Открытое занятие с использованием нетрадиционных художественных техник и ИКТ
«Чудо-цветок»
-
Цель: формирование навыков рисования с использованием нетрадиционных техник
Задачи:
образовательные - познакомить детей с новым приёмом изображения «монотипия». Создать изображение сказочного цветка, используя данную технику.
коррекционно-развивающие – совершенствовать технические приёмы и навыки, развивать координацию движений руки и глазомер. Развивать мыслительную активность, самостоятельность, чувство композиции, творческое воображение.
воспитательные – воспитывать эстетическое отношение к природе, формировать положительный интерес к творческой деятельности.
Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» и изображения различных цветов в виде презентации, аудиозапись отрывка из балета «Щелкунчик» («Вальс цветов») для сопровождения презентации, аудиозапись звуков природы в сопровождении музыки (голоса птиц, журчание воды) для релаксации, плакат «Творческий словарик» с надписью «Монотипия», закрытой бумагой. Бумага формата А3, сложенная пополам, гуашь, кисти № 6 салфетки. Ноутбук, проектор, экран для демонстрации презентации.
Ход занятия
Организационный момент. Психологический настрой – приветствуем детей и гостей, эмоционально настраиваем ребят на спокойную творческую атмосферу в процессе работы. Проверяем готовность рабочих мест к занятию, наличие всего необходимого.
Педагог: Здравствуйте, ребята и дорогие гости! Сегодня мы проводим занятие, тема которого «Чудо-цветок». (Слайд 1).
Но прежде чем мы начнём, давайте проверим, всё ли нужное для работы у нас есть.
Вступительная беседа с презентацией «Чудо-цветок». (Во время беседы демонстрируется презентация (слайд 2-18) под звуки произведения П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).
Педагог: Ребята, давайте посмотрим на эти великолепные цветы, как они красивы и величавы. Я думаю, что среди них вы узнаете свои любимые. Цветы разнообразны, они растут повсюду – в садах, парках, на городских клумбах, в лесу и поле, на берегах рек и озёр. Цветы украшают нашу жизнь. Цветы бывают самых невероятных форм и расцветок. Это поистине живое чудо природы. Наверняка, со многими из них вы знакомы. Сейчас я загадаю вам несколько загадок, а вы угадайте, что это за цветы. (После того как дети называют отгадку, на экране демонстрируется слайд с изображением цветка).
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна,
Могу быть белой, жёлтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной.
(Роза. Слайд 19)
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка. Слайд 20)
Из луковки вырос,
Но в пищу не гож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
(Тюльпан. Слайд 21)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми …
(Гвоздиками. Слайд 22)
Педагог: А сейчас, ребята, я предлагаю вам перенестись в волшебный сад. Для этого мы закроем глаза, положим руки на колени. Прислушайтесь. Это звуки волшебного сада. Вы слышите, как шумит лёгкий ветерок, в кронах деревьев, журчит ручеёк по камушкам. С ветки на ветку перепархивают птицы. Мы идём по узкой дорожке, вокруг нас трава-мурава, растут удивительные растения, прекрасными песнями заливаются птицы.
Где-то вдалеке засветилось красное пятнышко. Это, наверное, в нашем удивительном саду растёт волшебный цветок, как, например, цветок из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Давайте на него посмотрим. (Слайд 23).
Помните эту сказку? Младшая дочь купца попросила привезти ей в подарок из стран далёких «аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете». Долго пришлось бродить купцу по белу свету, прежде чем попал он в волшебный сад. «И вдруг видит он, на пригорке пятнистом цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. У честного купца дух занимается; затряслись руки и ноги у купца и возговорил он голосом радостным:
- Вот аленький цветочек, краше которого нет на белом свете, о котором просила меня дочь меньшая, любимая». (Слайд 24-25)
Основная – практическая часть.
Педагог: Ребята, пусть у каждого из вас будет свой аленький цветочек, чудо-цветок, который мы можете подарить кому-нибудь из своих близких. Но прежде чем мы начнём рисовать, скажите, что есть у каждого цветка? (Слайд 26). (Ответы детей – стебелёк, листики, цветочная чашечка).
Педагог: Так как нам сегодня нужен необыкновенный чудо-цветок, то и рисовать мы его будем необыкновенным способом.
Сейчас я вам покажу, как же можно создать волшебный цветок. Мы берём лист бумаги, сложенный пополам. Разворачиваем его. На одну половину листа наносим несколько капель краски разных цветов, складываем лист и слегка прижимаем его ладонью. При этом обязательно нужно сказать волшебные слова:
Маленькие капельки
Краски разноцветной,
Быстро соединитесь,
В чудо превратитесь!
Раз, два, три – а теперь –
Смотри!
Разворачиваем сложенный лист. Перед нами разноцветные пятна – отпечатки. Вот вам и цветочные чашечки, нужно дорисовать стебельки и листья. Этот приём изображения называется монотипия – цветной отпечаток. (Педагог открывает на плакате «Творческий словарик» надпись: «Монотипия (цветной отпечаток)».
Педагог: Теперь, используя технику монотипия, вы сами сможете нарисовать волшебный чудо цветок. (Педагог контролирует и направляет действия детей, контролирует ход работы, помогает, проговаривает вместе с детьми «волшебные слова»).
Заключительная часть.
Педагог: Ребята, какие прекрасные у всех вас получились цветы, настоящие «аленькие цветочки» из сказки. Я благодарю вас за терпение, фантазию, старание. Ребята, а что же вы сделаете со своими рисунками? (Ответы детей: сделаю подарок близким, подарок гостям, украсит класс и т.д.).