Правополушарное рисование как современный метод обучения основам художественного видения и техникам рисования у детей
Правополушарное рисование как современный метод обучения основам художественного видения и техникам рисования у детей
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Данный вид деятельности позволяет детям выразить в творчестве свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правополушарное рисование как современный метод обучения основам художественного видения и техникам рисования у детей»
Правополушарное рисование как современный метод обучения основам художественного видения и техникам рисования у детей
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Данный вид деятельности позволяет детям выразить в творчестве свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Ребенок получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти знания доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и в тоже время чуткого руководства и контроля со стороны педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.
Но все мы знаем, что не имея профессионального художественного образования просто взять и нарисовать картину или портрет не так просто. А тут надо ребенку нарисовать то, что он еще никогда не рисовал и чувство неуверенности еще дополнительно подкрепляется страхом перед чистым листом. Чтобы вселить уверенность в воспитанника, что он сможет нарисовать любой рисунок или портрет в своей работе можно применять технику правополушарного рисования, которая в свою очередь позволяет с легкостью превратить данный вид творчества в удовольствие.
О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелой личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на его важную роль в эмоциональном развитии ребенка.
Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподавательница искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого — «П-режимом».
Правополушарное рисование — это художественное творчество в «П-режиме». Это когда правое полушарие головного мозга получает главенствующую роль, а активность левого намеренно подавляется.
Благодаря этим ученым и их последователям техника правополушарного рисования и живописи распространилась во всем мире, при этом популярность данного метода стремительно растет.
Правополушарное (интуитивное) рисование – это современный метод обучения детей технике рисования.
Это не просто способ создания удивительной красоты картин, а сложная система из простых приемов, способствующая посмотреть на творчество под другим углом с позиции наблюдателя.
В данной технике большое количество внимания уделяется восприятию образов, а не технике рисования как таковой. Это быстрый интуитивный метод: главное правило повторять все движения за педагогом, не успевая логически мыслить и анализировать, вы в итоге получаете удивительный результат. Чем чаще вы прибегаете к данному методу рисования, тем лучше становится техника изображения дошкольником рисунков, постепенно обретая уверенность в себе.
Занятие интуитивным рисованием помогает развить и раскрыть скрытый талант ребенка, тот о котором он и сам не подозревал. Эта методика позволяет работать мозгу детей раскрывая творческий потенциал абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, или умение рисовать. Данный метод осваивают все без исключений, и противопоказаний нет у данного направления.
При правополушарном рисовании ребенок перестает бояться, снимается напряжение и уровень стресса, «выключается» функция контроля и анализа, пропадает страх перед чистым листом – рисование становится терапией. Огромным плюсом данной технологии является то, что ребенок находит нестандартные решения для осуществления намеченного, в том числе исправляя ошибку в своей работе.
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. В повседневной жизни мы используем чаще всего только левое полушарие так как оно отвечает у нас за речь, письмо, память и анализ действий, а вот правое чаще всего в жизни используется для образного восприятия реальности и происходящего, позволяет мозгу мечтать и фантазировать. Анализ будущего шедевра стоит отключать, так как данный вид творчества не поддается логике и правилам. Если хотите, то вы можете рисовать руками, любыми кисточками и красками, выходя за рамки листа. Вы можете рисовать одновременно двумя руками, тем самым тренируя руки и мозг, позволяя прислушаться к интуиции и иному восприятию предмета.
Метод правополушарного рисования заключается в том, что нужно как можно больше постараться доверять интуиции и воображению, за которое отвечает правое полушарие. Таким образом художник начинает рисовать картину на уровне интуиции, не опираясь на те знания, которые заложены у него в памяти.
Во время занятия ребенок воспринимает мир под другим ракурсом иначе чем его видит взрослый, и то что он увидел и представил в своем воображении, то он пытается изобразить на бумаге, и только благодаря этой технике, ребенок, совершив ошибку постарается обыграть эту деталь, а не замыкается в себе и не бросает работу как при академическом рисовании. Художник сравнивает объекты рисуя их в разных ракурсах, определяет соотношение целого образа к отдельным частям и элементам, видит цветовую гамму, использует тени и полутени для выразительности детали и рисунка в целом. Таким образом используя возможности только правого полушария, ребенок объединяет все параметры в единое целое.
Готовая картина или рисунок – это результат использования данного метода не только как изображение, но и проявление внутренней натуры ребенка, его многогранных граней подсознания, эмоций, раскрепощая и изменяя поведение ребенка его реакции на окружающий мир. Это происходит только тогда, когда художник не задумывается над логикой рисунка, рисует не используя анализ действий и метода в целом. Именно поэтому лучше всего пользоваться этой техникой как можно раньше начиная с 2-3 лет, чтобы развить как можно раньше творческие способности ребенка и привить чувство гармонии и прекрасного. Данная техника позволяет себя чувствовать настоящим художником любому, кто рисует, используя этот метод.
Данный метод очень хорошая арт-терапия, которую используют для работы с разными видами травм и отклонений не только у ребенка, но и взрослого. Психологи часто прибегают к цветотерапии, чтобы выявить проблемы, которые заложены в глубине человеческого разума. По рисунку можно распознать весь спектр эмоций: стресс, гнев, радость, зависть, агрессия, ужас, замкнутость или неуверенность. В силу своего возраста ребенок не может рассказать то, что он испытывает в жизни или что его тревожит, а есть и такое что не каждый взрослый откроется постороннему человеку, не говоря уже о ребенке. Об этих чувствах могут рассказать цветовая гамма рисунка, расположение предметов, характер и направление линий, композиция рисунка в целом и другие особенности.
Например, обычный способ изображения передает чаще всего привычными символами или ассоциациями. Такие эмоции как радость или печаль изображают улыбкой или мимикой лица. В то время как в правополушарном рисовании это может быть изображено по-другому, о чувствах или действиях говорят предметы, фон и даже цвет изображений.
Правополушарное рисование помогает:
- проявить индивидуальность;
- самореализовываться не только в творчестве, но и в жизни;
- является способом самовыражения;
- справиться с эмоциями, улучшить настроение;
- помочь решить и выявить проблемы внутренние и очевидные;
- избавиться от неуверенности и комплексов, стать раскрепощенным;
- поверить в себя и свои силы;
- перестать быть зависимым от синдрома «чистого листа»;
- достичь гармонии внутреннего мира.
Правополушарное рисование это - очень мощный инструмент взаимодействия на ребенка. Благодаря такой терапии можно получить не только результат решения проблемы, но и улучшить показатели с которыми работали, а порой и совсем изменить дефекты используя данный метод.
С другой стороны, можно подумать, что интуитивное рисование - это пустая трата времени и от нее нет никакой пользы. Но это не так, результаты, которые были получены при использовании данного метода, говорят об обратном. После прохождения нескольких сеансов рисования, есть прогресс в творчестве от первого урока к последнему. В Европе и США правополушарную живопись советуют изучать бизнесменам, так как им постоянно необходимо находить новые идеи. Данный метод рисования позволяет улучшить производительность мозга приблизительно в 5 раз, особенно это касается творческого потенциала. Процветание и успех в бизнесе достигается успехами в творчестве.
Эстетическое воздействие, которое оказывают на детей занятия изобразительной деятельностью, зависит, во-первых, от того, что отбирается для изображения (это не только хорошо знакомые игрушки, но и просто красивые предметы, явления природы, вызывающие радостное удивление, восхищение ребенка, и, во-вторых, от нацеленности этих занятий на развитие детского творчества. Как подчеркивал известный психолог и педагог П. П. Блонский, эстетическое воспитание есть прежде всего развитие творчества; каждый ребенок творец всяких, в том числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, а передавая в рисунке картину осени, он также реализует свой творческий замысел, но уже в другом виде художественной деятельности. Изобразительная деятельность ребенка направлена не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение его отношения к изображаемому. В своем творчестве дети передают качества предметов, которые они увидели и выделили в процессе восприятия. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, они отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему они радуют и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Так постепенно формируется умение высказывать суждения, давать оценку созданным изображениям. Общественная направленность изобразительной деятельности состоит в том, что ребенок создает узнаваемые изображения. Он рисует не только для себя, но и для того, чтобы его рисунок о чем-то рассказал, кого-то порадовал, чтобы изображенный им предмет или явление узнали. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, как показывает наш опыт работы с детьми, а также наблюдения других исследователей, педагогов и родителей, чутко реагирует на замечания товарищей, оценку педагога, семьи. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунках, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность приобретает и тогда, когда дети создают что-то для других (поделки, игрушки, рисунки). В этом случае они испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше. Это способствует формированию чувства долга, коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях.
В принципе, любая творческая деятельность, а не только рисование или живопись, будут полезны для ребенка, для раскрытия его потенциала и творческого мышления. Рисуя в такой технике, вы будете развивать память, восприятие, мелкую моторику рук. Помимо этого, у вас будет развиваться воображение. Ведь, работа правого полушария, это, зачастую, чистый полет фантазии, вы не знаете, что в итоге получите, но не будете бояться рисовать - это точно очень пригодится в освоении нового материала в учёбе.