Просмотр содержимого документа
«ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ РЕКЛАМЩИКИ»
ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ РЕКЛАМЩИКИ
План
1.Конструктивизм - новый стиль в искусстве
2.Первые «копирайтеры»
3. «Окна РОСТА» — самобытный вид агитационно-массового искусства
4. «... Думайте о рекламе!» – В. Маяковский.
5.Маяковский – криэйтор советской рекламы
6. Язык «Окон РОСТА»
7. Резкость, определенность линии - одна из самых главных особенностей графической манеры Маяковского
8. Динамичность рисунка
9.Использование старых советских форм в современной рекламе (примеры)
10. Использование отдельных элементов манеры исполнения рисунков или стихотворений.
11. Тяга Маяковского к строительству новой городской среды.
12.Актуальность творческих находок Маяковского и Родченко.
13.Список литературы
Бурные события начала XX века дали начало новому стилю в искусстве – конструктивизму. Как и сама Страна Советов, этот стиль характеризуется строгостью форм, геометризмом. Искусство в данном случае несёт чисто практическую функцию: оно призвано пропагандировать достижения новой власти, призывать население следовать новым идеалам.
Вроде бы все знают талантливого поэта-футуриста Владимира Маяковского(1893 - 1930), многие помнят фотографа Александра Родченко (1891-1956). Именно они были первыми советскими рекламщиками. Этот творческий тандем был локомотивом искусства молодой страны: всем известны хлёсткие фразы произведений Маяковского и геометричные композиции полотен Родченко. Их талант охватывал все сферы жизни, в том числе и рекламу: вместе они создали большое количество рекламных плакатов, которые в наше время считаются классикой печатной рекламы.
Маяковский, первый «копирайтер» советской рекламы, создавал броские слоганы. Родченко, являясь талантливым фотохудожником, первым использовал фотографию в рекламном плакате. Хотя ни для Маяковского, ни для Родченко рекламная деятельность не была основной, они по праву считаются классиками советского рекламного плаката.
Еще в годы работы в «Окнах РОСТА» Владимир Маяковский писал тексты для политических плакатов, в том числе совместно с дизайнером, фотографом и художником Александром Родченко. За десятилетие они определили лицо советской рекламы, выполняли заказы крупных торговых предприятий – создавали вывески, журнальные рисунки и многое другое.
Окна РОСТА, точнее — «Окна сатиры РОСТА» - плакаты, создававшиеся в 1919—1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918—20.
Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и др. городах. В «Окна РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника и т.д. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных.
«Реклам-конструкторы» – так подписывались художники авангардисты. У каждого из участников тандема были свои фунции – Маяковский писал лозунги и агитки (сейчас бы сказали, был копирайтером), а Родченко переводил в графику и иллюстрации. Поэт совмещал в стихах товарную агитацию с политической. Идеологическая составляющая отныне стала отличительной особенностью советской рекламы. Броские, запоминающиеся лозунги-стихи воплощены в такие же яркие и острые графические формы. В них доминирует текст.
И Родченко для его выделения пользуется типографными средствами – шрифтами, восклицательными знаками, стрелками, вопросительными знаками по принципу «минимум средств – максимум целесообразности». В его работах четко обозначены границы явности: если текст, то он выделен и разделен по смыслу, а если графика – то хорошо читаемая, понятная, геометрически упрощенная.
На плакатах изображен облик советского человека - современника, причем излюбленным элементом в данной продукции у Родченко стала фотография. Так, в документальных образах типа советского человека запечатлены рабочие, простые люди в повседневной одежде. Например, на плакате Госиздата изображена модель Лилия Брик в красной косынке, передающая энергию и оптимизм. Тем самым подчеркивалось, что реклама приближена к действительности, что на плакате может быть изображен каждый человек 20-х годов, «строящий социализм», жизнерадостный, красивый и грамотный.
«Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы... Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь,- хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама - это имя вещи... Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи... Думайте о рекламе!» – В. Маяковский.
В 20-е годы прошлого века плакат активно использовался в рекламе: совместная работа Маяковского, Родченко и Степановой над рекламными циклами для Моссельпрома, Резинотреста, Мосполиграфа, ГУМа - яркое воплощение конструктивистских идей «производственного искусства». Характерной особенностью этой рекламы являлось переплетение в ее композиции графических и понятийно-знаковых элементов, как, например, стрелок-указателей. «Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули или, вернее, переменили старый царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский», - вспоминал позднее Родченко. Так реализовывалась идея конструктивизма: «живопись - это улица, площадь, Вторая половина 1919 года отмечена ярким явлением в советском плакатном искусстве - появлением «Окон сатиры РОСТА». С необычайной быстротой этот самобытный вид плаката распространился по всей стране. «Окна РОСТА» действовали более чем в 30 городах России и других республик. Они чутко реагировали на жизненно важные явления общественной жизни и быта. Просуществовав всего три года, «Окна» стали этапом в истории советского изобразительного искусства. Агитационные по своей сути, динамичные и до предела упрощенные в рисунке, они стали самым популярным в массах видом плаката.
«Окна сатиры РОСТА» родились по инициативе художника Михаил Черемных. Его сатирические листы были динамичными и острыми, их сразу Элементарный язык «Окон РОСТА» был гибок и приспособлен к поточности этого поспешного производства и не в меньшей мере к его идейным установкам, к той схематично-контрастной картине мира, которую они утверждали. За сиюминутными лозунгами каждодневной пропаганды дисциплины, классовой гражданской войны, помощи фронту выступали общие черты авторитарного революционного мифа, воплощенного уже в самой системе знаков, выработанных для «Окон РОСТА». В них действовали не конкретные участники революционной драмы, а графические символы борющихся сил, - лишенные индивидуальных признаков, но четко представляющие определенную группу: «рабочий», «красноармеец», «буржуй» и т.п. «Завод» и «паровоз» - символы промышленности и транспорта. Если они в работе - трубы дымят, если остановлены разрухой - на трубе сидит черная ворона. Кузница - символ труда; виселица или петля - белый террор; нож, втыкаемый в спину, - измена; штык - возмездие. Императивность - главное качество плаката, воплощенная в экспрессивных жестах: сжатый кулак, кукиш, а главное - указующий перст, один из употребительнейших знаков: «убедись!», «запомни!», «делай вот так!». Эти знаки обобщаются и гиперболизируются: оскаленная пасть «буржуя» с акульими зубами, кубизированный человек-броневик: «бронированная Антанта» и красные, прямолинейно очерченные силуэты «рабочего» и «красноармейца». В их угловатой графике переработанная традиция русского лубка смело обогащена плоскостной динамикой геометрических цветных фигур К.С. Малевича.
Круглая (не просто толстая) фигура или физиономия - это в «Окнах» Маяковского основной изобразительный элемент, на котором строится образ-маска «буржуя». Контур «буржуя» - круг - делает образ обобщенным, как бы является точным графическим признаком обобщенности.
Конечно, изображение врага «пузатым», шарообразным - не индивидуальное изобретение Маяковского. Помещик, фабрикант, банкир, поп, кулак изображались непомерно толстыми и на плакатах Дени, Д. Моора, и многими другими. Так же их рисовали и на карикатурах, по их образцам делались чучела и маски, которые в первые годы революции носили на шестах во время демонстраций.
Позднее, в одном из стихотворений 1928 года, Маяковский сам протестовал против толстого буржуя газетных карикатур как против изжившего себя штампа. Но в 1920 году в голодной разрушенной стране именно такой образ был общенародным образом врага. Маяковский взял этот образ из повседневной практики социально-политической борьбы тех лет, то есть прямо из народной массы, и доработал его.
Изображения рабочего и красноармейца в том окончательном виде, в каком они определились к середине 1920 года, с графической стороны можно охарактеризовать так: предельная простота, плоскостное решение, лаконичность и обобщенность формы, динамичность, всегда замкнутый контур. Ограниченная этим контуром плоскость листа, закрашенная чистым ярко-красным цветом любого оттенка, образует одноцветный силуэт. Фон тоже одноцветный, как правило, не загроможден ничем. Внутри силуэта Маяковский позволяет себе, и то не всегда, лишь несколько штрихов - рисует пятиконечную звезду на шлеме красноармейца, деталь военной одежды или что-то еще, нужное для узнавания фигуры.
Резкость, определенность линии - одна из самых главных особенностей графической манеры Маяковского. Никакой неуверенной гибкости, никакого «сведения на нет», никакой растушевки! Только непрерывная точная линия, отграничивающая фигуру. Контур фигуры Маяковский начинает и заканчивает, не отрывая карандаша от бумаги, - это его давнишний хорошо отработанный прием. «С течением времени, - писал Маяковский в предисловии к сборнику «Окон РОСТА», - мы до того изощрили руку, что могли рисовать сложный рабочий силуэт от пятки с закрытыми глазами, и линия, обрисовав, сливалась с линией».
Другой важнейшей особенностью рисунков Маяковского является их активная целеустремленность. Линия, образовывающая силуэт, особенно руку, у него часто как бы имеет направленность. Маяковский рисует жесты: не фигуру в определенной позе, а жест в момент его осуществления. Отсюда такая стремительность и динамичность.
Фигуру рабочего, его призывный жест прохожий видит издали, раньше, чем оказывается возможным прочесть обращение: «Эй!», «Товарищи!», «Слушайте!» Предвосхищая экспрессивную интонацию словесного обращения, рисунок делает ее тем самым ощутимее, весомей. Маяковский как бы рисует свой голос трибуна, голос «агитатора, горлана-главаря», персонифицирует его в рисунке.
Динамичность рисунка - не менее существенная, чем резкость линии, общая особенность графической манеры Маяковского - ярче всего проявилась в контурных фигурах его положительных образов-персонажей. Но если сатирические образы-маски сближаются с народным лубком, то искать корни динамичности рисунка «Окон» в народном изобразительном искусстве нельзя - лубок полностью статичен. Истоки динамичности в «Окнах» Маяковского правильнее искать в живописи футуристов, одним из главных тезисов которых было изображение натуры в движении.
Избегая неопределенной, зыбкой линии, Маяковский не использовал и переходных тонов. Основные художники РОСТА - Михаил Черемных, Иван Малютин, Амшей Нюренберг, работая по-разному, все же часто смешивали краски. Маяковский работал чистым цветом, заполняя им большие плоскости.
В агитпоэзии Маяковский использовал практически те же приемы, что и в плакатах РОСТА, его агитстихи - это «Окна» в словах и рифмах. Характерной особенностью для всего раздела «Агит...» в творчестве поэта стало то обстоятельство, что его произведения писались на «злобу дня», зачастую исполняя роль фельетона. Маяковский и в агитпоэзии применяет принцип обобщенной типизации, принцип, преобладающий даже там, где сатирик отталкивается от конкретной личности, от реального факта. Его страстные, целеустремленные стихи были направлены на решение конкретных задач хозяйственного и культурного строительства. Революционная агитпоэзия Маяковского будила, звала на героическую стройку будущего.
В то же время Маяковский создал новую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии; его воздействие испытали Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда, И. Бехер и другие. Исходя из своей идейно-художественной задачи, Маяковский существенно реформировал русский стих: повышенная экспрессивность передаётся и при помощи изменений в рамках традиционной орфографии и пунктуации, и введением новых приёмов графической фиксации текста - «столбика», а с 1923 - «лесенки», отражающих паузирование.
Когда отгремела гражданская война, на повестку дня встал вопрос о восстановлении хозяйства страны, подорванного разрухой. Партия переходит к новой экономической политике. Нэп вызвал оживление торговли: открылись магазины частников и кооперации, улицы Москвы запестрели вывесками: ГУМ, Моссельпром, Чаеуправление, Моссукно, Резинотест, Мосполиграф. В большинстве - это хозрасчетные организации, объединявшие предприятия государственной промышленности. Новые задачи встают перед агитационным искусством - для сбыта продукции трестов нужна широкая реклама. Разве не может здесь найти приложение труд художников и поэтов?
Первыми показали пример Маяковский и Родченко. Тем белее, что их связывала долголетняя личная и творческая дружба. Их совместная работа началась почти с самых первых лет революции. Плакаты двух «реклам-конструкторов», предельно простые по композиции и броские по цвету, невольно обращали на себя внимание. А за три года совместной работы (1923-1925) поэт и художник сделали множество вывесок, сотни плакатов, проспектов, этикеток, вкладных листовок, фабричных знаков.
Реклама была для Маяковского важным участком агитационно-поэтической работы. «Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках нэпача, в руках буржуа-иностранца. В СССР все должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!», - писал он в 1923 году.
Так Маяковский перешел от политической агитации и пропаганды, от службы на благо революции, политики и советской власти к служению более утилитарным нуждам простого народа, к продвижению и рекламе разнообразных товаров. Поле деятельности было почти безграничным, так как за время всех переворотов и гражданской войны люди забыли самые элементарные предметы. «Реклам-конструкторам» Маяковскому и Родченко приходилось внедрять в быт своими плакатами такие вещи, как: лампочки («Где взять солнце ночью?»), соски-пустышки («Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет»), книги (реклама ЛЕНГИЗа), галоши (реклама РЕЗИНОТРЕСТа) и др. Конечно, революционный задор и накал страстей остался в этих рекламных плакатах от более политизированных предшественников - «Окон РОСТА» и агитпоэзии. Реклама в то время служила для укрепления советского строя не меньше, чем политические плакаты.
Говоря современным языком рекламы, Маяковский, объединив в себе талант поэта и художника, зачастую был и криэйтором (источником идей), и дизайнером-оформителем, воплотившим свои образы на бумаге, и автором запоминающихся стихотворных текстов-слоганов. Яркие образы его агитплакатов, стихов и реклам не остались без внимания современных дизайнеров.
Сейчас многие рекламные авторы используют в оформлении старые советскиеформы и изображения(иногда с изменениями, а чаще почти без переделки оригинала). Особой популярностью пользуетсякрасный контурный персонаж Рабочего и прием стилизации рекламного текста «под Маяковского». Красный - сигнальный цвет, он моментально привлекает внимание, в то же время минимум деталей не отвлекает от главного - предмета рекламы. Простые «агитстихи» легко воспринимаются, а наложение на «культурный фон» - сходство с оригинальными текстами и рисунками Маяковского - обеспечивает быстрое узнавание и запоминание. Вот несколько наиболее удачных современных примеров.
1. В 2001 г. радио «Маяк-24» начало свое продвижение на ТВ с помощью слогана в манере агитстихов Маяковского, и «читал» их красный контурный персонаж, взятый из его же «Окон РОСТА». Текст был примерно такой:
«Вычищу уши
новостей
ради я.
Сутками
слушаю
лучшее радио!»
А логотип радио «Маяк» в конце ролика смотрелся как подпись автора, сокращенная от «Маяковский».
2. С 2002 г. идут на ТВ, печатаются в СМИ и буклетах уже несколько реклам «Банка ОВК» с красным человечком, призывающим покупать бытовую технику на их кредиты:
«Начни
переустройство
быта
С Общества
Взаимного
Кредита!».
«Любая покупка
доступна, легка,
Если кредит
ты взял
в ОВК!» и т.п.
3. Фирма, занимающаяся продажей окон, дверей и других конструкций из металлопластика, даже взяла название «Окна РОСТА». Естественно, их символом стал радостно поднявший руки вверх красный угловатый человек на фоне тех самых конструкций. И все оформление сайта построено на обыгрывании этого образа.
4. В 2004 г. на ТВ вышла реклама пельменей «Мастерица» с таким текстом:
«Прихожу домой с работы -
Никакой тебе заботы!
Мне готовит Мастерица,
Ох, и шустрая девица!»
При этом текст не только произносился «за кадром», но и крупными красными и черными буквами «рубился» на экране, хорошо сочетаясь с красными фигурами Рабочего и Мастерицы.
Кроме четко узнаваемых визуальных и вербальных образов из «Окон РОСТА» Маяковского, иногда используется только отдельные элементы его манеры исполнения рисунков или стихотворений.
1. Такие «переходные» варианты отмечены в рекламе страховой фирмы «Энерджи Лайф». В манере Маяковского выполнена красная угловатая фигура - человек, замахивающийся молотом. В остальном оформлении преобладают общие элементы конструктивизма: диагональное расположение слов и частей фона, угловатый рубленый шрифт, контрастные цвета частей фона (белый и синий), крупный восклицательный знак, призывный лозунг-слоган «Трахнем страх!».
2. В оформлении передачи канала НТВ «Москва: инструкция по применению» тоже использован стиль конструктивизма: двухцветное (красно-белое/серое) решение; частое использование диагональных построений; лаконичность изображения заставок к рубрикам; динамизм, приказной характер рубричных названий («Случилось!», «Заработай и потрать!», «Берегись!», «Не болеть!», «Расслабься!»). Кроме того, соведущие ходят в красных косынках и зовутся «Дежурными по рубрике», что подкрепляется их красными повязками на рукавах - а это уже элементы советского стиля. Ведущий обращается к собкорам и зрителям: «Товарищи!», и стоит он за трибуной, как Ленин на митинге. Иногда программа завершается стихотворением «а-ля Маяковский»:
«Эй, зритель,
сидящий на диване уверенно,
жующий свой традиционный бутерброд!
Программа «Москва:
инструкция по применению»
формирует новый информационный подход.
Максимум пользы
в каждом движении
Наши собкоры покажут легко...
В эфире «Москва:
инструкция по применению»
и я, ее ведущий, Виталий Тишко!»
То есть в этой передаче сочетаются и стилизация под агитпоэзию Маяковского, и черты советского стиля и конструктивизма.
3. В рекламе «Партии Возрождения России», появившейся на улицах Воронежа летом 2003 г., используются широкий цветовой набор: красный, желтый, черный и немного синего с белым. А образы рабочего и «буржуя» своими округлыми очертаниями больше напоминают петербургские «Окна РОСТА» в исполнении В.В. Лебедева (у Маяковского они более угловатые и чаще всего контурные, одноцветные).
При общей сегодняшней популярности конструктивизма и советского стиля подражание Маяковскому, на мой взгляд, наиболее выигрышный способ привлечь внимание аудитории, обеспечить узнавание и запоминание рекламного образа. Наследие этого разносторонне талантливого человека столь велико, что многие и многие дизайнеры могут черпать идеи в его плакатах и стихах, переосмысливать, играть - и не повторяться ни с самим Маяковским, ни между собой.
В современной динамичной и перенасыщенной информацией жизни простые и лаконичные формы, изобретенные или развитые Маяковским, воспринимаются как нельзя лучше. Яркость, контраст, напористость максимально подходят для молодежи и активных людей средних лет. А ведь именно эти люди - основная потребительская аудитория, именно на них и рассчитывают большинство фирм-производителей и распространителей, заказывающих рекламу. Так что будущее рекламы в том числе и за нашим прошлым!
В годы военного коммунизма, когда товаров в свободной продаже практически не было, большие окна магазинов на центральных улицах Москвы зияли печальными темными пятнами. Эту пустоту следовало чем-то заполнить - если уж не продуктами и мануфактурой, то хотя бы броскими плакатами на злобу дня. Именно этим и занялись Маяковский с коллегами по литературно-художественному проекту "Окна РОСТА". Как бы ни относиться к этому виду искусства и к советской власти в целом, нельзя не признать, что "Окна" (наряду с оформлением улиц и площадей Москвы супрематистами) внесли новую эффектную краску в городской пейзаж, в художественный облик тогдашней Москвы.
Первое "Окно РОСТА" было вывешено в начале сентября 1919 года в пустовавшей витрине бывшего кондитерского магазина Товарищества А. И. Абрикосова на углу Тверской улицы и Большого Чернышевского переулка (ныне Вознесенский переулок). В конце 1930-х годов, в ходе реконструкции улицы, это старое здание было снесено и на его месте выстроен парадный "сталинский" дом. Кстати, напротив него с давних пор располагается один из крупнейших книжных магазинов столицы, где, конечно же, можно найти и издания произведений Маяковского.
"Вместе с получением телеграмм (для газет, еще не напечатанных) поэт, журналист тут же давал "тему" - язвительную сатиру, стих. Ночь ерзали по полу над аршинными листами художники, и утром, часто даже до получения газет, плакаты - "Окна сатиры" вывешивались в местах наибольшего людского скопища: агитпункты, вокзалы, рынки и т. д.", - вспоминал позднее Маяковский в статье "Революционный плакат". К концу 1919 года существовало уже более 10 точек, где регулярно вывешивались "Окна". Большие толпы всегда собирались у плакатов на Кузнецком мосту. Так поэзия Маяковского в буквальном смысле вышла на городские улицы.
"Сейчас от всего архива этих плакатов остались после всяческих реорганизаций одни лохмотья", - отмечал Маяковский в той же статье 1923 года. Впоследствии удалось обнаружить (в виде оригиналов либо фотографий) сотни "Окон". Причем начало этому собранию положил сам Маяковский, передавший несколько своих работ в Литературный музей. Многое отыскалось в архивах Наркомпроса, у коллег-художников.
Всего было выпущено более полутора тысяч "Окон" общим тиражом около четверти миллиона листов. Лично Маяковский, по подсчету литературоведа В. Д. Дувакина, нарисовал около 500 "Окон". Поэту также принадлежит примерно 90% текстов к плакатам. Если учесть, что львиную долю организационной работы выполнял также он, "Окна РОСТА" смело можно назвать авторским проектом Маяковского. Любопытно, что на протяжении всего времени работы (октябрь 1919 - февраль 1922 гг.) поэт даже не был штатным сотрудником РОСТА.
Маяковский выступал в этом проекте как агитатор, сатирик и публицист. Во многом именно его заслуга в том, что выпуск "Окон" было поставлен буквально на конвейер. Плакаты рисовали даровитые художники, копии оперативно изготавливали студенты Вхутемаса. Маяковский привлек к сотрудничеству своих друзей и членов семьи - Лиля Брик раскрашивала плакаты, сестра Людмила (художник по тканям на Трехгорке) помогала с трафаретами. Случались и малоудачные выпуски, но в целом плакаты можно считать ярким произведением пропагандистского искусства. Для мрачной, голодной, сотрясаемой красным террором Москвы появление "Окон" было сродни глотку свежего воздуха. В пестрой палитре "Окон" исследователи обнаруживают связи с футуристической книжной графикой, русским лубком, дореволюционной журнальной карикатурой и патриотическими афишами времен Отечественной войны 1812 года. Ну а по сюжетам этих плакатов (с поправкой на фантазию авторов, конечно) можно прослеживать события российской истории в первые послереволюционные годы.
Тяга Маяковского к строительству новой городской среды ярко проявилась и в его рекламной деятельности 1920-х годов. Когда окончилась гражданская война и власть объявила либерализацию в торговле, поэт революции быстро приспособился к новым обстоятельствам. В его коротких рубленых стихах вместо Деникина и Ллойд-Джорджа замелькали другие "персонажи" - Резинотрест, Чаеуправление, Добролёт, Моссельпром. С Моссельпромом у рекламиста Маяковского был наиболее продолжительный и продуктивный творческий "роман". В период новой экономической политики поэт всей силой таланта агитировал за государственные тресты, всячески критикуя и осмеивая частников-нэпманов. Трудно сказать, насколько эти рекламные вирши обогатили русскую поэзию, но в теорию и практику рекламы работа Маяковского (и его бессменного "арт-директора" Александра Родченко) внесла несомненный вклад. К этой стороне творчества великого поэта и сегодня существует интерес прежде всего у специалистов по рекламе и PR. В интернете можно встретить реплики о "гениальном копирайтере Маяковском" и подражательные стихи вроде такого: "Раньше реклама была скучна и убога, // Именно Маяковский - копирайтер от Бога". Поэт также написал в 20-е годы цикл статей о том, как делать рекламу и почему она нужна. Многие тезисы из этих публикаций и поныне актуальны, как актуальны и творческие находки (свидетельством тому - многочисленные подражания плакатам Маяковского - Родченко).
Рекламных плакатов в Москве было много и до революции, но продукция рекламного агентства "Маяковский" буквально изменила облик города в первой половине 20-х годов. Доходчивость, остроумие, эффектное художественное решение - вот чем привлекали горожан эти плакаты. Говоря языком нынешних рекламистов-профи, они отлично "работали". По заказу Моссельпрома Маяковский и Родченко разработали, помимо плакатов, вывески для магазинов и палаток, таблички для лотков, дизайн одежды продавщиц. Самой большой рекламной площадкой треста стал "дом Моссельпрома" в Калашном переулке: сверху донизу он был украшен рисунками и текстами, призывающими покупать товары именно этого треста. Сюда ежедневно приходили сотни оптовиков, так что реклама била в самую точку. Мощная кампания имела вполне конкретные задачи, как коммерческие, так и политические, - отвлекать покупателя от частника, продвигать государственные и кооперативные предприятия, отучать публику от старых, дореволюционных брендов. В сознание потребителя усиленно внедрялись новые товарные марки, звучащие по-революционному.
Слишком яркий и самобытный поэт-художник во главе рекламного агентства - это и хорошо, и... плохо. Даже в своих заказных творениях Маяковский то и дело впадал в саморекламу или в "формализм". Чиновникам от торговли (в отличие от искусствоведов) это не нравилось. Вдобавок эпоха революции и Гражданской войны уходила все дальше в историю, и слишком яростные, агрессивные интонации становились неактуальны. В советском обществе тихой сапой происходила частичная реставрация "буржуазных" ценностей. И в конце 20-х Моссельпром прекратил сотрудничество с Маяковским и Родченко. На место художников-бунтарей при-шли умеренные и аккуратные академисты из студии К. Ф. Юона... Но работы Маяковского по художественному преображению городского пейзажа навсегда остались в истории.
Список литературы
1.Агитация искусством: книга-альбом. М.: Молодая Гвардия, 1977, с. 21.
2.Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Проспект Пресс, 2000, с.307.
3.Дувадкин В.Н. Поэтика «Окон РОСТА» // Маяковский и современность. Сост. Лесневский С.Т. М.: Современник, 1984, с.142.
4.Дувадкин В.Н. Поэтика «Окон РОСТА», с. 242.
5.Волков-Ланнит Л.Ф. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит. М.: Искусство, 1968, с. 89.
6.Маяковский В.В. Собрание сочинений в восьми томах. Под редакцией Л.В. Маяковской, В.В. Воронцова, А.И Колоскова. Том 8. М.: Правда, 1968, с. 286.