Актуализация и активизация знаний обучающихся. | Активизация внимания, определение темы урока детьми | Слайд №2, анимация картин старых времен, народного промысла с наложенной музыкой Слайд №3 Слайд№4 Слайд №5, анимация картин, наложена музыка | Определение темы и цели занятия. . Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково… - Как вы думаете. Чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? Но не об обычных игрушках, а о народных игрушках .-Правильно, ребята. Тема урока: «Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру». Виды этих игрушек представлены на доске (из бумаги вырезаны Дымковские игрушки: индюк, барышня, козлик и т.д..) -Вы возьмете для работы ту, которая больше нравится, украсите ее. А потом устроим ярмарку народных ремесел. -А что значит «народных ремесел?» Гончары – это люди, которые лепили посуду из глины. - А что такое ярмарка? -Веселым праздником вливалась в жизнь русского народа пестрая и шумная ярмарка. Принаряженная толпа, ярко раскрашенные ярмарочные вывески, горы разного товара никого не оставляли равнодушным, тем более художника. Посмотрите, как прекрасно отобразил ее в своей картине художник Б.М. Кустодиев “ Ярмарка”. На картине изображены торговые ряды в начале века и русский люд в традиционных для той поры костюмах, картузах, лаптях и сапогах, все с покупками. Здесь можно было увидеть и выступление бродячего цирка с заморскими зверями и развлекательные клоунады, пантомимы. Услышать заунывного шарманщика и рядом веселого гармониста-исполнителя сатирических куплетов, задорных частушек. И среди всей этой шумной разноголосицы слышались зазывные голоса продавцов и разносчиков игрушек. - Кем бы вы хотели быть на ярмарке? - И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры. - Мы разделимся на группы-артели Народная игрушка» по желанию. Сначала мы будем мастерами артелей. -А что такое «артель»? - Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер. Сейчас у вас есть возможность попробовать себя в этом деле. Мастера каждой артели изобразят изделия по мотивам народного промысла. Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось ее купить. А затем мастера –продавцы станут покупателями изделий других мастеров, хваля или критикуя их мастерство. | -Мы познакомимся сегодня со стариной игрушкой, узнаем как она называется, где и когда она появилась, узнаем, как ее изготавливали. И научимся ее украшать. Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. - У Ожегова: «Ремесло -профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом», а «народное»-какого то народа. - Это праздник, народное гулянье, на котором артисты проводят аттракционы, концерты, представления; продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки. - Продавцами, покупателями, мастерами народных промыслов. -Второе значение у С.И.Ожегова « Артель-объединение лиц некоторых профессий (связанных с физическим трудом) для совместной работы» Вспоминают ТБ при работе с инструментами, формируют содержание темы занят | Готовность к восприятию изучаемого материала, обогащение словарного запаса, знакомство с произведением искусства (картина Б.М.Кустодиева «Ярмарка»), воспитание интереса к народному искусству, любви к своей Родине. |
Изучение нового материала | Познакомить обучающихся с историей промысла и произведениями народно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка, | Слайд №6, анимация появление карты местности Слайд №7 Слайд №8 с анимацией смена картинок Слайд№9 Слайд №10 анимация смена картинок Слайд №11 Слайд №12 | -Для начала узнаем, а где же живут мастера Дымковской игрушки? Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали. -Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг белым – бело. Сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочет ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне. - - Какие цвета встречаются - Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием (теперь Киров). И теперь там находится фабрика по производству дымковской игрушки. И называют ее люди по-разному — то дымковская, то вятская, то кировская. Ласково и нежно называют эту игрушку - «дымка». По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья — гулянием на берегу реки Вятки. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. - Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки. - Как изготавливают Дымковскую игрушку расскажут ребята. -Дымковская игрушка — самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Что использовали художники для росписи игрушек? -Какие геометрические фигуры вы видите? -Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы — или рассыпаются между ними — точки, черточки, тонкие линии. Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами — кругами, овалами или кольцами. -А какого цвета эти геометрические фигуры? -На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно. Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка. -Каждый цвет у народных умельцев имел свое значение. Например, белый цвет – это цвет чистоты, а красный цвет связывали с солнышком. Обратите внимание, что каждая игрушка при расписывании имеет фон. -На каком фоне написаны все кружочки, овалы, линии, крестики? -Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора. Остается много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись веселая, жизнерадостная. -Почти в каждой игрушке присутствует и черный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, черточек, подчеркивающие яркость крупных элементов узора — колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними). -У каждой дымковской мастерицы свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции древнего промысла. | Привезли мы глину с дальнего пруда, Ну-ка за работу, чудо-мастера!
И слеплю лошадочку, я ее поглажу. И седельце с бахромой на спине прилажу. Слепим, высушим – и в печь, А потом распишем, Будем мы игрушки печь, печка жаром пышет. А в печи не калачи, а в печи –не куличи, ни пышки, не ватрушки, В печи – игрушки. Вылезай скорей, медведь, В печке можно угореть. -Они использовали геометрические фигуры. -Мы видим круги, окружности, линии. -Яркие: красного, синего, зеленого, желтого, черного, оранжевого малинового, золотого цвета.. -На белом. | Достижение целей урока: знакомство с историей возникновения Дымковской игрушки, способом изготовления, чем расписывали «дымки», пробуют себя в роли «мастера игрушечных дел». |
Закрепление изученного материала | Применение полученных знаний на практике, дать возможность почувствовать себя народными мастерами | Слайд №14 | -Сегодня вы будете мастерами, представляющими Дымковские игрушки. - Что надо сделать, чтобы получилась змейка? Берем на кисть красный цвет и , слегка нажимая на кисть проводим волнистую линию – змейку. – Как ее можно украсить? Украшаем ее зелеными точками в изгибах снаружи и внутри. - Что имеет круглую форму? 2)- Как можно украсить желтый кружок? В середине рисуем еще кружок красного цвета, затем украсим точками вокруг этих кружков. 3) - А синий кружок? Затем украсим точками красного цвета вокруг этого круга. ( Учитель выполняет рисование элементов на интерактивной доске) | Карточка-задание мастерам артелей: -нанести узор на игрушку по мотивам Дымковской; -подготовить их к выставке на нашей ярмарке; -прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей солнце | Формирование основных компетентностей : применять полученные знания и опыт в конкретной ситуации; технологическая компетентность (умение действовать по алгоритму, образцу), информационная, коммуникативная, социальная. |
Оценивание работ | Театрализованное представление и защита творческих работ | Слайд № 15 наложена музыка | (Театрализованное представление творческих работ. Готовые изделия расставляются мастерами артели на ярмарочных прилавках). Купцы дорогие, Люди торговые, На нашей ярмарке должны вы Свой товар расхвалить, Ничего не забыть. И себя показать, И товар свой продать. А, вы, сестры и браты, Из какой вы слободы? /Дымковской/ -Особенное оживление было около игрушек. Их продавали в магазинах и лавках в наскоро сколоченных палатках, и прямо с открытых лотков. Умели продавцы и разносчики игрушек показать свой товар. Выставляли на прилавок самые смешные и забавные игрушки с веселыми поговорками и прибаутками предлагали их любопытному покупателю. -Почему такие названия у этих игрушек? – Ребята, расскажите, какими узорами и орнаментом расписаны игрушки? – Какими красками пользовались мастера в росписи дымковских игрушек? | Рекламируют товар) Расписные индюшата, Кони, птицы и утята, Расписные даже хрюшки – В царстве дымковской игрушки! Игрушки наши повсюду славятся. Подходите скорее, вам понравятся. Берем игрушки для нашей подружки. Покупают люди сушки И на дивную игрушку Смотрят долго, не дыша До чего же, хороша. Мы игрушки знатные Складные да ладные Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся! Хозяйка с ярмарки идет, Игрушки деточкам несет. Игрушка не простая, Свистулька расписная. Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный, У большого индюка Все расписаны бока. | Обучение самих обучающихся способам оценивания, возможность оценить интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника, |
Итоги занятия. Рефлексия деятельности | Определение настроения обучающихся, ощущения радости успеха, | | -Закончила работу наша ярмарка. Кто смел, Тот успел И себя показать, И товар продать. -Сколько умения и терпения надо иметь, чтобы стать мастером. Как талантлив русский народ! - Благодарю всех за работу. Ваши работы пленяют своим творчеством. В одной игрушке чувствуешь загадочность, другие создают волшебство, третьи завораживают, но все они отличаются большим разнообразием настроений, которые вы хотели передать. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет покупателя ярмарки равнодушным. -Какие чувства вызвало у Вас наше занятие? - Запомните свои эмоции. Это эмоции творчества. От творчества можно получить разное эмоциональное состояние – подъем, активность, а можно и расслабиться. Закончите предложения на экране: Сегодня на занятии я ... (Сегодня на уроке я представлял себя мастером народной игрушки.) Сегодня на занятии я узнал...... - -Спасибо за занятие! (Уборка рабочего места) | | Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов Самоутверждение детей в успешности |