kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пейзаж как жанр изобразительного искусства и средство патриотического воспитания и эмоционального воздействия на обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предствлена глава работы на тему "Пейзаж как жанр изобразительного искусства и средство патриотического воспитания и эмоционального воздействия на обучающихся"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пейзаж как жанр изобразительного искусства и средство патриотического воспитания и эмоционального воздействия на обучающихся»

Глава 1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства и средство патриотического воспитания и эмоционального воздействия на обучающихся


1.1. Исторические особенности пейзажной живописи


В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Пейзажем называют в изобразительном искусстве жанр, основная цель которого - отражение средствами живописи или графики естественной или измененной человеком природы.

Первые изображения, связанные с пейзажным жанром можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер схематические рисунки рек или озер, деревьев и скал. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и пастушескими сценами. Первобытные художники изобразили рядом с фигурками животных и людей простой пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия. (Рис. 1)

В искусстве Древнего Востока и Крита пейзажный мотив - довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей. Так, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте, были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в XI-XX веках до н.э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях. (Рис. 2)

Среди росписей залов знаменитого Кносского дворца на острове Крит обнаружена роспись, названная исследователями «Куропатки в скалах» на которой также прочитывается пейзажный мотив.

В древнеримском городе Стабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди многочисленных росписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска «Вид на гавань», представляющая почти современный морской пейзаж. (Рис. 3)

Как самостоятельный жанр пейзаж выделился в изобразительном искусстве в китайской живописи уже в VI веке. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство. (Рис. 4)

В искусстве Западной Европы пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в искусстве стран Востока. В Средние века согласно церковным канонам пейзаж трактовался лишь как среда обитания персонажей.

Благодаря средневековым французским художникам братьям Лимбург появился пейзаж в виде миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.

Заметный интерес к пейзажу появился в живописи Ренессанса. Несмотря на то, что художники еще не очень умело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. (Рис. 5)

В период расцвета искусства Ренессанса художники стали больше внимания уделять пейзажу. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж, представленный как цельная картина, становится важнейшим элементом художественных сюжетов.

Однако, несмотря с, вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. (Рис. 6)

Развитие станковой живописи способствовало выделению пейзажа в самостоятельный жанр живописи.

В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы. Первым художником, придававшем пейзажу огромное значение, стал Джорджоне, работавший в начале XVI столетия. (Рис. 7)

Пейзаж на этом полотне — уже не столько среда, в которой живет человек, сколько носитель чувств и настроений. “Гроза” предлагает зрителю погрузиться в мир природы, внимательно прислушаться к его голосам. На первый план в картине выходит эмоциональное начало, призывающее к созерцанию, проникновению в поэтический мир, созданный мастером.

Традиции венецианской школы нашли отражение в живописи испанского художника Эль Греко. Среди самых известных картин мастера — пейзаж “Вид Толедо” (1610–1614) (Рис. 8)

В этом произведении Эль Греко очень эмоционально и живо передает природу в момент грозы. Напряженный драматизм, пронизывающий полотно, помогает художнику донести до зрителя свою идею о противоборстве земных и небесных сил.

В Северной Европе, начиная с XVI века, пейзаж тоже начинает занимать в живописи прочные позиции.

Образы природы нашли отражение в творчестве голландского художника Питера Брейгеля Старшего. В картинах, посвященных временам года, мастер проникновенно и поэтично показал суровые северные ландшафты. (Рис. 9)

С появлением в XVII веке множество национальных живописных школ пейзаж начал входить в свой «золотой век».

Необычайный расцвет голландской живописи в XVII веке играет огромную роль в своеобразной пропаганде пейзажного жанра. Голландские пейзажисты смогли запечатлеть на своих полотнах всеобъемлющую картину мира во всех его проявлениях. Произведения таких художников, как Х. Аверкамп, Э. С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. Ван Рейсдал и Я. Ван Рейсдал, передают гордость человека за свою землю, восхищение красотой моря, родных полей, лесов и каналов. Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы. Положенные на холст с помощью тонких, ювелирно точных мазков, эти цвета убедительно и реалистично передают вещественность окружающего мира. (Рис. 10)

Знаменитый голландский художник Ян Вермер Делфтский «отметился» и в области искусства пейзажа. В его обширном творческом наследии всего два пейзажа, но и в них он сумел проявить свое величайшее мастерство. “Вид Делфта” (до 1660, Маурицхейс, Амстердам). Тихий уголок города изображен в пейзаже “Улочка” (до 1660, Рейксмузеум, Амстердам). (Рис. 11)

Поражает то, с каким мастерством художнику удалось соединить в своих картинах тщательность в изображении всех деталей с виртуозной передачей световоздушной атмосферы.

С XVII века получает распространение одна из разновидностей пейзажного жанра — марина. В числе лучших художников-маринистов - голландцы В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции также сыграло свою роль в развитии пейзажной живописи.

В творчестве придворного испанского художника Диего Веласкеса кроме жанровых картин и портретов есть пейзажи, отразившие тонкую наблюдательность великого мастера. (Рис. 12)

Пейзажи Диего Веласкеса позволяют сказать о зарождении пленэрной живописи: художник начинает изучать природу вне мастерской.

В XVII веке сложились принципы создания классического идеального пейзажа. Искусство классического периода призывало изображать природу как мир, подчиненный законам разума.

Создателем так называемого героического пейзажа стал французский живописец Никола Пуссен. Картины Пуссена, показывающие грандиозность мироздания, населены мифологическими персонажами, героями, воспитывающими в зрителе возвышенные чувства.

Вслед за Пуссеном, мастер классицизма Клод Лоррен разработал концепцию идиллического пейзажа. Его картины проникнуты духом идеальной гармонии. (Рис. 13)

Стиль барокко привнёс новые черты в искусство пейзажа. В отличие от классицистов они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, к примеру, пейзажи П. Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость бытия, вселяя в зрителей чувство оптимизма. Все сказанное можно отнести к его «Пейзажу с радугой». (Рис. 14)

XVIII век известен в истории искусства как время появления «Ведуты» - вида пейзажа, зародившегося в венецианской живописи. Свое начало ведута берёт от архитектурного пейзажа. Замечательными мастерами такой разновидности пейзажа были Франческо Гварди, Антонио Каналетто, Бернардо Беллотто. (Рис. 15)

По-новому раскрывается пейзажное искусство в творчестве французского «живописца галантных праздников А.Ватто (XVIII в.) (Рис. 16)

Эпоха рококо дала миру представителей «сладкого искусства», очаровательных пейзажей французских художников Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара, чьи красочные пейзажи, пронизанные воздухом и светом, передают свежесть воздуха, тепло солнечных лучей, трепетное движение листвы на деревьях («Сады виллы д’Эсте»). (Рис. 17)

Новое отношение к природе появилось в искусстве во второй половине XVIII столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и следа от прежней идиллической условности рокайльного искусства. Художники стремились показать зрителю естественную природу, возводимую в эстетический идеал. Как и другие пейзажисты своего времени, Юбер Робер соединял в своих композициях реальность и вымысел.

В первой половине XIX века «на сцену истории искусства» выходит романтизм. Ярчайшими представителями романтического пейзажа в Англии были Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и Джон Констебл. Это время ещё характеризуется как расцвет акварельного пейзажа. (Рис. 18)

Прославились изображением красоты обычного сельского ландшафта представитель барбизонской школы: Теодор Руссо, Жюль Дюпре и др. Близка искусству барбизонцев живопись Камиля Коро, стремившегося передать трепетную воздушную среду с помощью валеров. (Рис. 19)

Творчество импрессионистов дало новое дыхание пейзажу, полностью перенеся его на пленэр. Пейзажи Клода Моне, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея отражают глубокий интерес художников к изменчивой световоздушной среде. Произведения импрессионистов показывают не только сельскую природу, но и живой и динамичный мир современного города. (Рис. 20)

Постимпрессионисты представляет суть природы как неизменное и вечное: величественную красоту и мощь в пейзаже изображал Поль Сезанн, полные мрачного, трагического чувства - пейзажи Ван Гога, трепетность морского воздуха и свежесть зелени передают полотна Жоржа Сёра и Поля Синьяка, выполненные в технике раздельного мазка. (Рис. 21)

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие, напряженно звучные картины природы создавали фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Рауль Дюфи и др.

Кубисты (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Робер Делоне и др.) выполняли свои пейзажи с помощью расчлененных геометрических форм. Пейзажный жанр интересовал художников-сюрреалистов (Сальвадор Дали) и абстракционистов (Василий Кандинский, Хелен Франкенталер), писавших декоративные композиции, в которых главное — впечатление непосредственной импровизации в передаче образов природы.

Признанными мастерами пейзажной живописи в XX веке оставались и представители реалистических направлений (Рокуэлл Кент, Джордж Уэсли Беллоуз, Ренато Гуттузо).

В русской живописи пейзаж занимает значительное место. Впервые пейзажные мотивы, переданные схематично, появились в древнерусской иконописи.

Первые пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, представляли собой топографические виды великолепных дворцов и парков.

Но только с появлением произведений С. Ф. Щедрина можно говорить об отдельно существующем пейзажном жанре в русском искусстве. (Рис. 22)

Творчество русской пейзажной живописи прославили и современники Щедрина - М.М. Иванов и Ф.Я. Алексеев. Живопись Алексеева оказала влияние на молодых художников — М.Н. Воробьева, С.Ф. Галактионова, А.Е. Мартынова, посвятивших свое искусство Петербургу: его дворцам, набережным, каналам, паркам.

К середине XIX века в русской пейзажной живописи сформировались определенные принципы эстетического восприятия природы и приемы ее отображения.

От школы Воробьева идут романтические традиции. Известен всему миру И.К. Айвазовский, главной темой искусства которого было море. (Рис. 23)

Основоположником русского лирического пейзажа считается А.К.Саврасов. (Рис. 24)

Во второй половине XIX века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов, И.ИЛевитан, А.И.Куинджи. (Рис. 25)

Пейзажная живопись XX века связана с именами И.Э. Грабаря, А.А. Рылова, К.Ф. Юона. В духе символистского искусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э. Борисов-Мусатов.(Рис. 26)

В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж (интерес к этой разновидности пейзажного жанра особенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского).

Выразительные и впечатляющие образы родной природы создавали также пейзажисты Г.Г. Нисский, С.В. Герасимов, Н.М. Ромадин и др.

Пейзажная живопись - это великое достижение в мире искусства, она переводит в область творчества одну из важнейших составных окружающих человека действительности – мир природы. Исторический процесс развития пейзажной живописи был связан с изменением взглядов человека на природу, на место человека в ней, что определялось осознанием роли человека в процессе исторического развития.


1.2. Разновидности пейзажа.


Многие думают, что пейзажный жанр проще других, и для изображения пейзажа не требуется высокая квалификация мастера. Это ошибочное мнение. На практике, создание настоящего произведения, разработка содержательного образа в пейзажной живописи – процесс нелёгкий, но приносящий чувство глубокого творческого удовлетворения.

Пейзаж способен вызвать у зрителя большой эмоциональный отклик, пробудить чувство прекрасного. Однако, каждый человек по-своему воспринимает даже одно и то же произведение изобразительного искусства. Кроме того, сам по себе пейзаж также имеет определённые различия, может отличаться по теме, характеру исполнения, по выбору мотива и даже по времени (современный, пейзаж прошлого или будущего).

Как таковой строгой классификации внутри пейзажного жанра не существует, но можно приблизительно разделить пейзаж во разнообразным видам.

Бесконечное многообразие природы дало возможность выделить виды пейзажа согласно мотивам, которые становятся сюжетом картины:

1. Сельский пейзаж посвящается, в основном, поэзии деревенского быта, его отличает тесная взаимосвязь с окружающей природой. (Рис. 27)

2. Городской пейзаж, в отличие от сельского, включает элементы среды обитания человека как более организованное пространство, включающее в себя проспекты, площади, улицы, дома, набережные и др. (Рис. 28)

3. Морской пейзаж - марина (от итальянского marina, от латинского marinus - морской) - произведение изобразительного искусства, показывающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Как самостоятельный вид пейзажа-картины марина начинает существовать с начала XVII века в Голландии. Мастера, изображающие море, называются художниками-маринистами. Один из самых известных русских маринистов – И.К.Айвазовский. Марина показывает своеобразную красоту то спокойного, то бурного моря, изумрудные гребни волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или исступленно разбушевавшуюся морскую стихию. (Рис. 29)

4. Одна из разновидностей пейзажа с изображением воды – речной пейзаж. (Рис. 30)

5. Архитектурный пейзаж - почти то же самое, что и городской. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

Большую роль в архитектурном пейзаже играет линейная и воздушная перспектива, связывающая природу и архитектуру. В архитектурном пейзаже выделяют городские перспективные виды, называвшиеся в 18 в. ведутами ( Ведута (ит. veduta, букв. – увиденная) – пейзаж, документально точно изображающий вид местности, города, один из истоков искусства панорамы. Термин появился в 18 в., когда для воспроизведения видов использовалась камера-обскур). (А.Каналетто, Б.Беллотто, Ф.Гварди в Венеции), виды усадеб, парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Ю.Робер; К.Д.Фридрих С.Ф.Щедрин), пейзажи с воображаемыми сооружениями и руинами (Д.Б.Пиранези, Д.Паннини). (Рис. 31)

6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий. (Рис. 32)

7. Определённое распространение получил космический, или астральный, пейзаж - реально увиденное с Земли или придуманное звездное пространство. (Рис. 33)

Эмоциональная окраска сюжета пейзажа дала возможность выделить в соответствии с ней конкретные разновидности творческих произведений. Художник стремится, вкладывая в свою работу определенный смысл, придать каждому пейзажу своеобразную образную окраску.

1. Так, пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека, можно назвать героическим. В героическом пейзаже изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне - мифические герои и боги. (Рис. 34)

2. Картины величавой природы, полной особой силы, значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. (Рис. 35)

3. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра - мотивы романтического пейзажа. (Рис. 36)

4. Лирический пейзаж – пейзаж, насыщенный тонким настроением, эмоциями и чувствами любви, печали, тихого счастья… (Рис. 37)

5. В драматическом пейзаже все изменчиво, напряженно, предвещает бурю, грозу. Такое полотно всегда вызывает ощущение тревоги, беспокойства. Например, картина К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». (Рис. 38)

Пейзажи могут изображаться с натуры, но могут быть и полностью сочинены мастером, придуманы. В связи с этим, в зависимости от доли реализма, пейзажи могут делиться на реалистический пейзаж, фантастический, абстрактный.

1. Реалистический пейзаж (Рис. 39)

2. Фантастический пейзаж – это разновидность пейзажа , построенного на основе впечатлений, фантазий, с подключением воображения, представления. (Рис. 40)

3. Абстрактный пейзаж – это пейзаж, выведенный за рамки предметного искусства в область беспредметного. (Рис. 41)

Пейзажи, передающие в своём содержании разные временные характеристики также можно разделить на виды: исторический, документальный или современный и футурологический пейзаж (картины будущего мира).

1.Современный документальный пейзаж (Рис. 42)

2. В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники (в т.ч. руины — развалины археологических или исторических мест и памятников), связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку. А.Васнецов «Московский Кремль при Иване III» (Рис. 43)

3.Футурологический пейзаж – картины будущего (Рис. 44)

Пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, обычно выполняется так, чтобы дополнить архитектуру, сделать ее выразительнее. Эта служебная функция пейзажа заставляет художника сочинять и стилизовать природные мотивы, заботясь не столь о реалистической трактовке изображаемого, сколько о красоте группировки пейзажных элементов, о соответствии их формы стене. Естественно, что и цветовой строй такой композиции условный, отвечающий целям украшения, отчего пейзаж стал называться декоративным. (Рис. 45)

Один и тот же пейзаж может быть причислен к нескольким разновидностям, к примеру, лирический и реалистический и др.



1.3. Пейзаж как учебное и творческое задание.


В пейзажном жанре можно выполнять, кроме того, творческие и учебные работы: (в зависимости от поставленных исполнителем задач).

Пейзаж творческий привлекает нас новизной мотивов. В них зритель находит отражение личности мастера, его индивидуального почерка, так как художник стремится передать зрителю свои чувства, настроения, эстетические переживания, вызванные красотой природы.

Пейзаж с успехом используется в учебной практике. Ученики общеобразовательных и художественных школ, студенты художественных факультетов впервые встречаются с пейзажем на пленэрной практике. Изучают природу вне учебных аудиторий и мастерских.

Пленэрная живопись была открыта художниками-импрессионистами в конце XIX века. На сегодняшний день практики изображения с натуры на свежем воздухе, вне мастерской имеет богатые традиции. Именно на пленэре ученики и студенты начинают учиться писать этюды пейзажа. Именно в данном смысле пейзаж начинает выполнять свою учебную функцию.

«Новизна впечатлений в процессе обучения является обязательным моментом развития изобразительных и творческих способностей студентов. Поэтому выездная практика пленэра в места с живописной природой, а также богатые историческими и культурными памятниками, заметно оживляет и дополняет учебный процесс. Коллективные занятия изобразительным искусством во время выездной практики дают возможность наблюдать природу в разное время суток и в разном состоянии, делиться знаниями, впечатлениями, и создают живую творческую атмосферу. Таким образом, окружающая среда в определенной степени активизирует познавательную деятельность студентов и вместе с тем вносит дополнительные трудности, преодоление которых формирует у учащихся более серьёзное отношение к заданиям» (16, с.46).

Всю суть пленэра можно выразить фразой одного из представителей импрессионизма. Альберт Сислей говорил: « Сюжет, мотив всегда должен быть передан просто, понятно, что бы зритель легко мог уловить его… После сюжета одно из привлекательных качеств пейзажа – движение, жизнь… Все должно способствовать этому: форма, цвет, фактура. Но эту жизнь в картину может вдохнуть только взволнованность ее творца… я стою за различную фактуру в одной и той же картине… ведь солнце, смягчая одни части пейзажа, в тоже время усиливают другие, и эти световые эффекты, которые почти материально выражаются в природе, должны быть материально переданы и на полотне. Надо, чтобы предметы изображались в соответствии с их структурой и в особенности, что бы они были окутаны светом, как в действительности.»

Работа над этюдом пейзажа начинается с поисков интересного мотива среди множества других, также достойных внимания. В первую очередь следует наметить задачи, которые предстоит решить в серии этюдов или в пейзаже на основе этого материала.

В учебном пейзаже также, как и в работе с другими жанрами, ставятся цели обучения рисунку, цветоведению, живописи. Пейзаж является незаменимым жанром для освоения законов линейной и воздушной перспективы.

Практика выполнения живописных этюдов пейзажа целенаправленно готовит учеников к изучению техники работы различными живописными материалами, выработке методов и приёмов живописного письма. Определенное значение имеют и используемый материал, и характер мазка, и фактура, специфические особенности, которых усиливают эмоциональную выразительность живописи.

Обобщив учебные задачи пленэра, можно выделить основные из них:

- цельность видения;

- точная передача цветового тона;

- создание на основе зрительных ощущений колористического строя;

- передача материальности предметов;

- положение предметов в пространстве;

- специфика освещения и световоздушная перспектива.

Пленэрные этюды учат выполнять правдивые изображения объектов окружающей действительности, передавать колористическое богатство, изменчивые природные явления, естественные градации света и воздушной среды.

Немаловажным условием пленэрной живописи становится не только точная передача изображаемого, цвета, формы, натуры, но и своих собственных впечатлений, настроения, вдохновения.

Учебный и творческий этюды пейзажа имеют многочисленные сходства и различия. Задумав создать пейзаж-картину, живописец пишет натурные этюды, в которых отражаются его наблюдения и впечатление. Гораздо реже встречаются художники, которые почти целиком работают на основе зрительной памяти, имея под рукой лишь только им понятные «нашлепки» в цвете. Студенты и учащиеся, выполняя этюд, пейзаж по памяти, развивают свои творческие способности: зрительную память, образное мышление, художественное воображение.

Бытует мнение, что художник работает стихийно, «не по уму, а по чувству». Перед пейзажами настроения приходиться думать и говорить не столько о природе, которая в них изображена, сколько о живописных качествах самого изображения: цвете, освещении, тональных отношениях, общем звучании картины, фактуре мазка, мастерстве и о чувстве, настроении самого художника и зрителя. Состояние, настроение в пейзаже можно передать с помощью таких выразительных средств живописи как: цвет, освещение, композиция, колорит, гамма, технический прием, контраст, пластика и т.д.

Пленэр, как вид учебных занятий по живописи, решает задачи художественной практики, отработки навыков и совершенствование мастерства.

В процессе работы над картиной выполняются линейные эскизы композиции, эскизы в тоне и цвете. Художник снова и снова обращается к натуре, находя в ней дополнительные характерные штрихи, обогащающие образы природы. В современном пейзаже следует стремиться передать результаты деятельности человека, включая в композицию фигуры людей.

В работе над композицией пейзажа на учебных занятиях отрабатывается методика работы над творческой композицией. При этом активно, творчески используется весь накопленный материал, вносятся коррективы в рисунок и композицию, в линейный и цветовой строй картины.

Знакомство с работой над этюдами отдельных пейзажистов, их методами выполнения этих произведений, техническими особенностями работы над ними представляет несомненный интерес для ученика, поможет избежать ему многих ошибок.


1.4. Воспитание уважения к родному Краю через пленэрную живопись.


Существенной частью морального, нравственного воспитания личности является социальное и духовное развитие, формирование патриотизма. Он выступает как составной элемент мировоззрения, отношения и любви к Родине, появления чувства ответственности, стремление к сохранению материальных и духовных ценностей. Патриотизм включает в себя чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, к своей Малой Родине, уважительное отношение к культуре, национальным обычаям. Посещение исторических и культурных памятников природы региона, заповедных и охраняемых мест, экскурсии, походы, все это воспитывает уважение к родному Краю.

Добиться положительных успехов помогает приобщение к искусству, изобразительному искусству, в частности к живописи. Наряду с общепринятыми методами формирования гармоничной личности, живая, яркая, наглядная возможность восприятия красоты окружающей природы, которая не спроецирована с просторов телеэкранов и мониторов, а находится вокруг нас, эмоциональное восприятие, позволяет учить ребенка видеть чувствовать и понимать прекрасное рядом.

Знакомство детей с жанровой живописью местных художников, посещение выставок, позволяет приобщить обучающихся к культуре родного Края. Показать им, как посредством живописи можно отразить красоту, казалось бы, на первый взгляд обыденных пейзажей и уголков природы окружающих нас. Узнаваемые полотна не могут оставить равнодушным ни одного из зрителей.

Воспитание любви и уважения к родному Краю требует привязанности к своему городу, району, опирается на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память. Перед предстоящим выходом на пленер следует привлечь обучающихся к объектам, которые расположены на предполагаемой территории, если это особоохраняемый природный объект природы, или заповедная зона, или же православная святыня, необходимо изначально рассказать об их назначении, истории, подчеркнуть, особенности и значимость. Свои впечатления они позже отразят в этюдах.

Формирование устойчивого интереса к родному Краю необходимо вести систематично и последовательно с раннего детства и школа имеет при этом немаловажное значение. Единство приемов, методов и воздействий, различных видов деятельности и форм работы, педагогический пример, обеспечивает положительное и бережное отношение к Родине.























ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Сражение.(1 стадия 2 период) Сефар. Тассилин-Аджер Сахара.

Рис 1

Роспись гробницы Бени-Хасан

Рис 2

Фреска «Вид на гавань» Стабия

Рис 3

Гу Кайчжи Древний Китай

Рис 4

«Шествие волхвов» (I пол. XV века) Стефано ди Джованни

Рис 5

Леонардо да Винчи "Мона Лиза"

Рис 6

Джорджоне "Гроза"

Рис 7

Эль Греко “Вид Толедо” (1610–1614)

Рис 8

Питер Брейгель старший «Падение Икара» 1555-58

Рис 9

Ян ван Гойен. Пейзаж

Рис 10

Ян Вермер Делфтский “Улочка” (до 1660, Рейксмузеум, Амстердам)

Рис 11

Диего Веласкеса («Вид виллы Медичи», 1650–1651,)

Рис 12

Клод Лоррен. «Сцена в порту с видом виллы Медичи»

Рис 13

П. Рубенса«Пейзажу с радугой».

Рис 14

Франческо Гварди «Каприччо» 1745

Рис 15

А.Ватто «Паломничество на остров Киферу», 1717

Рис 16

Жан Оноре Фрагонар, («Сады виллы д’Эсте»)

Рис 17

«Голубой Риги. Озеро Люцерн. Восход» (1842)

Рис 18

К.Коро «Вид Ривы»


Рис 19

Э.Моне «Руанский собор. Полдень»

1982-93.

Рис 20

П.Синьяк «Клиппер»1887

.

Рис 21

С.Щедрин «Новый Рим. Замок Святого ангела».1823-25

Рис 22

И.К.Айвазовский «Радуга»

Рис 23

А.К.Саврасов «Грачи прилетели»

Рис 24

И.М.Левитан «Март»

Рис 25

А.Рылов «Закат»

Рис 26


А.И.Куинджи. «Вечер на Украине» 1878.

Рис 27

Н.Лукашук «Непогода» 2008.

Рис 28

И.К.Айвазовский «Море. Коктебельская бухта» 1853.

Рис 29

А.Зайцев «Старая пристань»

Рис 30


В.Пантюхин. «Вологда.Кремль»



Рис 31

К.Ф.Богаевкий «Днепрострой» 1931



Рис 32

Е.Леонов «Космический пейзаж»

Рис 33

Н.Пуссен «Пейзаж с полифемом»

Рис 34

И.Шишкин «Корабельная роща»

Рис 35

М.Воробьёв «Осенняя ночь в Петербурге»

Рис 36

Н.Ромадин «Весенний ручей» 1953

Рис 37

К.Маковский «Дети, бегущие от грозы»

Рис 38

А.Грицай. «Подснежники. Осинник»

Рис 39

М.Врубель «Фантастический пейзаж»

Рис 40

Ю.М.Измайлов «Абстрактный пейзаж»

Рис 41

А.Бурак «Площадь 1905г.» 1995

Рис 42

А.Васнецов «Московский Кремль при Иване III»

Рис 43

С.Ивойлова «Сон будущего»

Рис 44

К.Бритов «Голубая весна» 2005

Рис 45



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Якимчева Виктория Викторовна

Дата: 04.09.2018

Номер свидетельства: 477118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства