Подходы к учебному проектированию и формирование творческой деятельности на уроках изобразительного искусства
Подходы к учебному проектированию и формирование творческой деятельности на уроках изобразительного искусства
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подходы к учебному проектированию и формирование творческой деятельности на уроках изобразительного искусства »
Подходы к учебному проектированию и формирование творческой деятельности на уроках изобразительного искусства
Автор опыта : Примачук Марина Витальевна
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ № 22
г. Южно- Сахалинска.
г. Южно- Сахалинск
2014 год.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.
ПРОЕКТИРОВАНИЕУЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ.
Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами перспективного и текущего планирования учебного процесса. Без понимания важности данного этапа педагогической деятельности вряд ли можно совершенствовать содержание и технологии обучения и достичь качества знаний, соответствующих требованиям государственного стандарта.
При разработке перспективного планирования педагогу необходимо учитывать следующее:
Чёткая формулировка целей изучения учебного материала;
Выделение обязательного минимума содержания изучаемой темы;
Выделение требований к уровню подготовки учащихся по данной теме: что ученик должен знать (понимать), уметь, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Деятельностный характер обучения, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, трудовой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
Формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
Обеспечение вариативности и свободы выбора для учащихся;
Подбор контрольно-измерительных материалов, соответствующих требованиям государственного стандарта.
Структура урока и особенности некоторых его этапов .
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение в деятельность;
• выделение содержательной области.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
II. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• Способы: диалог, групповая или парная работа;
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, которое впоследствии пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода логических правил на язык образов.
Сегодня представить современный урок без проектной деятельности учащихся просто невозможно.
При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.
Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме.
Проекты бывают краткосрочными – от одного урока до 1 недели, среднесрочными – от двух недель до одного месяца, долгосрочными – от двух до трех месяцев.
Выполняются группами, но возможно и индивидуальное выполнение. Необходимо соблюдение основных этапов от выбора цели, выработки гипотезы и способов, путей реализации до общей презентации продукта (результата) проекта.
Например, 6-тиклассники после изучения темы «Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник» составляют групповой проект «Пейзаж в русской живописи».
На организационно-подготовительном этапе важно ознакомить учащихся с основными задачами проектной работы, школьники распределяют между собой роли и обязанности, определяют задания для каждого: одна группа работает с текстом, другая – с иллюстрациями. На поисковом этапе ребята собирают, анализируют и систематизируют полученную информацию с точки зрения содержания и оформления.
В 8 классе по программе Неменского Б.М. блок уроков посвящены полностью дизайну и архитектуре. Каждый современный человек живет в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным видом построек, он должен быть элементарно грамотен.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работавшими по программе) в начальной школе, и чтобы продолжить направление дизайн и архитектура ,в 9 классе была разработана программа элективного курса «Дизайн»(Приложение 1)
Приложение 1.
Групповая работа .
Презентация и защита своих проектов
(элективный курс «Дизайн»)
Итак, создание творческого проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, создают пространство для самовыражения, а также развивают мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.
Проектная деятельность - это приобретение новых знаний, умений на основе работы учащегося с учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника - консультанта, а на стадии презентации – эксперта. Оценивается каждая часть работы учащихся: содержание работы (текст), выступление (презентация), динамика проектно – исследовательских умений. Цель : воспитание Человека, Личности, живущего в единой связи с обществом и миром окружающей природы. Задачи: вооружение учащихся знаниями идеалов и шедевров мирового искусства, формирование навыка овладения элементарными основами реалистического рисунка, развитие изобразительных и декоративно-прикладных навыков, художественного вкуса.
При отборе и организации учебного содержания учитываются: 1) задания по организации результатов собственного эксперимента, анализа, обдумывания; 2) уместна разработка тем проектных работ, при выполнении которых школьники применяют изученный на уроках предметный материал. Преобладающие виды деятельности: учебная, проектная, творчески – игровая, трудовая, художественно-эстетическая. Формы и приёмы организации деятельности: различные посильные подростковому возрасту упражнения, использование загадок и поэзии, видеофильмов, музыкальных произведений, беседы о предметах декоративно-прикладного творчества родного края, выставочный материал детских поделок и рисунков, включение в урок элементов конструирования, оригами, творческих заданий, лепки.
Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «Изобразительное искусство».
Участники: учащиеся 5 класса. I четверть. Тема: «Древние корни народного искусства».
1. Тема 2-х уроков: «Внутренний мир русской избы». Проект по теме: «Интерьер крестьянского дома». Продолжительность: 1 неделя. Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о назначении женской и мужской половин в доме; создание интерьера избы с «красным» углом. Продукт: проект интерьера. 1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания – сбор Информации в группах. 2 урок: отчёты групп по собранной информации. Ход проекта (по урокам): 1) Обсуждение проблемы. Определение направлений деятельности. 2) Обсуждение собранной информации. Работа с проектом. 3) Сообщение. Самооценка. (Приложение 2)
(Приложение 2)
Коллективно- творческая работа
«Проходите в избу».
Цель: Формирование и закрепления понятия интерьера русской крестьянской избы.
План урока:
1. Формирование групп.
2. Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской избы.
3. Работа в малых группах над выбранной композицией и ее деталями.
4. Подведение итогов и защита проектов.
(Перед началом урока учитель выдает бирочки ученикам , где написано название каждой группы).
Ход урока:
Вы разделились на группы, каждая из которых будет делать свой макет крестьянской избы.
На столах у вас лежат папки, в которых есть ножницы и элементы интерьера крестьянской избы. Посмотрите , к чему вы должны прийти.
( учитель показывает свой макет крестьянской избы.)
Вы должны будете раскрасить эти элементы и распределить на макете.
Но прежде чем приступать к работе распределите между собой, что вы будете делать.
1. Определите название своей работы.
2. Придумайте небольшой рассказ о своей избе.
Не забываем, что это у вас русская деревянная изба, при этом используется коричневый и светло- коричневый цвет.
А теперь самое интересное, я попрошу представителей команд подойти ко мне и вытянуть бирочки, где будет указано, кто какой интерьер будет делать, современный или старинный.
(Учащиеся выходят и вытягивают жетоны).
А теперь приступаем к практической работе (под народную музыка учащиеся выполняют задание).
Подведение итогов.
Каждая группа защищает свой проект.
2. Тема 2-х уроков: «Народный праздничный костюм». Проект по теме: «Народная одежда – образ мира». Продолжительность: 1 неделя. Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации об истории русского костюма; разработка эскиза русского костюма. Источник знаний: видеофильмы, книги, информация родителей, людей пожилого возраста (дедушек, бабушек, родственников, соседей). Продукт: эскиз женской и мужской одежды для людей молодого и пожилого возраста. Вопросы: 1) Что надевали на Руси? 2) Где в старину брали одежду? 3) Что обозначают рисунки на одежде? 1 урок: просмотр книг-сказок (сказка «Снегурочка»); исследовательская работа в кругу семьи, родственников; посещение библиотеки. 2 урок: разработка и оформление эскизов русского костюма, представляющих собой одежду незамужних (неженатых), а также замужних (женатых) людей.
II четверть. Тема: «Связь времён в народном искусстве». Тема 2-х уроков: «Роль художественных народных промыслов в современной жизни». Проект по теме: «Промыслы нашего края». Продолжительность: 1 неделя. Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о промыслах ; разработка карты по теме «Ремёсла Сахалинской области.» Продукт: карта Сахалинской области с указанием основных декоративно-прикладных промыслов. Ход проекта: 1) Выступление творческих групп (с экспонатами). Составление карты.
III четверть. Тема: «Декор – человек, общество, время». 1. Тема 2-х уроков: «Декор положения человека в обществе. Греческая вазопись». Проект по теме: «Мифы Древней Греции». Продолжительность: 1 урок. Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о мифологических сюжетах Древней Греции; создание аппликации на тему «Древнегреческий сосуд». Продукт: создание аппликаций на мифологический сюжет в чернофигурном стиле (фигуры Богов и сосудов вырезаются по шаблону). 2. Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы». Проект на тему: «Взгляд на символику». Продолжительность: по 15 минут (на 2-х уроках). Цель: развитие навыка учащихся в написании эссе; выработка гражданской позиции учащихся. Продукт: сочинение - эссе «Взгляд на символику». Роли: учитель, учащиеся; «социологи». Функция «социологов»: собрать и распределить все работы класса по схожести ответов, предоставить информацию для обсуждения на следующем уроке. 3. Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы». Проект на тему: «Эмблема моего класса». Продолжительность: 1 урок. Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта эмблемы своего класса; создание эмблемы 5 класса. Продукт: эмблема 5 класса.
IV четверть. Тема: «Декоративное искусство в современном мире». 1. Тема: «Современное выставочное искусство». Проектная работа на уроке: сообщения групп по 5 темам. Продолжительность: 25 минут. Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации на тему «Виды декоративного искусства»; развитие навыка учащихся по написанию реферата на соответствующую тему. Продукт: сообщение. Темы сообщений. 1) Керамические изделия. 2) Изделия из стекла. 3) Изделия из металла. 4) Изделия из гобелена. 5) Батик.
Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002.
2. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.
5. Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.