kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Применеие здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробнее об олимпиадах

В разработке представлен материал о применении здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО, содержится описание упражнений, игр по предупреждению утомляемости школьников

Просмотр содержимого документа
«Применеие здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Лески

Краснинского района Липецкой области






ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА







Ролдугина Ирина Алексеевна,

учитель изобразительного искусства



















Понятие здоровьесберегающих технологий


Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках изобразительного искусства


Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках изобразительного искусства можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Условия воспитания и обучения школьников играют важную роль в сохранении их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием места проведения занятий.

2. Психолого-педагогические технологии связанны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников.

Каждый урок планируется и организуется с учетом здоровьесберегающих компонентов:

-физиологических (обеспечение санитарно-гигиенических норм и соответствующего дизайна помещений, физиологически грамотное построение занятий);

- педагогических (уяснение мотивационной основы занятий, педагогически рациональная организация занятий, активные методы обучения);

- психологических (благоприятный эмоциональный фон занятий, эффективность общения и наличие диалога, создание ситуации успеха на всех уроках и занятиях).

Чтобы ребята не уставали на моих уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:

- плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более-80%;

- использование чередования интенсивности в обучении и релаксации;

- чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);

 - проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения, гимнастики для глаз,  физкультминуток;

- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);

 - обеспечение двигательной активности (по мере возможности провожу подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т. д);

 - поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей, разрешаю им работать стоя, если так удобно);

 - соблюдение психологического  климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудниче­ство, учет возрастных особенностей);  наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка);

- учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса. Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе: из психологии мы знаем, что всех людей можно отнести к одному из четырех типов темперамента: холерикам, сангвиникам, флегматикам и меланхоликам. Работая более двадцати  лет учителем ИЗО, я долго заметила, что холерики к изобразительному творчеству приступают быстро, но так же быстро теряют интерес. Выполнять длительную кропотливую работу они не могут. Поэтому наиболее излюбленным видом их деятельности является кратковременный этюд, как правило, в яркой цветовой гамме. Если все у них получается, то они могут работать с удовольствием, Трудности в работе их не пугают, но если что-то не устраивает, могут бросить работу. На замечания могут обидеться, проявить гнев и даже агрессию. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке и одобрении.

Сангвиники активны во всех видах изобразительной деятельности, проявляют уравновешенность, заинтересованность. Особенно любят рисовать природу, используют различные художественные материалы, многокрасочную палитру. Неудачи не вызывают психологических срывов.

             Флегматики включаются в работу медленно, нерешительно, не могут долго и сосредоточенно работать. Не любят рисовать красками, предпочтение отдают графике. Переживают по незначительному поводу. Любят слушать музыку, лирические произведения. К успехам товарищей доброжелательны.

Меланхолики в изобразительной деятельности сдержаны и спокойны. Одинаково включаются во все виды работы. Хорошо запоминают приемы работы, но к процессу творческой деятельности приступают не сразу. Работоспособность у таких детей длительная. Большое предпочтение отдают фрагментам природы, любят рассматривать детали. К своему творчеству относятся спокойно и даже критически. Не всегда решаются высказать свое мнение Их нельзя торопить во время работы.

             Чтобы обеспечить всем детям на уроке комфорт, я рассаживаю их по группам. Одну группу учащихся могут составлять дети одного и того же типа темперамента. Разделение на разные группы помогает осуществлять личностно-ориентированный подход, потому что с разным типом темперамента осуществляется разная работа. Меланхоликам даю яркие краски (радостный пейзаж),   с холериками разговариваю тихо,  сангвиникам предлагаю выбрать пейзаж, какой захотят, флегматиков, подбадриваю:

Не волнуйся, успокойся,

Красок ты, дружок, не бойся,

Кисточкой ты их погладь,

На бумаге след оставь.

Кроме этого выдаю разные художественные материалы: безудержным – большой лист, жесткую большую кисть, слабым – маленький лист бумаги, тонкую, нежную кисть. А иногда, учитывая настроение учащегося, поступаю наоборот для того, чтобы несколько успокоить очень подвижного, эмоционального ребенка и расшевелить, заставить поверить в свои силы инертного, слабого, неуверенного в себе ученика.


3. Учебно-воспитательные технологии включают мероприятия по формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей:

- беседы о здоровье с учащимися и родителями ( «Мифы и правда о вредных привычках», «Азбука здоровья», «Путь к доброму здоровью» и др.) ;

- ежегодные конкурсы рисунков и плакатов («Спорт - альтернатива пагубным привычкам», «Мгновения здорового образа жизни глазами подрастающего поколения», «Вместе против наркотиков» и др.);

- как дополнительные формы используются викторины, конференции и др.


Методы, используемые при реализации здоровьесберегающих технологий


Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две труппы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

На уроках изобразительного искусства используются различные методы и приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:

-поисковый,

- диалогический,

- проектный,

- исследовательский,

- ситуационный метод,

- игровой метод,

- соревновательный метод

Здоровьесберегающие компоненты на уроках изобразительного искусства

  1. Физкультминутки для малышей

«Золотая рыбка».

Рыбка по морю плыла                   (Правой рукой движения, имитирующие движение     рыбки. )

И подружку там нашла .               (Левой рукой движения, имитирующие движение рыбки.)

Вместе долго веселились,             (Двумя руками движения, имитирующие движение      рыбок.)

Плавали вдвоем, резвились.

Влево, вправо, взад, вперед,          (Наклоны.)

А потом наоборот.

Шевелили плавниками                   (Движения пальцами.)

И красивыми хвостами.                 (Движения тазовой частью.)

Вот наплавались сполна                (Хлопки двумя руками.)

И уснули до утра.                            (Ладошка к ладошке и под голову.)

 

«Улыбки осени».

 

Ветер дунул свысока –                   Поднимаем руки вверх.

Разогнал все облака.                      Через стороны опускаем руки вниз.

На деревья посмотрел –                 Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

Поиграть вдруг захотел.                Хлопаем в ладоши.

Дунул слева, дунул справа,           Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

И деревья закачало.                        Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону

Дунул сверху и тогда                     Поднимаем руки вверх.             

Затрепетала вся листва.                 Опускаем руки в стороны, шевеля всеми пальчиками.

Наигравшись с листвой,                Опускаем руки вниз, продолжая шевелить пальцами.

Улетел к себе домой.                     Садимся на свои места.

 

1) Упражнение «Стрелка»:

Исходное положение – стоя, спина прямая;

руки, согнутые в локтях, подняты над головой,

ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.

2) Упражнение «Дружба»:

Потянуться, подняв руки вверх и слегка запрокинув голову назад. Затем плавно опустить руки вниз, очерчивая ими круг, как бы обнимая этот большой прекрасный мир.

2. Динамические паузы

1) Упражнение «Буратино»:

Буратино потянулся,

Руки в стороны развел,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.


2) Упражнение «Ванька-встанька»:

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой - встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.


3) Упражнение «Утро»:

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем

А потом наоборот,

Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз

И за парту вновь садись!


4) Упражнение «Стрелка»:

Исходное положение – стоя, спина прямая;

руки, согнутые в локтях, подняты над головой,

ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.

5) Упражнение «Дружба»:

Потянуться, подняв руки вверх и слегка запрокинув голову назад. Затем плавно опустить руки вниз, очерчивая ими круг, как бы обнимая этот большой прекрасный мир.


3. Гимнастика для глаз

1. Упражнение для тренировки мышц глаз, для профилактики близорукости.

Это упражнение разработано доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.

Оно выполняется по схемам зрительных траекторий, которые располагают на стене (передней или боковой) под самым потолком. На схеме с помощью специальных стрелок указаны направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево - вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет: №1 и №2 – коричневый, №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.


2. Упражнение «Стрельба глазами».

Нужно вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.


4. Применение игровых технологий.

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности ребенка. Значение игры  невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.  

Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:

  • подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);

  • игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);

  • диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;

  • ролевые игры.


Чтобы собрать внимание учеников и настроить их на работу на уроке я использую следующие игры:

1) Игра «Зернышко».

Правило игры: показать самый красивый цветок какого-либо растения или дерева.

Дети садятся на корточки, обхватывают руками колени и опускают голову. Это исходное положение. Каждый из них – это «зернышко» какого-либо растения, дерева (вид растения определяем заранее). Затем считаю до десяти, и «ростки» начинают пробиваться, подрастать, и в конце счета распускаются и замирают. Моя задача: выбрать самый красивый цветок на сегодняшний урок.

Это упражнение помогает ученикам будоражить фантазию, отбирать наиболее выразительные жесты, быть кратким и точным в изложении своих мыслей.


2) Игра «Перекрестные движения».

Правило игры: выполнять движения точно, иначе выбываешь из игры.

Под музыку выполняются перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.

Такая игра активизирует оба полушария мозга, готовит к усвоению знаний.


3) Игра «Морская волна».

Эта игра активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания детей.

Правило игры: Сцепив пальцы рук, изобразить волнообразное движение. Волна как бы «переходит» от одного ученика к другому и «бежит» по классу.

              4.   Сенсорное развитие ребенка на уроках ИЗО.

  1. Использование разнообразных техник, направленных на развитие фантазии и воображения детей (например, метод направленных фантазий);

               Например, для закрепления знаний о цвете выполняем  следующие упражнения. Предлагаю закрыть глаза и представить:

а)

  • желтый цвет во всем поле зрения, а теперь, как по спектральной ленте, он переходит постепенно в красный…

  • красный цвет во всем поле зрения, а теперь он переходит в синий и т.д.

б)

  • на зеленом поле – красные треугольники;

  • на голубом фоне – нежно-розовые шары;

  • по красному полю – шагают зеленые квадраты;

  • на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.

 

2) Использование метода « вживления» в образ через движение                  

Например, на уроке декоративного рисования на тему «Жостовская роспись», чтобы объяснение было более понятным и интересным, во время отработки способов составления цветов из мазков сопровождаю свои действия чтением четверостиший:

Раз мазок, два мазок –

Получился лепесток.

Собери все пять их вместе,

И распустится цветок.


Как зигзаг другой мазок

Пишем аккуратно.

Получился василек.

До чего приятно!


Лепестки-мазочки

Размести по кругу.

И цветок ромашку

Ты подаришь другу

Таким образом, на уроках изобразительного искусства имеются широкие возможности для применение здорвьесберегающих технологий, что позволяет решить задачу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.


Литература:

Здоровьесберегающие технологии/ «Учитель в школе» № 3- 2007, с.104

Большенков В.Г. О программе «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью учащихся малокомплектных школ» /Начальная школа № 8 -1998

Бландинская О., Клюева Н. Уроки здоровья. /htt: //psy. 1 september.ru

Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.

Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.

Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.

Науменко Ю.В. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении.. М. Глобус, 2009

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья/ Начальная школа №6 -2002

Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

Соковня- Семенова И.И.. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999.

Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.

Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М. – Л.



Нажмите, чтобы подать заявку на олимпиады проекта Видеоуроки в Интернет


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применеие здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО

Автор: Ролдугина Ирина Алексеевна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354161

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Комплекты

Элекронная тетрадь по информатике 9 класс

Готовая практическая работа для учителя, работающего в 9-ом классе

Удобный поиск материалов для учителей




Нажмите, чтобы узнать подробности


Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства