kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Пластилиновая живопись на занятиях в группах общего художественного развития в ДХШ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций. Одним из помощников ребенка в этом является пластилин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Пластилиновая живопись на занятиях в группах общего художественного развития в ДХШ»»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Сланцевская детская художественная школа»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Пластилиновая живопись на занятиях в группах общего художественного развития в ДХШ»











Выполнила: преподаватель

Коновалова Ирина Борисовна
















г. Сланцы

2022г.


Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

  1. Пластилиновая живопись как средство развития творческих

способностей младших школьников……………………………………4

2.Пластилиновая живопись как вид декоративно-прикладного творчества…………………………………………………………….............5

3.Техники и приемы работы в пластилиновой живописи………………………………………………………………………9

4.Этапы работы в технике пластилиновая живопись…………..............13

Заключение………………………………………………………………16

Список используемой литературы……………………………………17

Приложение

Конспект урока «Осенний натюрморт»………………………………….…18











Введение

 Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики.  Решение этой задачи имеет большое значение, и для самой личности,  и для общества, которое постоянно нуждается в людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельных, гибких и нестереотипных, инициативных.

Творческий вид  деятельности является источником формирования общей способности  искать и находить необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению создавшейся ситуации. Творческая деятельность способствует проявлению у школьника самостоятельности, самодеятельности, самореализации и воплощению его собственных идей.

Учеными доказано, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти. Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Всю дальнейшую жизнь человек будет писать и рисовать, одеваться, выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий, поэтому развитие навыков мелкой моторики очень важно. Дети складывают фигурки и элементы из конструктора, рисуют, лепят - все это мелкая моторика ладоней и рук, которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления, творческих способностей.



.

1. Пластилиновая живопись как средство развития творческих способностей младших школьников

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помошников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.



Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином. напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи. Этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.


2.Пластилиновая живопись как вид декоративно прикладного искусства

Рисование  имеет   большое  значение для всестороннего развития школьников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.  Примечательно,  что  рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или  фломастером, но и пластилином. 
Рисование пластилином - это   пластилиновая  живопись. В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом  для  работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Это  один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно. Это создание плоскостных или рельефных картин из пластилина, на горизонтальной поверхности.

 Пластилиновая живопись имеет 2 смысловых слова: «пластилин» (материал, используемый в работе) и «живопись» (вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность).

Этот вид деятельности комплексно воздействуют на развитие младшего школьника: способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, развивает пространственное и образное мышление, воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

Пластилиновая живопись - один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором заложены огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми младшего школьного возраста. Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Т.С. Комарова, Б.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь. Работа с пластилином влияет на нервную систему в целом (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.).

Слово –ПЛАСТИЛИН берет свое начало от итальянского слова-PLASTILINA, и от греческого- PIASTOS, что означает лепной. История пластилина начинается со спорного вопроса об авторстве изобретения. Существует несколько версий происхождения пластилина, которым мы сейчас пользуемся.

Первая версия: Изобрел материал Франц Кольб в 1880 году после множества экспериментов был изобретен состав, в который входили глина, воск, жир и др. вещества . Изобретенный материал сразу же завоевал популярность среди скульпторов.

Вторая версия: Также изобретателем пластилина считают английского преподавателем Уильяма Харбута, запатентовавшего свое изобретение в 1899 году в Германии под название «Piastilin».

Третья версия: Спустя несколько десятилетий Джо Маквикер выпускает вещество для чистки обоев. Его сестра, будучи воспитательницей в детском саду, активно практикует уроки лепки, заменила обычную глину на новый материал, который был более пластичными и не пачкал руки .А Джо Маквикер стал миллионером в 27 лет.

Пластилин был сделан из солей извести, алифатических кислот и нефтяного желе, смешанного с мелом. Состав менялся, но до сих пор это изобретение популярно. Сейчас пластилин делают из глины, воска, животного сала, озокерита - минерала, похожего на пчелиный воск, церезина, вазелина, т.е. веществ, которые не дают глине высыхать. Обязательный компонент - цветной пигмент, что делает возможным использовать его в новом качестве. 
Пластилин - универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Для создания пластилиновой картины необходимо: набор пластилина, картон с контурным рисунком, салфетка для рук, стеки, бросовый и природный материал. 
Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

 Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Поделки из этого материала в большой мере  удовлетворяют  любознательность. В этом труде всегда есть  новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. А если его соединить  с  ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация, которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина. Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для  поделок.

Пластилин - замечательный материал для лепки и для рисования с детьми разного возраста.

Рисование пластилином способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука - мозг».

Пластилиновая живопись требует высокого уровня сосредоточенности. Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества, тем больше радости приносит он детям.

В процессе работы с пластилином с младшими школьниками необходимо воспитывать бережное отношение к материалу. Развивать эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства. Совершенствовать умение достигать выразительность образа не только через большое сходство в форме, но и передачей характерных поз. Формировать у школьников различные способы и приемы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, налепы. Ученики овладевают навыками работы с пластилином, стекой, учатся смешивать небольшие пластилиновые кусочки путем скатывания их в шарик, который размазывают пальцами на картоне, стараясь делать пластилиновый фон более тонким и ровным. Учатся использовать стеку для заглаживания фона и удаления лишнего пластилина.

3.Техники и приемы работы в пластилиновой живописи

Существуют некоторые техники и приемы рисования пластилином:

1 способ. Пластилиновая живопись дает огромный простор для  фантазии  художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности  слегка  смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа, ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты .

2 способ. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

3 способ. Рисовать пластилином можно и другими приемами; «горошками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

4 способ. На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

5 способ. Рисовать пластилином можно, используя элементы «конус»: от куска пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений; «шар»: создание образов лиственных деревьев и кустов: шар прикладываем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар, немного отступив вниз от его верхнего края, и размазываем пластилин; прикладываем шар к основе и размазываем сначала по направлению влево, затем - вправо; - выполнение образа хвойного дерева - ели (выполняется в одном цвете и двух цветах): начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При создании двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета. Затем, отступив от нижнего края, кладем на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру дерева, а затем хаотично - внутри контура; «валик»: кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, и размазыванием по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, и отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону. Усложнить изображение растений можно за счет цвета, делая мазки разного тона одного цвета (от темного к светлому, от бледного к насыщенному, от холодного к теплому) или разного цвета.

Приемы рисования пластилином:

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения. 
Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прощипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь. 

В процессе работы с пластилином можно использовать множество  различных  материалов. На гладкую поверхность керамической плиты очень хорошо ложится пластилин. И  поэтому  для основания можно брать плиту разного цвета. Оригинальные работы получаются на мешковине; шероховатая поверхность древплиты послужило качественным основанием для пластилиновых картин. Для красочного оформления ваз для цветов можно использовать пластмассовые бутылочки, баночки. Для пластилиновых картин можно использовать и крышечки из-под майонезного ведра.
При работе с пластилином не всегда подходят «чистые» цвета, иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Пропорции подбирают до получения желаемого результата. Помним об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаем новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получим зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получаем пластилин нового качества.

Для более тщательной деталировки и выразительного изображения предметов, а также для получения большого количества используемых в картине одинаковых заготовок, в помощь идут вспомогательные рабочие инструменты. Например, для изготовления стеблей, травинок или паутинок подойдет одноразовый медицинский шприц без иглы. Раскатываем кусок пластилина по диаметру входящего отверстия шприца и проталкиваем его внутрь. Отрезаем стеком лишнее, закрываем поршнем входное отверстие и нагреваем содержимое шприца. Подогретый пластилин выдавливаем на рабочую доску длинными «нитями». Толстенькие «колбаски» можно делать с помощью кондитерских шприцов. Для нагрева пластилина используем горячую воду, батарею отопления или утюг (осторожно!). 
Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии: от разнообразия типов нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до богатства цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. 

Пластилин - это материал, который может служить незаменимым художественным средством в живописном жанре. 

На занятиях учащиеся узнают, что существует два способа создания образа: контурный и силуэтный.

Контурный - выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру или представлению.

Силуэтный - сначала выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру, затем заполнение всего силуэта пластилиновой мозаикой.

4.Этапы работы в технике пластилиновая живопись

Работа по созданию пластилиновых картин проходит в несколько этапов.

1. Подготовить материалы: рабочая клеенка, разноцветный пластилин, основу будущей картины (плотный картон нужного размера), простой карандаш, ластик. Пластилин - материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для основы картин следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина.

Еще понадобится интересная идея для будущего пластилинового рисунка. Где ее взять? Можно нарисовать контур предмета или обвести по трафарету. Лучше всего приготовить эскиз по собственному замыслу. Если не получается придумать - можно позаимствовать из раскраски, детской книжки, журнала.

2. Рисунок выбран. Теперь его надо перенести с помощью карандаша на картон или приклеить изображение. Тогда школьнику будет легче ровно крепить шарики на основу.

3. Теперь, собственно, и начинается процесс лепки. Начинать лучше с контура предмета. Затем выбирать часть рисунка, с которой начнем лепить. Выбрать пластилин нужного цвета, отщипнуть кусочек, скатать маленький шарик и закрепить его на картоне. И так до тех пор, пока вся выбранная часть не заполнится шариками.

4. Продолжаем заполнять основу шариками по карандашному рисунку. Мозаика появляется прямо на глазах.

Давно известно, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», поэтому работа с пластилиновой мозаикой всесторонне развивает школьников: их мышление, воображение, чувство прекрасного. Они учатся экспериментировать с пластилином, узнавать его свойства (мягкий, лепится, вдавливается), получать новые оттенки, смешивая разные цвета.

Школьнику надо объяснить, что наносить пластилин на основу надо с верхней части, чтобы ладошки не касались уже покрытых участков. Детали круглых и овальных форм учащийся формирует скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины. Для изображения тонких полос раскатываются ладошками колбаски. Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, иначе их перенос будет вызывать затруднение.

Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Здесь все зависит от художественного замысла автора. Учащиеся должны понять, что если они будут смачивать пальчики водой во время рисования пластилином, то у них получится шелковистая и очень гладкая поверхность рисунка. Но только очень немного, чтобы картонная основа, ни в коем случае, не размокла.

Для получения тонких линий и нитей школьнику можно дать поэкспериментировать с пластилином. Для этого нужно взять шприц без иглы, вытащить из шприца поршень и заполнить его пластилином. Затем вставить поршень на место и нагреть шприц в горячей воде. С помощью шприцов получаются грандиозные изящные линии. Так же можно поэкспериментировать, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти модули используются для изображения лепестков и стеблей цветков, завитков и т.п. А если продавить пластилин через металлическое ситечко, то можно изобразить мех животных, кораллы и растительность. Какой простор для познавательной деятельности! А какое удовольствие получит школьник, смешивая пластилин в ладошках для получения разнообразных оттенков. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. При этом развиваются его фантазия, творчество, художественный вкус.
Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности учащемуся будет легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если школьник вдруг ошибся в изображении объекта. Если же нет возможности покрыть основу скотчем, зарисовка производится простым карандашом.







Заключение

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук, зрительное восприятие, а так же развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

Занятие пластилиновой живописью - прекрасная возможность вовлечь младших школьников   в процесс эмоционально-эстетического  и образовательно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого формировать потребность создавать самим продукты     эстетической     значимости.

В процессе работы с младшими школьниками решаются задачи развития:

- детского изобразительного творчества посредством овладения техникой пластилиновой живописи;

- сенсорного восприятия младших школьников посредством наблюдения, обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов, разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе;

- художественного восприятия учащихся как мотива создания творческих работ;

- способностей использования средств выразительности, понимания особенности живописного колорита;

- устойчивого интереса, вкуса, оценки и суждения, общечеловеческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.

 Очень важно, как и во всяком другом деле, не переоценить силы школьника, дать ему интересное и увлекательное задание. Залог будущего успеха - это ощущение максимума удовольствия от процесса живописной лепки и от результатов своей работы

Формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитии способностей младшего школьника, его потребностей и мотивов поведения и применение пластилиновой живописи делает этот процесс более успешным.

 Список используемой литературы

..

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.

  2. Давыдова, Г.Н. Пластилинография: Детский дизайн / Г.Н. Давыдова.– М.: ООО  «Скрипторий», 2008. – 105 с.

  3. Давыдова, Г.Н. Пластилинография: Анималистическая живопись/ Г.Н. Давыдова.– М.: ООО «Скрипторий», 2008. – 94 с.

  4. Зайцева, А. Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми/ А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2011. –  67с.

  5. Морозова, О.А. Волшебный пластилин/ О.А.  Морозова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 105с.

  6. Неменский, Б. М.  Изобразительное искусство и художественный труд: Программа./ Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010. – 139с.

  7. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.

  8. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 2013.

  9. Семёнова Т.В. нетрадиционные методы рисования. // Истоки. – 1996. - №1.

  10. Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М.,2002.

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Занятия по композиции в группе общего художественного развития

«Осенний натюрморт»

Преподаватель: Коновалова Ирина Борисовна

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Количество обучающихся: 10 человек

Цель занятия: Осенний натюрморт в нетрадиционной технике «пластилиновая живопись» , используя цветной пластилин

Задачи:

Учебные:

- продолжить расширять знания о композиции,

- развивать навыки техники лепки пластилином,

- обучить декоративным приёмам работы пластилином,

Развивающие:

- Развивать воображение, умение выявлять композиционный центр, находить творческое решение композиции,

- расширять объем знаний

Воспитательные:

- воспитывать общественно - активную, творческую личность,

- умение работать самостоятельно,

- аккуратность,

Планируемые результаты:

Предметные: Приобретение опыта создания художественного образа из пластилина; развитие умения моделировать новые образы способом стилизации, умения передачи единства формы и декора.

Метапредметные: Формирование основ самооценки, умения соотносить свои действия с планируемыми результатами , умения наблюдать и анализировать; формирование мотивации к обучению.

Личностные: Осознание возможности самореализации посредством творчества; формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу; развитие художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, коммуникативной компетентности.

Методы обучения: Объяснительно - иллюстративный

Формы организации обучения: групповая, индивидуальная

Форма занятия: традиционное, интегрированное

Тип занятия: комбинированное, занятие – практикум.

Принципы обучения:

Наглядность, последовательность, доступность, активность, самостоятельность

Уровень усвоения знаний: через восприятие знаний, усвоение способов применения знаний по образцам, творческое применение знаний.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:

Постановка «Осенний натюрморт»

Подборка стихотворений о натюрморте.

Репродукции картин с изображением цветов.

Работы детей выполненные в данной технике.

Цветной пластилин , картон формат А3, карандаш, доска для лепки, тряпка, стеки, вода в стакане.

Для обучающихся:

Картон формата А4, цветной пластилин, доска для лепки, карандаш, резинка, тряпка, стеки, вода в стакане.

План урока

1.Организационная часть. Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний.

3.Мотивация (введение в тему занятия, теоретическая часть: картины и стихи о натюрморте)

4.Усвоение новых знаний и способов действий (алгоритм выполнения рисунка, постановка художественной задачи)

4.Первичное закрепление (практическое выполнение задачи)

5.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (подведение итогов, просмотр детских работ)

6.Подведение итогов занятия.

Источники информации:

  1. www.images.yandex.ru/. Репродукции картин «Цветы.», «Натюрморт» , 20 картинок.

  2. Семёнова Т.В. нетрадиционные методы рисования. // Истоки. – 1996. - №1.

  3. Давыдова, Г.Н. Пластилинография: Детский дизайн / Г.Н. Давыдова.– М.: ООО  «Скрипторий», 2008. – 105 с.

  4. Кузин В.С., Изобразительное искусство. 2 кл.: метод. Пособие/В.С.Кузин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 159, (1) с.

  5. «Природы чудные мгновенья» Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2013 г.

  6. Морозова, О.А. Волшебный пластилин/ О.А.  Морозова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 105с.

Ход урока

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационная часть

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к занятию, организация внимания детей

Приветствие преподавателя, подготовка к занятию

Актуализация знаний


– Сегодня на уроке мы поговорим о натюрморте.

Натюрмортом называют один из жанров изобразительного искусства. Термин произошел от французского слова, которое переводится как» мертвая природа». На натюрмортах обычно изображают окружающие человека обыденные предметы- посуду, книги, цветы, овощи, фрукты

- Виды натюрморта:

сюжетно-тематический,

учебный,

учебно-творческий,

творческий


Натюрморт

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это – НАТЮРМОРТ

- Повторим правила работы с пластилином. Продолжим знакомиться с техникой «Пластилиновая живопись»

- Не забудьте, что композиция - «сочинение», «составление» картины и в ней обязательно должно  быть  выделено главное в композиционном  центре.

вспоминают правила и приемы лепки из пластилина.

Определение « натюрморт»


Мотивация

– Мы можем стать художниками –   волшебниками, можем объединить живопись и скульптуру. Сделаем работу в технике « Пластилиновая живопись»



– А теперь еще раз посмотрим на репродукции, внимательно рассмотрим изображение

Обучающиеся внимательно рассматривают репродукции картин и работы в новой технике, слушают и рассказывают стихи,


Усвоение новых знаний и способов действий

– Обратите внимание, что почти на всех иллюстрациях созданы различные изображения, деревьев , в зависимости от породы дерева изменяется и его силуэт.

- Нам нужно изобразить старый вековой дуб

– Работать будем пластилином, но использовать необычные приемы

- Сначала необходимо сделать предварительный рисунок на сером картоне.

_ Вместо красок будем использовать цветной пластилин . Пластилиновая живопись дает огромный простор для  фантазии  художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности  слегка  смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа, ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты .

- Начинаем работу на формате. Сначала заполняем изображение ствола дерева и его веток, выкладывая по форме жгутики. Затем силуэт кроны и листья разноцветными шариками.

Дети отвечают на воросы, внимательно слушают объяснение материала и показ последовательности выполнения работы.

Выбирают образ который хотят изобразить.

Первичное закрепление

- Проверка преподавателем понимания обучающихся того, что является сущностью основного содержания

- обсуждение возможных композиций

- выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала


Ребята продумывают свою композицию, делают предварительный рисунок .

Во время работы детей преподаватель помогает им советом, напоминанием, показом.

Контроль и самоконтроль

Подведение итогов проводится в форме коллективного обсуждения работ: Композиция, , создание художественного образа, завершённость

Обучающиеся выставляют свои работы для обсуждения.

Подведение итогов занятия



Выбор работ для дальнейшего использования при оформлении выставок

Умение оценить работу – выявить сильные стороны и ошибки

Ребята убирают за собой свои рабочие места

Порядок выполнения работы:



Изучаем натюрморт, на его тему делаем творческий рисунок карандашом, добавляем по желанию овощами или фруктами.



Отламывая маленькие кусочки пластилина нужного цвета наносим мазками на поверхность фона, немного заезжая ноа изображение предметов.

Используя разные оттенки желтого ( можно перемешать пластилин разных цветов), скатываем капельки и делаем лепестки подсолнухов.



Работаем пластилином мазками, как красками, изображаем тыкву и сливы, учитываем цвет овощей и фруктов и освещенность.

Делаем недостающие части: листья, стебли, среднюю часть подсолнухов.

Заканчиваем работу: стеком прорисовываем мелкие детали- сердцевину подсолнухов, прожилки на листьях, уточняем форму тыквы.

Наши работы









12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Пластилиновая живопись на занятиях в группах общего художественного развития в ДХШ»

Автор: Коновалова Ирина Борисовна

Дата: 06.10.2022

Номер свидетельства: 614503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства