие картинки»
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. И поэтому в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии в работе с дошкольниками, которые способствуют повышению качества дошкольного образования, ориентированы на выполнение социального заказа школы и семьи по подготовке ребенка к школе согласно ФГОС, на создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей, удовлетворения его интересов и потребностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа художественно - эстетического направления кружка «Сыпучие картинки»»
Программа
художественно - эстетического направления
кружка «Сыпучие картинки»
Содержание
Пояснительная записка.
Цели. Задачи.
Условия реализации программы.
Организационно – методическое обеспечение программы.
Структура занятий.
Методы, приемы работы.
Направления работы.
Ожидаемые результаты.
Принципы, лежащие в основе программы.
Ресурсное обеспечение программы.
Этапы реализации программы.
Модель реализации программы.
Тематический план работы кружка.
Литература.
Пояснительная записка
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
Единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и
индивидуальности ребёнка. И поэтому в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии в работе с
дошкольниками, которые способствуют повышению качества дошкольного образования, ориентированы на выполнение социального заказа школы и семьи по подготовке ребенка к школе согласно ФГОС, на создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей, удовлетворения его интересов и потребностей.
Особый интерес у детей вызывает такая техника, как рисование песком. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sandart, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.
По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:
развитие плавности, изящества и точности движений;
умения работать кистью и пальцами обеих рук;
координации руки и глаза;
овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, изменение размаха и направления движения руки при рисовании, гармоничное сочетание линий, цвета и тени.
Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и имеет характерные особенности:
направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний;
создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики;
образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
Программа кружка «Сыпучие картинки» разработана с использованием практических рекомендаций А. Войновой в книге «Песочное рисование, Феникс,2014.
Цель программы - всестороннее художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста,
посредством обучения технике рисования песком и созданию песочныханимаций по музыкальным и литературно –
художественным произведениям.
Задачи:
Вызвать у детей интерес к рисованию песком.
Дать представление о свойствах песка, как изобразительного материала, о способах его использования и выразительных возможностях при создании рисунка и песочных анимаций.
Учить воспринимать музыкальные и литературно-художественные произведения, придумывать сюжет по их содержанию и отражать его в песочныханимациях.
Условия реализации программы:художественно-эстетическое развитие детей, посредством обучения технике рисования песком и созданию песочных анимаций будет эффективно развиваться при условии организации предметно-развивающей среды для песочного рисования и системы работы с детьми по художественно-эстетическому воспитанию.
Организационно – методическое обеспечение программы
Программа кружка «Сыпучие картинки» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия, продолжительностью 25-30минут проводятся по подгруппам, по 6 человек в каждой, 1 раз в неделю в течение календарного года, в песочной изостудии, в соответствии с тематическим планом.
Структура занятий
Занятие в песочной изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики рук, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения .
Вводная часть предусматривает использование художественного слова, проведение игр для привлечения внимания детей, беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи, приёмы стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей, раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются.
Методы, приемы работы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (беседа, рассказ, устное объяснение);
наглядный ( наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу, просмотр видеороликов с песочными анимациями);
практический (самостоятельное выполнение работ)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности:
объяснительно – иллюстративный (воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию);
репродуктивный (воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
исследовательский (самостоятельная творческая работа детей);
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Приемы:
Приемы, используемые при проведении занятий:
музыкальное сопровождение;
игры и игровые ситуации;
создание проблемных ситуаций
Приёмы рисования песком:
насыпания: из кулачка, щепотью, сквозь пальцы;
прорисовывания: пальцами, ладонью, ребром ладони, кулачком и т.д.
Направления работы.
Оформление фотоальбомов с песочными рисунками.
Создание видеороликов с песочнымианимациями.
Проведение песочных презентаций.
Ожидаемые результаты:
желание и умение самостоятельно создавать песочные анимации;
сформированность практических навыков работы в песочном рисовании;
развитие творческого воображения, композиционных навыков, цветовосприятия;
развитие способности воспринимать музыкальные и литературно-художественные произведения и отображать их в песочных анимациях
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- демократичности (взаимодействие педагога и воспитанников:рисование в паре);
- «от простого к сложному» (от предметного рисования до песочных анимаций).
Ресурсное обеспечение программы
Оборудование для песочной мини - изостудии:
Демонстрационный стол со стеклом и подсветкой для песочного рисования.
Столы-планшеты со стеклом и подсветкой для рисования песком.
Фотовидеокамера.
Магнитола.
Масляные художественные краски (для окрашивания песка).
Речной песок (просеянный и прокалённый).
Подборка литературы, видеороликов с песочнымианимациями, аудиозаписей с классической и современной музыкой.
Этапы реализации программы:
– Организационный (июнь - август)
– Практический (сентябрь – апрель)
– Диагностический (январь, май)
– Обобщающий (апрель - май)
Модель реализации программы
Направление работы
Содержание деятельности
Сроки исполнения
Работа с детьми
Игры-занятия в кружке «Сыпучие картинки»
Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков рисования песком
Чтение художественной литературы
Слушание музыкальных произведений
Просмотр видеозаписей с песочнымианимациями
Продуктивная деятельность детей (создание песочных рисунков)
Индивидуальная работа с детьми с целью отработки навыков песочного рисования
Фото и видеосъемки детских работ
Творческие отчеты-выставки работ (фото и видеосъемок) кружка « Сыпучие картинки»
Оформление фотоальбома
«Мы рисуем песком»
Выставка-презентация – песочное шоу
В течение года – 1 раз в неделю
2 раза в год – январь, апрель
В течение года – 2 раза в неделю
В течение года – 2 раза в неделю
В течение года – 1-2 раза в месяц
В течение года
В течение года
2 раза в год – январь, май
В течение года
май
май
Сотрудничество с родителями
1.Помощь в оборудовании и оснащении материалом (речным просеянным, прокаленным песком) песочной мини - изостудии; изготовление столов для проведения песочных пленэров.
2.Консультация « Песочное искусство»
3.Семинар-практикум « Учимся рисовать песком»
4.Консультация « Рисуем песком дома»
5.Помощь в фото и видеосъемках
6. Участие в презентации песочного шоу совместно с детьми
июнь - октябрь
июнь
ноябрь
декабрь
в течение года
май
Методическое сопровождение
1.Организация предметно-развивающей среды для художественно-эстетического развития детей.
2.Подборка художественной литературы для песочного рисования ( создание библиотеки)
3.Подборка музыкальных произведений для сопровождения песочных анимаций и создания музыкального фона на играх-занятиях кружка (создание фонотеки).
4.Разработка перспективного плана на год по обучению детей старшего дошкольного возраста рисованию песком.
5.Конспекты игр-занятий.
6.Оформление
фотоальбома «Мы рисуем
песком».
8.Подборка консультативного материал для педагогов и
родителей.
8.Обобщение и распространение наработанного материала.
9.Создание видеотеки детских песочных анимаций.
10.Выставка-презентация детских работ. Песочное шоу.
июнь-сентябрь
в течение года
июнь-сентябрь
июнь - август
в течение года
в течение года
в течение года
Работа с педагогами
1.Выступления на педсоветах, методических объединениях.
2.Консультации для педагогов
«Песочное искусство»,
«Развитие мелкой моторики через песочное рисование»
3.Мастер-классы по созданию песочных анимаций для педагогов ДОУ и методического объединения педагогов города.
4.Выставка-презентация детских работ. Песочное шоу.
в течение года
в течение года
в течение года
май
Тематический план по обучению детей рисованию песком.
Месяц/ тематика
Тема
Задачи
Сентябрь
Анимационное предметное рисование
1.Песочное искусство
2.Фрукты, овощи
3.Посуда
4.Транспорт
Уточнить знания о свойствах песка; познакомить детей с рисованием песком, с приемами рисования песком: прорисовыванием и насыпанием, рисованием обеими руками; учить подготавливать и приводить в порядок рабочее место, воспитывать аккуратность в работе.
Познакомить с формообразующими движениями, учить, дорисовывая и убирая необходимые детали, преобразовывать один предмет в другой.
Развивать интерес к рисованию песком, вызывая эмоционально-положительное настроение.
Октябрь
Иллюстрации
1 – 4 «Игрушки» А.Барто
Учить создавать иллюстрации к стихотворениям А.Барто из цикла « Игрушки», рисовать известными приемами и движениями; анимационно передавать эмоциональное состояние героев стихотворений; учить прорисовывать детали, выразительно читая стихотворение. Развивать чувство композиции, мышления, мелкую моторику рук.
Ноябрь
Пейзажи
1 -4 Времена года
Осень
Зима
Весна
Лето
Учить под музыку А.Вивальди создавать песочные пейзажи, соответствующие времени года, воспринимать эмоциональное содержание музыки; продолжать развивать умение рисовать обеими руками; вызвать желание вспомнить стихотворения к пейзажам. Развивать формообразующие движения и мелкую моторику рук, мышление, чувство композиции, умение слушать и слышать классическую музыку.
Декабрь
Анимационные пейзажи
1 -4 «Времена года»
(анимация)
Учить под музыку П.Чайковского « Времена года» создавать анимационные пейзажи по смене одного времени года другим, смене погоды, соответствующие музыки; продолжать учить рисовать двумя руками, воспринимать эмоциональное содержание музыки, придумывать и разнообразить сюжет пейзажей, дорисовывая детали по временам года, сопровождать описательным рассказом свои рисунки, развивать мышление, фантазию и связную речь.
Январь
Портреты
1.Дед Мороз и Снегурочка
2.Снова за окном Снежная Королева
Учить рисовать портреты, давать описание изображаемых героев для получения точного изображения портретов конкретных персонажей; учить отражать свои мысли в рисунках, прорисовывать детали, закреплять полученные ранее приемы рисования песком; развивать мелкую моторику рук, создавать эмоционально- положительное настроение.
Февраль
Сказки
1. «Сказка о глупом мышонке» С.Маршак
2. «Сказка об умном мышонке» С.Маршак
3. « Приключение снежного колобка»
(сочиняем сказку)
4. Закликание весны
Учить создавать песочные анимации по сюжетам сказки, рассказывать сказку с одновременным рисованием сюжетов и образов, плавно переходя от одного сюжета к другому, дорисовывая недостающие детали приемами прорисовывания и насыпания; закреплять умение работать двумя руками. Учить сочинять сказку по вопросам с одновременным рисованием сюжетов, плавно переходящих из одного в другой; развивать фантазию, творчество, учить отражать свои мысли и впечатления в песочных анимациях. Приобщать к фольклору в искусстве, учить рисовать сюжеты календарно- земледельческих обрядов « Закликание весны», вызвать эмоционально- положительное настроение от процесса.
Март
Рисуем музыку
1.«Вальс цветов»
Из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»
2. «Танец маленьких лебедей»
Из балета П.И.Чайковского
«Лебединое озеро»
3. «Бабочки» Ф.Куприн
4.Рамирес
« Паломничество»
Учить слушать, слышать и рисовать музыку, воспринимать эмоциональное содержание музыки и отражать его в песочных рисунках; учить создавать композиции из различных образов цветов, анимационно преображая один цветок в другой; учить плавно передавать в рисунках движения птиц, насекомых, животных, соответствующее музыке; развивать фантазию, чувство композиции; закреплять формообразующие движения, умение рисовать обеими руками; создавать эмоционально – положительное настроение от пересыпания теплого песка, музыки и процесса рисования.
Апрель
Сказка в музыке
«Три чуда»
Из оперы
Римского - Корсакова
« Сказка о царе Салтане»
2. «Золушка»
Прокофьев
3.«Кикимора» Лядов
4. «Восточные танцы
в замке Черномора» Из оперы
« Руслан и Людмила»
М. И. Глинка
Познакомить со сказкой в музыке на примерах симфонических картин, учить передавать свои музыкальные впечатления в анимационных песочных рисунках; развивать активное слуховое восприятие, фантазию, чувство композиции, мелкую моторику; умение эмоционально расслабляться, вызывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические, поэтические, музыкальные произведения.
Литература:
М.Зейц « Пишем и рисуем на песке». Практические рекомендации, ИНТ, 2010