Просмотр содержимого документа
«Проектно- исследовательская работа « НЕПРОСТОЙ ПРОСТОЙ КАРАНДАШ »»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СЕЛА ЗОЛОТОЕ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СИНЕЛЬНИКОВА В.П.»
проектно- исследовательская работа
« НЕПРОСТОЙПРОСТОЙКАРАНДАШ »
Выполнена обучающейся
объединения «Юный художник»
Симаковой Анастасией 13 лет
руководитель-педагог
дополнительного образования
Романова Е.Ю.
с. Золотое, 2022г.
Введение.
Работа над проектом «Непростой простой карандаш» началась после обычной истории. В конце каждой учебной четверти, по заданию мамы, я навожу порядок на своём рабочем месте и разбираю в ящиках стола. Сколько же там набирается разных вещей! Раньше я выбрасывала использованные старые предметы: ручки, сломанные карандаши, линейки и прочие мелочи. А в этот раз задумалась о том, что эти вещи помогают мне и в школе, и дома. У каждой из них может быть своя история. Стоит ли их выбрасывать? В руках оказался простой карандаш. Я решила узнать как можно больше о моём молчаливом, но верном помощнике – простом карандаше.
Проблемный вопрос:
Почему в век компьютеров простой карандаш остаётся необходимым предметом нашей жизни?
Цель проекта: узнать о возможностях простого карандаша. Задачи проекта:
-узнать сколько лет простому карандашу;
-познакомиться с устройством карандаша;
познакомитьсяспроизводствомкарандашей;
изучитьсвойствакарандаша;
рассмотретьиспользованиекарандаша;
раскрытьвозможностикарандаша.
Предмет исследования: простой карандаш.
План работы надпроектом:
Сборинформации: беседа с взрослыми (родителями, интервью с про давцом канцелярских товаров в магазине); поиск в сети Интернет.
Методы и приёмы исследования: беседа, работа в сети Интернет, чтение, рассматривание иллюстраций, картинок, наблюдение, опыты, изготовление аппликации, анализ и обобщение результатов деятельности.
Результаты: создание презентации, буклета, картины–аппликации.
Практическая значимость исследования: приобщение к бережному отношению к предметам, которые нам служат, приобщение к творчеству.
Выводы.
Теоретическаячасть.
Историякарандаша.
Карандаш – простая и привычная вещь, которая есть в каждом доме, имеет богатую историю.
История карандаша началась несколько тысяч лет тому назад. Первым ка- рандашом в руках человека можно считать головёшку из костра. Позже люди писали деревянными, костяными или бронзовыми заострёнными палочками на сырых глиняных дощечках. Эти глиняные таблички сохранились до наших дней. Древние египтяне писали кисточками из тростника, римляне царапали палочками на восковых книжечках–кодексах.
век.
В качестве карандаша применялась тонкая проволока из серебра, которая была припаяна к деревянной ручке или хранилась в футляре.
век.
Появился «итальянский карандаш», который представлял собой стержень из чёрного глинистого сланца. Со временем технология производства измени- лась, и его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого расти- тельным клеем.
век.
Пастухи из английской местности Камберленд найденной в земле тёмной массой метили овец. Из–за цвета, похожего на цвет свинца, месторождение приняли за залежи этого минерала. Но, выяснив, что новый материал неприго- ден для изготовления пуль, начали изготовлять из него заострённые на конце тонкие стержни, которые использовали для рисования. Они получались мягки- ми, сильно пачкали руки и подходили исключительно для рисования, но абсо- лютно не годились для письма. Считается, что именно тогда и появились гра- фитные карандаши.
век.
Художники того времени придумали корпус для стержня карандаша – за- жимали графитовые палочки между кусками дерева или ветками, заворачивали их в бумагу или обвязывали бечевой. Оказалось, что так рисовать намного удобней! Первый документ с упоминанием деревянного карандаша датирован 1683 годом.
век.
Современный карандаш был изобретен в 1794 году французским изобрета- телем Никола Жаком Конте. Конте разработал рецепт смеси графита с глиной и создал производство высококачественных графитовых стержней. Обработка высокой температурой позволила достичь высокой прочности, а разные про- порции составляющих в смеси дали возможность изготавливать стержни раз- ной твёрдости.
век.
В самом конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл заметил, что каран- даши с круглым сечением легко скатываются с наклонных поверхностей, пред- назначенных для письма. Карандаши шестигранной формы, изобретенные им, помогли устранить эту проблему.
В наши дни данное изобретение реализовано в цанговом карандаше с гри- фелем. Таким карандашам не требуется заточка, они имеют встроенный ластик и разную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).
Изчегосделанкарандаш?
Простой карандаш состоит из грифельного стержня и деревянного корпу- са – «рубашки».
Грифель карандаша имеет следующие составные части:
графит(углеродныйминерал,вприродномграфите10–12%примесейглин и окислов железа, для производства карандашей он подвергается очистке);
Высохшие заготовки подвергают обжигу при температуре 1000 градусов. Готовые грифели окунают в смесь жиров и воска для предотвращения ломко- сти.
Грифель можно с успехом использовать для «смазки» дверных петель или молний. Надо потереть грифелем (или порошком) места, где дверные петли скрипят. Или потереть вдоль всей молнии – она будет лучше открываться. Это равносильно использованию графитовой смазки.
«Рубашка» карандаша – деревянная. Самый дешевый материл – ольха, затем идут липа, тропическая или европейская сосна. Самые хорошие карандаши производят из калифорнийского кедра, у нас используется древесина сибирского кедра.
Производствокарандашей.
Хоть карандаш и называется простым, но это довольно–таки не простой
технологичный продукт. Для изготовления только одного карандаша совершают свыше 80 производственных операций.
Стержень – основная рабочая часть карандаша. При производстве карандашей сухой порошок графита смешивают с глиной и водой. Чем больше глины, тем тверже карандаш, больше графита – мягче грифель. После образования из смеси тестообразной пасты ее пропускают через формовочный пресс, получая тонкие липкие веревочки. Их распрямляют, разрезают по размеру, сушат и направляют в печь для обжига. Готовые стержни отправляются на карандашную фабрику.
Процесс изготовления карандашей начинается с производства карандашной дощечки. При изготовлении карандашей на карандашных дощечках фрезеруют канавки для стержней. Обработанные дощечки укладываются в стопу.
Сборку карандашей производят на клеильном оборудовании. В канавку дощечек укладывают стержни, закрывают их другими дощечками, с нанесенным на них слоем клея. Полученные блоки зажимают и выдерживают определенное время в тепловой камере. Заключительная часть процесса производства карандашей – фрезеровка карандашей заданной формы (круглые, граненые) специальным режущим инструментом. Итак, карандаш готов.
На корпус карандаша должно быть нанесено не менее семи слоев краски, иначе образуются «заусенцы». Чем карандаш дороже, тем большим количеством слоев краски он покрыт. Идеальным покрытием считается покрытие, состоящее из 18 слоев.
В настоящий момент к производству карандашей предъявляются большие требования с точки зрения их экологической безопасности. Рекомендуется применять лаки на водной основе. Сегодня производится более 300 видов карандашей для различных видов деятельности. Существуют карандаши для нанесения надписей на стекле, ткани, целлофане, пластмассе и кинопленке. Существуют карандаши, используемые в строительстве и оставляющие след на поверхности, находящейся на открытом воздухе в течение нескольких лет.
Видыпростыхкарандашей.
Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая обычно указана на карандаше и подбирается по бумаге. Чем плотнее и тверже бумага, тем тверже должен быть графитный стержень карандаша. Слишком твердый стержень портит поверхность бумаги. Это легко заметить при стирании линии резинкой. Линия от слишком мягкого стержня размазывается при проведении по ней пальцем или резинкой. В России выпускаются графитные чертёжные карандаши нескольких степеней твёрдости, которая обозначается буквами, а также цифрами перед буквами. В США используется маркировка карандашей номерами, а в Европе и России сочетанием букв или просто одной буквой.
М-Буквой М обозначается мягкий карандаш. В Европе для этого используют букву B. В США используют номер 1.
Т-Для обозначения твёрдого карандаша в России используют букву Т. В Европе соответственно H.
ТМ-Твёрдомягкий карандаш обозначается как ТМ. Для Европы это будет HB.
Стандартный твёрдо–мягкий карандаш помимо сочетаний в Европе может обозначаться буквой F.
Свойствапростогокарандаша.
Карандаш входит в список стратегически важных товаров в случае военных действий, так как это единственный пишущий инструмент, не теряющий своих качеств при любых условиях.
Карандаш:
-сравнительнодешёвый;
-вводене тонет;
-нетечётинетребуетзаправкичернилами;
-легкоудаляется;
-обломоккарандашатожепишет;
-экологическичистый;
-имеетприятныйзапах(особеннокедровыйкарандаш);
-пишетперевёрнутый вверх,подводойивкосмосе.
Вот такой любопытный факт современных качеств такого бесхитростного инструмента, как карандаш. В космическом ведомстве США более года разрабатывалась авторучка для письма в космосе (по проекту, стоимость которого исчислялась 3,5 млн. долларов), а советские космонавты пользовались безотказными простыми и дешёвыми карандашами.
Замечательныеспособностикарандаша.
Карандаш:
-чертитлиниюдлиной56км;
-пишетоколо45000слов;
-можетбытьзаточен17раз;
-более14миллиардовкарандашейпроизводятсявмирекаждыйгод–из этого количества можно обогнуть нашу планету 62 раза;
Простой карандаш – самый доступный из всех инструмент для рисования. Рисование карандашом не требует специально оборудованного рабочего места, как, к примеру, рисование красками. Простым карандашом можно рисовать в любое время и в любом месте.
Рисование простым карандашом – занятие чрезвычайно увлекательное и не такое простое, как кажется на первый взгляд. Графитный карандаш прост в ис пользовании может быть, поэтому его часто так и называют – простой карандаш. Качество карандашного рисунка зависит не только от твердости карандаша, но и от заостренности его грифеля. Следует также учитывать силу нажима на карандаш и качество бумаги для рисования. Вот и все. Все – кроме главного: самого характера карандашного рисунка. Здесь возможности простого карандаша огромны. Линия может быть мягкой и жесткой, еле заметной и сочной. Рисунок – нежным, с плавным переходом тонов, или энергичным с размашистыми, смелыми штрихами. А ведь возможности обыкновенного простого карандаша очень велики! Ни один другой материал для рисования не обладает та кой способностью передавать оттенки черно–белого, тени и контуры, как простой карандаш. Если вечен рисунок – вечен и инструмент для рисования.
Графитовоетворчество.
Плотник из Великобритании, которому 50 лет – Далтон Гетти, создает удивительные скульптуры из графитовых стержней. Мало того, делает он свои мини–шедевры без увеличительного стекла! Для превращения обыкновенного карандаша в волшебное творение мастеру нужно три основных инструмента: швейная игла, острый нож и лезвие. Конечно, тут не обойтись и без яркого освещения. Работать Далтону приходится чрезвычайно медленно и творит он не больше полутора часа в день, чтобы защитить свое зрение. На создание одной такой крошечной скульптуры художнику иногда нужно несколько месяцев. Уже больше четверти века Далтон успешно создает свои скульптуры.
Практическаячасть.
Волшебнаястружка.
Из карандашей создается множество красивых, иногда причудливых, но всегда удивительных вещей: поделки, бижутерия, мебель, предметы декора.
Рисуем заготовку – изображение на картоне или бумаге.
Точим карандаш.
Особое внимание уделяем правильной штриховке.
Периодическиделатьфизкульт–паузу.
Заключение.
Поставленные мною задачи выполнены: изучив литературу, я узнала исто рию карандаша, состав и технологию его производства. Узнала о замечательных свойствах и возможностях этого простого предмета. Провёла практическую работу: интервью с продавцом канцелярских товаров, освоила технику рисования простым карандашом. Теперь я могу ответить на главный вопрос.
Почему в век компьютеров простой карандаш остаётся необходимым предметом нашей жизни?
Простой карандаш – предмет стратегического значения, самый распространенный канцелярский товар, уже много лет известен всему миру от мала до велика, надежный спутник человека даже в космосе. В эпоху всемирной компьютеризации он не теряет своей популярности.
Из карандашей создается множество красивых, иногда причудливых, но всегда удивительных вещей: поделки, бижутерия, мебель, предметы декора, скульптуры, открываются целые выставки. Ведь рисование – это скорее разговор с самим собой. Карандаш вдохновляет творческих людей во всём мире на новые шедевры. Карандаш можно назвать символом творческих идей.
Список литературы
1. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. кн. 2 Откуда приходят вещи. М., 1985.
2. Куликова Р. Ивашка в деревянной рубашке. Читайка – 2008, № 9.
3. Заточи карандаши и рисуй, черти, пиши. Отчего и почему? – 2005, № 12.