Проблемы оценивания художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и технологии
Проблемы оценивания художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и технологии
Проблемы оценивания художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и технологии. Статья в помощь начинающим учителям нач. классов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы оценивания художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и технологии»
«Проблемы оценивания художественно-творческой
деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и технологии»
Методика обучения продуктивным видам деятельности как предмет теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже опробованы и дают наилучшие результаты. Она основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики, искусствоведения и определяет правила и законы обучения изобразительному искусству и технологии, указывает современные методы воспитания и обучения современных детей.
Изучение и приобретение навыков педагогической работы требует определенных навыков и наклонностей, так как эта область педагогики является творческой деятельностью, сложным и очень ответственным.
Педагогические навыки приобретается в процессе практики и многолетнего опыта. ИЗО и технология одни из самых специфичных и своеобразных предметов в системе начального обучения, требующие от учителя:
- материальных затрат на покупку материалов и принадлежностей для практических занятий;
- увеличение теоретических знаний по истории изобразительного искусства и основам изобразительной грамоты;
- формирование графических умений и навыков;
- умение написания технологических карт уроков;
- сосредоточенности, усердия, аккуратности;
- грамотного оценивания работы.
Существуют различные предположения о критериях оценивания работ учащихся по изобразительному искусству и технологии. Признавая потребность учета динамики личностного роста учащегося, где критериями достижений являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное развитие в образовательном процессе, следует отметить, что в области «Изобразительное искусство» до сих пор нет единого подхода к решению проблемы оценивания учителем художественных и творческих достижений учащихся. Это касается как детского рисунка, так и познавательной и творческой деятельности ребенка на уроке ИЗО и технологии.
Проблема оценивания связана, прежде всего, с существующей вариативностью программ, имеющих отличные взгляды на изобразительную деятельность ребенка. Если программа «Изобразительное искусство» под редакцией В. С. Кузина разработана на основе концепции «Школа рисунка – графическая грамота», то программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского – на основе «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной». Соответственно, представленные программы различаются по целям и задачам. Другим важным моментом проблемы оценивания деятельности учащихся на уроке является имеющийся подход к оцениванию только творческой деятельности учащихся через выполненный рисунок, без учета их познавательной активности на уроке. То есть, учитель ставит отметку в конце урока ученику только на основе анализа выполненного им рисунка, что не дает объективного оценивания всей выполняемой им деятельности на уроке.
Появляется потребность использовать такую систему оценивания на уроке, которая сочетала бы в себе и контроль и диагностику.
Исходя из выше сказанного, учителям изобразительного искусства и технологии нужно формировать систему оценивания достижений учащихся в условиях современного обучения из содержания следующих составляющих:
что оценивать (что именно подлежит оцениванию в изобразительной деятельности);
как оценивать (какими средствами и по каким критериям должно фиксироваться то, что оценивается);
каким образом оценивать (какова сама процедура оценивания, этапы ее осуществления).
Поскольку, принцип связи творчества с жизнью осуществляется не только в рамках урока, то основным для педагога является вопрос оценивания познавательной деятельности учащегося вне школы. Это его работа по выполнению домашнего задания, которая может быть представлена в поисково-исследовательской деятельности, самостоятельная работа по выполнению творческих заданий и др.
Необходимо, чтобы оцениванию на уроках ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д. При определении критериев оценивания художественно-творческих достижений учащихся необходимо учитывать, что нужна такая система оценивания, которая позволила бы:
отслеживать путь развития ребёнка на протяжении всей его учебной деятельности (познавательной, созидательной);
оценивать мотивационную деятельность;
предоставить картину роста личностных достижений для родителей ученика;
более эффективно участвовать в накопительной системе («портфолио»).
Считаю, что всю познавательную и творческую деятельность учеников на уроках ИЗО и технологии следует оценивать по предложенным критериям:
интерес учащегося к процессу и результату работы;
грамотность (культура) учащегося как наблюдателя, творца, читателя;
тяга к творчеству (самостоятельность, образность вариантов; оригинальность, выразительность; стремление к расширению представлений, полученных на уроке);
самостоятельность в понимании и решении разнообразных задач;
активное взаимодействие с одноклассниками, умение отстаивать свою точку зрения, желание понять точку зрения другого, прийти к компромиссу;
степень усвоения компетенций;
выполнение конкретных заданий, школьных газет, проектов и др.;
участие в конкурсах, олимпиадах, выставках и др.
Пункты 1-5 связаны с процессом приобретения умственных действий, а 6-8 отражают компетенции. Поэтому и способы оценивания различные. В первом случае – одобрение, словесная похвала. Во втором, когда речь идёт о компетенциях использовать можно традиционные формы контроля: тесты, проверочные работы, анализ работ. Но и в этом случае критерии оценки должны быть известны ученикам. Всё это стимулирует процесс творческой деятельности (или наоборот), поэтому позитивный, доброжелательный настрой имеет очень часто первостепенное значение.
Таким образом, совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и творческой деятельности ученика, т. е. будет оценен не сам ученик, а выполненная им работа.