kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение проектного метода обучения для развития творческих способностей школьноков на уроках изобразительного искусства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество ждёт от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями,  поэтому в работе учителя,необходимо  применять современных технологий обучения. в данной работе говорится о применение проектного  метода обучения  на уроках изо с целью развития у школьников творческих способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение проектного метода обучения для развития творческих способностей школьноков на уроках изобразительного искусства. »

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования





Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

« Применение проектного метода обучения для развития творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства».







Выполнила: Говорухина Надежда Викторовна

учитель изобразительного искусства

ГБОУ СОШ с Хворостянка



2013г.



Оглавление

I. Введение.

1. Актуальность и перспективность опыта

2. Цель и задачи ИР

3. Ожидаемые результаты

II. Метод проектов

1. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Ведущая педагогическая идея

2.2. Критерии внешней оценки проекта

2.3. Оптимальность и эффективность средств

2.4 Контрольно-оценочный блок.

2.5. Условия, что необходимо для применения метода.

III. Заключение


IV. Информационные источники











  1. Введение.

Современное общество ждёт от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.
Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
 Учитывая всё это, нужно отметить, что уроки ИЗО, как любые другие, необходимо модернизировать, вводя новые формы проведения, используя инновационные педагогические технологии.

Актуальность и перспективность опыта

Для  воспитания  творческой личности, которая будет стремиться создавать новое, важно чтобы самообразование было проникнуто нововведениями, сопровождаемыми творческими действиями. Устаревшие формы и методы обучения изобразительному искусству противоречат модернизации системы образования, ибо больше ориентированы на выполнение практических заданий по образцу и ограничивают свободу  творческой деятельности учащихся. К тому же, увеличилась возможность учащихся  применять шаблоны, которыми насыщен современный информационный рынок, что, с одной стороны, облегчает работу, а, с другой стороны, мешает развитию мышления, фантазии, индивидуальных, а значит и творческих способностей детей.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно получать  новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом утверждается в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколении , где обозначены личностные характеристики школьников.
                  В соответствии со стандартом осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, корректировать цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Учитывая сказанное, важно подчеркнуть, что уроки ИЗО,  необходимо модернизировать, при введении новых форм обучения, используя инновационные педагогические технологии.
                  Мой интерес к обозначенной теме продиктован в результате возникновения противоречий - между требованиями к освоению образовательной программы   общего образования в ходе внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и недостаточной мотивацией детей к обучению, отсутствием стремления к творческой самореализации, между методами преподавания и различным уровнем способностей учащихся, проблем в общении и сотрудничестве детей между собой, что я выявила в результате проведения диагностики.
                   Поэтому система обучения должна выстраиваться таким образом, чтобы предоставлялась возможность для развития индивидуальности каждого учащегося. Этого всего можно добиться, используя технологию проектного обучения.
Гипотеза: в результате практической реализации технологии проектного метода у обучающихся повысится уровень самостоятельности и уровень творческих способностей. В итоге возрастёт движущий стимул самореализации личности школьников.
Цель работы: развитие творческих способностей учащихся путём формирования исследовательских умений, выработки самостоятельности и инициативы.

Как хорошо учить? Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное - направленным на развитие каждого ребенка? Для решения данных вопросов мной были определены следующие задачи:

1.Разработать модель последовательного включения школьников   в проектную деятельность, способствующую формированию у них ключевых компетенций.

2. Сформировать положительную мотивацию на уроках изобразительного искусства, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших).
3. Раскрыть индивидуальные творческие возможности.
4. У учеников сформировать повышенный интерес к изобразительному искусству, постоянную потребность в получении знаний, расширение кругозора, развивать навыки самооценки, планирование своей деятельности.

5. Оценить эффективность использования проектной деятельности в формировании  самостоятельности и творческих способностей   школьников на уроках изобразительного искусства.
Перспектива моей работы заключается в следующем:
- создание банка проектных работ в помощь учащимся и педагогам;
-  диссеминация  моего опыта работы по данной теме (участие в профессиональных конкурсах педмастерства, публикации  на сайтах и в периодической печати);
- обмен опытом с коллегами по данному вопросу, консультирование педагогов.

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития творческих способностей при изучении изобразительного искусства посредством использования разнообразных художественно-творческих заданий и упражнений.

Ожидаемые результаты:

- Раскрытие индивидуальных творческих возможностей;

- Выполнение исследовательских работ;

- Участие в творческих конкурсах и проектах.

II. Метод проектов

1.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Поиск новых средств привел меня к пониманию того, что в основе организации урока должны быть деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные, проектные и прочие формы и методы обучения, отвечающие за самостоятельную организацию труда со стороны ученика.
Я активно использую в своей практике метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность.
Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, все-таки в моей работе я сталкиваюсь с групповыми проектами. Имея в виду групповую работу детей над проектом, нельзя забывать о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорит, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.
  Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Кроме того, метод проектов - это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта.
Основные требования к проекту.
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.
Проект - это «пять П»:
Проблема  - Проектирование (планирование) - Поиск информации – Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики,   планы и отчеты.
Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Новизна опыта заключается: в системном подходе использования метода проектов на уроках изобразительного искусства и во внеклассной деятельности;
- в разработке системы развивающих художественно-творческих заданий и упражнений для учащихся основной школы на уроках изобразительного искусства;
- в  технологичном подходе к организации изобразительной деятельности через метод проектов; 
- в  формировании у учащихся надпредметных умений
- в расширении арсенала изобразительных средств с целью достижения наибольшей художественной выразительности.
Проектная деятельность основывается на принципах поискового и исследовательского метода, где   проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователей, в ходе которых происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Художественное образование, таким образом, становится продуктивным, так как имеется в результате реальный выход в законченный и оформленный проект.  В данном случае исследовательская деятельность выступает как форма центрообразующего стержня совместной деятельности учеников с преподавателем на основе достижений общей цели.  В связи с этим учебный процесс с использованием проектной деятельности  опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы ,а именно:  естественности, осознанности,
самодеятельности, духовности, демократизма, патриотизма, толерантности, индивидуализации,

2.1. Ведущая педагогическая идея

Проектное обучение является таким типом обучения, при котором дети входят в область научных понятий посредством специально организованной, стимулирующей развитие рефлексивных навыков учебной деятельности.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения творческой  работы.
 Цели творческой проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.
Организуя  проектную   деятельность, я предлагаю “Правила успешной  проектной   деятельности ”, которые должны выполняться участниками проекта.

  • В команде нет лидеров.

  • Все члены команды равны.

  • Команды не соревнуются.

 И разработала памятку  выполняющему творческий проект:
-Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют  проектное  задание.
-Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие  проектное  задание.
В педагогической литературе представлены различные варианты этапов над проектами. На основе изучения этапов  я составила свою модель последовательного включения школьников в проектную деятельность.
Первый этап (проектировочный)
1. Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.
2. Учитель задает наводящие вопросы или уточняет  перечень вопросов, сформулировав несколько тем.
3 . Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
4 .Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
5. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это  презентация, публикация - обговорить структуру, если реальная модель, как она может быть представлена (рис, описание модели, макет)
6 . Предлагается объединиться по творческим группам, составить перечень вопросов по теме. Определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
Второй этап (практический)
1. Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
2. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
3. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.
Заключительный этап.
1. Еще раз обговаривается критерии оценки итоговой работы.
2. Оглашается последовательность выступления групп.
3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.

2.2.Критерии внешней оценки проекта

1.  Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адек­ватность их изучаемой тематике.

2.  Корректность используемых методов исследования и ме­тодов обработки получаемых результатов.

3. Активность  каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. Коллективный характер принимаемых решений.

5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

6. Необходимая    и   достаточная    глубина    проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

7. Доказательность принимаемых решений, умение аргумен­тировать свои заключения, выводы.

8. Эстетика оформления результатов проекта.

9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Изобразительное   искусство  как учебный предмет – плодотворная почва для  проектной   деятельности . Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие интереса к  художественной  культуре среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа  и  обобщения результата своей деятельности. Интересная  работа  в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Сущность моего опыта - это создание системы работы над художественным произведением, направленной на развитие творческих способностей (познавательных потребностей каждого ребенка) и удовлетворение выполненной работой. Я считаю, что данная система является комбинаторной, т.к. сочетает известные, но творчески видоизмененные методы и формы обучения и представляет собой единое целое по развитию творческих способностей детей. Технология заключается в четкой организации всей системы обучения на уроках изобразительного искусства, в выборе соответствующих форм, в дифференциации обучения учащихся, определении оптимальных путей сочетания различных форм обучения – общеклассной, групповой, индивидуальной.
Проектная технологии являются одним из важных дидактических условий мотивации творческой деятельности школьников.

 Систематическая    и    целенаправленная   ориентировка  учащихся   на активное,    мотивированное     развитие    творческих способностей через проектные способы  деятельности -  такова ведущая идея  проекта.
Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
     Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) мыследеятельностные:
б) презентационные
в) коммуникативные:
г) поисковые:
д) информационные:

2.3. Оптимальность и эффективность средств

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества. Практика показала, что метод проектов применим на уроках изобразительного искусства  и вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако следует  учитывать следующее:
 • метод проектов невозможно применить ко всем темам предмета ИЗО;
 • следует четко формулировать предметные задачи уроков с использованием метода проектов;
 • учитель должен владеть исследовательскими методами обучения,
• следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;
• проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты;
• полезно систематизировать все интересные находки для организации выставок детских работ.
В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но   интереснее получается работать  над творческими проектами.
На уроках  учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие проекты могут носить индивидуальный, парный или групповой  характер.
Систематизированы задания и упражнения по развитию инструментальных навыков в проектной деятельности. Выполнение данных заданий способствуют накоплению определенного опыта в проектной деятельности, что проявляется в дальнейшем при реализации проектов.

2.4 Контрольно-оценочный блок.

Текущий контроль над проектной деятельностью осуществляется в процессе всей работы учащихся. На завершительном этапе работы происходит защита проекта с презентацией. Итоговым моментом в работе школьников  над проектами всегда является их самооценка процесса и результата собственной деятельности. В своей практике  использую вариант контрольно-оценочного листа.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п.

2.5. Условия, что необходимо для применения метода.

Однако есть и трудности в реализации данного метода - это отсутствие оборудованного кабинета изо, не у всех детей дома есть компьютер.

Для достижения наилучших образовательных результатов в области развития творческих способностей детей необходимо в первую очередь оборудованное помещение для занятий изобразительным искусством, также укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по предмету (учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, приобретение методической литературы ). Организация курсовой подготовки для учителя.

  1. Заключение.

В ходе мониторинговых исследований выявилась динамика развития творческих способностей в процессе обучения изобразительному искусству на основе использования художественно-творческих заданий. Учащиеся активно принимают участие в различных творческих конкурсах всех уровней, есть победители школьных , районных, всероссийских конкурсов рисунков.
Повысился уровень познавательного интереса к проектной деятельности; значительно увеличилось количество учащихся с повышенным    интересом к данному методу обучения. При рассмотрении сущности и особенностей проектного обучения видим, что организация такого метода на уроках действительно способствует развитию творческих способностей, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний.







IV. Информационные источники
1.    Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и    информационные технологии в системе образования». М., 2004.
2.    Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б. М. – М.: «Просвещение», 2007.
3.    Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа, 2000.
4.    Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. –   М.: Вентана-Граф, 2003.
5.    Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.:АРКТИ, 2003.
6.    Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество  Творческие проекты учащихся V-IX  классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно- методический центр «Технология». – Брянск, 1996.
7.    Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Говорухина Надежда Викторовна

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136623


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства