kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа художественно - эстетического направления кружка «Сыпучие картинки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. И поэтому в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии в работе с дошкольниками, которые способствуют повышению качества дошкольного образования, ориентированы на выполнение социального заказа школы и семьи по подготовке ребенка к школе согласно ФГОС, на создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей, удовлетворения его интересов и потребностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа художественно - эстетического направления кружка «Сыпучие картинки»»










Программа

художественно - эстетического направления

кружка «Сыпучие картинки»































Содержание

  • Пояснительная записка.

  • Цели. Задачи.

  • Условия реализации программы.

  • Организационно – методическое обеспечение программы.

  • Структура занятий.

  • Методы, приемы работы.

  • Направления работы.

  • Ожидаемые результаты.

  • Принципы, лежащие в основе программы.

  • Ресурсное обеспечение программы.

  • Этапы реализации программы.

  • Модель реализации программы.

  • Тематический план работы кружка.

  • Литература.



























Пояснительная записка



В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

Единой горсти - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и

индивидуальности ребёнка. И поэтому в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии в работе с

дошкольниками, которые способствуют повышению качества дошкольного образования, ориентированы на выполнение социального заказа школы и семьи по подготовке ребенка к школе согласно ФГОС, на создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей, удовлетворения его интересов и потребностей.

Особый интерес у детей вызывает такая техника, как рисование песком. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sandart, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

  • развитие плавности, изящества и точности движений;

  • умения работать кистью и пальцами обеих рук;

  • координации руки и глаза;

  • овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, изменение размаха и направления движения руки при рисовании, гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и имеет характерные особенности:

  • направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний;

  • создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики;

  • образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

Программа кружка «Сыпучие картинки» разработана с использованием практических рекомендаций А. Войновой в книге «Песочное рисование, Феникс,2014.

Цель программы - всестороннее художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста,

посредством обучения технике рисования песком и созданию песочныханимаций по музыкальным и литературно –

художественным произведениям.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к рисованию песком.

  • Дать представление о свойствах песка, как изобразительного материала, о способах его использования и выразительных возможностях при создании рисунка и песочных анимаций.

  • Развивать чувство композиции, зрительно - двигательную координацию, мелкую моторику рук, цветовосприятие (рисование цветным песком).

  • Формировать практические навыки рисования песком, умение анимационно изменять рисунок.

  • Развивать творческое мышление и воображение.

  • Учить воспринимать музыкальные и литературно-художественные произведения, придумывать сюжет по их содержанию и отражать его в песочныханимациях.

Условия реализации программы:художественно-эстетическое развитие детей, посредством обучения технике рисования песком и созданию песочных анимаций будет эффективно развиваться при условии организации предметно-развивающей среды для песочного рисования и системы работы с детьми по художественно-эстетическому воспитанию.

Организационно – методическое обеспечение программы

Программа кружка «Сыпучие картинки» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия, продолжительностью 25-30минут проводятся по подгруппам, по 6 человек в каждой, 1 раз в неделю в течение календарного года, в песочной изостудии, в соответствии с тематическим планом.

Структура занятий

Занятие в песочной изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики рук, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения .

Вводная часть предусматривает использование художественного слова, проведение игр для привлечения внимания детей, беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи, приёмы стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей, раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются.

Методы, приемы работы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (беседа, рассказ, устное объяснение);

  • наглядный ( наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу, просмотр видеороликов с песочными анимациями);

  • практический (самостоятельное выполнение работ)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности:

  • объяснительно – иллюстративный (воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию);

  • репродуктивный (воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

  • частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);

  • исследовательский (самостоятельная творческая работа детей);

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;

  • индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Приемы:

Приемы, используемые при проведении занятий:

  • музыкальное сопровождение;

  • игры и игровые ситуации;

  • создание проблемных ситуаций

Приёмы рисования песком:

  • насыпания: из кулачка, щепотью, сквозь пальцы;

  • прорисовывания: пальцами, ладонью, ребром ладони, кулачком и т.д.

Направления работы.

Оформление фотоальбомов с песочными рисунками.

Создание видеороликов с песочнымианимациями.

Проведение песочных презентаций.

Ожидаемые результаты:

  • желание и умение самостоятельно создавать песочные анимации;

  • сформированность практических навыков работы в песочном рисовании;

  • развитие мелкой моторики рук, умения рисовать обеими руками одновременно, зрительно-двигательной координации;

  • развитие творческого воображения, композиционных навыков, цветовосприятия;

  • развитие способности воспринимать музыкальные и литературно-художественные произведения и отображать их в песочных анимациях

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- демократичности (взаимодействие педагога и воспитанников:рисование в паре);

- «от простого к сложному» (от предметного рисования до песочных анимаций).

Ресурсное обеспечение программы

Оборудование для песочной мини - изостудии:

  • Демонстрационный стол со стеклом и подсветкой для песочного рисования.

  • Столы-планшеты со стеклом и подсветкой для рисования песком.

  • Фотовидеокамера.

  • Магнитола.

  • Масляные художественные краски (для окрашивания песка).

  • Речной песок (просеянный и прокалённый).

  • Подборка литературы, видеороликов с песочнымианимациями, аудиозаписей с классической и современной музыкой.



Этапы реализации программы:

  • – Организационный (июнь - август)

  • – Практический (сентябрь – апрель)

  • – Диагностический (январь, май)

  • – Обобщающий (апрель - май)



Модель реализации программы

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Работа с детьми

  • Игры-занятия в кружке «Сыпучие картинки»


  • Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков рисования песком


  • Чтение художественной литературы


  • Слушание музыкальных произведений


  • Просмотр видеозаписей с песочнымианимациями


  • Продуктивная деятельность детей (создание песочных рисунков)


  • Индивидуальная работа с детьми с целью отработки навыков песочного рисования


  • Фото и видеосъемки детских работ


  • Творческие отчеты-выставки работ (фото и видеосъемок) кружка « Сыпучие картинки»


  • Оформление фотоальбома

«Мы рисуем песком»



  • Выставка-презентация – песочное шоу

В течение года – 1 раз в неделю




2 раза в год – январь, апрель




В течение года – 2 раза в неделю



В течение года – 2 раза в неделю



В течение года – 1-2 раза в месяц



В течение года




В течение года





2 раза в год – январь, май




В течение года




май




май

Сотрудничество с родителями

1.Помощь в оборудовании и оснащении материалом (речным просеянным, прокаленным песком) песочной мини - изостудии; изготовление столов для проведения песочных пленэров.

2.Консультация « Песочное искусство»

3.Семинар-практикум « Учимся рисовать песком»

4.Консультация « Рисуем песком дома»

5.Помощь в фото и видеосъемках


6. Участие в презентации песочного шоу совместно с детьми

июнь - октябрь








июнь


ноябрь


декабрь


в течение года


май

Методическое сопровождение

1.Организация предметно-развивающей среды для художественно-эстетического развития детей.


2.Подборка художественной литературы для песочного рисования ( создание библиотеки)


3.Подборка музыкальных произведений для сопровождения песочных анимаций и создания музыкального фона на играх-занятиях кружка (создание фонотеки).


4.Разработка перспективного плана на год по обучению детей старшего дошкольного возраста рисованию песком.


5.Конспекты игр-занятий.




6.Оформление

фотоальбома «Мы рисуем

песком».


8.Подборка консультативного материал для педагогов и

родителей.


8.Обобщение и распространение наработанного материала.


9.Создание видеотеки детских песочных анимаций.


10.Выставка-презентация детских работ. Песочное шоу.


июнь-сентябрь



в течение года





июнь-сентябрь







июнь - август





в течение года




в течение года




в течение года




Работа с педагогами

1.Выступления на педсоветах, методических объединениях.


2.Консультации для педагогов

«Песочное искусство»,

«Развитие мелкой моторики через песочное рисование»


3.Мастер-классы по созданию песочных анимаций для педагогов ДОУ и методического объединения педагогов города.


4.Выставка-презентация детских работ. Песочное шоу.

в течение года




в течение года





в течение года





май












Тематический план по обучению детей рисованию песком.

Месяц/ тематика

Тема

Задачи

Сентябрь



Анимационное предметное рисование

1.Песочное искусство

2.Фрукты, овощи

3.Посуда

4.Транспорт

Уточнить знания о свойствах песка; познакомить детей с рисованием песком, с приемами рисования песком: прорисовыванием и насыпанием, рисованием обеими руками; учить подготавливать и приводить в порядок рабочее место, воспитывать аккуратность в работе.

Познакомить с формообразующими движениями, учить, дорисовывая и убирая необходимые детали, преобразовывать один предмет в другой.

Развивать интерес к рисованию песком, вызывая эмоционально-положительное настроение.


Октябрь


Иллюстрации

1 – 4 «Игрушки» А.Барто

Учить создавать иллюстрации к стихотворениям А.Барто из цикла « Игрушки», рисовать известными приемами и движениями; анимационно передавать эмоциональное состояние героев стихотворений; учить прорисовывать детали, выразительно читая стихотворение. Развивать чувство композиции, мышления, мелкую моторику рук.

Ноябрь


Пейзажи

1 -4 Времена года


Осень

Зима

Весна

Лето

Учить под музыку А.Вивальди создавать песочные пейзажи, соответствующие времени года, воспринимать эмоциональное содержание музыки; продолжать развивать умение рисовать обеими руками; вызвать желание вспомнить стихотворения к пейзажам. Развивать формообразующие движения и мелкую моторику рук, мышление, чувство композиции, умение слушать и слышать классическую музыку.

Декабрь


Анимационные пейзажи

1 -4 «Времена года»

(анимация)


Учить под музыку П.Чайковского « Времена года» создавать анимационные пейзажи по смене одного времени года другим, смене погоды, соответствующие музыки; продолжать учить рисовать двумя руками, воспринимать эмоциональное содержание музыки, придумывать и разнообразить сюжет пейзажей, дорисовывая детали по временам года, сопровождать описательным рассказом свои рисунки, развивать мышление, фантазию и связную речь.

Январь



Портреты

1.Дед Мороз и Снегурочка


2.Снова за окном Снежная Королева

Учить рисовать портреты, давать описание изображаемых героев для получения точного изображения портретов конкретных персонажей; учить отражать свои мысли в рисунках, прорисовывать детали, закреплять полученные ранее приемы рисования песком; развивать мелкую моторику рук, создавать эмоционально- положительное настроение.

Февраль



Сказки

1. «Сказка о глупом мышонке» С.Маршак


2. «Сказка об умном мышонке» С.Маршак



3. « Приключение снежного колобка»

(сочиняем сказку)


4. Закликание весны

Учить создавать песочные анимации по сюжетам сказки, рассказывать сказку с одновременным рисованием сюжетов и образов, плавно переходя от одного сюжета к другому, дорисовывая недостающие детали приемами прорисовывания и насыпания; закреплять умение работать двумя руками. Учить сочинять сказку по вопросам с одновременным рисованием сюжетов, плавно переходящих из одного в другой; развивать фантазию, творчество, учить отражать свои мысли и впечатления в песочных анимациях. Приобщать к фольклору в искусстве, учить рисовать сюжеты календарно- земледельческих обрядов « Закликание весны», вызвать эмоционально- положительное настроение от процесса.

Март



Рисуем музыку

1.«Вальс цветов»

Из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»


2. «Танец маленьких лебедей»

Из балета П.И.Чайковского

«Лебединое озеро»


3. «Бабочки» Ф.Куприн


4.Рамирес

« Паломничество»


Учить слушать, слышать и рисовать музыку, воспринимать эмоциональное содержание музыки и отражать его в песочных рисунках; учить создавать композиции из различных образов цветов, анимационно преображая один цветок в другой; учить плавно передавать в рисунках движения птиц, насекомых, животных, соответствующее музыке; развивать фантазию, чувство композиции; закреплять формообразующие движения, умение рисовать обеими руками; создавать эмоционально – положительное настроение от пересыпания теплого песка, музыки и процесса рисования.

Апрель


Сказка в музыке

  • «Три чуда»

Из оперы

Римского - Корсакова

« Сказка о царе Салтане»

2. «Золушка»

Прокофьев

3.«Кикимора» Лядов

4. «Восточные танцы

в замке Черномора» Из оперы

« Руслан и Людмила»

М. И. Глинка



Познакомить со сказкой в музыке на примерах симфонических картин, учить передавать свои музыкальные впечатления в анимационных песочных рисунках; развивать активное слуховое восприятие, фантазию, чувство композиции, мелкую моторику; умение эмоционально расслабляться, вызывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические, поэтические, музыкальные произведения.



Литература:

  • М.Зейц « Пишем и рисуем на песке». Практические рекомендации, ИНТ, 2010

  • Э.Э. Большебратская « Песочная терапия». Методическое пособие, Петропавловск, 2010

  • Е.П. Климова « Художественно - эстетическое развитие дошкольников», Учитель, 2005


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа художественно - эстетического направления кружка «Сыпучие картинки»

Автор: Герасина Светлана Ивановна

Дата: 10.03.2016

Номер свидетельства: 303659


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства